А3. - ДОН КАЗАЧИЙ Календарь перекидной на 2015 год



Nbsp; Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования  «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВО «НГПУ») Факультет искусств и дизайна (ФИиД) Кафедра Инновационного дизайна     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ     Дизайн – проект сувенирной продукции города Набережные Челны Тема работы   54.02.01 Дизайн (по отраслям)   Заведующий кафедрой ___________________           ___________________                 ___________________  Уч. степень, звание                           (подпись, дата)                                     Фамилия И.О.     «Допустить к защите» «___»___________ 2017 г.     Руководитель ___________________            ___________________               ___________________ Уч. степень, звание                           (подпись, дата)                                   Фамилия И.О.     Обучающийся                         ___________________                 ___________________                                                        (подпись, дата)                                   Фамилия И.О.                                                                                                                                      Номер группы_______     Набережные Челны, 2017   Выпускная квалификационная работа выполнена мной самостоятельно. На использованные в работе материалы и концепции из опубликованной научной литературы и других источников имеются ссылки.   Фамилия И.О. __________________                                                         (подпись)   «____» _____________ 20__ г.     КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ   СОГЛАСОВАНО                                     Зав. кафедрой ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_____________________ «_____» __________2017 г.   УТВЕРЖДАЮ Научный руководитель ____________________ «_____» __________2017 г.   Обучающийся______________________________________________________________ (ФИО, группа) Тема работы________________________________________________________________   № п/п Этапы работы Срок выполнения Отметка о выполнении 1 Поиск и выбор предполагаемой темы ВКР До 04.05.17   2 Подробное ознакомление с темой и заданием. Закрепление предварительной темы и научного руководителя ВКР До 04.05.17   3 Сбор и анализ информации и исходных данных по теме ВКР, систематизация материала, выполнение предпроектного исследования (20%) До 11.05.17   4 Выполнение художественно-проектного поиска и формирование общей концепции по теме. Утверждение окончательной формулировки темы (40%) До 18.05.17   5 Выполнение эргономического, технологического, конструктивного обоснования ВКР До 25.05.17   6 Оформление пояснительной записки (60%) До 01.06.17   7 Оформление графической части (80%) До 08.06.17   8 Проверка содержания отдельных разделов ВКР консультантами  До 12.06.17   9 Проверка содержания выполненной ВКР руководителем До 12.06.17   10 Утверждение (подпись) отдельных разделов ВКР До 12.06.17   11 Утверждение (подпись) ВКР научным руководителем До 12.06.17   12 Предварительная защита ВКР. Допуск к защите (100%) До 15.06.17   13 Нормоконтроль До 12.06.17   14 Рецензирование До 15.06.17   15 Защита ВКР С 22.06.17 по 28.06.17     График составлен «28» апреля 2017 г. Обучающийся ____________________________________________   Лист нормоконтроля   Обучающийся___________________________________________________, Фамилия, имя, отчество   группа____________год выпуска___________   Тема ВКР:__________________________________________________________ ___________________________________________________________________   Руководитель ВКР_________________________________________________ Фамилия, имя, отчество   Наименование документа, № страницы, № листа Содержание замечания Условная пометка Отметка о проверке ВКР через системы «Антиплагиат. ВУЗ» Примечание             Нормоконтроллер_______________                                   _________________                                                        Подпись                                                                 Расшифровка подписи                                                 Руководитель ВКР_______________                                  _________________                                                       Подпись                                                                 Расшифровка подписи                                                                                               Содержание   Введение…………………………………………………………………...............3 Глава 1 Предпроектный анализ…………………………………………………..4 1.1  Историческая справка………………………………......................................4  1.1.1 История города Набережные Челны………………………………………4 1.1.1.1 Достопримечательности…………………………………….....................5 1.1.2 Информация о сувенирной продукции…………………………………….7 1.2.  Анализ проектной ситуации и проблем…………………………………..15 1.3. Анализ аналогов…………………………………………………………….16 1.4. Нормативные документы……………………………………………….......16 Глава 2 Описания проектного решения………………………………………..16 2.1 Художественно-проектное обоснование………………………………. ….16 2.2 Конструктивно-технологическое обоснование…………………………....17 2.2.1 Цветовое решение…………………………………………………………18 2.2.2 Шрифт………………………………………………………………………19 2.2.3 Панно……………………………………………………………………….20 2.2.4 Материалы для сувенирной продукции………………………………….22 Заключение………………………………………………………….....................23 Список литературы……………………………………………………………………….24 Приложение………………………………………………………...…………….25                                                                                         Введение Актуальность исследуемой темы связана с отсутствием сувенирной продукции посвященной г. Набережные Челны. Образцы сувенирной продукции, с одной стороны, отражают имидж населённого пункта, с другой стороны, способствуют его формированию как в сознании местных жителей, так и в сознании туристов. Следовательно, изучая рынок сувенирной продукции, можно способствовать формированию положительного имиджа региона и сделать этот процесс управляемым и регулируемым. В последние годы активно обсуждается то, что сувенирная продукция становится одним из самых важных атрибутов торговой марки, что еще раз подчеркивает актуальность данной темы. Сувенирная продукция является отличным двигателем рекламы, а так же просто хорошим подарком. Порой это даже просто полезные вещи, которые люди дарят друг другу в качестве презента на память. Объектом исследования является сувенирная продукция, а предметом – формирование имиджа региона посредством продвижения сувенирной продукции. Цель данной работы – исследовать сувенирную продукцию, как средство формирования имиджа города.   Поставленные  задачи:   - Разработка эскизов, создание панно   - Изучить научную и методическую литературу по теме; - Рассмотреть историю сувенирной продукции; - Изучить историю г. Набережные Челны и рассмотреть достопримечательности - Изучить батик - Создание сувенирных продуктов - Рассмотреть разновидности сувениров Теоретическая значимость дипломного проекта заключается в обогащении и пополнении знаний, которые в дальнейшем будут использованы практической и дизайнерской деятельности.                              Глава 1 Предпроектный анализ                                1 .2 Историческая справка            1.1.1 История города Набережные Челны Набережные Челны - город, расположенный на северо-востоке Татарстана, на берегу реки Кама. Ее берега соединяет плотина, по которой проходят железнодорожная и автомобильная дороги. Является вторым по численности городом республики. При этом больше 40% населения составляют люди до 29 лет. Согласно данным археологических раскопок, здесь жили племена срубной культуры еще в эпоху бронзового века, то есть в III тысячелетии до н.э. Современные поселения здесь появились в 1626 году. Это был так называемый Чалнинский починок. А сам город появился из соседнего села. К концу 19 века Набережные Челны стал крупным центром торговли хлебом, однако самый настоящий бум роста город испытал в середине 20 века. В 1960-х годах здесь появилась Нижнекамская ГЭС, а двумя десятилетиями позже – завод грузовиков КАМАЗ. Именно в это время город из маленького 20-тысячного поселения стал полумиллионным. Любопытно, но в течение нескольких лет, с 1982 по 1988, город носил имя генерального секретаря КПСС Леонида Брежнева. После историческое название городу вернули. В 1993 году КАМАЗ был полностью разрушен из-за пожара, а моногород испытал тяжелую стагнацию. Однако в 2000-х годах началось его оживление в связи с развитием производства. Город сегодня - это крупный промышленный центр в республике. Градообразующим предприятием является Камский автомобильный завод. Кроме того, здесь расположен единственный в Татарстане картонно-бумажный комбинат. Славится он и пищевой промышленностью. Набережные Челны является крупным транспортным узлом. Здесь есть железнодорожный, автомобильный и авиационный узел. Через город проходит федеральная трасса М7 «Волга», а местный речной порт успевает обслужить до 200 тысяч пассажиров за навигацию. Сегодня Набережные Челны - это динамично развивающийся моногород, большим потенциалом в области образования и культуры: в городе работают вузы, театры, музеи и картинные галереи.                                 1.1.1.1 Достопримечательности     Город Набережные Челны богат на красивые места. Среди достопримечательностей можно выделить красивые парки и архитектурные композиции. Для сувенирной продукции было выбрано тринадцать достопримечательностей:   Комплекс авангардных скульптур Ильдара Ханова «Древо жизни» и «Противостояние» Всего в городе расположено полтора десятка памятников истории и культуры. Но внимания заслуживает несколько самых интересных. Визитной карточкой города является Комплекс авангардных скульптур, расположенный на бульваре Энтузиастов. Работы над ним вились в течение 10 лет. Сюда входят скульптуры различной тематики. Например, «Гармония», «Древо жизни», «Пробуждение» и другие. Памятник Владимиру Высоцкому Челнинский памятник выдающему поэту и актеру является самым большим в нашей стране. Он достигает в высоту 9 метров. В 1974 году Высоцкий останавливался в городе на несколько дней с гастролями театра на Таганке. Тогда он пел не только на театральных подмостках, но и на строительных площадках КАМАЗА. Памятник установлен на площади, которая также носит имя поэта. Сама скульптура представляет собой несколько символичных элементов: разбитая гитара, сцена, колокол. Храмы и мечети: Свято-Вознесенский собор Собор был основан в 19 веке. Большую часть средств выделил известный купец и писатель Дмитрий Стахеев. Храм построен в стиле эклектики. Имеет трехъярусную колокольню, пристрой и ажурную ограду, изготовленную местными мастерами. Храм преподобного Серафима Саровского Храм преподобного Серафима Саровского в Набережных Челнах возвышается на берегу реки Кама. Решение о его строительстве было принято в 90-х, и тогда инициаторы проекта не предполагали, что в качестве участка под строительство им достанется место, где когда-то уже была церковь: храм Илии Пророка. Его закрыли в 30-х годах двадцатого столетия, а в 80-х снесли. Мечеть «Нур-ихлас» Это крупнейшее мусульманское религиозное сооружение в городе, построенное около 20 лет назад. «Нур-ихлас» - современное культовое сооружение, имеющее живописную и объемную композицию в постмодернистской трактовке архитектуры.     Мечеть «Тауба» Мечеть "Тауба" – это современный мусульманский культовый храм, который расположен на берегу реки Камы. «Тауба» имеет традиционное шатровое покрытие зала и минарета, сооруженное в стиле модерн. Мечеть построили в 1989-1992 годах, за основу взят проект архитектора М. Басырова. Основная часть средств на строительные работы была пожертвована прихожанами и организациями города. Главный въезд на территорию мечети находится на улице Центральной. «Тауба» - это зальная мечеть, имеющая отдельные входы для мужчин и женщин, минарет расположен с северной стороны торца здания. С севера также к основному строению примыкает одноэтажный корпус. Крышу в этом строении заменяет мощеная терраса, с которой в молельный зал можно попасть через тамбур, расположенный у основания минарета. Зрительный зал в мечете «Тауба» рассчитан на 130 мест. Музей истории города Экспозиция Музея истории города Набережные челны насчитывает порядка 30 тысяч экспонатов. Использованы как подлинные исторические предметы, так и муляжи. Здесь можно посмотреть на национальные костюмы, узнать быт крестьян и купцов давнего времени. Также здесь есть экспозиции радиоприемников, выставка, посвященная строительству завода КАМАЗ и первому автомобилю. Прямо в музее находится настоящая кабина знаменитой машины. Русский драматический театр «Мастеровые» Этот театр был организован в 1975 году. Невероятно, но первыми актерами были рабочие строящегося КАМАЗА. Отсюда и название «Мастеровые». Само здание театра очень примечательно. Все три его этажа пробивает дерево ярко-красного цвета. Это символ мастерства и стойкости, а также живое воплощение театральной труппы. Репертуар театра богат и разнообразен. Здесь вы найдете глубокие драматичные постановки по произведениям отечественных писателей: Василия Шукшина, Григория Горина, Александра Вампилова, Людмилы Петрушевской, Владимира Набокова. Не обойдены вниманием и такие гении как Бернард Шоу, Бертольд Брехт, Мольер, Габриель Гарсиа Лорка. Бизнес-центр "2.18" Это самое высокое и известное административное здание в г. Набережные Челны. Его в народе прозвали "Тюбетейкой". В здании 24 этажа, а высота - 81 метр. В последнее время является даже визитной карточкой города. Здание построено согласно современным требованиям и оснащено современными инженерными системами (вентиляция, кондиционирование, пожаротушение). На крыше здания разместилась смотровая площадка, с которой открывается потрясающий вид на город, вплоть до реки Кама. Дворец торжеств Дворец торжеств в Набережных Челнах расположился на проспекте Чулман, дом 79, представляет собой здание построенное в XXI веке, в нем находится изумительной красоты зал ожидания и комнаты жениха и невесты, а так же вместительный вестибюль, зал ожидания. Дворец торжественно открыт с 2008 года, изначально имел название: "Набережночелнинский Дворец Бракосочетания", после в 2009 году 16 сентября переименован на Дворец Торжеств. Здание построено в современном стиле, ярко выделяется застекленный фасад, придающий красивый и праздничный вид. Сооружена большая парковка. Комнаты жениха выдержана в строгих тонах, что придает серьезный настрой, а комната невесты в нежно розовом цвете. В загсе находится мраморная винтовая лестница, по традиции супруги на ней фотографируются. Работает фотосалон, где молодые могут сделать фотографии и даже портреты на память. В залах шикарная и удобная мебель, красивые занавесы. Улица Центральная Улица Центральная, известная ранее как Старый Город, – это историческая часть Набережных Челнов. До 1917 года в этой части города находились: базарная площадь с торговым корпусом, лавки, магазины, склады, а также сушилки местных купцов. На протяжении всей истории существования улица Центральная была деловым и административным центром города. Здесь стояли здания податного присутствия, земского начальника и станового пристава 4-го стана. Окончательное очертание эта территория обрела к началу XX века. В те годы улица на средства Мензелинского уездного земства была полностью замощена камнем. После прихода Советской власти Центральная улица также осталась административным, торговым и культурным центром Набережных Челнов. К сожалению, во время строительства Нижнекамской ГЭС значительная часть этой улицы оказалась разрушенной. Городская Мерия Городская Мэрия расположена в Набережных Челнах на площади Азатлык. В 2012 год объявлен конкурс на обслуживание мэрии. Территория мэрии охраняется, расположена в центре города. [kazan.tour52.ru/oblast/chelni/]                         1.1.2 Информация о сувенирной продукции История появления сувенира началась много веков назад. Как только появилось человеческое общество, появился и сувенир. Термин «сувенир» произошел от французского слова «souvenir». Оно означает воспоминание. В настоящее время сувенир призван сохранять память о разных людях и произошедших событиях. Но, привычное для нас его назначение в древности было совсем иным. История развития сувенира уходит корнями в глубокую древность. Она связана с магическими обрядами. В далекие времена, когда человек не мог разобраться в явлениях природы, он наделял ее сверхъестественной силой. Чтобы отвести бедствия и несчастья, человек научился изображать божество в амулетах, создаваемых им из привычного материала, — глины, дерева, металла. Таким образом, сувенир с самого начала своего существования играл роль знака, символа. А в древнем Египте сувениром назывались предметы, которые предназначались умершим людям. В гробницу к умершим укладывались различные предметы, которые, по мнению родных, будут им необходимы в другой жизни. Эти предметы специально изготавливались в уменьшенном размере, по внешнему виду представляющие точную копию оригинальных предметов. Различные изображения предметов культуры и быта, которые использовались усопшим при жизни, должны были окружать его и в потустороннем мире. Наличие древних сувениров подтверждается археологическими раскопками в Египте. Эта традиция египтян основана на уверенности людей, что после смерти душа остается жить. Они считали, что души от окружающих человека вещей так же должны перейти в царство другой жизни. Для фараонов Египта все окружавшие их предметы быта и культурные ценности укладывались с усопшим в натуральном размере. Огромные египетские пирамиды, где хоронились фараоны, имели достаточно места, чтобы разместить там все богатство. Древние сувениры изготавливались из подручных материалов. Это дерево, камень и глина. Они были единичными и уникальными. Распространено в древнем Египте было и изготовление статуэток в виде богов, которым люди поклонялись. Статуэтки богов и идолов изготавливались и другими народами и племенами древнего мира. На Руси древние сувениры преподносились в дар дорогим гостям. Они изготавливались так же из природных материалов, которые были доступны людям в то далекое время. Это глина, дерево, металл (позже, когда появился). Сувениры на Руси, как и в древнем Египте, олицетворяли собой статуэтки богов, только своих, языческих. В умелых руках мастеров они приобретали причудливую форму. Затем они подвергались росписи. Такие древние сувениры хранились в каждой семье и передавались от поколения к поколению. История сувенира продолжилась появлением в 19 веке в европейских странах необычного и нового сувенира, который назывался медальон. Это событие ознаменовало придание слову «сувенир» нового значения. 19 век считается эпохой расцвета романтизма, и в это время медальоны дарили друг другу в знак особой связи между людьми, чтобы оставить о себе память. В основном, такие подарки были распространены и доступны в аристократических кругах. Сувениры в то время уже имели некий символический смысл, имеют они его и в наше время. Мы выбираем сувениры по определенным их качествам и смыслу, который они в себе несут. Так же сувениры могут нести в себе особенности местности, из которых они были привезены. Сувениры хранят в себе память о посещенных местах, о людях, которые дороги и о разных важных событиях. Эти прелестные предметы способны вдохновить человека на новое приключение или встречу. История сувенира — это долгий путь от фигурок, имеющих культовое и религиозное назначение, до различных по назначению предметов, которые мы преподносим в качестве подарков сейчас. [worldofsouvenirs.ru ] С развитием промышленного производства сувениров массовыми тиражами произошло разделение понятий «подарочное изделие» и «сувенирное изделие». Если любой сувенир, изготовленный промышленным предприятием или предприятием народного художественного промысла, может служить подарком, то подарочное изделие, не обладающее способностью вызывать общезначимые, понятные всем памятные ассоциации, не может считаться сувениром, так как не выполняет его основной функции. Одновременно произошло разделение понятий «декоративное изделие» и «сувенирное изделие». Любое высокохудожественное декоративное изделие может быть приобретено в качестве подарка, но полноценным сувениром оно будет только в том случае, когда его образное решение вызовет в нас вполне определенные ассоциации с местом, где оно было приобретено (город, село, область, край, республика), с определенной народностью, национальностью или страной, с каким-либо памятным событием. Поэтому декоративные изделия народных художественных промыслов всегда являются сувенирами. А декоративные изделия (вазы, коробочки, настенные украшения и др.), выполненные художниками декоративно-прикладного искусства или промышленными предприятиями по проектам художников, смогут считаться сувенирами лишь при наличии в их художественном образе ассоциативного памятного начала. Между понятиями «сувенир» и «изделие народных художественных промыслов» есть принципиальная разница. Изделия народных художественных промыслов -оригинальные, неповторимые произведения искусства, так как каждое изделие создается индивидуально мастером-художником. Сувенир -это механически воспроизведенный промышленностью в огромных тиражах созданный художником оригинал. Если производство изделий народных художественных промыслов сосредоточено в основном на предприятиях местной промышленности и Художественного фонда, то сувениры производят предприятия разных отраслей промышленности, в том числе и предприятия народных художественных промыслов. Существует разница и между понятиями «личный» и «общезначимый» сувенир. Личным сувениром может быть любой предмет природного происхождения или созданный человеком, напоминающий субъекту о каком-либо событии, месте, человеке и совершенно не обязательно вызывающий подобные ассоциации у других людей. Такой предмет может быть подарен или куплен, найден или взят на память. Общезначимый сувенир - это предмет, изготовленный на предприятии народных художественных промыслов или любом про­мышленном предприятии, который своим художественным обли­ком напоминает тому, кто его приобрел (или кому он был подарен) о каком-то явлении, месте, людях. Памятность, связь с чем-то, отраженная в таком сувенире, должна быть понятна, должна быть общезначима. Безусловно, это зависит от известности и понятности темы, отраженной в сувенире. Такой сувенир должен иметь эстетическую привлекательность, быть выразительным, вызывать желание его приобрести на память. Сырьем для производства сувениров служат те же материалы, что и для изготовления изделий народных художественных промыслов. Сувениры классифицируют по применяемому материалу, технике изготовления, способу украшения, назначению, способу использования, тематике и другим признакам. По материалу, используемому для изготовления сувениров, они подразделяются на сувениры из различных пород древесины, различных частей дерева; кости, рога, перламутра; пластмассы; металла; папье - маше; резины и каучука; камней; керамики; стекла; тканей, пряжи и нитей; кожи; меха и из прочих материалов. По технике изготовления сувениры бывают: столярные, токарные, резные, литые, штампованные, прессованные, кроено - шитые, вязаные, плетеные и др. По способу украшения их различают: полированные, шлифованные, резные, гравированные, расписные, чеканные, лакированные, оксидированные, черневые, с выжиганием и проч. Сувенирную продукцию разделяют : Рекламные сувениры Рекламный сувенир - это корпоративный подарок, напоминающий о фирме и ее продукции. Рекламная сувенирная продукция пользуется популярностью у крупных компаний и развивающихся начинающих фирм. Партия полезных вещиц с логотипом организации, выпущенная к празднику или корпоративной дате, поднимет статус фирмы в глазах клиентов и партнеров. Оригинальные сувениры будут постоянно привлекать внимание, и напоминать об организации потенциальным потребителям или инвесторам. Промо -  сувениры Само значение слова «promotion» - продвижение, объясняет и назначение данного подвида сувениров – повышение объемов продаж, для массового вручения, для раскрутки товара, или просто чтобы поддержать спрос на известные уже товары. Потому и сувенирная продукция из указанной категории (с нанесением фирменной символики на ручках, брелоках, блокнотах, стикерах и т.п.) распространяется, преимущественно, среди действующих и потенциальных потребителей товаров/услуг фирмы. Такая продукция, как правило, обязательно используется при организации различных промо - акций компании, а также ее присутствии в качестве участника всевозможных выставок и презентаций. Тиражи изготовляемых промо - сувениров исчисляются тысячами, при этом их себестоимость по понятным причинам – одна из самых небольших, в пределах нескольких долларов за единицу. Такими сувенирами могут быть: ручки, открытки, блокноты, брелоки. Логотип, нанесенный на них, напоминает о компании.  Бизнес - сувениры Этот вид сувениров заказывается компанией для презентов потенциальным или имеющимся бизнес - партнерам. Главное назначение бизнес - сувениров обратить внимание или же укрепить заинтересованность партнеров к сотрудничеству с компанией, наряду с демонстрацией симпатий к конкретным бизнес - партнерам. Дарить такие сувениры, именуемые также бизнес -подарки, принято во время деловых встреч. Это определяет достаточно узкую целевую аудиторию презентуемых (как правило, партнеры или особая категория своих же работников) бизнес - сувениров, предполагая их ограниченный тираж. Разновидность корпоративных подарков для работников собственной компании также включается в бизнес - сувениры, и может представлять собой самые разнообразные предметы, будь то визитницы и зонты или футболки и автомобильные шторки.  vip - сувениры Слово VIР сразу же создает представление об эксклюзивности, что почти всегда равнозначно высокой стоимости подарка , предполагают очень высокий уровень тех, кому они преподносятся, высокопоставленным лицам компаний, представителям международных делегаций, политикам и т.д. В среде VIР - сувениров совсем не редкость их изготовление на заказ в единичных экземплярах - для конкретной персоны, расцениваются как сувениры с высокой ценой или от известной марки. В числе основных критериев, относящих сувениры к категории VIP, принято считать эстетичность, цену, престижность марки и, разумеется, эксклюзивность предмета (уникальная авторская работа, ограниченность серии, использование редких материалов и технологий). Причем, такой предмет, отвечая тому или иному требованию, не обязательно должен существовать в единичном экземпляре. Само собой, VIP-сувениры не предназначены для широкого распространения, а вручаются лично, учитывая статус объекта дарения и обстоятельства ситуации. К слову, здесь полет фантазии рекламщиков не ограничивается, и в качестве подарков указанной категории могут быть как вазы, кубки, настольные аксессуары, так и картины, наручные часы, сувенирное оружие, ручки, статуэтки и т.д. Главным условием для VIР - сувенира является их уникальность, подчеркивающая индивидуальный характер преподносимого подарка. [ Портал Web-3.Ru ]      Сувениры классифицируют по применяемому материалу, технике изготовления, способу украшения, назначению, способу использования, тематике и другим признакам. По технике изготовления: – столярные, – токарные, – резные, – литые, – штампованные, – прессованные, – кроено-шитые, – вязаные, – плетеные и др. По способу украшения:  – полированные, – шлифованные, – резные, – гравированные, – расписные, – чеканные, – лакированные, – оксидированные (окисление), – черневые, – с выжиганием и проч. По способу использования: – утилитарные художественно оформленные (посуда, ножи, письменные при- боры, кружева), – декоративные (настольные украшения, настенные панно, скульптура, модели памятников в миниатюре). 4. По тематике: – сувениры, связанные с определенным местом, отражающие природу, жизнь, национальные традиции местного населения, искусство, архитектурные памятники (например, портмоне с изображением Кремля), – сувениры, связанные с какой-либо датой или определенным событием – съездом, выставкой, фестивалем, спортивным состязанием (например, декоративные тарелки с портретами космонавтов, ваза «Аврора»). [ advertology.ru ] По материалу, используемому для изготовления: Сувениры из дерева. В группу сувениров из дерева входят изделия из древесины липы, кизила, березы, осины, ольхи, ореха, чинары, самшита, клена, красного дерева и других декоративных текстурных пород деревьев, а также из капа (нарост на дереве) и капокорня, бересты, лозы, щепы, лыка. Ассортимент сувениров из древесины: мелкая скульптура, игрушки, украшения для женщин, предметы интерьера, сувениры утилитарного значения. Ассортимент украшения для женщин включает браслеты, бусы, серьги с различной росписью. Сувениры для украшения интерьера - это декоративные настенные панно, тарелки, вазы. Сувениры утилитарного назначения: разделочные доски, столовые и кухонные наборы и отдельные предметы, ложкарные сувенирные изделия, карандашницы, пеналы, подсвечники. Ассортимент сувениров из капа и капокорня представлен шкатулками, сигаретницами, портсигарами, папиросницами, трубками, мундштуками, пудреницами, адресными папками, запонками. К сувенирам из бересты с резьбой, тиснением, росписью относят туески, коробки, декоративные панно и тарелки, фигурки, закладки для книг, к сувенирам из лозы с плетением - различные сумочки и корзиночки, футляры, подставки для фруктов, хлебницы. Сувениры из папье-маше с миниатюрной лаковой живописью. Ассортимент данной группы представлен главным образом изделиями палехского, федоскинского, холуйского и мастерского художественных промыслов: декоративные тарелки, пластины и панно, обложки для альбомов и записных книжек, броши, колье, браслеты, а также шкатулки, коробки, игольницы. Сувениры из металла. Сувениры из металлов и сплавов выполняют методом литья, ковки, чеканки, гальванопластики, штамповки, филиграни. Украшают их накладной филигранью, зернью, эмалью, гравировкой, чернением, инкрустацией, отделывают полировкой, шлифовкой. Ассортимент: сувениры декоративного характера, утилитарного назначения, украшения для женщин, нагрудные значки, памятные медали, плакетки, барельефы, гербы, макеты памятников культуры и архитектуры (например, «Останкинская башня»). В подгруппу сувениров декоративного характера входят скульптуры, вазы, панно, пластины, тарелки.9 К сувенирам утилитарного назначения можно отнести подсвечники, предметы сервировки стола, пепельницы, сигаретницы, портсигары, зажигалки с видами городов, памятных мест или архитектурных памятников, самовары, ножи, настольные письменные принадлежности, светильники. Сувениры из кости, рога, перламутра. Выполняют, как правило, с использованием плоскостной резьбы, гравировки, инкрустации и других видов обработки. К ним относят: скульптуру, панно, шахматы, ножи для бумаги, брелоки, мундштуки и трубки, украшенные народным орнаментом, серьги, бусы, шпильки, гребни, настольные декоративные изделия. Сувениры из камня. В данную группу входят сувениры, выполненные из мягких пород камня, янтаря (иногда в сочетании с другими материалами или из камня с резьбой и инкрустацией). Представляют эту группу мелкая скульптура, пепельницы, вазы, чернильные приборы, шкатулки, лампочкиночники, панно, экраны настольные и др. Сувениры из керамики. Для производства керамических сувениров служат фарфор, фаянс, майолика, терракота. В группу сувениров из керамики входят: гербы стран, республик, городов, сказочные персонажи, чайные сервизы, бокалы, кружки, украшения для женщин, керамическая игрушка, декоративные сувениры. К сувенирным изделиям декоративного характера относят скульптуру малых форм (бюсты, фигурки), малую пластику, декоративные вазы, настенные блюда и тарелки, к предметам прикладного характера - несессеры, закладки для книг, сувенирные шахматы, различные подарочные наборы, художественно отделанные пояса. Сувениры из пластмасс. Для производства сувенирных изделий применяют следующие виды пластических масс: пенопласт, аминопласт, полистирол, оргстекло. Иногда пластмассы используют в сочетании с другими материалами. Сувенирные изделия из пластмасс подразделяют на шесть подгрупп: - предметы домашнего обихода - миниатюрные ночники, стаканы для карандашей, настольные термометры, вазы, чайницы, подстаканники, рамки; - принадлежности туалета -пудреницы разных форм, расчески в футлярах, футляры для зубных щеток и мыла, щетки дорожные и туалетные, шкатулки; - принадлежности для курения - сигаретницы, портсигары, мундштуки, курительные приборы и трубки; – декоративные изделия - фоторамки, настенные тарелки, панно; - настольная скульптура; - прочие сувениры из пластмассы - значки, барельефы, брелоки, броши, веера, домино, шахматы. Сувениры группы бумажно-беловых (печатных) товаров. В данную группу сувенирных изделий входят различные красочно оформленные альбомы для фотографий, марок, альбомы с изображениями исторических мест и достопримечательностей, альбомы, посвященные городам («Суздаль»), знакомящие с архитектурными ансамблями («Петродворец», «Пушкин», «Павловск»), альбомы по искусству, записные книжки, блокноты, сувенирные альбомы, состоящие из блокнота и записной книжки, конверты и почтовые наборы, открытки и их наборы, буклеты, фотографии, календари. К сувенирам из резины и каучука относят шаржированные маски, миниатюрные шины с тематическими изображениями и другие изделия. [ officemart.ru ] Существует достаточно много различных технологий нанесения символики на сувенирную продукцию. Выбор того или иного способа зависит в первую очередь от самого предмета, его предназначения, а также тиража. Шелкография Суть данной технологии заключается в продавливании краски через мелкоячеистую сетку по определенному трафарету. За один прокат можно нанести одну краску. Используется для нанесения изображения на плоские, реже цилиндрические поверхности, при тиражах, превышающих 50 экземпляров. При этом размер изображения ограничен размером сетки. Предметы: таблички, указатели, пиктограммы, бейджи, дипломы, плоские сувениры и т. п. Плюсы: идентичность изделий в одном тираже, низкая себестоимость при больших тиражах. Минусы: длительный подготовительный процесс до печати, подходят только гладкие поверхности, при малых тиражах себестоимость слишком высока. Тампопечать Используется для печати по плоским и криволинейным поверхностям при тиражах от 50 экземпляров. Технология основана на перенесении краски с помощью клише через эластичный силиконовый тампон, повторяющий кривизну поверхности. Размер изображения ограничен величиной тампона и клише. Предметы: бейджи, ручки, брелоки, посуда, инструменты, таблички, сувениры. Плюсы: те же, что и при шелкографии, а также возможность печати по криволинейным поверхностям. Минусы: те же, что при использовании шелкографии. Металлофото Технология основана на нанесении анодно-окисного металлографического покрытия на алюминиевые сплавы специальных марок. Оптическое разрешение печати 10000 dpi, что позволяет размещать микротекст (как способ защиты). Максимальный размер наносимого изображения зависит от возможностей фотовывода. Предметы: таблички и т. п. изделия, приборные панели, значки. Плюсы: довольно низкая стоимость при больших тиражах, очень высокая стойкость к агрессивным средам, полная идентичность всех изделий в тираже, высокое разрешение печати. Минусы: ограниченный набор цветов для технологии (черный, синий, красный, зеленый). Гравертон (Grawerton) В основе технологии лежит термоперенос изображения на специально подготовленные пластины из анодированного алюминия через промежуточный носитель. Носителем служит обычная бумага, на которой печатается изображение с помощью обычного лазерного принтера. При этом картридж принтера заправляется специальным тонером, который под воздействием температуры и давления сублимируется в поры алюминия. Положительным моментом является возможность изготовления единичных экземпляров, а весь процесс укладывается в 5-10 минут. Также возможно нанесение полноцветного изображения. Стандартные цвета - черный, синий, зеленый, красный. Предметы: таблички и т. п. изделия, приборные панели, значки, медали, дипломы, часы. Плюсы: возможность изготовления единичных экземпляров, персонализация изделий (например, бейджи, адресные папки, сувениры), относительно низкая стоимость единичных изделий при высокой скорости изготовления небольших (до 500 шт.) тиражей. Минусы: изделия не рекомендуется использовать на улице из-за невысокой устойчивости тонера к воздействию ультрафиолетового излучения (при прямом попадании солнечных лучей на изделие изображение исчезает за 3 месяца). Химическое травление Используется для нанесения изображения на медные сплавы (латунь, медь и т. д.), а также дюралюминий и нержавеющую сталь. Травление производится парами кислоты по нанесенному на пластину трафарету. После травления изображение заполняется эмалью или специальными компаундами. Используется для изготовления единичных либо малотиражных предметов, так как идентичность изделий при большом тираже трудно достижима. Размер нанесения ограничен размером металлической пластины. Плюсы: презентабельный вид готового предмета, изделия пригодны для наружного применения, возможность реставрации вместо полной замены. Минусы: очень трудоемкий процесс изготовления, включающий большое количество операций, высокая стоимость изделия, небольшие тиражи, длительное время изготовления, требуется постоянный уход за изделиями (при наружном применении). Механическая гравировка и фрезеровка Для использования данной технологии необходимо наличие механического устройства. Фреза или бор, повторяя определенный контур, оставляют в металле борозду. Размер обрабатываемого изделия, как правило, ограничен размером рабочего поля станка. Возможна обработка практически любых видов материалов. Предметы: спектр изделий очень велик даже для рекламной деятельности - от табличек и шильдов, объемных букв и дипломов до трехмерных форм, используемых при вакуумной формовке. Плюсы: высокая технологичность обработки материалов, изготовление как единичных, так и многотиражных изделий, огромный спектр обрабатываемых материалов, нанесенное изображение не подвержено истиранию. Минусы: изображение должно быть подготовлено специальным образом; в некоторых случаях необходимо применение программирования, что сильно влияет на стоимость изготовления единичных изделий; невысокая скорость нанесения при использовании сложных изображений, высокая стоимость оборудования. Лазерная гравировка Различают два типа лазерных установок: газовые CO2-лазеры и твердотельные. В рекламно-сувенирной продукции в основном используются CO2-лазеры, которые позволяют наносить изображение практически на любой материал: дерево, пластики, кожа, стекло органическое и оптическое, крашеные и никелированные металлы. При наличии устройства для гравировки цилиндрических поверхностей возможно нанесение изображения по всей окружности: например, на бокалы, кружки и ручки. Плюсы: высокая технологичность обработки материалов, изготовление как единичных, так и многотиражных изделий, огромный спектр обрабатываемых материалов. Минусы: те же, что и в случае с механической гравировкой. [bibliofond.ru]                   1.2 Анализ проектной ситуации и проблем Сувенирная отрасль имеет социальное значение для региона, поскольку производство и продажа сувениров обеспечивают занятость местного населения. Благодаря повышенному спросу на сувенирную продукцию, передающую национальный колорит, оказывается благоприятное влияние и на культуру региона. Проблема дипломного проекта заключается в том, что в г. Набережные Челны нет единой авторской сувенирной продукции. К сувенирным продуктам принято подходить как к чему-то малозначащему. Сувенир, как и реклама должна в первую очередь способствовать формированию и поддержанию нужного представления. Сувенирная продукция представляет собой совокупность графических, словесных и образных элементов. Сувенирная продукция прежде всего должна быть: 1. Понятным 2. Запоминающимся 3. Узнаваемым 4. Уникальным Принцип построения объединенных одной идеей, основная задача которых – выделить сувениры среди себе подобных и создавать узнаваемый образ.                                                                 1.3 Анализ аналогов Проектом был рассмотрен ряд аналогов. Данный аналог можно считать неудачным. Избыток деталей не дают возможность изучить показанные объекты, а контрастное цветовой решение не позволит сосредоточиться (Рисунок А1; А2; А3;А4). Магнит в виде карты Австралии. На нем же показан флаг страны и город Сидней с бухты. Ничего лишнего. Цветовая расцветка приковывает к себе взгляд. Данный аналог можно считать удачным.(Рисунок А5) Сувенирная тарелка из Испании "Ла Манга дель Мар Менор".  Небольшая сувенирная тарелка из испанского курортного города Ла Манга дель Мар Менор.  Полистоун, объемное изображение,интересное решение сувенира. Данный аналог можно рассматривать, как удачный. Понятная изображение,  разборчивый шрифт и классическое цветовое решение (Рисунок А6) Полховско-Майданская роспись Место рождения Полховско-Майданской росписи – юг Нижегородской области. Там, в селе Полховский Майдан, посёлке Вознесенское и деревне Крутец находится центр этой росписи. Возникла она всего сто лет назад на базе развитого в тех местах токарного промысла. Мастера расписывали матрёшек, детские игрушки, грибы, пасхальные яйца, при этом использовали только четыре цвета – зелёный, синий, жёлтый и красный. Палехская роспись появилась совсем недавно – уже в советское время, однако, корни этой росписи уходят в древность. Благодаря уникальному ремеслу, село Палех Ивановской области стало известно во всей России. Известно о палехской росписи, палехской миниатюре, палехской иконописи. Особенность росписи в том, что художники создают не просто орнаменты, а вырисовывают целые сюжеты, композиции с мельчайшими деталями. Эти аналоги можно считать удачными. (Рисунок А13)                                                  1.4 Нормативные документы ГОСТ Р 51715-2001 Изделия декоративные и сувенирные; ГОСТ Р 54766-2011 (ИСО 12647-2:2004) Технология полиграфии; ГОСТ 51715-2001 - художественно-декоративные, подарочные керамические, и прочие сувенирные изделия применимые для продуктов питания; ГОСТ 12302-72 – бумажные пакеты и пакеты из комбинированных материалов на основе бумаги; ГОСТ 4.314-85 ручки автоматические шариковые; ГОСТ 30084-93 Материалы текстильные. Первичная маркировка; ГОСТ Р 53916-2010 - Головные уборы. Общие технические условия; ГОСТ Р 55857-2013. Одеяла и покрывала стеганые; ГОСТ: 957320 -  Календари настенные, ежемесячные; ГОСТ: 546330 Блокноты, записные книжки;                         Глава 2 Описания проектного решения                  2.1  Художественно-проектное обоснование К сожалению  производству  и использованию сувенирной продукции не уделяется должное внимание, как в теории, так и на практике. Во многом это идёт от понимания сувениров как никому не нужных безделушек, не приносящих пользы и туристскому центру. Обоснованно ли это? Сувениры можно отнести к товарам туристского назначения, которые являются составляющей туристского продукта. Туристский продукт - совокупность вещественных (предметов потребления) и невещественных (услуг) потребительских стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей туриста, возникающих в период его путешествия и вызванных именно этим путешествием. Покупки сувениров составляют важный элемент туристского путешествия, так как трата денег входит в перечень удовольствий, которые турист желает получить, и получает при грамотном обслуживании. В противном случае турист уезжает с чувством неудовлетворения, а регион остаётся с упущенной выгодой. Кроме экономического значения, сувенирная отрасль также имеет и социальное значение для региона, поскольку производство и продажа сувениров обеспечивают занятость местного населения. Анализ ассортимента сувенирной продукции, продающихся в киосках, книжных, художественных и продовольственных магазинах показал, что на рынке сувенирной продукции г. Набережные Челны представлены как сувениры народных художественных промыслов, так и сувениры различных отраслей промышленности. Народное искусство города весьма разнообразно. Такие как: керамические фигурки, батик, резьба по дереву, куклы, изделия из джута, картины и многое другое, но отсутствует авторская сувенирная продукция посвященной городу Набережные Челны.   Авторская сувенирная продукция обладает рядом преимуществ перед серийной: неповторимость; возможность обыграть в изделии знак, логотип, учесть профиль и другие особенности, возможность максимально учесть характер аудитории, для которой предназначаются сувениры; возможность придания сувениру того или иного эмоционального оттенка. Безусловно, такой сувенир будет стоить  дороже традиционных, но применение гибких технологий позволят свести разницу в цене практически только к стоимости креативной разработки. Сувенир - это нечто большее, нежели просто утилитарные предметы, на которые наносится логотип и реквизиты.                   2.2 Конструктивно-технологическое обоснование                                   2.2.1 Цветовое решение Цветовой круг, в основе которого лежат красный, желтый и синий цвета является традиционным в области искусства. Исаак Ньютон составил первое подобие подобного круга еще в 1666. Прошло время, ученые и художники придумали различные варианты этой концепции. Разница во мнениях, в отправной точке деления цветов на группы и в других аспектах до сих пор будоражит умы. (Рисунок 1) Основные цвета: красный, желтый и синий. В традиционной цветовой теории именно эти три цвета не могут быть получены комбинацией других цветов. Все остальные цвета получаются именно путем смешения этих. (Рисунок 2) Дополнительные цвета: зеленый, оранжевый и фиолетовый. Эти цвета получаются путем попарного смешения основных цветов. (Рисунок 3) Производные цвета: желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый и желто-зеленый. Эти цвета образуются путем смешения основного и рядом стоящего дополнительного цветов. Как раз эта палитра в основном и применяется при подборе цветов. (Рисунок 4) Цвет - очень важный элемент, ведь цвет позволяет оказать сильное воздействие на человека. Все цвета без исключения воздействуют на нашу нервную систему, а следовательно и на наше чувства. В ответ на какой-либо цвет у человека могут возникать определенные ассоциации и даже стереотипы восприятия. Цвет является мощным средством идентификации и потому должен использоваться в качестве существенного компонента как в построении единого стиля. Для оформления названия города выбирались цвета, которые в сочетании с достопримечательностями создают определенный образ. Вопрос влияния цвета в окружающей среде и интерьере поднят учёными-психологами давно. Прекрасно известно, что различные цвета по-разному влияют на психическое и физиологическое состояние человека. Они способны создавать ощущения смены температуры, покоя и беспокойства. С помощью выбранных цвета можно управлять отношением потребителя к продукту а создавая необходимую цветовую среду, можно вызвать у потребителя требуемые эмоции. При правильном выборе — это благоприятное представление и желание приобрести товар.   Цветовые решения сувениров будут иметь положительный эффект если: - во-первых, будут соблюдены законы гармонии цвета, соответственно цветовому кругу, - во-вторых, учтены особенности восприятия цвета конкретной целевой аудиторией (в зависимости от пола, возраста, социального положения), - в-третьих, архитектурные объекты будут органично сочетаться и гармонировать с шрифтом. - в-четвёртых, избранные цвета будут соответствовать рекламируемому товару, то есть достопримечательностям. -в-пятых, цвет будет тщательно продуман с позиции максимального соответствия создаваемому образу. Гармонию цветового решения можно считать достигнутой в случае когда: 1) цвет шрифта (картинки) и цвет фона обеспечивают четкое и удобное восприятие 2) общее цветовое решение способствует эмоциональному выражению и раскрытию содержания. 3) Цветовое решение находится в гармоничном единстве с окружением и отвечает чувству эстетического удовлетворения. Зеленый цвет - понижает кровяное давление и расширяет капилляры. Данный цвет все смягчает, снимает остроту переживаний. Этот цвет оказывает целительное, расслабляющее действие. И будет уместен и эффективен в рекламе медикаментов, водоочистительных систем, стоматологических клиник и аптек, охраны окружающей среды. Синий цвет - помогает сконцентрироваться на самом необходимом: не расплыться по мелочам, не разбрасываться. Синяя деталь в каталоге или рекламном проспекте сразу привлечет к себе внимание и, в отличие от красной никогда не вызовет отрицательных эмоций. Черный цвет - цвет самопогружения: он помогает от всего отгородиться, замкнуться и сконцентрироваться на решении той или иной задачи. В то же время данный цвет способен настроить на меланхолию и уныние. В черном приходит ощущение одиночества и изоляции от окружающего мира.   Серый и бордовый цвета - это цвета умеренности и солидарности.   Цвет является одной из важнейших составляющих любой композиции. С его помощью можно зрительно уменьшать и укорачивать, удлинять и увеличивать изображение, создавать ощущение равновесия и дисбаланса. Цветовое решение необходимо тщательно продумывать с позиции максимального соответствия создаваемому образу. Обычно принципом подбора цветов служит гармония, основанная на мягких или контрастных цветовых соотношениях. Это в свою очередь способствует созданию у покупателя состояний спокойствия, уравновешенности или, наоборот – активности, динамики, броскости. Чтобы грамотно использовать цвет при создании композиции необходимо знать его пространственно-эмоциональные свойства. Пространственные свойства выбранных цветов для проекта: Коричневый - визуально приближает, утолщает. Фиолетовый - визуально снижает, сжимает. Синий - визуально снижает, укорачивает, создает ощущение плотности. Зеленый - визуально немного сужает, объединяет, уравновешивает. Разумеется, при создании изображений, как элемента сувенирной продукции, нередко используется не один цвет, а сочетание двух-трех цветов. И здесь, помимо их психологического значения, в игру вступают такие понятия, как гармоничность и сочетаемость цветового решения. При выборе цвета необходимо учитывать особенности восприятия цвета, основанные на ассоциациях. Между цветовым решением рекламы и естественным восприятием человека существует определенная зависимость. Достоверно установлено, что каждый цвет вызывает подсознательные ассоциации. Существуют даже определенные стереотипы восприятия цвета. Почти безо всякого исключения цвета определенным образом воздействуют на нервную систему, а затем - на наши чувства. Ассоциации же, касающиеся цветов, поначалу возникают у человека на уровне подсознания, но постепенно, с их повторением, человек начинает осознавать их. И тогда цвет воспринимается символически. Во всем мире кран с горячей водой обозначается красным цветом, а краны с холодной – синим. Это обусловлено ассоциациями, связанными у нас с этими цветами, и возникающими на инстинктивном уровне2. Цвет в рекламе широко используется для формирования запланированных ассоциаций. Вот пример: «бордо» - как известно это не только цвет, но и название популярного французского вина. Поэтому реклама вена «бордо» представлена в виде великолепного банта цвета бордо, помещенного на развороте французского журнала. Специалисты исследовали влияние цвета на восприятие человека, ассоциации, вызываемые им в национальных средах разных стран. Оказалось, например, что цвет обозначает или символизирует: -1 Красный: в Америке – любовь, в Китае – доброту, праздник, удачу, в России - высокую активность, агрессию, борьбу, в Индии - жизнь. -2 Желтый: в Америке – процветание, в России – солнечность, разлуку, в Сирии – траур, смерть, в Индии – великолепие, в Бразилии – отчаяние. -3 Зеленый: в Америке – надежду, в Китае – роскошную жизнь, в Индии – мир и надежду. -4 Голубой: в Америке – веру, в индии – справедливость, в Китае один из траурных цветов. -5 Синий: в России - ночной покой. -6 Фиолетовый: в Индии – печаль и утешение, в Бразилии – печаль. -7 Белый: в Америке – чистоту и мир, в Китае – подлость, опасность, траур, в Европе – молодость. Наиболее популярные цвета. -красный – в России, Ираке, Мексике, Норвегии. -оранжевый - в Голландии. -желтый – в Китае. -зеленый: в Австрии, Болгарии, Мексике, Австралии, Ирландии, Египте. -голубой – в Индии. -белый – в Мексике. -коричневый – в Болгарии. Характеристики цветов, позаимствованные из разных источников, зачастую бывают даже противоречивы. Это лишний раз показывает, что восприятие цвета весьма индивидуализировано субъективно. Красный цвет - символизирует силу воли активность агрессивность. В этом цвете звучат сексуальные обертона. Красный цвет особенно привлекает молодежь. Он ассоциируется с сигаретами «Marlboro» широко используется в рекламе косметических и парфюмерных фирм в частности фирмы «Revlon». В то же время красный цвет не подходит для рекламы нацеленной на старшее поколение, прежде всего из-за своей агрессивности. Синий цвет - ассоциируется с пассивностью чувствительностью и спокойствием. Он обычно применяется в «романтической» рекламе. В сочетании с белым цветом он вызывает ассоциации с морем яхтой свежим ветром и свободой. Серый и бордовый цвета - это цвета умеренности и солидарности. Черный цвет- это классический «стильный» цвет. Стоит вспомнить «маленькое черное платье» от Коко Шанель или рекламу английских сигарет «John Player Special». В тоже время для старшего поколения черный цвет ассоциируется с бесцветностью и мягко говоря, с безжизненностью. Сочетание чёрного с белым вызывает у потребителя мистическое чувство, которое ассоциируется с таинственностью и загадочностью. Зелёный цвет - это как уже отмечалось цвет природы, естественности. Его, как и другие “природные” цвета - голубой, белый и даже коричневый - нередко используют в рекламе продуктов питания. Невозможно дать приемлемого во всех случаях рецепта применения цветовой окраски. Это связано с тем, что вызываемое цветовыми сочетаниями психологическое воздействие дифференцированно для различных людей, в поведении которых существенную роль играют культура и традиции. Замечено существование связи между цветовыми предпочтениями потребителя и его социальным положением. Так яркие, кричащие цвета больше нравятся людям с низким достатком, в то время как большинство людей состоятельных, достигших успеха предпочитают сдержанные цвета. Есть такое предположение: если существует определенная зависимость между типологией личности и предпочтением ею графической формы, то возможна также корреляция между поведенческим типом личности и предпочтением ею цветовой графической формы. В доказательство жизнеспособности этого утверждения в группах были проведены исследования по методике, в основе которой лежал психографический тест Ф. Деллинга и цветовой тест М. Люшера. Восемь люшеровских тонов были нанесены на геометрические формы и предложены индивидуально по преимущественному предпочтению. Предварительные результаты оказались интересными: так руководители предприятий и бизнесмены останавливали свой выбор чаще на красном и зеленом треугольнике или квадрате, а группа безработных чаще отдавала предпочтение либо синему треугольнику, либо прямоугольнику коричневого или желтого цвета. Здесь становится ясна вся важность маркетинговых исследований в этой области. Специалисты по производству товаров, их оформлению и упаковке, а также сопровождающему их реализацию рекламированию. Должны учитывать индивидуальное восприятие цвета различными группами населения. Статистика свидетельствует, что цвет по разному влияет на различные по возрасту, полу, социальному положению, месту проживания и даже по привычкам, группы потребителей. Т.А. Вековцева в своем исследовании, посвященном изучению художественного образа в печатной рекламе, отмечает, что роль окружающей среды в формировании психоэмоционального состояния человека является определяющей в восприятии цвета. В больших городах и мегаполисах восприятие цвета совсем иное, чем в селах или райцентрах. Обилие информации, борьба за существование и конкуренция – все эти факторы и множество других создают определенные предпочтения для жителей крупных городов. Исследователи отмечают, что наиболее запоминается контрастная, графическая гамма: сочетание красного с черным, черно-белого, зеленого и оранжевого, синего и белого, желтого и голубого. Совсем другая картина цветовосприятия в маленьких городах. Здесь предпочитают цвета земли: коричневый, зеленый, все оттенки охры, красный. Спокойные и неяркие тона – голубые и сиреневые, бежевые и серые – считаются признаком хорошего вкуса.                                                2.2.2 Шрифт Шрифт является неотъемлемой частью сувенирной продукции. Его подбор требует столь же внимательного и профессионального подхода, как и выбор цветовой гаммы. Первое, что было сделано для того, чтобы выбрать шрифт - было сформировано четкое представление о том, какую реакцию покупателей на шрифт хотелось получить. Шрифт подобран по следующим критериям, он должен быть четким и читабельным, оставаясь при этом подходящим для аудитории. Он должен соответствовать логотипу. При выборе шрифта для логотипа города был выбран шрифт: Arriet LET. Он современный, а это важно, так как город молодой и она должна быть в ногу со временем. Шрифт является четким и читабельным, в то же время стильным и достаточно простым. Шрифты с засечками (serif) читаются легче в печатных работах. Засечки увеличивают контраст между буквами и делают их отличительными. Так нашему мозгу легче распознать букву. Читая шрифт без засечек, мозг тратит больше времени на то, чтобы опознать букву, потому что ее форма не такая отличительная. Шрифты без засечек (sans serif) лучше использовать для интернета. Также sans serif шрифт хорошо смотрится в наружной рекламе, так как не теряет своих свойств при увеличении. Его часто используют для того, чтобы привлечь внимание. Шрифт без засечек хорошо смотрится и в маленьком размере, но для основного текста лучше использовать с засечками – он не вызывает быстрой усталости.                                                 2.2.3  Панно     Композиционное решение панно Композиция, ее основные виды и категории. Слово «композиция»  в переводе с латинского означает сочинение, составление, соединение, связь, построение, структура. Соединение частей в единое целое, сложение разнообразных элементов в определенном порядке при создании художественной формы - так примерно можно определить, что такое композиция. При помощи композиции можно добиться наибольшей выразительности содержания своего произведения. [refleader.ru] Не существует обязательных правил в использовании закономерностей и средств композиции. Однако познание различных примеров, лежащих в основе общепринятых понятий, позволяет в каждом конкретном случае достичь художественной выразительности проектируемого изделия. Для определения различных видов композиционного строя и различных зависимостей пользуются такими категориями, знакомыми по наблюдению за явлениями природы, как ритм, равновесие, симметрия, асимметрия, динамика, статика, масштаб и масштабность, пропорция, контраст, нюанс и др. Категории композиции - ритм, симметрия или асимметрия, динамичность или статичность формы и т. п.- имеют объективную основу в самой действительности, представляют собой лишь отражение в нашем сознании разнообразных ее свойств. Совершенно очевидно, что категории эти сложились исторически и несмотря на их взаимосвязь все же имеют в своем развитии и относительную самостоятельность. Каждая вещь, созданная человеком, как и любая форма в природе состоит не из случайного скопления отдельных независимых друг от друга деталей и элементов, а является гармонически стройным в своем единстве целым и имеет определенный порядок в построении. Средства гармонизации формы, конечно же, не были изобретены специально для того, чтобы создавать композиции. Нет, сама жизнь и природа дают нам примеры симметрии и ассиметрии, контраста и нюанса, различных ритмических построений. К данному дипломному проекту были разработаны несколько вариантов эскизов. Изображены городские достопримечательности города Набережные Челны. Темой этого панно стало городская архитектура .   Выбор материала для разработки панно: Для данного проекта понадобятся следующие материалы: - Рама для батика; - Ткань размером 60х76 см, натянутый на раму; - Краски акриловые для росписи тканей 5 цветов; - Состав резервирующий 1 флакон; - Стеклянная трубочка для нанесения резервирующего состава – 1шт; - Воск; - Емкость для разведения краски; - Тонкие кисточки; - Палитра; - Кнопки для закрепления ткани. Панно расписано в технике батик:  Батик Родиной батика, искусства росписи тканей, считается Юго-Восточная Азия. К нам батик пришел из Индонезии, даже название этого декоративного искусства происходит от местного слова «анбатик» — рисовать, писать. При изготовлении батика, кроме кра­сителей, использовались специальные составы — резервы, позволяющие сохранять окраску того или иного фрагмента ткани при дальнейшем окрашивание. Основой для росписи служили хлопковые ткани ручной выделки. Подготовке ткани уделялось особое внимание: ее вымачивали, тщательно отбеливали, кипятили для придания однородности и необходимой плот­ности. После этого начинался много­дневный процесс росписи: нанесение горячего воска, крашение, сушка. Эти действия повторялись столько раз, сколько различных цветов было в соз­даваемом рисунке. Как правило, таких циклов было не более десяти. Это связано с достаточно ограничен­ным количеством природных красите­лей, которые использовались в тради­ционном индонезийском батике. Теплая коричневая гамма, от цвета слоновой кости до темно-коричневого, подчеркивалась сочными тонами индиго — самого яркого красителя. Рецепт изготовления красок, равно как и узоры росписи, принадлежали каждой семье и тщательно охранялись. По рисунку на одежде можно было определить принадлежность человека к касте, его общественное положение и родственные связи. Сюжеты для росписи использовались самые раз­ные: от абстрактных рисунков до слож­нейших орнаментов — для украшения одежды: многофигурные жанровые или религиозные композиции — для жилищ и храмов. Батик в древности был распро­странен не только в Индонезии, но и в Индии, где этот способ окраски ткани носил название «бандхана» и «лахерия». Китайцы подарили миру шелк и, как следствие, — способ его окраски. Тех­ника «лацзе» — в переводе «узоры вос­ком» — очень похожа на батик. На шелк наносили рисунок расплавленным вос­ком, после чего ткань окрашивали. Когда воск удаляли, на его месте оста­вались участки неприкрашенной тка­ни. Существовал и другой метод, при котором ткань вначале полностью окрашивали, а после нанесения узора из воска опускали в щелочной раствор, возвращавший фону росписи его пер­воначальный цвет. Такая роспись могла быть и многоцветной. В Японии, куда батик, по мнению ученых, попал из Индии или Китая, он назывался «рокэти». Японцы, соединив полученные знания с собственным культурным наследием, создали изуми­тельные по красоте произведения с традиционными национальными сюжетными узорами. Такие ткани использовались для изготовления кимоно. Когда в начале XVII века в Индоне­зию проникли голландцы, они обрати­ли внимание на поразительное сход­ство храмовых батиков-панно этой страны с фресками христианских церквей. Благодаря предприимчивым голландцам батик попал в Европу, ев­ропейцы модернизировали это искус­ство, превратив его в полупромышлен­ный способ окраски тканей. В середине XIX века окраска тканей в технике батика была вытеснена анг­лийской ситцевой набойкой, и батик почти на полстолетия становится уде­лом кустарей — ремесленников. Произошло это благодаря энтузиаз­му небольшого числа художников, которые, очарованные батиком, отпра­влялись в далекие страны и изучали у индийских и индонезийских мастеров уникальную технику батика, посвящая этому многие годы жизни. Затем, воз­вращаясь па родину, они делились своими знаниями. Таким образом, уже к середине прошлого столетия тех­ника батика насчитывала большую армию своих почитателей и последо­вателей по всему миру. Во второй половине прошлого века огромное количество художников и просто лю­бителей со всего мира отправляются изучать технику на родину батика. Расписывать батик становится не толь­ко модным, но и престижным. При этом техника фактически не меняется, а переносится механически в другие страны и культуры. Батик имеет в ос­новном утилитарный характер. Древнее декоративно - прикладное искусство - батик. Техника окрашивания появилась несколько тысяч лет назад для текстильной ручной росписи ткани с помощью горячего воска.  В современном мире значительно больше методов окрашиваний. Но все они объединены по принципу использования различных веществ в качестве резерватора.  Техника батика использовалась в Китае, Перу, Японии, Шри - Ланке, в странах Африки. Древнейший батик обнаружен в Египте, который датируются 5 в. До н. э. Еще более древние образцы тканей принадлежат Японии, но их авторство приписывают китайским художникам - иммигрантам. История этого искусства прочно связана с Китаем, откуда батик распространялся по всему миру. Шелковые ткани, окрашенные с помощью этой техники, продавались от Китая до Средиземного моря - именно поэтому это направление назвали Великий шелковый путь. Одними из первых использовали способ росписи ремесленники с острова Ява. Очень быстро эта техника здесь превратилась из ремесла в искусство и некоторые из местных художников известны во всем мире. Это дорогостоящая технология, занимающая много времени, изначально использовалась в одежде как привилегия аристократов. Секреты различных техник батика предавались из поколения в поколение и хранились в пределах одной семьи ремесленников. Для многочисленных зарубежных покупателей ремесленники начали использовать яркие цвета и природные мотивы - птиц и цветы. Ислам значительно повлиял на искусство батика, так как мусульманам не разрешается изображать людей и животных, узоры приобрели стилизованные формы с дополнением восточными орнаментами и арабской вязью. В 1835 году был открыт первый завод тканей с росписью батик в голландском городе Лейдене. Европейцы улучшили технология и начали массовое производство батика. Воск наносили с помощью печатных штампов - это снизило себестоимость продукции и позволило получить очень сложные узоры. Существует несколько видов приемов изготовления батика: Горячий Техника горячего батика заключается в применении растопленного воска с помощью специального инструмента под названием чантинг. Процесс напоминает рисунок карандашом – это трудоемкий многоступенчатый процесс. Горячий восковой резерв наносят только на хлопковые и льняные ткани. Холодный Техника холодного батика подразумевает использование специального прозрачного резерва для консервирования участков, состоящего из густой смеси резины с другими компонентами. Холодный резерв наносится стеклянной трубкой с резервуаром на шелк. В европейском художественном батике применяют анилиновые красители.                       2.2.4 Материал для сувенирной продукции Футболка, майка В качестве материала для футболки и майки выбран хлопок. Главное преимущество хлопка в том, что он дышит. Именно поэтому такие футболки пользуются большим спросом. Его дополнительные качества – приятная фактура и долговечность. Самым приятным является то, что ее можно стирать множество раз, ведь после стирки хлопок не портится и отлично держит форму. В отношении хлопка его стоимость не играет большой роли. Конечно, дорогостоящий материал будет служить дольше, но если футболка пошита из недорогого хлопка, то она все равно не разочарует. Бейсболка Fitted Hat - «Прямой козырек» – именно так дословно переводится этот вид мужских и женских кепок. Его можно увидеть на представителях хип-хоп культуры и уж тем более рэперы обожают этот аксессуар с прямым козырьком. Кстати, несмотря на вид кепки, при выборе головного убора помните, что он не должен плотно прилегать к голове. Использовалась ткань: твил. Твил - это хлопчатобумажная плотная прочная ткань саржевого переплетения. [ womanadvice.ru ] Кружка Это сосуд, посуда для хранения и употребления напитков, холодных или горячих (напр., молока, чая, кофе и т. п.), крупный толстостенный керамический стакан с ручкой на боковой поверхности . В общих чертах кружка имеет форму, приближающуюся к усечённому конусу или цилиндру, и варьирующуюся от одного производителя к другому. Вместимость кружки -250-500 мл жидкости. [ wikipedia.org ] Подушка Материалом для подушки выбрана ткань - тик. Тик - это плотная льняная ткань с характерным рисунком (полосами). Его изготавливают из хлопковых, льняных или пеньковых волокон. Экологичен и безопасен. Не вызывает аллергических реакций. Прекрасно впитывает влагу и быстро высыхает. Календарь На выборе материалов не следует слишком экономить, ведь оно должно прослужить целый год, иначе в его разработке и изготовлении не будет смысла. Материал для календаря выбрана мелованная глянцевая бумага. Выполнено полноцветная односторонняя (4+0) печать листового блока, обеспеченная высоким качеством оттиска.   Блокнот Блокнот - это блок листов, скрепленных между собой, имеет плотную обложку, служит для записей и фиксирования информации. Размер А4, блок листов закреплено металлической пружиной, переплет мягкий, чистые нелинованные листы. Брелок Аксессуар, украшение, выполненное в виде подвески на кольце для ключей. Полиграфический брелоки, изготовленный методом холодной вальцовки. Рекламная информация хранится под полимерной линзой. Значки Материал легкий, из алюминия.  Способ нанесения изображения на поверхность - сублимация (многоцветная). Основан он на проникновении чернил внутрь тканевого или не тканевого материала. Такой способ надолго сохраняет рисунок на предмете. Есть лишь один минус у этого способа: основа должна быть белой. Ручка Шариковая ручка из транспарентного пластика. Размер: 13,8 см. Технология нанесения логотипа: тампопечать. Бумажный пакет  Преимуществом бумажных пакетов является их экологичность. Многие потребители не желают участвовать в засорении внешней среды, являясь противниками полиэтилена и других синтетических материалов. Бумажный же пакет легко утилизировать без вреда природе. Способ печати - шелкография , позволяющий нанесение краски на различные материалы, включая как толщину, так и фактуру. Шелкография позиционируется как качественная и долговечная технология нанесения красок. Открытка Открытка — это такой маленький кусочек бумаги, способен сказать очень многое. С помощью открыток мы высказываем искренние отношение к человеку, мы показываем людям, что они нам дороги, говорим о любви. Искусство изготовления открыток, как и сама бумага, зародилось еще в Древнем Китае. В китайцев был обычай, вместо того, чтобы ходить в баню на Новый год обмениваться небольшими карточками, сделанными вручную. И долгие века — это так и было местным китайским обычаем. В Европу эта замечательная традиция добралась только в 1400 году, и кстати, сразу всем понравилась. Вплоть до середины 19 века люди обменивались на разные праздники открытками собственноручного изготовления. В качестве бумаги можно использовать обычный белый или цветной картон, цветную бумагу из детских наборов, упаковочную бумагу.                                                  Заключение Основная задача проекта – создание единой сувенирной продукции г.Набережные Челны. На первом этапе дизайн - проекта была проведена обширная исследовательская работа. Она включала в себя анализ объекта проектирования, изучение истории и аналогов по теме для решения поставленных задач. При выполнении работы были выявлены достоинства и недостатки аналогов. Второй этап проектирования включал в себя обоснование основной концепции. Была проведена работа по поиску вариантов различных решений. В качестве основного образа были взяты достопримечательности города. В ходе работы были изучены применяемые материалы. Основная часть работы велась над созданием понятного образа сувенирной продукции. Результатом дипломного проекта представлены на четырех планшетах 1000х700 мм, где предоставлена вся основная концепции проекта. В заключении хочется отметить, яркие сувениры  с изображениями достопримечательностей, повышат интерес к городу и  стимулируют активность целевой аудитории.                                                Литература                                                   Книги «ОДНТ» А. В. Ларионов Редколлегия: Я. М. Пилявская, В. В. Полежаева, Е. Г. Шашуловская, Э. Ч. Юсубова. Осадин, Б. Югра Валерия Кушникова // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2003. № 1. С. 17-18. Назарова, К.Н., Ордынская, Т.Н. Русский сувенир. М.: Реклама, 1973. 580 с. Бардина, Р.А. Изделия народных художественных промыслов и суве-ниры. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1977. 312 с. Яньшин П.В. Эмоциональный цвет. Самара 1995. Попова Ж.Г. Психология цвета в печатной рекламе // Маркетинг в России и за рубежом. №4, 2000. Ирина Морозова. «Рекламный креатив: в поисках ненавязчивой идеи» Издательство «Гелла-принт», 2003г. Гребенкин Ю.Психотехнологии в рекламе-учебное пособие 2000 Фрилинг Г., Ксавер Ауэр. Человек – цвет - пространство.Пер. с нем. М., Стройиздат, 1973, с 141 Яньшин П.В. Эмоциональный цвет. Самара 1995. Дерябин А.С. Художественные шрифты. – М., 1982.   Орехов Н.Н. Производственная графика. – М.: Высшая школа, 1988. Соловьёв С.А. Декоративное оформление. – М.: Просвещение, 1987.                                                  Журналы Вахитов, О. Сувенир как полноценный способ коммуникации//Сувенирка.- 2006. - № 12. Кантес, К. Обзор методов нанесения // Сувенирка. - 2006. - №10. Мирко, В. Время есть… // Сувенирка. - 2006. - №11 Кантес К. Обзор методов нанесения//Сувенирка. 2006. №10 Журнал ассоциации РАППС (В2В), бизнес-сувениры и подарки, март/2008 год. Журнал о рекламных сувенирах «Сувенирка», выпуск №23, Москва, март/2008;                                         Электронные ресурсы Энциклопедия свободного доступа. [Электронный ресурс] -  Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Материалы для учителей. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.webkursovik Энциклопедия свободного доступа. [Электронный ресурс] -  Режим доступа: http://www.mosidea.ru/souvenir/   Энциклопедия свободного доступа. [Электронный ресурс] -  Режим доступа: http://www.prestige-z.ru/produkciya_reklamno-suvenirnogo_rynka.html   Энциклопедия свободного доступа. [Электронный ресурс] -  Режим доступа: http://business-souvenirs.by.ru/   Энциклопедия свободного доступа. [Электронный ресурс] -  Режим доступа: http://alfa-suvenir.ru/proizvodstvo/   Энциклопедия свободного доступа. [Электронный ресурс] -  Режим доступа: http://advtime.ru/teor/suvenir/2005/22024.html/   Энциклопедия свободного доступа. [Электронный ресурс] -  Режим доступа: http://www.adverti.ru/   Энциклопедия свободного доступа. [Электронный ресурс] -  Режим доступа: http://www.brand-city.ru/   Энциклопедия свободного доступа. [Электронный ресурс] - Режим доступа:  http://bibliofond.ru    Приложение А  А1. - Вид на собор Рождества Пресвятой Богородицы      А2. – Ротонда                  

а3. - ДОН КАЗАЧИЙ Календарь перекидной на 2015 год

                         

 

 А4. - Серия «пословицы и поговорки донских казаков»

     

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 343; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!