Тема: Идеи раннего утопического социализма. Томос мор, тамаза Кампанелла.

Чилькина Ксения Владимировна

Кафедра: истории государства и права.

Всего 40 вопросов.

1.) Предмет и метод истории правовых учений

Под предметом иппу понимают эволюцию политико-правовой мысли в различных странах и на разных исторических этапах развития ппм, описывающий идеальные модели взаимодействия общ-во и гос-ой власти, а также отдельные ППИнституты (форма правления, принцип разделения властей, гос.закон, опеделённыефун-ии гос-ва).

Основным ядром учебного курса будет правовая доктрина: её содержание, вариации и критика по отношению к этой доктрины.

1. 18 век- личные фундаментальные права: право на жизнь, свободу (слова, мысли, передвижения, вероисповедания, выбор занятия)

2. Права политические- право избирать и быть избранным, право на образование союзов, право народного представительства. Рубеж 18-19 века.

3. Социально-экономические 2ая половина 19 века: личное право, право на образование, здравоохранение, жилье, заработную плату.

Методы иппу:

-Метод диалектического материализма: взаимосвязь человеческого сознания и поведения и окр. материального мира.

- сравнительный принцип

-исторический

II тема. Политико-правовая мысль древнего востока (индия, китай)

1. На древнем востоке условия развития ппм

2. ппмдр.индии

3. ппмдр.китая

 

1. Расцвет ппм на др.востоке приходится на 5-4 вв до н.э связанно это было с достижением определённого материального благосостояния данных государств.

В индии форма правления была военизирована. Вождя выбирали среди воинов. Индия и китай в 5-4 вв были политически раздробленными гос-ми и сохранять внутр. Полит. Мир удавалось ненадолго.

Особенности ппмдр востока:

1. Тесная связь с мифологией

2. Религиозно окрашенные модели идеального государства и права

3. Развитие ппм в рамках этики

4. Проведение аналогий между правителем и богом

5. В целом критическое отношение к закону

6. Расставление приоритетов между законом и нравственностью (мораль) в пользу последней.

7. Обоснование сословного (классового) деления общ-ва.

Первы док-т в котором можно увидеть управление гос-вом Артхашастра.

Политика обеспечивает бесперебойное управление экономикой и религией. В основе действие политики, эконом и религ лежит принцип полезности.

Правитель должен быть из аристократического рода, со счастливой судьбой, обладать умом и положительными кач., правдивым, благодарным и щедрым, и прислушиваться к совету мудрых.

Правитель должен остерегаться, но держать близко:

-разряд разгневанных

-разряд запуганных

-жадных

-надменных

Дхаммапада (три корзины законов) – источник раннего будизма. 3вв до н.э

У того, кто почтителен и всегда уважает старых, возрастает

В ней описываются преступления и наказания.

К числу преступлений относили: убийство, привлечение к наказанию безвинных и не испорченных.

Наказания: болезнь, потеря родных, утрата имущества, банкротство.

3.) Ппм- дркитая

Конфуций 551-479 до н.э. основной труд: беседы и суждения.

Учения являются этическим, он рассматривает основные категории.

Порядок конфуция- норма конкретных отношений.

Люди связанны, по его мнению, следующими отношениями общ-ва:

-Отнош. Между правителями и поддонами

-Между отцом и сыном

-Между мужем и женой

-Между старшими и младшими

-Между друзьями

У Конфуция патриархальная теория происхождение гос-ва. Значат что фун-ии правителя должны быть тождественны фун-ям отца семейства. Воспитательная, защитная, экономическая.

Кроме категории порядка, он опирался на понятие добродетели (человечность), в чём она заключалась:

-помогать другим, достичь того, чего бы хотел достичь сам.

-чего не желаешь себе, того не делай другим.

 

 

4 добродетели благородного мужа (чиновника)

-в частном поведении он вежлив

-на службе- точен

-человечен

-справедлив к людям

Любой человек претендующий на должность чиновника должен обладать 5 качеств:

-оказывая милость он не должен нести расходов

-не вызывать злобы у тех людей, которых заставляет трудиться

-щедрый

-полон величавости, но чужд высокомериям

-грозен, но не свирепым

В качестве формы правления он выделяет неограниченную монархию. 

Правитель должен был обеспечить народ:

-едой

-оружием

-доверием к себе

Гос-во похоже на колесницу где правитель — это возница, а народ — это лошади, а законы — это вожжи у правителя в руках.

Конфуций выделяет традиции и обычаи. Закон гос-ый должен удовлетворять потребности народа и строится и учитывать традиции. Закон должен содержать в себе санкцию.

Чертой который хар-етпптеориюконфуция и предаёт ей универсальность, является выявление социальной природы человека. Чел должен жить в общ-ве себе подобных и строить с ними отнашени. Именно этой чертой конфуцианство отличается от даосизма, концентрирующегося на внут природе чел.

Основным правилом поведения чел явл качество снисходительность. Снисходительно относясь к другим человек может достойно прожить всю жизнь.

Школа легистов (Шань Ян) для этой школы характерно выделение приоритетности гос-ого закона. Из такого отношения в дальнейшем развивалось в европе юридический позитивизм.

 

Тема 2. Ппм др. греции

1. Условие развития

2. Ппвзглядыплатона

3. Аристотель о гос-ве и праве.

 

№1 К 5ому веку до н.эгреция представляла собой совокупность городов полисов, объедин общими культурными традициями и быстро распрост рациональными началами.

Др греки в рамках фил. Изучали геометрию, математику, астрономию. Красота и гармония окр мира, заставляли греков искать и создавать такую же гармонию в общественных в том числе и политич отношениях. Многие полит модели греков представляли собой такую геометрическую фигуру как шар \ сфера. На примере развития афин можно было увидеть реализуемые греками пппринципы: законность, умеренность, стремление к развитым эконом отношениям.

Развитию ппмдргреции во многом способствовала изобретение кораблей и постройка флота, что ускорило меж городское сообщение и наполнило картину мира греков разнообразными, используемыми моделями взаимодействия.

№2. Дргреция была рабовладельческим гос-ом и это отражалось на представлениях о соц. Справедливости. В 5 в до н.э появляется ряд лиц из числа имущих, которые стремятся к поиску истины. Этих людей называли софистами\мудрецами. Кроме того, что они оказывают консультационные услуги, они формируют вокруг себя стремящихся к образованию гр-ан. В число первых софистов входил и Платон. Образовывает школу- пирапатетической. Одной из основных работ платона называется диалоги, в которых он закладывает диалектический метод познания истины, этот метод предполагает поиск истины в процессе диалога 2ух людей. Учителя и ученика. При познании мира должно участвовать в выработке истины минимум 2 человека. Др греки проводили прямую зависимость между развитием прав.идей и развитием естественных наук.

 В основу своих ппмоделейплатон клал такую геометрическую фигуру как шар\сфера. Он создаёт идеалистическое понимание идеального мира. Платон верит в то что есть 2 мира: мир идей и мир вещей.

Мир вещей вторичен, самыми главными явл не конкретные матер предметы, а те идеи, которые лежат в их основании. В мире идей живут чел.души и они видят истинную сущность вещей, когда человек рождается в теле, он забывает всё то, что он видел в мире идей, но с приобретением жиз.опыта к нему приходят воспоминания вспомнить окончательно всё из мира идей могут только образованные умные люди\избранные. Исходя из такого понимания 2х миров для платонагос закон был таким воспоминанием.

Платон создаёт 2 проекта идеального гос-ва. В 1 проекте гос-во тождественно чел.душе

О=О платон обосновывал соцдифиринциацию, что люди сделаны из разных металлов, есть люди из золота, серебра, а кто-то из меди. Первый проект платона исключал из хозяйственного оборота деньги и семьи. Мудрецы с участием войнов должны были проводить селекционные эксперименты- выбирать из числа м\ж лучших особей, скрещивать, получать потомство и воспитывать потомства его под контролем власти. Сам платон жил в условиях быстро меняющихся гос управление в различных городах и выступал советником при одном из правителей. Реальная жизнь показала платону что его первый проект не может быть на практике реализован, и он создаёт 2ой проект. Здесь он вводит деньги и семьи. В качестве форм правления, платон выделяет монархию, деспотию, тимократию(военная власть) аристократию и демократию.

У платона уже можно рассмотреть различее закона естественного и закона человеческого. Согласно закону естественному, люди, как и др животные подчинены законам своего физического бытия. Гос-ый закон регулирует отношение среди людей. По мнению платона, гос закон должен опираться на санкцию. Должен быть однозначным доступным для населения.

№3 Учеником платона был аристотель(351-322) он был учителем Македонского. Принцип умеренности: относиться к числу первых принципов строения идеального гос-ва означал умеренность климата, умеренность размера территория и умер численности населения. Принцип законности и принцип справедливости. У него патриархальная теория происхождения гос-ва!!!

Означала- власть правителя должна была быть тождественна власти отца семейства функ-ии:

Оборона, содержание, воспитательная.

Сначала люди образуют семью, она разрастается, и мы получает род. Когда разрастается род мы получает город-государство. Гос-во образуется из-за склонности человека к общению. Человек- политическое животное\ общественное.

Аристотель предлагает тезис о том, что любая материя- она формальна.

Он выделяет более 6 форм правления. Эти 6 форм он делит на 3 правильных и 3 неправильных.

Правильные:

Монархия

Аристократия

Полития

Не правильные

Деспотия

Олигархия

Демократия

Прав и не прав он выделял в зависимости от целей и средств достижения. Если для блага народа, то правильные, если блага монарха\правителя- то это неправ.

Лучшая форма правления – это полития- это правление по принципу умеренности. У власти стоят многочисленные гр-не, у которых общий размер собственности, равные доходы и равный уровень образования.

Принцип разделения властей. Он предлагает законодат исполнит и судебную. Много внимания уделяет судебной власти. Выделяет суда в том числе 2 вида арбитража, суд об ответственности чиновников, иностранцев 2 вида уголовное преступление. Разделение ветвей власти потребовалось в целях улучшение качества управления.

Закон был тождественен справедливости. Закон- контекствен.

2 вида справедливости:

1. Уравнивающая\коммутативная (принцип арифметической прогрессии) действует в торговых отношениях.

2. Распределяющая

Законы выделяет- естественные, божественные и человеческие.

Естественные- безусловны.

 

Тема 3. Ппм др. рима.

1. Условие развития ппм в риме

2. Цицерон о гос-ве и праве

3. Августин аврелий

 

№1 риское гос-во к 3 веку до н.э достигло определённого эконом полит и культурного благополучия. Римляне активно взаимодействовали с египтеанами, греками и др народами. Ко 2уму веку до н.э. обозначалось тенденция римского правительства к захвату больших территорий. Римская армия представляла собой реальную силу способную расширить граници римского гос-ва. Во 2 в донэ победили греков и захватили отдельные территории и острова греции. Вместе с территориями римляне получили доступ к фондам культурного греч. Наследия в том числе к работам аристотеля.

Греческая ппм стала одним из источников формирования оригинальной римской ппм. Другим источником стал собственный управленческий опыт римлян. Ко 2 веку донэ римское гос-во выработало универсальные представления о содержании гос-ых законов. Развито было на высоком уровне римское частное право. Юристы склонялись к толкованию закона не по букве закона, а по духу. Выделяется в этот период право преторское и право цивильное.

В преторском праве отражались интересы людей независимо от их территориальное и культурной принадлежности.

Цивильное право обуславливалось особенностями территории и традиции самого рима.

В сфере публичного права дело обстояло хуже. В 1 в донэ в смязи с включением в состав римского гос-ва различных завоёвонных провинций, в риме начала развиваться политич нестабильность. И начался политич кризис и фактический переход от республиканской формы правления к монархической. Народные собрания как институт управления стали терять своё назначение. В этот период формируется плеяда политиков работы которых отражали реальную сущность управления гос-ом и предлагали различные идеальные модели взаимодействие гос-ой власти и народа.

К числу таких политиков относился: марк, тулий, цицерон.

Цицерон- римский аратор, сенатор, участник политич событий.

Выделяет такие же формы правления, как и аристотель. Но в отличае от аристотеля взгляды цицерона меняются на состав правительственного блока. Цицерон вводит такое понятие как республика (вещь общественная). По его мнению, всё население гос-ва должно было заботиться о благополучии этого гос-ва. Таким образом он распределяет ответственность между гос властью и народом.

Под гос-ом понимает союз людей гр-ан, объединённых общими целями и действующих на единой правовой основе.

Категория республика означала не форму правления, а целевое назначение такого института как гос-во.

Человеческий закон делит по нескольким основаниям- он может быть

писанным и не писанным.

От сферы применения: публичные отношения и частные

С участие ин.лиц и сугубо национальных отношений.

Закон гос-ый должен соответствовать естественному закону и опираться на санкцию. Позиция цицерона политические опирались на окружающую его действительность и писали о том что в процессе выроботке оптимального гос-ого закона должны участвовать несколько полит партий, а также народные собрания к формам права. Эдикты императора, постановление сената, решение народных собраний, постановление долж.лиц, межд.договоры.

Отлечительной чертой теории цицерона было расширение представлений о сущности гос управления и о составе институтов участвующий в управлении.

Основные Фун-ии:

Защита частной собственности

Охрана территории и интересов гр-ан

Воспитательная

Идеологическая

экономическая

 

№3 В 4 веке н.э христианство утвердилось в кач. Официальной религии.

Исповедь- Аврелий.

Любое земное гос-во это дьявольское начало.

2 царства

1. Дьяволькое\земное

2. Царство божественное- церковь

Это теологическая теория происхождение гос-ва по источнику происхождения.

Эсхатологическая теория- достижение царства божьего явл конечной целью.

Аврелий призывал к покорности и принятии любого гос-ого закона кокой бы он ни был.

Аврелий обосновывает соц дифференциацию- волей бога. Но пишет о том какого бы ни было плохо светское гос-во.. путями достижение к царству божьему явл соблюдение заповедей их 10 шт.

Ни убий, не укради, не прелюбодействуй, не сотвори себе кумира, не возжелай жены ближнего своего, не лги, запрет чревоугодия, почитай отца и мать своих, возлюби ближнего своего как самого себя.

А.а. Создаёт цивилизационную модель развития гос-ва, по его мнению, любое гос-во в своём развитии проходит те же стадии, что и отдельная чел-ая личность. Процесс развития гос-ва повторяет процесс создания мира.

1. младенчества

2. отрочество

3. юность

4. зрелость

5. старость

6. смерть

Есть блага материальные, а есть духовные. Стремиться должны к духовным. По возможности необходим отказываться от материальных благах.

ТЕОРИЯ а.а. относиться к числу оснований развития дальнейшей теологической мысли. Практически на 10 веков, схоластическое представление о гос-ве земном как о порождении зла и о греховной природе человека закрыли путь к дальнейшему развитию рациональному ппм. Теологи руководствовались принципам фил служанка богословия и подчиняли рационалистические попытки осмысления сущности гос-ва и прав и рациональным началам. Вера в бога и принятие окружающего как данности были точками отправления развития теологическими позициями. Самого А.А. причесляют к ряду основателей отцов церкви, также его считают основоположником инквизиционных процессов. Потому что он опирался на строчку из евангелия «принуде, что бы вошли» преобщение к религиозным догмам должно было происходить не только естественным путём. Но также с использованием силовых методов.

Тема 4. Ппм в позднее средневековье. Взлядыф.аквинского

Он был известнейшим комментатором работ аристотеля , а также был духовным лицои и свои ппвзглядыизлогал в религиозно- фил сочинениях. «сумма теологии», но работы аквинского в отличае от августинааврелия проникнут и духом рационализма и гуманизма. Годы жизни 14 в нэ.

Аквински имел отношение к судопроизводству.

Выделяе 4 вида законов:

Естественные – регулируют определяют статус в ряду других существ

!!!Божественные

Человеческие- регулируют отношение между людьми

Церковные- явл вспомогательным средством в процессе проектирования и право применения чел законов.

Ф.а. подробное внимание останавливает на вопросах сущности и назначении наказания.

Поднимает в своей теории вопросы о том, что такое соучастие, рецидив и какие цели должна преследовать санкция в законе.

Гл. характеристикой закона явл опубликование закона и доведения до гр-ан. В отношении с форм правления был солидарен с аристотелем.

Для него не принципиально было важно какая была форма правления.

Фун-ии гос-ва:

Защита и охрану частн.собств.

Экономическую

Воспитательную

Привлечение к ответственности

Патриархальная теория проихождения гос-ва.

Теория аквинского в лучшую сторону отличается от предшествующих теологич концепций, тем что аквинский по-другому оценивает природу и роль человека в общ.отношениях. отчасти это обусловлена развитием схоластической, а также реформации церкви и таким событиям как папская революция в 11 веке. Отчасти его теория совпадала с позициями аристотеля, отчасти базировалось на теологическом миропонимании и выступила основанием безболезненного перехода от теологической мысли к естественно-правовому направлению.

Основной чертой теории аквинского было расширение полномочий гос-ой светской власти. В частности, именно на светскую власть аквинский возлагал право наказывать лиц, совершивших нарушение закона. 

Начало эпохи возрождения

Теологическая теория происхождения гос-ва и права но в отличая от августинааврелия, идеальная концепция гос-ва аквинатом виделась в работах аристотеля. Августин блаженный за идеал принемал учение платона. Ф.А. отходит от строгого подчинения философии богословию и след за аристотелем начинает разрабатывать такие категории как разум, справедливость и социальность. Одним из проявлений разумов в человеке была его социальность\ социальная причастность. Каждый человек в силу своей склонности должен быть причастен к социуму- это естественный закон, но отличающий чела от животных. Кроме этого закона чел ведом различными добродетелями.

1. Это стремление к самосохранению и всё что от суда вытекает.

2. Это стремление к благу.

Но в целом Аквинский оценивает природу человека как греховное начало, которые необходимо обуздывать и, как и любой закон содержать санкцию.

По источнику:

1. Божественные законы

2. Человеческие

Эти 2 вида законов не обязательно будут совпадать. Ф.А пишет, что чел закон(разум) никогда не в состоянии объять необъятное и выразить намерение бога. От этого Аквинский пишет об определённых неточностях гос.закона.

1. Оформляющие- из источника (чел.воля)

2. Вечный закон является источником всех других законов выражением явл естественный закон.

3. Человеческий закон

4. Божественный- можем увидеть в нормах религии.

Писанный чел закон делит на:

1. Право народов

2. Право граждан

Форм правления:

1. Тиранию

2. Демократию

3. Республику

4. Аристократию

5. Монархию

Понятие тирании тесно связанно в его работах с финансовой знатью и союзами олигархов. В целом тирания означает злоупотребление властью. Революцию в теологической мысли пересмотревшие принципы соотношение веры и разума в познании мира произвёл ансельм кентерберийский религиозный мыслитель, который сумел совместить веру в бога и возможность разумного познания мира.

Аквинский продолжил данную традицию. Много внимания в его работах уделяется анализу условий сохранению порядка в обществе. К числу базовый условий Аквинский относит гос.закон и санкцию в его структуре.

Он разрабатывает такие уголовно правовые категории как: преступление, наказание, соучастие, рецидив.

К числу ключевых принципов привлечение чела к ответственности Аквинский называет возможность защищать свои интересы в суде.

В судопроизводстве судья должен быть объективен, у подозреваемого должен быть защитник и подозреваемый может опираться на свидетельские показания.

Что бы расширить шансы подозреваемого на правосудие Аквинский переводит понятие санкции за преступление из плоскости религии в плоскость светскую.

Преступление называет оскорблением, но таким бразом можно увидеть попытки разделить правонарушение по степени тяжести вреда.

Выделяет определённые преступления санкции, за которые должна содержаться в гос.писанном законе, к числу таких преступлений относят: суицид, убийство, эконом.преступления, насилие.

Аквинский выделяет обстоятельства выступающее основанием для освобождения от юр.ответственности. таким обстоятельством может быть: бедность\ нужда, самозащита.

В целом учение акаинского выступило логическим развитием ппконцепциямаристотеля и основание дальнейшего представления о соц справедливости.

 

Николо Макиавелли (145901527) Италия г.Флоренция.

Работа- история флоренции. Государь(князь)

Он даёт практическое руководство к действию, здесь описывает реального политика.

Пишет, что правитель должен быть:

Хитрым, дальновидным, имеющим сопоставить интересы гос-ва и народа, физически и морально сильным, идеальный правитель должен заботиться в первую очередь о сохранности территориальной и полит единства гос-ва. Ради этих целей Макиавели допускает физическое истребление большого числа гр-ан. Кроме сохранение полит стабильности территории правитель должен гарантировать частную собственность. Макиавелли в целом критически относится к сущности чел природы, он пишет, что чел скорее простит кому-то смерть отца, чем потерю имущества. Однако его теория была революционной именно благодаря выявлению такого фактора в изменении гос-ой истории как чел активная воля именно по воле человека может меняться форма правления и всё содержание зак-ва. И таким человеком м.б не только правитель. Приобрести чел власть можно 1. путём передачи по наследству, 2. Путём захвата(когда легетимный правитель захватывает чужие территории) 3. Фартуны(когда полит власть может захватить простолюдин)

Все способы Мак. Оправдывает на основе изучения работы римских и греческих политиков он выделяет несколько форм правления:

Монархия-тирания

Аристократия-олигархия

Демократия-охлократия

Такое выделения форм правления соответствовал концепции аристотеля кроме политии, однако Мак.называл все формы плохими, потому что не одна из них не явлдостаточно устойчивой. А в условиях современной ему Италии, когда границы государств постоянно менялись важно было сохранить полит стабильность и сохранность.

Принцип разделение властей будет зависеть от того, какая в гос-ве существует форма правления.

Взгляды Мак. На формы правления двояки, если бы гос-во было стабильно, то оптимальной формой была бы республика (идеальная республика- римская) В СОВРЕМЕННОЙ для него условиях лучшей формой будет монархия близкой к тирании. Мак. Понимает необходимость наполнения гос-ого закона реальной физ силой самым первым и действенным средством сохранение полит стабильности явл Армия, причём в качестве одной из задач гос власти он видит захват территорий. Завоёвывая чужой народ и территорию, правитель может чуть-чуть изменить закон, но не в коем случае не менять экономич.строй, который на каждой территории специфический. 

Источником чел закона явл воля правителя, который стоит над законом. Содержание полит акта, необязательно оформленного в закон Мак, наполняет конкретными задачами гос власти. Анализ работы Мака позволяет говорить о том, что он был близок восточной стратегией и тактике введения боя. ((36 китайских стратагем))

Взгляды Мака выделялись в ряду последовательных представлений о политике как о субъекте, действующем согласно нормам морали и этике. Государь(Мак.) стал широко известен только в 19 веке и вызвал долгий дискурс в среде философов и политиков, также является идеологической базой работ и взглядов маркса и ленина.

Ппм Жанна Бадена Франция 1530-1596 гг.

Работы: 6 книг о гос-ве, метод лёгкого познания истории.

Теорию происхождение гос-ва предложенную баденном можно назвать патриархальной. В этом отношении он был близок к арестотелю и говорил, что гос-во образуется естественным образом. Человек склонен к общению, в следствии чего образуется семья. В силу ряда обстоятельств к числу которых относились ландшафт, климат. Некоторые семьи получают возможность к увеличению. Разросшиеся семьи образуют род и род образует гос-во.

В его теории были заложены основы концепции географического детерминизма и говорит о том, что о развитии гос-во в определённой форме образуется под влиянием благоприятных обстоятельств. Далее эту теории развил и продолжил Монтескье

В теории бадена фокусируется внимание на понятие суверенной власти, по его мнению, источником суверенной власти явл народ, но надо отчуждает от себя эту власть и передаёт её монарху. Он выделяет понятие суверинитета в общем и частном смысле

Общем- носителем суверинитета выступает народ (как чел тело способно видеть)

Частном- носителем сув. Явл монарх (как чел глаз специально преднозначенный для зрения)

В теории бадена выделяются сл виды закона:

-божественный

-естественный

-человеческий

В современной баденуфранции проходили религиозные войны между католиками и протестантами. Данные войны выступали фасадом для решения политич задач и достижение целей. Светская власть с трудом справлялось с поиском компромисса в этих войнах.

В светской пптеориибадена появляется свобода вероисповедания как базовый принцип стабильности полит власти.

В качестве форм правления выделяет традиционные:

-манархию

-аристократию

-республику

Явл сторонником монархии, закон также, как и форма правления будет зависеть от данностей: климат, почва, ландшафт.

Уже в 20 веке, специалисты по правам чел-ка и гр-на (жакмаритен) выступил с критикой теории суверенной власти баденна, маритен считал, что суверенная власть не может быть передана целиком правителю а лишь, может быть делегирована часть полномочий. Народ должен явл как источником суверенной власти, так и её носителем. Погрешность теории бодена, состояла в объективизации категории суверенная власть, она неотделима от народа в этом заключается её необходимый признак. Для французкой практики управлением гос-ва и в целом для эпохи в которой жил боден, разработка теории суверенной верховой власти имела колоссальное значение по причине: разногласий светского гос-ва и церкви, упрочения светской власти, и в целом развитие государственности.

 

Тема: Идеи раннего утопического социализма. Томос мор, тамаза Кампанелла.

1. История развития идей раннего утопического социализма.

Эпоха великих геогр. Открытий принесла с собой изменения экономической конъюнктуры в развитых европейских гос-вах и материковых. Приморские гос-ва начали активно вести борьбу за открытые территории. Англия, Испания, Португалия, Голландия в первую очередь получили определённое влияние в свою экономику в меньшую степень таким гос-вом была франция. Возможность получения дохода иным способом, кроме как с обработки земли изменила и соотношение пропорций, углубилась пропасть между бедными и богатыми. Вторая половина 16 века в числе передовых имущих лиц возникают идеи о необходимости участия гос-ой власти в поиске социального компромисса бедных и богатых, отчасти этому способствовали: законы английских королей, которые боролись с бродяжничеством и нищенством карательными методами. Однако карательная политика не оправдывала себя и очевидно была потребность в комплексе иных мер. многие мыслители причиной соц. Неравенства и источником всех бед называли частную собственность. В теории разрабатываются модели идеального гос-ва, не опирающегося на интересы частных собственников. К числу таких мыслителей относился томос мор.

2. 2 половина 16 века Томос Мор, Англ.аристократ, член англ. Парламенты, юрист по образованию. Он был казнён Генрихом 8, за критику политику генрихав отношении римской церкви.

Книга томаса положила начала «утопия». В ней мор рисует островное гос-во, в котором расположены несколько городов, федерация городов, основой экономики явл семейный ремесленный союз, каждая семья занимается определённым производством, КАЖДЫЕ 30 сЕМЕЙ избирают из своего числа филарха- это долж.лицоосущ контроль за дея-тью производства, также явл связующим звеном в вертикали админ.власти. Филархи выбирают из своего числа (а их 200) 20 протофилархов составляющих гос-ый совет. Главой такого гос-ва утопии является принцепс он изберается из числа протофилархов и свои полномочия выполняет на временной основе. Он решает вопросы войны и мира, следит за пополнением общ-ых фондов, издаёт немногочисленные законы, представляет гос-во в международных отношениях. В утопии нет денег и нет частной собственности, всё пренадлежит людям на праве общей собственности. Каждые 10 лет утопийцы меняются домами. Склонность к роскоши в утопии осуждается. Все блага, которые производятся семьями собираются в общ-ые фонды и распределяются по решению феларха, по мере необходимости между жителями. Рабочий день составляет 6 часов остальное время дня утопийцы посвящают занятием искусству, музыке, и др развивающим занятиям. По мнению мора деньги, допустимы в строго определённых целях: о выполнении дипломатической миссии. Преступление в таком гос-ве совершаются очень редко. Преступников заковывают в серебренные или золотые кандалы, а также утопийцы строят специальные башни, для содержание преступников, которые выполняют самую чёрную работу. Самым суровым наказанием явл изгнание из утопии.

3. ПпмТомаза Кампанеллы. Рубеж 16-17 веков.Итальянкийманах. Большую часть жизни находился в заключении.

Так же как и мор Кампанелла создаёт образ гос-ва ранее не существовавшего.

В числе вопросов, которые привлекали его внимание, были вопросы о социальном равенстве и вопросы, относящиеся в сугубой сфере религии. Кампанелла опирался на свой эмпирический опыт и оригинально трактовал категорию священное писание. По его мнению, божественную волю можно увидеть в окружающем человека мире явл той книгой в которой можно подчеркнуть знание об истинной воле бога. Такая позиция расширяла представление о боге и формах выражения его воли. «двукнижье»: 1. Священное писание 2. Природа, окружающая человека

Такой подход в описании форм проявлении божественной воли, позволил крестьянской доктрине, приспособится к новым меняющемся отношениям светского гос-ва и церкви и сохранить свои позиции в кач регулятора общ-ыхотнош.

Работа Кампанеллы отражающая его ппм называется «город солнца» в этой работе описывается островное город гос-во представляющее собой архитектурный ансамбль, многоярусную пирамиду, состоящую из жилых помещений. Чем выше был ярус, тем более авторитетные люди проживали в этих помещениях. В отличает от картинки томаса мора, у соляриев, жителей города солнца, отсутствовали не только деньги, но и семьи. Горожане жили по принципам братства. Небыло различая и в гендорном плане, значение имел только возраст, тем кто был старше на 20 лет называли отцами, с кто младше называли сыновьями. А человека равного по возрасту называли братьями. Кампанелла главным догматом в построении гос-ва называл религию, однако религия не могла быть единой. Солярии были язычниками, кто-то солнцу, кто-то деревьям и тд. Взрослые солярии муж.пола собирались в совет, который назначал на должность правителя гос-ва определённого человека, который избирался пожизненно и назывался «метафизиком», также из числа соляриев избирались наиболее достойные люди согласно их склонностям и занимали ведущие управленческие должности. Такие должности выделяет 4, каждая должность носила определённое название: 1. Мощь- данный чиновник занимался вопросами обороны, обучал боевым навыкам\искусствам и предпринимал меры способствующего укреплению города солярия 2. Мудрость- чиновник решал вопросы образования развития науки. 3. Любовь- в этой сфере решались вопросы поддержания жизни в том числе и селекционное производство соляриев. 4. Вера- вопросы религии. Законов в данном городе немного, своим источником законы имеют религиозные нормы и эти законы выбиты на дверях храма. К основным функциям гос-ва кампанелла относил экономическую (продукция выращивалась на землях, прилегающих к стенам города. Фун-ии: 1. Охранительная 2. Воспитательная. рабочий день соляриев составлял 4 часа в день. так же, как и мор кампанелла писал о необходимом развитии в солярии одухотворённости и чувства прекрасного. Этому способствовали: музыка, физкультура. В процессе взросление детей наблюдающие за ними жрецы определяли склонность ребёнка и рекомендовали его к занятию определённого вида дея-ти. В случае совершения преступлений чел должен был выслушивать курс правил о поведении города солнца. Распространены были в качестве наказания общественные работы, если совершалось тяжкое преступление виновного толпа забивала камнями. В силу ограниченности территории, на котором располагался город, здесь небыли распространены тюрьмы, поэтому гос-во должно было предпринимать массу воспитательных мер для исключения случаев нарушения правил общежития. Солярии не сторонились международных отношений. По мнению кампанеллы, отличившиеся хорошим поведением заслуживали путешествие в другие страны откуда они привозили опыт лучше устроенных институтов и предлагали этот опыт применить у соляриев. Работы заложили основы национализм. Характерные черты: отсутствие частной собственности, отсутствие денег, небольшие фун-ии семьи, слияние власти светской с религиозной и обожествление первой, отсутствие писанного закона или небольшое кол-во законов, строгая вертикаль власти административной с элементами её выборности, ограниченный материальных хар-ер, огнариченная территория с условиями обороны. Утопический социализм сохраняя свои основные черты в 17-18 веках всё более и более приспосабливался к реальным полит и эконом условиям.

В первой половине 19 века выглядел как проект, который можно реализовать на практике, в частности работы К.Маркса содержали отдельные позиции, позволяющие характеризовать его взгляды как утопичные. И коммунистическая теория выросла из утопического социализма.

 

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 116; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!