Государственный герб Республики Казахстан.



Тексты экзаменационных диктантов по русскому языку за курс основной школы для классов с русским языком обучения

Учебный год

(Материал составлен на основе УМИ

«Русский язык. Сборник диктантов»

Под редакцией

Л.К.Жаналиной, З.К. Ахметжановой, А.Е. Тажимуратовой.

Алматы «Мектеп». 2009 год)

стр. 40 Бежин луг

Я узнал, наконец, куда я зашел. Этот луг славился в наших местах под названием Бежина луга.

Холм, на котором я находился, спускался вдруг почти отвесным обрывом. Прямо подо мной, возле реки, которая в этом месте стояла неподвижным темным зеркалом, под самой кручей холма красным пламенем горели и дымились друг подле дружки два огонька. Вокруг них копошились люди, колебались тени, иногда ярко освещалась передняя половина маленькой кудрявой головы.

Это были крестьянские ребятишки из соседних деревень, которые стерегли табун. В жаркую летнюю пору лошадей выгоняют у нас на ночь кормиться в поле: днем мухи и оводы не дали бы им покоя. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских мальчиков. Сидя без шапок и в старых полушубках на самых бойких лошадях, мчатся они с веселым гиканьем и криком, болтая руками и ногами, высоко подпрыгивают, звонко хохочут. Легкая пыль желтым столбом поднимается и несется по дороге; далеко разносится дружный топот, лошади бегут, навострив уши; впереди всех, задрав хвост и беспрестанно меняя ногу, скачет какой-нибудь рыжий космач с репейником в спутанной гриве.

 (164 лова)

(По И. С. Тургеневу)

Стр.8

Хаджи – Мурат этот был знаменитый своими подвигами наиб Шамиля, не выезжавший иначе, как со своим значком в сопровождении десятков мюридов, джигитовавших вокруг него. Теперь,  закутанный в башлык и бурку, из – под которой торчала винтовка, он ехал  с одним мюридом, стараясь быть как меньше замеченным, осторожно вглядываясь своими быстрыми чёрными глазами в лица попадавшихся ему на дороге жителей.

Въехав в середину аула, Хаджи – Мурат поехал не по улице, ведущей к площади, а повернул влево, в узенький проулочек. Подъехав ко второй в проулочке, врытой в полугоре сакле, он остановился, оглядываясь. Под навесом перед саклей никого не было, на крыше же за свежесмазанной глиняной трубой лежал человек, укрытый тулупом. Хаджи – Мурат тронул лежавшего на крыше человека слегка рукояткой плётки и цокнул языком. Из – под тулупа поднялся старик в ночной шапке и в лоснящемся рваном бешмете. Глаза старика, без ресниц, были красны и влажны, и он, чтобы разлепить их, мигал ими. Хаджи – Мурат проговорил обычное: «Салям алейкум», - и открыл лицо.

Хаджи – Мурат слез с лошади и , слегка прихрамывая, вошёл под навес. Навстречу ему из двери быстро вышел лет пятнадцати мальчик и удивлённо уставился чёрными, как спелая смородина, блестящими глазами на приехавших. (178 слов)             

(Л.Толстой)

 

 

Стр.12

Сакура.

Порой встречи с растениями, как с хорошими людьми, приносят огромную радость. Прошлой весной довелось мне побывать в Закарпатье. Цвела сакура. Зрелище необыкновенное. Там её называют майским деревом, поскольку цветение часто совпадает с праздниками этого весеннего месяца. Представьте целые аллеи цветущих розовых сакур. Если даже весна запоздала, деревья, покрытые розово – красными бутонами, словно огоньками, всё равно нарядны.

Ветка сакуры – символ Японии. Когда зацветает вишня, все от мала до велика целыми семьями, с друзьями и  близкими собираются в садах и парках, чтобы полюбоваться бело – розовыми облаками нежных лепестков. Это – одна из древнейших традиций японцев.

Если икебана – сложное искусство аранжировки цветов –доступна не всем японцам, то уж любоваться цветущими деревьями может каждый. К этому зрелищу тщательно готовятся. Чтобы выбрать хорошее место, надо иногда прийти на сутки раньше. Японцы, как правило, празднуют цветение вишни дважды: с коллегами по работе и в кругу семьи. В первом случае – это святая обязанность, которая никем не нарушается, а в другом – настоящее удовольствие. Растение оказывает на человека благотворное воздействие. (157 слов)

Стр.25

Скрипач – музыкант.

Старый скрипач – музыкант любил играть у подножия памятника Пушкину. Этот памятник стоял в Москве, в начале Тверского бульвара, на нём написаны стихи, и с четырёх сторон к нему поднимаются мраморные ступени. Поднявшись по этим ступеням к самому пьедесталу, старый музыкант обращался лицом на бульвар, к дальним Никитским воротам, и трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие – и все они умолкали в ожидании музыки, потому что музыка утешает людей, она обещает им счастье и славную жизнь. Футляр от своей скрипки музыкант клал на землю против памятника, он был закрыт, и в нём лежали кусок чёрного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется.

Обыкновенно старик выходил играть под вечер. Для его музыки было полезней, чтобы в мире стало тише и темней. Старик скучал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Там звуки его скрипки раздавались в воздухе, в сумраке, и хоть изредка они доходили до глубины человеческого сердца. Некоторые слушатели музыки вынимали деньги, чтобы подарить их музыканту, но не знали, куда их положить. Футляр от скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножии памятника.

    Уходил домой он поздно, когда народ становился редким и лишь какой – нибудь случайный одинокий человек слушал его музыку. (207 слов)

                                                               (По А. Платонову)

Стр.26 Весна

Почки листьев подготовлены деревом еще с осени. Всю зиму они оставались в одном положении и были едва заметны; теперь же они начинают быстро наливаться, расти, скидывать свою коричневую шелуху и развертываться в зеленые листья. На вербе появляются пушистые цветы, или барашки. Потом появляются чуть заметные, липкие и душистые листья березы. Прошло еще дней десять – и кудрявая, ярко-зеленая березка,  с белым, опрятным стволом своим, стоит разубранная, будто на праздник:  веселая, яркая,  душистая. За березой спешат распуститься липа, ольха, дуб. Лапчатые листья клена не заставляют долго ждать себя. Кустарники и деревья друг перед другом спешат принарядиться на праздник весны. Сначала зелень на деревьях кажется жидкой, потому что листочки еще малы, да и сквозь зеленую яркую траву кое-где просвечивает еще черная земля. Но листочки и трава растут быстро, - к маю все зеленеет: рощи снова станут непроглядными, а на полях запестреют тысячи цветов. Зимой царствует однообразие: все один и тот же снег. Но весной каждый день появляется что-нибудь новое: то проглянет голубенький глазок незабудки, то развернется благоухающая чашечка ландыша, то заблестят в зелени беленькие цветочки земляники, из которых к концу весны выйдут сочные, красные ягоды. Вишня, яблони, груши покрываются белыми и бело-розовыми цветами. Все празднует весну, все цветет и благоухает. (196 слов)

(К. Ушинский) 

 

Стр.30

Айгерим.

Дверь распахнулась, впуская гостей. Первыми вошли двое джигитов в скромных халатах и тумаках, в сапогах с высокими голенищами. Они держались почтительно и, не поднимая глаз, отдали салем. За ними появились несколько подростков и две молодые невестки. Абай не отрывал глаз от двери. Он терял терпение. Спустя немного на пороге показалась ещё одна молоденькая женщина в серебристом халате, накинутом на голову и скрывавшем наполовину её смуглое лицо. Видимо, это была замужняя дочь Бекея.

   Последней вошла девушка, поразительно похожая на Тогжан. В косах звенели серебряные шолпы, белизна лица подчёркивалась розоватым оттенком кожи. Она вошла, улыбаясь сдержанно, но чуть лукаво, приоткрывая белые ровные зубы. Когда она смущённо поздоровалась с гостями, лёгкий румянец вспыхнул и для Абая долгожданной утренней зарёй.

Девушка была среднего роста, как Тогжан. Да и вся она – верно сказал Ербол – была вылитая  Тогжан: те же черты лица, белизна и румянец щёк, то же бело – розовое  яблочко  подбородка, лёгкое  и нежное, те же волосы, чёрные и шелковистые, - всё то же самое, о чём он так тосковал, что некогда столько раз приводило его в восхищение…Строгая линия носа, чуть вздёрнутого на кончике шаловливо и прелестно…Алые губы, тонко очерченные и по – детски наивные…Тёмные брови, острые и длинные, разлетающиеся к вискам, как крылья ласточки…Лёгкая улыбка ничем не омрачённой души…

 Девушка прошла по юрте, движения её были мягки и гибки. Камзол и белое платье подчёркивали стройность стана…(220 слов)

(М.Ауэзов)

 

 

Стр.38

Плаха.

Ожидая появления волков, Бостоннастороженно озирался, но никак не мог понять, с какой стороны появятся звери. Вокруг  царили покой и тишина: овцы мирно паслись, ягнята резвились, сороки перестали стрекотать – слышно лишь, как  неподалёку бежит с горы ручей и поют в кустах птахи.Бостон уже устал от долгого ожидания, но тут среди камней промелькнула серая тень, и овцы резко шарахнулись в сторону и неуверенно замерли в испуганном ожидании. Бостан весь напрягся , он понял – это волки подпугнули стадо, чтобы узнать, где затаился человек: в таких случаях любой пастух поднимает крик и бежит к овцам.

      Но у Бостона была другая задача, и поэтому он ничем не выдал себя. И тогда среди каменных глыб снова мелькнула серая тень, и хищник в два прыжка настиг всполошившихся овец. То была Акбара. Бостон вскинул ружьё, ловя на мушку цель, и собрался нажать уже на курок, когда лёгкий шорох позади заставил его обернуться. В ту же секунду он, не целясь, выстрелил в упор в набегающего на него огромного зверя. Всё произошло в мгновение ока. Выстрел настиг Таштайчара уже в прыжке, но упал он не сразу, а, злобно оскалив зубы, свирепо сверкая глазами, хищно вытянув вперёд когтистые лапы, какое – то время ещё летел по инерции к Бостону и рухнул замертво в полуметре от него. Бостон тотчас повернул ружьё в другую сторону, но момент был уже упущен – Акбара, оставив сваленную с ходу овцу, успела метнуться за камни. С ружьём наперевес кинулся он за волчицей, надеясь достать её пулей, но увидел лишь, как Акбара перемахнула через ручей. Выстрелил и промахнулся. (200 слов)

 (Ч.Айтматов)

Стр. 32 Коршуны над саванной

День клонился к концу, исходя нещадным зноем от закатного солнца, от накалившейся за день земли. Солнце и степь – величины вечные: по солнцу измеряется степь, насколько велико освещаемое солнцем пространство. А небо над степью измеряется высотой взлетевшего коршуна. В тот предзакатный час над Моюнкумской саванной кружила в выси целая стая белохвостых коршунов. Они летели без цели, самозабвенно и плавно плыли, совершая полет ради полета в той всегда прохладной, далекой, безоблачной выси. Летели один за другим в одном направлении по кругу, как бы символизируя тем вечность и незыблемость этой земли и этого неба. Коршуны не издавали никаких звуков, а молча смотрели, что происходило в тот момент снизу, под их крыльями. Эти аристократические хищники были поднебесными жителями саванны, опустившимися на грешную землю лишь для прокорма и на ночлег.

Должно быть, в тот час с той непомерной высоты им были, как на ладони, видны волк, волчица и трое волчат, расположившихся на небольшом бугорке среди разбросанных кустов тамариска и золотистой заросли чия. Дружно высунув языки от жары, волчье семейство отдыхало на том пригорке, вовсе не предполагая, что является объектом наблюдения поднебесных птиц. (179 слов)

(Ч.Айтматов)

Государственный герб Республики Казахстан.

 

    Слово «герб» в переводе с немецкого означает «наследство». В польском языке оно имеет значение «эмблема», «наследственный отличительный знак из сочетания фигур и предметов, получающих символическое значение».

    Герб изображается на знаменах, печатях, монетах, помещается на архитектурных  сооружениях, домашней утвари, предметах вооружения, произведениях искусства, рукописях, книгах и т.д.

    Основа Государственного герба Республики Казахстан – шанырак. Он – сердце герба и олицетворяет собой Очаг, Целостность мира, является символом первоосновы государства – семьи. Шанырак восходит к санскритскому слову «чакра» - колесо Солнца. Так же, как свастика, - динамический рисунок движущегося колеса Солнца, его лучей-спиц, так и шанырак, является, по сути дела, стенными часами – показателем скорости движения Солнца. По меткам на шаныраке казахи определяли солнечное время дня.

    Шанырак – купол юрты – для тюрка-кочевника то же, что и фундамент для европейца, то есть олицетворение дома, очага, семьи, рода.

    Юрта, по представлениям кочевников, является моделью Вселенной в миниатюре. Полом для юрты служит Земля как золотое сечение Мирового яйца. Стены и потолок – это купол неба.

    Через центр Мироздания проходит ось, на которой держится вся Вселенная – Мировой гвоздь, к шляпке которого привязан небесный купол.

    Тулпар – символ Солнца, движения, символ постоянства, стабильности: каждый день восходит солнце, даруя жизнь. Крылатыйтулпар объединяет в себе Время и Пространство и олицетворяет на нашем гербе бесконечное развитие, духовное богатство и многообразие наций и народностей, проживающих в Казахстане под одним шаныраком.

    Пятиконечная звезда венчает герб. У каждого человека есть своя путеводная звезда. Такая звезда должна быть и у государства.

    Авторами Государственного герба Республики Казахстан являются ЖандарбекМалибеков и Шота Валиханов.

 

                               У войны не женское лицо…

 

Матери Великой Отечественной… Они выполняли свой долг перед Родиной, отдавая ей своих сыновей в самые страшные для России годы испытаний. Терпеливо и мужественно ждали их возвращения домой, принимая на себя весь груз работ и забот. Ни одна победа не могла бы свершиться без их святого труда. Тыл держался на хрупких женских плечах.

Санитарки, медицинские сестры, врачи – все они самоотверженно выполняли свой долг на полях Великой Отечественной войны, у постели раненого, в операционной, во фронтовых и далеких от фронта тыловых госпиталях. Тысячи раненых и больных, тысячи километров фронтовых дорог, сотни бессонных ночей. И труд, работа до седьмого пота, двадцатого пота, работа будничная, без отпусков, без выходных. Госпиталь был их домом, их семьей. Удачная операция, спасение еще одной жизни, первое слово и первая улыбка бойца, потерявшего при ранении и речь, и память – все это было большим счастьем для военных медработников.

На самой страшной войне ХХ века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, но и стреляла, подрывала мосты, ходила в разведку. Женщина убивала. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее землю, на ее дом, на ее детей. Отдавали свои жизни, не задумываясь, тысячи Зой Космодемьянских.

Неженская это доля убивать. То была величайшая жертва, принесенная женщиной на алтарь Победы и бессмертный подвиг…(204 слова.)

                                                                      ( по Т.Гореловой.)

 

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 1028; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!