Руставели – поэт и идеолог феодальной аристократии. Народные массы не участвуют в его произведении. Однако отдельные, вскользь брошенные слова раскрывают его любовь к народу.



Низами Ганджеви

Передовые взгляды выражал гениальный поэт-мыслитель Азербайджана Низами Ганджеви (1141–1203). В своих поэмах («Хамса», или «Пятерица», «Сокровищница тайн», «Хосров и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Семь красавиц», «Искандернамэ») Низами осуждал деяния шахов и феодалов, призывал правителей к гуманному обращению с трудящимися. «...Насилие – зло, – поучает Низами, – тебе же лучше, если ты обласкаешь райатов» (крестьян). «Насилие – разрушитель царства». «Вечное счастье (или могущество) лишь от неугнетения».

Правитель не должен допускать несправедливости и произвола. «Царство становится устойчивым от правосудия. Дела твои устроятся твоим же правосудием». Но, призывая шахов к гуманности, Низами позднее отказывается от своих надежд на справедливого монарха и говорит о том, что все монархи похожи друг на друга и одинаково несут народу лишь насилие и гнет. В поэме «Искандернамэ» Низами изображает идеальное общество, где осуществлено не только политическое, но и имущественное равенство, где все помогают друг другу и никто не знает бедности. «Никогда мы не опасаемся воров, – говорят про себя граждане этого общества, – нет у нас в городе воеводы, в деревне – караульных... Нет у нас в домах замков и запоров, нет сторожей при коровах и овцах... На золото и серебро мы не льстимся, и никому оно не нужно». «В государстве этом нет судов, его граждане не ведут войны, не льют крови». Низами провозглашал равенство рас: «И белый, и черный – все дети земли; эфиоп – черный, как железо, у него черна кожа, но чиста душа!»

Алишер Навои

В Средней Азии феодальные отношения стали складываться с V в. В этот период уже выделилась землевладельческая аристократия, закрепощавшая крестьянство. Уже с этого времени классовая борьба приняла самые острые формы.

В конце V в. развернулось широкое крестьянское движение, вождем которого был Маздак. Исходя из господствовавших в Персии представлений о борьбе двух начал в мире – доброго и злого, Маздак оспаривал правомерность феодальной земельной собственности и заявлял, что частная собственность на землю явилась следствием действия злого начала в мире. Он призывал крестьян захватывать имущество богачей и делить его между собой.

В VII в. началось завоевание среднеазиатских территорий арабами, завершившееся в первой половине VIII в. Завоеватели ввели налог на сельское хозяйство – «харадж», достигавший трети урожая и даже более. Гнет завоевателей, усугубивший гнет местной знати, резко ухудшил положение крестьян и городской бедноты. Народ поднимает восстание. Особенно значительным было восстание, развернувшееся в 70-х годах VIII в. под руководством ремесленника; из города Мерва Хашим-Ибн-Ха-кима, по прозванию Муканна. Это движение было направлено против господства арабов и против ислама, к которому склонялась местная знать. В общественно-политических взглядах восставших воспроизводились основные положения маздакизма.

Мусульманское духовенство в борьбе с передовыми идеями, враждебными религиозному мировоззрению ислама, поощряло мистицизм и религиозный фанатизм. Оно использовало в этой борьбе, особенно в XIII – XIV вв., мистическое течение суфизма, а позднее – возникший в XIV в. в Бухаре мюридизм. Это наиболее агрессивное направление в исламе, пропагандировавшее нетерпимость к иноверцам и призывавшее к захватническим войнам в интересах феодальной верхушки мусульманских стран.

Выдающимся мыслителем народов Средней Азии был родоначальник узбекской литературы Алишер Навои (1441–1501). В этот период обширная империя Тимура распалась, и между его потомками шла борьба за отдельные ее части. Он родился в Герате, столице Хорасана, жил и работал, кроме Герата, в Самарканде и Мешхеде. Навои писал на фарси, но основные свои произведения предпочитал писать на родном, узбекском, языке и положил начало литературе своего народа. Вершина творчества Навои – «Пятерица», представляющая «ответ» на «Пятерицы» Низами. В конце жизни Навои написал аллегорическую поэму «Язык птиц» и философско-аллегорический трактат «Возлюбленный сердец», посвященный наилучшему устройству общества.

Передовой деятель и мыслитель своей эпохи, поборник просвещения, обличающий ханжество и лицемерие богачей, Навои подвергает сомнению отдельные догматы религии, веру в загробную жизнь.

Навои, по происхождению принадлежавший к знаменитому роду, бичевал произвол и насилия правителей, призывал феодалов умерить свой нажим на крестьянские массы, а правителей – служить интересам народа. Далекий от идей народоправства, Навои создал образ просвещенного монарха, заботящегося о благе народа о развитии культуры. Монарх, по словам Навои, должен быть строгим и непреклонным, величественным и щедрым, страшным для злодеев и врагов страны. Царь должен заботиться о подданных, «на страже стоя всенародных благ». Царь – «тень Бога на земле»; он – помощник Бога, разделяющий все его свойства. Подобно Богу, он милосерд, «целитель он, но и воитель он, и мститель он». Царь – источник милостей и наказаний. Он не должен быть, однако, ни слишком суровым, ни чересчур мягкосердечным. «Есть мера милостей и мера кар: их соблюдение – государей дар».

Навои бичует властителей, живущих в роскоши и пороках за счет грабежа народа. В их дворцах «ткань ковров из душ людских свита, в рубин и пурпур кровь перелита, за счет народа позолота здесь...». Пируя по ночам, властители днем угнетают обездоленных людей: «насилье выпускают из ворот и грабят для своих пиров народ. И свозят все, что удалось собрать, и начинают снова пировать».

Мхитар Гоша и Фрик

Значительное явление в истории политической мысли Закавказья – творчество армянского мыслителя, общественного и литературного деятеля, богослова Мхитара Гоша (1120 или 1130–1213), автора «Басен», «Судебника Мхитара Гоша», включающего гражданское и церковное право и применявшегося в разных странах, населенных армянами, вплоть до XIX в.

Во введении, предпосланном «Судебнику», Мхитар Гоша выдвигает идеи естественного права, придавая богословскую форму своему учению о праве. Гош говорит, что естественные законы даны Богом человеческой природе и существуют вечно, независимо от воли и сознания людей. Эти законы раскрываются в обычаях.

По природе человек – существо свободное, но так как земля и вода закреплены за царем и князьями, то неизбежно возникает феодальная зависимость для всех, кто нуждается в земле и воде. У Гоша не возникает сомнений относительно правомерности такого порядка вещей, правомерности феодальной эксплуатации Действующее феодальное право не нарушает, таким образом, по мысли Гоша, вечных, неизменных «естественных» законов. Однако он вовсе не склонен был видеть оправдание всех феодальных насилий в религиозных представлениях о божественном законе, как это делали реакционные средневековые юристы в Западной Европе. В «Судебнике» Гоша звучит призыв не выходить за пределы того, что установлено обычаем при взыскании возложенных на крепостных повинностей, не допускать несправедливости по отношению к крепостным, быть умеренным, определить точно меру повинностей.

Усиление эксплуатации, рост ремесел и торговли в городах привели к обострению противоречий в армянском феодальном обществе. Бедствия трудящихся усугубились завоеванием монголов, которому Армения подверглась в первой половине XIII в. Тяжелое положение крестьянства и городской бедноты отражено в стихотворениях армянского поэта Фрика (1234–1315). Поэт сравнивает князей с волками, которых Бог поставил править людьми. Выражая настроения своего народа, он высказывает сомнение в справедливости порядка, установленного Богом на земле, и призывает к созданию лучшей жизни для бедняков.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 294; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!