АНАРХИЗМ П. ПРУДОНА, М. ШТИРНЕРА И М. БАКУНИНА



История политических и правовых учений. Шпаргалка

Наиболее значительные теоретики анархизма XIX в. – Пьер Жозеф Прудон, Макс Штир-нер, Михаил Александрович Бакунин.

Макс Штирнер обрушивает критику на все ценности, связанные с государством, обществом, религией. Он полагает, что человек единствен, потому что неповторим. У людей есть лишь одна общая черта – каждый из них своеобразен.

Вся человеческая история представляется стремлением идеализировать действительность. Это посягательство на основной принцип Я, на его единственность. Поэтому абстракции (Бог, государство, общество, человечество) возводятся в культ. Они подчиняют себе конкретного человека, становятся объектом его поклонения. Освобождение человека мыслится как очищение его сознания от представлений, противоречащих его воле.

Государство ставит перед собой лишь одну цель – подчинить человека. Государство – враг человека.

Индивидуалистический анархизм Штирнера опирается на чуждое человеку давление социальной среды. Общество должно быть союзом единственных, автономных индивидов.

Пьер Прудон призывает:

1) ликвидировать все существующие формы эксплуатации человека;

2) заменить фиктивные конституции законами, соответствующими социальному пониманию справедливости.

Общественный идеал – общество, где люди равны и объединены в союзы трудящихся. Производство должно основываться на разделении труда. Экономика должна базироваться на товарообмене. К такому обществу можно прийти путем революции, коренного переворота жизни общества. Способ избежать социальной несправедливости – упразднение государственных и правовых институтов. Для защиты своих интересов власти предержащие создают законы. Государство подавляет трудящиеся слои с помощью прямого насилия и законов. Главный порок капиталистического общества – несправедливый обмен результатов труда.

Михаил Бакунин видел свободу человека вследовании естественным законам. Задачей общества являются эмансипация и гуманизация. Только на основе коллективной трудовой деятельности и солидарности возможно справедливое общество.

Свобода оказывается возможной для одного человека лишь с его признанием свободы другого. В этом заключается цель истории. Ее результатом должны стать свобода, равенство и братство людей.

"История политических и правовых учений. Шпаргалка"

Марксистскую идею о диктатуре пролетариата Бакунин отвергает неслучайно. Диктатура пролетариата выльется в бюрократическое общество. В нем меньшая часть пролетариата будет навязывать с помощью диктата свою волю большинству. Сосредоточение собственности в руках государства дает огромное преимущество. Им не преминут воспользоваться. Пролетариат должен не осуществлять диктатуру, а разрушить государство как таковое.

 

27. РАННИЙ СОЦИАЛИЗМ. ПУТИ РУССКОГО СОЦИАЛИЗМА (А. И. ГЕРЦЕН, П. Л. ЛАВРОВ, П. Н. ТКАЧЕВ, В. И. ЛЕНИН)

История политических и правовых учений. Шпаргалка

Александр Иванович Герцен (1812–1870) – один из родоначальников концепции русского социализма. Герцен критиковал учение славянофилов. Он пришел к мысли, что русская деревенская община и артель содержат задатки социализма. Последний найдет свое осуществление в России скорее, чем в какой-либо другой стране. Деревенская община означала для него крестьянский коммунизм.

Герцен верил в будущее социализма. Но он никогда не рассматривал социализм как совершенную форму общественных отношений.

В русском крестьянском мире содержатся три начала для поворота к социализму:

1) право каждого на землю;

2) общинное владение ею;

3) мирское управление.

Эти общинные начала препятствуют развитию сельского пролетариата и дают возможность миновать этап капиталистического развития.

Петр Лаврович Лавров (1823–1900) – виднейший теоретик народничества. В основу своей политико-правовой концепции он положил идею о роли отдельной «критически мыслящей» личности. Это не вождь, не лидер государства, это – критически мыслящий индивидуум. Этот индивидуум оказывает значительное влияние на свой слой общества. С этим понятием связана и формула общественного прогресса.

"История политических и правовых учений. Шпаргалка"

Прогресс – это развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении.

Он выделял три условия для прогрессивного развития общества. Личность должна располагать:

1) материальными удобствами, тем их минимумом, ниже которого начинаются страдания, болезни, задерживающие развитие;

2) возможностями умственного развития;

3) самостоятельностью убеждений и осознанием того, что собственное достоинство каждого заключается в уважении достоинства других.

Петр Николаевич Ткачев (1844–1886) – социолог, литературный критик, публицист, революционный деятель, основной теоретик бланкизма.

В центре внимания теории Ткачева находится идея прогресса.

Прогресс отражается в трех сферах:

1) природе;

2) индивидуальном организме;

3) человеческом обществе.

Ткачев полагает, что прогресс в чистом виде существует только в обществе.

Основная цель прогресса – уравновесить потребности людей и возможности их удовлетворения. Чтобы достичь этой цели, необходимо установление возможно полного равенства индивидуальностей. Эта цель достигается путем радикального экономического преобразования, социалистической революции. Ее основой служит политический заговор меньшинства.

Владимир Ильич Ульянов (Ленин) (1870–1924) – основоположник большевизма. Работа Ленина «Государство и революция» главным образом посвящена классам как таковым, а также классовой борьбе.

Государство – это продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Оно является орудием насилия, аппаратом подавления одного класса другим.

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 372; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!