Философские аспекты поэмы Кольриджа «Сказание о старом мореходе»



«Сказание о старом мореходе» (1797 – 1799). 

«Поэма о старом моряке» считается отправной точкой развития английского романтизма. Она примечательна своим умышленно архаизированном языком и изобретательным использованием почти всех известных на начало XIX века поэтических приёмов, включая усложнённые аллитерации и даже какофонию.

Для всякого романтика критика урбанистической жизни и цивилизации означала одновременно и противопоставление вечно изменяющейся жизни природы, прекрасной и заманчивой, несвободе человека в городской суете. Но вместе с тем люди часто обрекают себя на осуждение природой, которая мстит человеку за его преступление перед миром гармонии и красоты. Поэма-фантазия: история старого морехода, совершившего преступление против природы, убив альбатроса, проецируется на поэтическую структуру гимна стихиям природы, тем живым силам, кот. властвуют над человеком. Это произведениеявилось результатом тщательного изучения поэтом многочисленных источников, давших ему возможность воссоздать яркие картины северной и южной природы.

Природа воспринимается поэтом как чрезвычайное подвижное, вечно меняющееся, таинственное и прекрасное целое. Показательно, что герой – бывалый и много видевший во время путешествий мореход – не перестает удивляться красоте природы, каждый раз открывая ее заново.

Отличительной чертой «Сказания» является органическое сочетание реальных образов, почти физически ощущаемых и осязаемых, с фантастическими образами готических романов. Именно поэтому произведение производит чрезвычайно сильное впечатление. «Жизнь-в-смерти» - найденный Кольриджем пластический образ, символизирующий кару, возмездие за совершенное против природы преступление. Смерть и жизнь в смерти появляются вместе, но второй призрак страшнее. Одно из ярких романтических обобщений, подчеркивающее всеобщий упадок, гибель и разложение, - гниющее море с мертвым кораблем, где находятся и призраки, и трупы, иногда кажущиеся старому моряку ожившими.

Старый моряк – это персонифицированная больная совесть человека, которому нет прощения. Муки и страдания моряка приобретают в балладе вселенский характер, а сам он превращается в трагического титана, призванного страдать за всех и гордо нести это бремя одиночества. Мореход проходит мучительное осознание своей вины перед природой. Убитый альбатрос висит у него на шее вместо креста. Но когда он благословляет водяных змей, мертвая птица падает в пучину моря, несколько освободив его от угрызений совести. Но окончательное расставание с прошлым происходит в сцене встречи с отшельником, когда весь корабль – символ преступления, вины и наказания – уходит под воду.

В финале звучит тема прощения всех тех, кто сумеет осознать свою вину перед природой, и восстановит нарушенное в мире равновесие.

Билет 1

37)Исторические предпосылки возникновения западно-европейского романтизма.

Появление и развитие в литературе различных стран направления романтизма, следует отнести к последнему десятилетию 18 и первой трети 19 века. Это сложное и своеобразное направление, нашедшее свое выражение в различных областях искусства (лит-ра, живопись, музыка_), надо изучать в прямой неразрывной связи с теми глубокими соц.-истор. и политическими сдвигами, которые происходили в этот истор.период и знаменовали собой крушение феодальной системы и становления феодального общества. Наиболее полным и завершенным выражением этого исторического процесса была Великая фр. Буржуазная Революция (1789-1794), низвергшая феодальный мир и утвердившая господство буржуазии. Она явилась важнейшим поворотным моментом в истор.жизни не только Франции, но и др. европ. стран. Тот же процесс разложения феодализма и роста бурж. отношений происходил более замедленным темпом в других странах.

Во-первых, в основе французского переворота лежали идеи Просвещения, был выдвинут лозунг Свобода, равенство и братство! Человек стал цениться как личность, а не только как член общества и слуга государства, люди поверили, что они сами могут управлять своей судьбой. Во-вторых, многие люди, бывшие апологетами классицизма, поняли, что реальный ход истории иногда бывает неподвластен разуму - главной ценности классицизма, слишком много там возникало непредвиденных поворотов. Также, в соответствии с новым лозунгом, люди стали понимать, что привычное для них устройство мира на самом деле может быть враждебным для конкретного человека, может мешать его личной свободе.

Таким образом, в литературе возникает потребность в новом, актуальном направлении. Им стал романтизм, главный конфликт которого - конфликт личности и общества. Романтический герой - сильный, яркий, независимый и непокорный, обычно оказывается одиноким, поскольку окружающее общество не способно его понять и принять. Он - один против всех, он всегда находится в состоянии борьбы. Но этот герой, несмотря на свое несоответствие окружающему миру, не является отрицательным.

Романтизм зародился в Германии. Предвестник романтизма – «Буря и натиск», сентиментализм.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 1620; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!