О послаблениях, касательно месяца Рамадан.

МИНИМАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ О РАМАДАНЕ

 

О необходимости соблюдения поста в Рамадан.

Доказательством на необходимость соблюдения поста, являются слова Всевышнего:

"О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому,

как он был предписан вашим предшественникам, дабы вы остерегались (наказания Аллаха)""

Сура аль-Бакара, аят 183

 

Разъяснение (шарх):

 

Разъясняет шейх 'Абд уль-'Азиз ибн Баз:

 

Что же касается соблюдения поста, то Аллах Всевышний сказал:

"О те, которые уверовали! Вам предписан [сделан обязательным] пост,

подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, дабы вы остерегались (наказания Аллаха)"

Сура аль-Бакара, аят 183

А также:

"В (лунный) месяц Рамадан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься (в дневное время)"

Сура аль-Бакара, аят 183

Люди обязаны соблюдать пост каждый год в течение месяца Рамадан.


 

Начало и конец месяца Рамадан.

Каждый год в мусульманской умме распространяется фитна, относительно начала и конца священного месяца Рамадан.

Является нововведением устанавливать начало и конец Рамадана заранее по календарю, как это часто делается приверженцами нововведений.

На это указывает множество достоверных хадисов:

Передают со слов Ибн ‘Умара, что он слышал, как Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не начинайте поститься, пока не увидите молодой месяц, и не разговляйтесь, пока не увидите его снова. Если же погода будет облачной, то считайте дни». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

В одной из версий последнего также говорится: «Начинайте поститься, когда увидите молодой месяц, и разговляйтесь, когда увидите его снова. Если же он будет скрыт от вас за облаками, то отсчитайте тридцать дней».

В одной из версий аль-Бухари говорится: «Месяц может состоять из двадцати девяти ночей. Но не начинайте поститься, пока не увидите молодой месяц. Если же погода будет облачной, то отсчитайте тридцать дней предыдущего месяца».

Передают со слов Абу Хурейры, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Начинайте поститься, когда увидите молодой месяц, и разговляйтесь, когда увидите его снова. Если же он будет скрыт от вас за облаками, то отсчитайте тридцать дней месяца ша‘бан». Этот хадис передал аль-Бухари.

Однако, человек не должен начинать поститься в одиночку, если местность в которой он живет не начинает пост со следующего дня, даже если он увидел месяц. Стоит уточнить, что чтобы это имело место, решение не начинать поститься со следующего дня, в местности, должно быть принято согласно Сунне.

Доводом на это можно привести слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:

«Поститесь в день, когда постятся люди и разговляйтесь в день, когда разговляются люди» ат-Тирмизи 697

Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, имам Ибн Муфлих, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани.

Теперь касательно мнения, в пользу необходимости начала и завершения поста со своей страной, даже если они опираются не на зрительную фиксацию.

Подобное понимание этого хадиса является явно ошибочным и противоречит тому, как понимали и поясняли этот хадис учёные нашей общины. смысл хадиса именно в том, чтобы мусульманин не постился и не прекращал пост в одиночку, если община мусульман делает иначе! И максимум этот хадис использовали имамы на то, что если страны стали разногласить в начале и конце поста, то каждый мусульманин поститься со своей страной, ПРИ УСЛОВИИ, что каждая из этих стран опирается на шариатское установление начала и конца поста!

Недозволено опираться на астрономические вычисления. В шариате установлено только 2 способа определения начала и конца Рамадана:

a. Визуально, увидев новую луну;

b. Если не видно луну из-за погодных условий, отсчитать 30 дней, и начинать/заканчивать поститься на следующий день;

Аль-Кудама сказал – (смысл) «Если кто-либо опирается на слова астрономов и даже если их слова совпадут с истиной, пост такого человека недействителен.»

 

О послаблениях, касательно месяца Рамадан.

· Тем, кто болен и путникам дозволено пропустить обязательный пост, однако каждый пропущенный день сделует возместить постом в другие дни или кормлением бедняков.

Доводом на это может послужить 184-й аят из суры Аль-Бакара:

«Поститься следует считанное количество дней. А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка. А если кто добровольно совершает доброе дело, то тем лучше для него. Но вам лучше поститься, если бы вы только знали!»

Из аята ясно следует, что возмещать пропущенный день поста кормлением бедняка можно лишь в том случае, если возмещающему дейстительно тяжело поститься. Легкая тяжесть не является поводом отказа от поста.

Также следует отметить, что путнику дозволенно прервать пост до отправления путь. Однако, следует быть осторожным, т.к. путник может передумать отправляться в путь, и даже если он не поел и не попил, намерение прервать пост делает пост недействительным.

Имам Ибн аль-Мунзир сказал: «Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: "Поистине, дела оцениваются только по намерениям"»

· От 'Аиши, 'Али, Саубана и других сподвижников (да будет доволен ими всеми Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Перо (ангела записывающего плохие дела) поднято от троих: От ребенка, пока он не достигнет совершеннолетия; от спящего, пока он не проснется; и от сумасшедшего, пока его разум не восстановится".

Из этого хадиса ясно следует, что не возлагается ответственность за пропущение обязательных предписаний на три категории людей. А именно, на детей, не достигших совершеннолетия; того, кто пропустил обязательное предписание по причине того, что он не проснулся, если только он намеренно не продолжил спать; и сумасшедшего (умалишенного, эпилептика и т.д.), пока его разум не восстановится.

Это значит, что и пост, в месяц Рамадан, для них не становится обязательным.

· Если человек чувствует сильный голод или жажду, и опасается, что может умереть или, что его с его здоровьем может произойти что-либо серьезное, то он может прекратить свой пост и восполнить его позже, потому что сохранение своей жизни - обязательно. См. "аль-Мухалля" 6/228, "Къауанинуль-фикъхия" 82.

Всевышний Аллах сказал: "Не убивайте самих себя, ведь Аллах милостив к вам". (ан-Ниса 4: 29).

· Муджахид, сражающийся на пути Аллаха, если пост ослабляет его и мешает ему сражаться, может оставить пост.

Тем, кто сражается с врагами или осажден врагами, если пост их ослабляет так, что они не смогут сражаться, позволено прервать свой пост, даже если они не в пути. Если им понадобиться прервать пост до сражения, они могут это сделать. Доказательством этому является хадис от Абу Са'ида, в котором сообщается, что во время похода на Мекку, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал своим сподвижникам: "Утром вам предстоит встретиться с врагом, и прекращение поста сделает вас сильнее, поэтому не поститесь". Муслим 1120.

Из этого хадиса становится ясно, что Пророк ﷺ назвал причиной для прерывания поста не нахождение в пути или в походе, а сохранение сил для сражения с врагами. Об этом сказали хафиз аль-Мунзири, аль-Мунауи, Шамсуль-Хакъ 'Азым Абади и другие.

Сохранение сил для участия в джихаде, для отражения агрессии и защиты мусульманских земель, является уважительной причиной для прерывания поста, и об этом говорили имамы Ахмад, Ибн Таймия, Ибн аль-Къайим, Ибн Муфлих и др. См. "аль-Фуру'" 3/28.

· Женщина, у которой месячные / Женщина с послеродовым кровотечением, может оставить пост.

В отличие от вышеуказанных категорий, женщины у которых месячные или послеродовое кровотечение не просто могут не поститься, а им запрещено поститься в таком состоянии, в чем ученые единогласны. См. "аль-Маджму'" 6/259.

Доказательством того, что женщины, у которых месячные не должны поститься, является хадис, в котором сообщается, что на вопрос женщин: "В чем состоит недостаток нашей религии?", Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: "А разве женщина, у которой начались месячные, не прекращает молиться и поститься?". аль-Бухари 304, Муслим 2/132.

Умм Саляма сказала: "Во времена Пророка,да благословит его Аллах и приветствует, женщины с послеродовым кровотечением воздерживались от молитвы в течение сорока дней". Ахмад 6/203, Абу Дауд 1/311, аль-Багъауи 2/136, хадис хороший.

Естественно, если запрещалось совершать молитву, то запрещалось и соблюдать пост. Сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и их последователи были единогласны в том, что женщина после родов не должна поститься и молиться в течение сорока дней, если только она не отчиститься раньше. См. "Найлюль-аутар" 1/274.

Если у беременной женщины происходит выкидыш плода в стадии формирования различных частей тела, таких как голова или рука, то подобный случай рассматривается как послеродовое кровотечение, и женщина не постится. Если выкидыш произошел на ранних стадиях беременности (до восьмидесяти дней), то женщина считается в положении истихада (болезненное кровотечение), и она не должна оставлять свой пост. См. "Фатауа аль-Ляджна ад-даима" 10/224.


О намерении

Мусульманин при соблюдении поста должен иметь намерение подчиниться велению Аллаха Всемогущего и приблизиться к Нему. И пост тех, кто поститься только из-за того, что он хорошо влияет на здоровье, или поститься из-за того, что все начали поститься, или для того, чтобы его похвалили люди, является недействительным. Мало того, что их пост не примется, те, кто постился из-за показухи будут за это еще наказаны.
Да упасет нас Аллах от подобного…

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Тот, кто постился, проявляя показуху, совершил многобожие". Ахмад 4/126, ат-Таялиси 1216. Имам-мухаддис Абу Бишр Юнус ибн Хабиб назвал хадис достоверным. См. "Тахридж Муснад ат-Таялиси" 2/444.

Также от Абу Умамы аль-Бахили (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Поистине, Аллах из деяний принимает только те, которые совершаются искренне, в стремлении приблизиться к Его лику!". ан-Насаи 3140, Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.

· Для того, чтобы пост был правильным, необходимо до наступления рассвета, каждую ночь Рамадана, укреплять в своей душе намерение поститься, и это самое сильное мнение поскольку опирается на достоверные хадисы.

 От Хафсы (да будет доволен ею Аллах), жены Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сообщается, что Посланник Аллаха,да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Нет поста у того, кто не утвердил до рассвета в своей душе намерение поститься". Абу Дауд, Ибн Маджах, ат-Тирмизи, ан-Насаи. Достоверность хадиса подтвердили имамы ад-Даракъутни, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, аль-Хаким, Ибн Хазм, аль-Хаттаби и аль-Альбани. См. "Тухфатуль-ахуази" 2/80, "Ируауль-гъалиль" 914.

То же самое говорили Аиша и Ибн Умар. Малик 1/288, ад-Даракъутни 2/172. Оба иснада являются достоверными.

Имам аль-Багъауи сказал: "Этот хадис указывает на то, о чем говорят большинство ученых (утвердить намерение поста до рассвета), поскольку каждодневный пост является отдельным поклонением, требующим своего намерения". См. "Шарху-Ссунна" 3/476. См. также "Раддуль-мухтар" 2/87, и "Шархуль-кабир" 1/521.

Имам Ибн Хузайма сказал: "Обязательно утверждать намерение на пост ночью, за исключением добровольного поста". См. "Сахих Ибн Хузайма" 3/198.

Шейх Сыддыкъ Хасан Хан сказал: "Обязательным является утверждать намерение на каждый день". См. "Раудату-надийя" 1/539.

Если человек проспал, не знал или забыл утвердить намерение до рассвета, то его пост действителен, поскольку Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Поистине, Аллах простит моей общине ради меня то, что они сделают по ошибке и забывчивости, а также то, к чему их будут принуждать". Ибн Маджах 2045, аль-Байхакъи 7/356, ат-Тахауи 2/56. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, аз-Захаби, имам ан-Науауи, хафиз Ибн Раджаб, шейх аль-Альбани. См. также "Ируауль-гъалиль" 83.

ВАЖНОНамерение это деятельность сердца, и оно может быть изъявлено в любой момент ночи, даже если это произошло непосредственно перед утром. Имам ан-Науауи сказал: "Пост недействителен, кроме как с намерением, а место намерения - сердце!". См. "Раудату-тталибин" 2/350.

Что же касается произнесения намерения в слух, как это делают многие люди, то это является нововведением, ибо подобного не совершал ни Пророк, ни его сподвижники, ни кто-либо из имамов. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: "Произнесение намерения вслух - это нововведение (бид'а), и любой, кто знает, что завтра будет один из дней Рамадана и желает поститься, обязан утвердить намерение". См. "Маджму'уль-фатауа" 25/215.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 169; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!