Эффективность приемов и методов обучения основам цветоведения на уроках изобразительного искусства



Познакомившись с теоретическими аспектами обучения и воспитания младших школьников на уроках по основам цветоведения, мы осуществили исследование по вопросу использования основных методов и приемов обучения цветоведению в учебно-воспитательном процессе современной школы.

Как мы уже говорили, урок рисования дает учащимся не только основы живописной грамоты, но и способствует развитию творческих способностей. Особенно эффективно развиваются творческие способности учащихся на уроках по изучению основ цветоведения.

Цель исследования заключается в изучении и анализе работы учителя по проведению уроков по основам цветоведения. Для достижения данной цели были использованы следующие методы:

1. Анализ деятельности учителя.

2. Анкетирование учащихся.

3. Анализ детских работ.

4. Описание практической деятельности в ходе практики.

Говоря о рисовании в школе необходимо сказать о том, что основная руководящая роль принадлежит учителю, который должен правильно организовать учебный процесс, направить ученика на самое основное, указать путь быстрейшего усвоения учебного материала.

Рассмотрев систему работы по ознакомлению детей с основами цветоведения, мы узнали, как на практике реализовывается обучение младших школьников с данным видом деятельности.

Итак, начался урок изобразительного искусства по теме «Яркие бабочки». Учитель подобрал интересный, познавательный материал, учитывая особенности детей семилетнего возраста.

Дети слушают очень внимательно, с любопытством. Приступили к работе с красками. Школьники работают по-разному. У всех разные навыки, разные способности.

Эффективность уроков изобразительного искусства зависит от того, насколько увлекателен для первоклассников был материал, рассказанный не только во вводной беседе, но и в течение всего урока. Четко продуманы все этапы урока и организационные моменты в работе с карандашом и красками, при объяснении основ цветоведения нужно использовать более понятные для детей слова. А трудности, испытываемые детьми на уроке, происходят в связи с их возрастными особенностями.

При подготовке к уроку по изучению основ цветоведения необходимо подобрать качественный наглядный материал, который вызовет огромный интерес и привлечет внимание ребят. Если же дети затрудняются что-то нарисовать, учитель должен применять педагогический рисунок.

Большое внимание обращается на организацию рабочего места ученика, так как это непременное условие успешной работы на уроках изобразительного искусства. Все принадлежности для работы с цветом должны иметь определенное, постоянное место на столах.

При подготовке к уроку по обучению основам цветоведения пользовались программой Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». Программа содержит методические рекомендации к урокам, что облегчает подготовку к уроку.

Отметим, что главный смысловой стержень программы – ориентация на развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетических чувств, на воспитание интереса и любви к искусству, на формирование духовной культуры личности.

Особое внимание на уроках уделяется основам цветоведения. Предложенные задания были длительными и кратковременными (смешивание красок, задания для закрепления новой темы). Смешивание красок выполнялось в начале, в середине или в конце урока (в зависимости от конкретных задач урока). Для развития зрительной памяти, пространственных представлений мы давали обучающимся задания рисовать бабочек, цветы, снежинки, форма, строение и окраска которых были тщательно проанализированы.

Дети еще в дошкольном возрасте проявляют большой интерес к рисованию. Сначала эта деятельность носит характер игры, и дети не обращают внимания на качество изображений. С развитием восприятия изображения обогащаются, появляются новые детали, связное содержание, движение.

Анализ рисунков учеников позволяет сделать следующие выводы:

•   учащиеся 1 класса в своих рисунках не всегда правильно передают цвет изображаемых предметов и их пропорциональные соотношения между собой, рисуют, как правило, они жирной контурной линией, сильно нажимая на карандаш.

•   предметы чаще всего изображают мелко, закрашивая всю его форму.

•   изображение пространства в их рисунках не отличается разнообразием, чаще всего это способ, при котором рисуемые предметы располагаются по одной или нескольким горизонтальным линиям.

•   В рисунках свойственна передача мелких второстепенных деталей в изображаемых предметах, в то же время они упускают главное, например, характерную форму самого предмета.

•   не имея навыков работы с красками, дети закрашивают обычно яркими красками отдельные предметы, оставляя их на белом фоне. В некоторых случаях они закрашивают небо и землю в виде отдельных двух полос (сверху и снизу).

Итак, из выше сказанного можно сделать вывод, что мы, прежде всего сами должны хорошо разбираться в вопросах цветоведения, тогда мы сможем помочь детям правильно подобрать нужный цвет красок и верно показать его в рисунке. Каждый преподаватель должен знать структуру уроков по обучению основам цветоведения, программное содержание и правильно его применять.

Под влиянием благоприятной окружающей обстановки, эффективных методов обучения и воспитания, развитие ребенка претерпевает качественные изменения. Создание необходимых условий для развития художественных способностей, влияют на воспитание у детей умения наблюдать, видеть особенности окружающих предметов, сравнивать их между собой, находить у них общие и различные черты, выявлять главное, а также от выработки у них технических умений и навыков в работе с карандашом и красками.[15]

Важной и трудной задачей при подготовке к уроку рисования является подбор учебных и методических пособий. Мы обязаны заранее продумать необходимое оборудование, как для ученика, так и для проведения урока. Надо подбирать репродукции картин, таблицы по цветоведению доступные для восприятия младших школьников. Не следует заранее вывешивать все наглядные пособия, приготовленные для проведения урока на доску сразу, так как дети будут отвлекаться от анализа одной картины, их внимание будет рассеиваться. Еще К. Д. Ушинский указывал, что: «Картины, используемые на уроке, не должны быть заранее известны учащимся, не должны все висеть в классе. Пусть, учитель меняет их тогда, когда содержание одной картины будет беседою исчерпано».[16]

Каждый урок должен быть законченным, цельным и в тоже время являться частью системы уроков, связанных между собой общей целью и общими задачами данного учебного предмета.

При организации урока по основам цветоведения, необходимо обращать внимание на рациональное распределение времени. Каждый урок членится на следующие части:

1. Организационная часть. Сюда входит: установление в классе должной дисциплины, регистрация отсутствующих в классном журнале. Рабочее место должно быть заранее подготовлено, все необходимые материалы заранее принесены и установлены в нужном порядке к началу урока.

2. Сообщение нового материала. Учитель объясняет цели и задачи новой темы, разъясняет, как следует выполнять задание. Иллюстрирует свои пояснения наглядными пособиями – схемами, методическими таблицами.

3. Самостоятельная работа учащихся. После объяснения нового материала дети приступают к выполнению рисунка. Учитель внимательно следит за ходом работы. Пока дети рисуют, педагог обходит класс, делает замечания, некоторым даёт дополнительные пояснения. А иногда, если это требуется, сам исправляет рисунок ученика.

4. Подведение итогов работы и завершение урока. К концу работы учитель выбирает наиболее удачные, а также слабые рисунки и показывает их всему классу, разъясняя, в чем их достоинства и недостатки. Указывая на недостатки в работе ученика, необходимо соблюдать педагогический такт, проявлять уважение к личности ученика, чуткое отношение к нему. По окончании урока учитель оценивает все работы. Класс приводится в порядок.[17]

Таким образом, при подготовке к проведению уроков по основам цветоведения важно помнить, что занятия по этому предмету в начальных классах имеют целью развить у учащихся художественный вкус, творческое воображение, приучить их видеть прекрасное в жизни и в искусстве; в то же время они должны привить детям изобразительные умения и навыки, показать им практическое назначение цветовой гармонии в жизни человека, а также научить их пользоваться рисунком в трудовой деятельности и в художественном творчестве. Также важно хорошо знать и учитывать уровень подготовки каждого ребенка в изобразительной деятельности и предусмотреть это в обучении на уроке.


 

Заключение

Исследовав проблему по методике организации и проведения работы по ознакомлению младших школьников с основами цветоведения на уроках изобразительного искусства можно сделать следующие выводы:

1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы свидетельствует о постоянном внимании ученых и практиков к проблеме обучения младших школьников основам цветоведения. Цвет в изобразительном искусстве является важным выразительным средством, отражающим материальные свойства предметов, передающим многообразие окружающего мира в его цветовом звучании, с которым знакомятся младшие школьники на уроках по основам цветоведения, используя цвет для передачи своего замысла, своего отношения к изображаемому. Если детей не учить изобразительной грамоте по основам цветоведения, то в дальнейшем, они начинают понимать, что их рисунок не соответствует действительности. У них наступает разочарование, неверие в свои силы и многие дети совсем перестают рисовать.

2. Занятия по обучению цветоведению ставят перед учителем целый ряд задач, которые углубляют и обогащают представление обучаемых об окружающей действительности. Для осуществления учебно-воспитательных задач педагогу необходимо придерживаться определенной системы и использовать разнообразную методику работы с учениками, творческое отношение к занятиям, находчивость и мастерство. Кроме того, для достижения успеха в работе, учителю необходимо хорошо знать, какой объём знаний и навыков может усвоить ученик в том или ином возрасте, и в связи с этим продуманно строить методику работы с детьми.

3. В младших классах обучаемые усваивают все основные элементы цветоведения, которые могут использоваться как на уроках изобразительного искусства, так и на уроках по трудовой деятельности. С детского возраста необходимо учить рассматривать предметы, обращая внимание на характерные особенности формы, пропорций, светотени, перспективы, цветовую окрашенность предмета. Эти общие положения по анализу предметов и объектов окружающего мира дети закрепляют в средней школе, но первоначальный фундамент закладывается именно в начальных классах. Как бы не строилась индивидуальная система обучения, какие бы методы не были положены в основу изображения, они должны отвечать основным принципам дидактики. Применяя такие методы и приемы как: наблюдение и восприятие картин художников, беседы с детьми, руководство и анализ практической деятельности учащихся, необходимо учить детей мыслить, видеть и понимать прекрасное, развивать эстетический вкус, стремление к тому, чтобы сделать все окружающее лучше и красивее.

4. Исследование практической части дало возможность изучить и проанализировать работу учителя начальных классов по использованию методов обучения основам цветоведения. Это позволило сделать вывод, что без руководствующей, направляющей роли педагога, без неустанного и внимательного наблюдения за каждым школьником немыслима учебно-воспитательная работа в школе. Учитель сам должен хорошо разбираться в вопросах цветоведения, тогда он сможет помочь детям правильно подобрать нужный цвет красок и верно показать его в рисунке. С первых уроков важно использовать интерес детей к рисованию, развивать их творчество, воображение, умение применять полученные знания в самостоятельной практической деятельности на уроке. Первые уроки красоты и добра, связанные с художественным творчеством, могут остаться в памяти ребенка на всю жизнь.

Таким образом, мы выявили и обосновали сущность и особенности организации методики обучения цветоведению на уроках рисования в начальных классах. Бережное отношение к детскому творчеству и одновременно тактичное руководство этим процессом - основные слагаемые успеха.

Теоретическая значимость нашей работы в том, что в ней представлено обоснование необходимости и возможности осуществления грамотной организации работы учителя по использованию методов и приемов обучения основам цветоведения детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства.

Практическая ее значимость - в разработке комплекта методических рекомендаций по освоению младшими школьниками основ цветоведения через связь уроков изобразительного искусства и труда, разработке серии уроков по обучению младших школьников основам цветоведения и анализе работы по их реализации в период педагогической практики.

Мы считаем, что цель курсовой работы достигнута.


 

Список литературы

 

1. Беда Г.В. Живопись - М.: Просвещение, 1986.

2. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: учебник для учащихся. Заведения / С.Е. Беляева. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

3. Визер В.В.Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. – сПб.: Питер, 2006.

4. Дитмар К.В. Хочу узнать и нарисовать тебя, мир!: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1993.

5. Зеленина Н.Л. Играем, познаем, рисуем. - М.: Просвещение, 1996.

6. Катханова Ю.Ф. Васильев А.И. Изобразительное искусство – Рабочая тетрадь: 1 кл.: В 2 ч. Ч.1 – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000.

7. Катханова Ю.Ф. Васильев А.И. Изобразительное искусство – Рабочая тетрадь: 1 кл.: В 2 ч. Ч.2 – М.: Гуманит. изд .центр Владос, 2000.

8. Катханова Ю.Ф. Васильев А.И. Изобразительное искусство – Рабочая тетрадь: 2 кл.: В 2 ч. Ч.1 – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000.

9. Катханова Ю.Ф. Васильев А.И. Изобразительное искусство – Рабочая тетрадь: 2 кл.: В 2 ч. Ч.2 – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000.

10. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. - М.: Столетие, 1995.

11. Костерин Н.П. Учебное рисование: – 2-е изд. перераб. – М.: Просвещение, 1984.

12. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания. – Учебное пособие для уч-ся пед. уч-щ. – М.: Просвещение, 1984.

13. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах. - М.: Просвещение, 1979.

14. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе 3-4 кл.- Учебник для общеобраз. учебн. завед.: В 2 ч. Ч. 1 – М.: Дрофа, 1997.

15. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе 3-4 кл.- Учебник для общеобраз. учебн. завед.: В 2 ч. Ч. 2 – М.: Дрофа, 1997.

16. Курбатова Н.В. Современная энциклопедия начальной школы. Рисование/Н.В. Курбатова. – М.:СЛОВО; Эксмо, 2006.

17. Неменский Б.М., Фомина Н.Н., Гросул Н.В. Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 кл. – Книга для учителя: Просвещение, 1991.

18. Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе 1-4 кл. – Пособие для учителей. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003.

19. Павлик К.В. Изобразительное искусство в начальной школе. - Наука, Флинта, 1999.

20. Программы общеобразовательных учреждений : начальные классы (1-4): В 2 ч. Ч. 1 – М.: Просвещение, 2001.

19. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл. – М.: Просвещение, 1994.

21. Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в начальной школе. - М.: Просвещение, 1980.

22. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М.: АГАР, 1998.

23. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. 3-е изд., доп. и перераб. - М.: АГАР, 2000

24. Соколов А.В. Посмотри, подумай и ответь. - М.: Просвещение, 1981.

25. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М.: Академия, 1999.

26. Сокольникова Н.М. Наглядные пособия и оборудование для занятий изобразительным искусством в начальной школе: Учебное пособие для студентов педвузов. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.

27. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. – учебник для учащ. 1-2 кл.: В 4 ч. Ч 1.– Обнинск: Титул, 2000.

28. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: учебник для учащ. 1-2 кл.: В 4 ч. Ч 2. – Обнинск: Титул, 2000.

29. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: учебник для учащ. 3-4 кл.: В 4 ч. Ч 3. – Обнинск: Титул, 2000.

30. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: учебник для учащ. 3-4 кл.: В 4 ч. Ч 4. – Обнинск: Титул, 2000.

31. Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учеба и игра. Изобразительное искусство. - М.: Просвещение, 1989.

32. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1977.

33. Энциклопедический словарь юного художника. – М.: Просвещение, 1983.


 

Приложение

 

 


 

Приложение №1Программы по учебному курсу «Изобразительное искусство»

Автор программы Цель Содержание
Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова «Изобразительное искусство». Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство; развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности. 1 класс -Какого цвета осень. Живая природа: цвет. Пейзаж в живописи.  -Вешние воды. Весенний пейзаж: цвет. -В царстве радуги-дуги. Основные и составные цвета. -Красуйся красота по цветам лазоревым. Цвет и оттенки. 2 класс -Тема лета в искусстве. Тема лета в искусстве. Сюжетная композиция: композиционный центр, цвета тёплые и холодные. -Осеннее многоцветье земли в живописи. Пейзаж: пространство, линия горизонта и цвет. -Самоцветы земли и мастерство ювелиров. Декоративная композиция: ритм, симметрия, цвет, нюансы. -Разноцветные краски осени в сюжетной композиции и натюрморте. Цветовой круг: основные и составные цвета, цветовой контраст. -Красный цвет в природе и искусстве. Декоративная композиция с вариациями знаков-символов. -Найди оттенки красного цвета. Натюрморт: композиция, расположение предметов на плоскости и цвет. -Фантазируй волшебным гжельским мазком. Пейзаж: композиция, линия горизонта, планы, цвет. -Цвета радуги в новогодней ёлке. Сюжетная композиция. -Измени яркий цвет белилами. Пейзаж: пространство, линия горизонта, планы, цвет и свет. -Цвет и настроение в искусстве. Декоративная композиция. Пейзаж: колорит весеннего пейзажа. -Космические фантазии. Пейзаж: пространство и цвет, реальное и символическое изображение. -Весна разноцветная. Пейзаж в графике: монотипия. 3 класс -Земля одна, а цветы на ней разные. Натюрморт: свет, цвет, форма. -Живописные просторы Родины. Пейзаж: пространство и цвет. -Водные просторы России. Морской пейзаж: линия горизонта и колорит. 4 класс -Осенние метаморфозы. Пейзаж: колорит, композиция. -Новогоднее настроение. Колорит: гармоническое сочетание родственных цветов. -Русский мотив. Пейзаж: композиция, колорит, цветовая гамма, пространство.[9]
Б. М. Неменский «Изобразительное искусство» Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.  1 класс - Разноцветные краски.  - Изображать можно и то, что невидимо (настроение). 2 класс -Три основные краски – желтый, красный, синий. -Белая и чёрная краски.  -Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. - Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного -Тихие и звонкие цвета. 3 класс--------- 4 класс -------- [4]
Н.М. Сокольникова «Изобразительное искусство» Приобщение школьников к миру изобразительного искусства, развитие их творчества и духовной культуры; освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка; воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре. 1 класс -Королевство волшебных красок. -Радужный мост. -Основные и составные цвета. -Красное королевство. -Оранжевое королевство. -Жёлтое королевство. -Зелёное королевство. -Сине-голубое королевство. -Фиолетовое королевство. 2 класс -Контрастные цвета. -Продолжение освоения «Азбуки цвета» (элементов цветоведения), проведение экспериментов по составлению различных цветовых оттенков с помощью добавления в основные цвета белил и чёрной краски. 3 класс -Продолжение освоения «Азбуки цвета» (основ цветоведения), цветовой контраст и нюанс; проведение экспериментов по составлению различных цветовых оттенков. 4 класс -Продолжение освоения цветоведения, изучение и составление гармоничных цветовых сочетаний, освоение колористической живописи, изучение особенностей выступающих и отступающих цветов. [6]

Приложение №2«Цветовой круг»

 

 

                                                                      


 

Приложение №3Урок изобразительного искусства по теме "Золотые краски осени. Панно из осенних листьев"

Цели:

  • учить работать акварельными красками "по – сырому", смешивать краски и получать новые цвета и оттенки;
  • развивать умение мыслить творчески, создавать что-то новое, оригинальное;
  • воспитывать аккуратность, взаимопомощь, прививать бережное отношение к природе;

Оборудование: бумага, кисти, акварельные краски, баночка для воды, аудиозапись пьесы П.И.Чайковского "Осень" , мультимедийный проектор, осенние листья.

Ход урока

I. Организационный момент.

Ребята, вы слышали как осенние листья кружась в воздухе тихо падают на землю. Сядьте так же тихо, как листочки.

Введение в урок.

– Какое сейчас время года? (Осень.)
– По каким признакам вы можете определить, что сейчас осень? (Деревья стоят в разноцветном уборе, трава желтеет, мало цветов и т.д.)
– Молодцы! Вы назвали много признаков осени.
– Как из чудесной сказки пришла к нам сегодня на урок царица Осень! Развесила яркие бусы на всех деревьях, топнула багряным сапожком, тряхнула своими золотыми кудрями, и посыпалось золото с деревьев. Укрыла осень разноцветным ковром землю, нашу кормилицу.

2. Эмоциональная зарядка

– А сейчас послушайте музыку и подумайте, какое настроение создала у вас эта музыка? (Звучит аудиозапись пьесы П.И.Чайковского "Осень").
– Какое настроение создала у вас эта музыка ? (С одной стороны – грустное и печальное, а с другой – солнечное и радостное. )

Вы правы ребята.

– Осенние дни рождают у нас разные настроения. Холодный и пасмурный день отзывается в душе тоской и печалью, а солнечный, теплый – рождает, светлую радость.
– Как вы думаете, удалось ли композитору при помощи музыки передать красоту осенней природы. (Да)
– У композитора – звуки, у художника краски, у поэта – слово. И каждый из них по-своему описывает это необыкновенное время года. Послушайте стихотворение Ивана Бунина.

Осень – самое выразительное время года! Так и хочется застыть в восторге от разноцветья осенних красок. Любуйся – не налюбуешься! Вот мы сейчас с вами и полюбуемся на разноцветные краски осени.

– Вы видели, как падают листья с деревьев? (Да)
– Как называется это явление природы? (Листопад.)

Физкультминутка.

– Что напоминает вам земля, устланная опавшими листьями? (Ковёр.)

II. Актуализация знаний учащихся.

– Мы с вами на экскурсии собрали много листьев. Посмотрите они лежат у вас на партах.

Дидактическое упражнение “Угадай, с какого дерева лист”.

– Листья, каких ещё деревьев мы принесли с прогулки? (Клена, осины, яблони, ясеня.)


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 1815; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!