Особенности современного этапа развития науки.



Объектами современных междисциплинарных исследований все чаще становятся уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием. Такого типа объекты начинают определять характер предметных областей основных фундаментальных наук, детерминируя облик современной, постнеклассической науки.

Исторически развивающиеся системы представляют собой более сложный тип объекта даже по сравнению с саморегулирующимися системами. Последние выступают особым состоянием динамики исторического объекта, своеобразным срезом, устойчивой стадией его эволюции. Развитие это - направленное, качественное, необратимое изменение системы, вызванное ее внешними и внутренними противоречиями. Необратимость изменений понимается при этом как появление у системы новых возможностей, не существовавших ранее. Саморазвивающиеся системы характеризуются кооперативными эффектами, принципиальной необратимостью процессов. Взаимодействие с ними человека протекает таким образом, что само человеческое действие не является чем-то внешним, оно включается в систему и тем самым видоизменяет каждый раз поле ее возможных состояний. Включаясь во взаимодействие, человек уже имеет дело не с жесткими предметами и свойствами, а со своеобразными комплексами возможностей. Перед ним в процессе деятельности каждый раз возникает проблема выбора некоторой линии развития из множества возможных 111 путей эволюции системы. Причем сам этот выбор необратим и чаще всего не может быть однозначно просчитан. В естествознании первыми фундаментальными науками, столкнувшимися с необходимостью учитывать особенности исторически развивающихся систем, были биология, астрономия и науки о Земле. В последние десятилетия на этот путь вступила физика. Представление об исторической эволюции физических объектов постепенно входит в картину физической реальности через развитие современной космологии, разработку идей термодинамики неравновесных процессов и синергетики. Синергетика возникла в 1960-х гг. как физико-математическая теория так называемых диссипативных систем, то есть систем открытых, взаимодействующих с окружающей средой и сохраняющих свое существование благодаря постоянному обмену с ней веществом и энергией. Начало ей положили работы

И. Пригожина (Бельгия), а название «синергетика» дал Г. Хакен (Германия). Были обнаружены универсальные свойства и закономерности самоорганизации, имеющие место в самых разнообразных системах. Синергетика, по мнению сторонников общей теории систем, превращается в междисциплинарное научное направление, которое становится источником философскометодологических выводов и обобщений. Идеи эволюции и историзма становятся основой синтеза картин реальности, вырабатываемых в фундаментальных науках. Историчность системного комплексного объекта и вариабельность его поведения предполагают широкое применение особых способов его описания и предсказания его состояний - построение сценариев возможных линий развития системы в точках бифуркации. С идеалом строения теории как аксиоматически дедуктивной системы конкурируют теоретические описания, основанные на применении метода аппроксимации, теоретические схемы, использующие компьютерные программы. Аппроксимация (от лат. approximare - приближаться) - приближенное выражение каких-либо величин через другие, более известные величины. Процессы аппроксимации приобрели особо актуальное значение в связи с ростом числа исследований сложных систем. Аппроксимированная модель - упрощенная модель какой-либо сложной системы. Эрнест Резерфорд любил проверять своих новых сотрудников на способность выстраивать гипотетические модели, или, как говорят, «прикинуть порядок цифр», задавая вопросы типа: «Если в Лондоне живет девять миллионов человек, то сколько среди них настройщиков роялей?», - и просил дать ответ через 10 секунд. Среди исторически развивающихся систем современной науки особое место занимают природные комплексы, в которые включен в качестве компонента сам человек. Примерами таких «человекоразмерных» комплексов могут служить медико-биологические объекты, объекты экологии, системы человек-машина . Объяснение и описание «человекоразмерных» объектов предполагает включение аксиологических (ценностных) факторов в состав объясняющих положений. Возникает необходимость учитывать связь внутринаучных ценностей (поиск истины, рост знаний) с вненаучными ценностями общесоциального характера, решать ряд проблем этического характера, определяя границы возможного вмешательства в объект. На современном этапе постнеклассической науки возникли новые предпосылки формирования единой научной картины мира. За основу берутся принципы универсального эволюционизма, объединяющие идеи системного и эволюционного подходов. В обоснование универсального эволюционизма внесли свою лепту многие естественнонаучные дисциплины. Но определяющее значение в его утверждение как принципа построения современной общенаучной картины мира сыграли три важнейших концептуальных направления в науке XX в.: теория нестационарной Вселенной, теория самоорганизации (синергетика), теория биологической эволюции и развитая на ее основе концепции биосферы и ноосферы.

Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) в своих работах развил учение о биосфере и ноосфере. Это учение можно рассматривать как один 28 их существенных факторов естественнонаучного обоснования идеи универсального эволюционизма. Вернадский отмечал, что все отчетливее наблюдается интенсивный рост влияния цивилизованного человечества на изменение биосферы: «Человек становится все более мощной геологической силой, и с этим совпало изменение положения человека на нашей планете. В XX веке он узнал и охватил всю биосферу, своей жизнью человечество стало единым целым». По мнению Вернадского, «мощь человека связана с его разумом и трудом, направленным этим разумом. Это должно дать основания человеку предпринять меры для сохранения облика планеты. Одновременно сила разума позволит ему выйти за пределы своей планеты, тем более что биосфера в настоящее время получает новое понимание, она рассматривается как планетное явление космического характера, и, соответственно, приходится считаться, что жизнь реально существует не только на нашей планете». Жизнь всегда «проявляется где- нибудь в мироздании, где существуют

отвечающие ей термодинамические условия. В этом смысле можно говорить об извечности жизни и ее проявлений» . Развитие этих идей привело к возникновению экологической этики как области философских исследований, предметом которой является обоснование и разработка этических принципов и норм, регулирующих отношение человека к природе. Экологическая этика вводит в сферу нравственной ответственности человека животный и растительный мир, экосистемы, природные среды обитания, а также поколения еще не родившихся людей. В рамках экологической этики главное внимание уделяется вопросам нравственной оправданности программ социально-экономического развития, проблемам нравственно-экологической переориентации научно-технического прогресса. Развиваются идеи о том, что призвание человека - одухотворять и облагораживать природный мир. 29 Необходимо отметить, что при создании научной картины мира в научном сообществе неоднократно возникали иллюзии о том, что принципы мироздания открыты, пути развития науки определены и осталось только уточнить некоторые детали. Так, например, Аристотель предложил телеологическую картину мира: понимание процесса - это осознание цели, к которой он стремится. Эта конструкция считалась непререкаемой на протяжении многих веков. Только в конце XVI в. Френсис Бэкон и Галилео Галилей приходят к выводу, что наука должна отвечать не на вопрос, куда идет процесс, а на вопрос, почему идет процесс. В XVII в. работы Исаака Ньютона опять породили надежды на то, что путь развития науки определен. В XIX в. Гегель и Маркс предложили диалектическое видение мира. Однако оказалось, что далеко не все процессы можно отнести к процессам типа «развитие». В XX в. Людвиг Берталанфи предложил общую теорию систем, которая претендовала на роль современной философии науки. Но она сама требует принятия серьезных допущений и разрешения ряда противоречий и поэтому находится в процессе осмысления научным сообществом. Перспективы научно-технического прогресса в общем и целом заключаются в том, что наука ведет исследования, охватывая все возможные на данный момент стороны объективной действительности, и в силу этого она всегда выходит за рамки непосредственного практицизма и, ломая всякий консерватизм, подготавливает глубочайшие изменения всей практики в будущем. Вплоть до конца XIX в. наука играла вспомогательную роль по отношению к производству. Затем развитие науки начинает опережать развитие техники и производства. Складывается единая система наука- техника-производство, в которой науке принадлежит ведущая роль. Современная наука составляет важнейший компонент научно-технического прогресса, его движущую силу. Будущее науки представляется в преодолении жестких границ между ее отдельными отраслями при сохранении качественной специфики каждой из них, в дальнейшем обогащении содержания науки методологическими элементами, в сближении науки с другими формами духовного освоения мира. Такая наука будущего, гармонически соединяющая познавательные, эстетические, нравственные и мировоззренческие элементы, будет соответствовать всеобщему универсальному стремлению создать условия для всестороннего развития человека. Наука является средоточием достоверных, подтвержденных практикой знаний. Если соотнести между собой понятия «наука» и «культура», то можно уверенно сказать, что современная культура является культурой научного знания в неизмеримо большей степени, чем в прошлом. Распространение научного знания в обществе связано с повышением уровня образования народа. Образование - путь в мир научного знания, а тем самым и в современную культуру


 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 1096; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!