Идеалы и нормы научного познания



Наука как тип специализированного знания.

Обыденное знаниепредставляет собой вид живого практического знания, которое формируется в процессе жизнедеятельности и общения людей. Оно не обладает признаком системности и в качестве средства познавательной деятельности использует естественный язык и применяемые в производстве орудия труда. Важнейшим способом обобщения повседневного чувственного опыта является здравый смысл, а средством его фиксации -естественный язык (в отличие от искусственного языка науки). Обыденное знание характеризует и то, что оно отождествляет свой чувственный опыт и внешний мир или по крайней мере полагает, что он таков, каким мы его воспринимаем. Это стихийно складывающееся и закрепляющееся в обыденном опыте представление определяется в философии как «наивный реализм». Поэтому в отличие от научного познания обыденное познание не в состоянии объяснить причины расхождений иллюзии и реальности, различие знания и непосредственно данного объекта.

Донаучное знаниеопределяется как «палеомышление», или «этнонаука» (народное знание). Оно достаточно сложно и богато по содержанию и включает в себя такие, например, достижения, как сложные системы счета, солнечный и лунный календари, попытки их совмещения, а также комплексы медицинских, географических, астрономических, технических и т. д. знаний, передаваемых устной традицией, ритуалами и практическими действиями. В отличие от обыденного знания, донаучное знание является достоянием избранных лиц (жрецов, философов, врачевателей). В некоторых культурахэто знание передается в качестве семейной традиции. Донаучное знание содержит впечатляющие достижения. Однако они не доказаны и либо просто постулируются, либо имеют искусственное умозрительное или мистическое толкование. В современных условиях делаются попытки научного объяснения феноменов донаучного знания (например, институт рефлексоиглотерапии исследует влияние китайской медицинской практики лечения иглоукалыванием).

НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ

— знание, получаемое и фиксируемое специфическими научными методами и средствами (абстрагирование, анализ, синтез, вывод, доказательство, идеализация, систематическое наблюдение, эксперимент, классификация, интерпретация, сформировавшийся в той или иной науке или области исследования ееособый язык и т. д.). Важнейшие виды и единицы научного знания: теории, дисциплины, областиисследования (в том числе проблемные и междисциплинарные), области наук (физические, математические, исторические и т. д.), типы наук (логико-математические, естественно-научные, технико-технологические(инженерные), социальные, гуманитарные). Их носители организованы в соответствующие профессиональныесообщества и институты, фиксирующие и распространяющие научное знание в виде печатной продукции икомпьютерных баз данных. (См. знание, научный метод).

Художественное знание.На исходе Средневековья художественное знание соединяли с зарождающейся наукой глубокие связи. В Средние века в число математических наук в университетах наряду с арифметикой, геометрией и астрономией входила музыка. Лютня была «и излюбленным инструментом певцов, и инструментом ученых, отвечавшим требованиям точных математических расчетов, с помощью которых постигалась природа музыкального звука». Мерой для оценки расчетов была эстетическая категория — красота мелодических созвучий. Из сочетаний звуков делались теоретические выводы.
Плодотворным для открытия научного метода был спор о строении музыки, в котором принял активное участие отец Галилео Галилея, музыкант и композитор Винченцо Галилей. Во второй половине XIV века вышел трактат Николая Орема «О соизмеримости и несоизмеримости движений неба». В нем автор изложил проблему в форме сна, в котором он просит Аполлона разрешить его сомнения. Аполлон поручил Музам и Наукам высказать свои соображения. Вопрос стоял принципиально — автор вложил в уста Гермеса такие слова: «Ведать музыку — не что иное как знать порядок всех вещей».
Арифметика считала, что все движения неба соизмеримы , Геометрия возражала. Автор трактата принадлежал к течению, которое отстаивало мнение, что иррациональная пропорция «изгнана из движений неба, производящих мелодические созвучия». Теоретики нового течения считали, что права Геометрия, так что присутствие иррациональных пропорций в звуках (диссонанса) придает музыке особую яркость и красоту.
Этот трактат положил начало спору, который длился полтора века и в ходе которого было высказано много методологически важных для науки идей. Этот спор, в который через отца был вовлечен Галилео, как считают историки, существенно повлиял на становление его как методолога. Для нас важно то, что музыка, ставшая важной частью культуры и общественной жизни, оказалась тесно связана с научным мышлением и научным типом обсуждения расчетов и выводов. Так научное знание становилось частью культуры.15
Совершенно необходимым элементом всей системы знания является знание, с древних времен накопленное в особой отрасли «духовного производства» — литературе. В принципе, с самого зарождения систематизированного знания и рефлексии над ним (философии) литературный текст был способом фиксации и передачи этого знания, а создание такого текста — важным этапом познавательного процесса. Эта сторона литературного творчества не утратила своего значения и в современной науке.

Особенности научного познания. В отличие от всех многообразных форм знания научное познание — это процесс получения нового объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Наука – это творческая деятельность, результат этой деятельности: совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов. Как и другие формы познания, наука есть социально историческая деятельность, а не только “чистое знание“. Она выполняет определенные функции как своеобразная форма общественного сознания. Основные особенности научного знания, отличия его от ненаучного: 1. Основная задача - обнаружение объективных законов действительности и их систематизация. 2. Целью научного познания является – объективная истина. 3. Объектами научного знания являются не предметы сами по себе, а их идеализированные аналоги. 4. Логическая выводимость одних знаний из других. 5. Для научного знания характерна строгая доказательность, обоснованность и достоверность. 6. Использование научного метода исследования и строгие требования к методу познания. 7) Возможность контроля над самой процедурой получения знания и возможность ее повторения. 8) Однозначность языка описания исследовательских процедур. 9) Опытная проверяемость (верифицируемость). 10) Непротиворечивость элементов системы научного знания. Одной из важнейших целей научного познания является предвидение, предсказание изменений действительности.

Структура научного знания: 1) Субъект научного знания (индивид, группа, коллектив, научное сообщество, все человечество в целом). 2) Объект и предмет научного знания. 3) Методы познания, которые объясняются спецификой самой науки и предмета познания. 4) Средства познания (микроскопы и т.д.). 5) Специфический язык. Общая модель развития научного знания. Всякая наука проходит некоторые этапы в своем развитии: 1) Достоверно установленные факты, взятые из эмпирических наблюдений. 2) Первоначальное обобщение совокупности фактов и создание гипотез. 3) Формирование научной теории, включающей ряд или систему закономерностей, описывающих или объясняющих определенные явления реальности. 4) Создание научной картины мира, т.е. обобщенного образа всей реальности, в котором сведены воедино основные теории на данный исторический поериод. Различают общенаучную картину мира, которая включает в себя природу, общество, человеческое сознание и естественнонаучную картину мира.

Знание и вера
Знание претендует на адекватное отражение действительности. Оно воспроизводит объективные закономерные связи реального мира, стремится к отбрасыванию ложной информации, к опоре на факты. Знание делает истину доступной для субъекта посредством доказательства. Знание рассматривается как результат познавательной деятельности - profreglament.ru. С глаголом «знать» связывают наличие той или иной информации либо совокупность навыков для выполнения какой-нибудь деятельности. Считается, что именно научное знание говорит от имени истины и позволяет субъекту с определенной мерой уверенности ею распоряжаться. Научное знание как способ приобщения субъекта к истине обладает объективностью и универсальностью. В отличие от веры, которая есть сознательное признание чего-либо истинным на основании преобладания субъективной значимости, научное знание претендует на общезначимость. Вера— это не только основное понятие религии, но и важнейший компонент внутреннего духовного мира человека, психический акт и элемент познавательной деятельности. Она обнаруживает себя в непосредственном, не требующем доказательства принятии тех или иных положений, норм, истин. Как психологический акт, вера проявляется в состоянии убежденности и связана с чувством одобрения или неодобрения. Как внутреннее духовное состояние — требует от человека соблюдения тех принципов и моральных предписаний, в которые он верит, например: в справедливость, в нравственную чистоту, в мировой порядок, в добро. Понятие веры может полностью совпадать с понятием религии и выступать как религиозная вера, противоположная рациональному знанию. Религиозная вера предполагает не доказательство, а откровение. Слепая вера ничем не отличается от суеверия. Проблема взаимоотношения знания и веры активно обсуждалась средневековыми схоластами. Вера основывалась на авторитете догматов и традиции. Считалось необходимым познать в свете разума то, что уже принято верой. «Credo, utintelligam» — «Верую, чтобы познать», — гласит латинское изречение. Ему вторит христианское: «Блажен не видящий, но знающий».

Идеалы и нормы научного познания

Как и всякая деятельность, научное познание регулируется определенными идеалами и нормами, которые выражают ценностные и целевые установки науки, отвечая на вопросы: для чего нужны те или иные познавательные действия, какой тип продукта (знания) должен быть получен в результате их осуществления и каким способом получить это знание.

Этот блок включает идеалы и нормы, во-первых, доказательности и обоснования знания, во-вторых, объяснения и описания, в-третьих, построения и организации знания. Это — основные формы, в которых реализуются и функционируют идеалы и нормы научного исследования. Что же касается их содержания, то здесь можно обнаружить несколько взаимосвязанных уровней. Первый уровень представлен нормативными структурами, общими для всякого научного познания. Это — инвариант, который отличает науку от других форм познания. На каждом этапе исторического развития этот уровень конкретизируется посредством исторически преходящих установок, свойственных науке соответствующей эпохи. Система таких установок (представлений о нормах объяснения, описания, доказательности, организации знаний и т. д.) выражает стиль мышления данной эпохи и образует второй уровень в содержании идеалов и норм исследования. Например, идеалы и нормы описания, принятые в науке средневековья, радикально отличны от тех, которые характеризовали науку Нового времени. Нормативы объяснения и обоснования знаний, принятые в эпоху классического естествознания, отличаются от современных.

Наконец, в содержании идеалов и норм научного исследования можно выделить третий уровень. В нем установки второго уровня конкретизируются применительно к специфике предметной области каждой науки (физики, биологии, химии и т. п.).

В идеалах и нормативных структурах науки выражена некоторая обобщенная схема метода, поэтому специфика исследуемых объектов непременно сказывается на характере идеалов и норм научного познания, и каждый новый тип системной организации объектов, вовлекаемый в орбиту исследовательской деятельности, как правило, требует трансформации идеалов и норм научной дисциплины. Но не только спецификой объекта обусловлено функционирование и развитие идеалов и нормативных структур науки. В их системе выражены определенный образ познавательной деятельности, представление об обязательных процедурах, которые обеспечивают постижение истины. Этот образ всегда имеет социокультурную обусловленность. Он формируется в науке, испытывая влияние мировоззренческих структур, лежащих в фундаменте культуры той или иной исторической эпохи.

ПОЗНАНИЕ И ПРАКТИКА

В предыдущих разделах уже подчеркивалось, что основой познания всегда практика. Следует отметить, что понимание этого приходилось тяжело и человечество не сразу пришло к нему лишь при капитализме, с утвержуенням равнодушия к любым формам человеческой деятельности - это стало возможным. В предыдущих формациях деятельность рассматривалась лишь в конкретных формах, и в непосредственной связи с человеком. Она считалась и предметом философии (в первую очередь как морально-этическая основа деятельностисті).

В. Новое время. Ф. Бэкон утверждал единство знания и деятельности, не указывая на ее исторический характер и на ее зависимость от объекта и уровня развития общественного сознания. Французские материалисты вы икористовувалы категории «предметность», «деятельность», которые отражали объекта созерцанияалиоб'єктспоглядання.

Немецкая классическая философия (ГГегель) стремилась понять связь трудовой и познавательной деятельности, раскрыть деятельностный характер человеческого познания, осмыслить законы исторического процесса, обгрунтуваать, что сознательная деятельность является основой единства человека и природы, указав на активную, преобразующую роль деятельности, на роль труда в развитии человека и человечества. Она включала практику в теорию познания только е при рассмотрении логических проблем; понимала деятельность как содержательный и предметный. Смотрела диалектику цели, средств и результатов деятельностисті.

домарксистской материализм (Л. Фейербах) как истинно человеческую рассматривал теоретическую деятельность, а практику толковал как утилитарную и свое полезную деятельность

Современная немарксистских философия в практике видит только низшую форму отношения человека к природе, которая истолковывается ней субъективистской и фиксируется только в отчужденной форме. В. А. Шопенгауэра и. Ф. Ницше е она набрала волюнтаристского окраски (мир как воляля).

неокантианцев, ориентируясь на научное знание, исследовали как мыслительная деятельность перевоплощается в факт создания как нечто трансцендентальное (сверхчеловеческое). Позже (БКроче,. ВДильтей,. ЕТусерль) считали реальностью только динамичность, деятельность и движение, а саморазвитие объективного духа - единственной формой деятельностиості.

По мнению. ЕГуссерля, учение является теорией практики, которая характеризуется как натуралистическая, т.е. как сознание в действии (самоопределение,. Само существование, самоосуществления разума и самопознания), что направляется вана на изменение вещей и социальной жизни. И все же он считал, что эта теория является правилом общей практики, то есть выше нее, ибо исходит именно из того, что еще предстоит. А. Бергсон считал интеллект и интуицию полезными для познанияння.

Прагматизм тоже рассматривал практику в утилитарной форме, а человека как волевую, практически действующую, а не узнавая существо. Отсюда и практическую деятельность отождествлял с поведением человека, трактовал ее биологически о, ставил акцент на практической полезности, трактовал истину в духе практического субъективизму.

Экзистенциализм (М. Хайдеггер и др.) считает, что познание является производным от бытия (существования), акцентируя на бытовом характере практики

Часть антропологов (А. Хелен) понимается практику иррационалистической, не расчленяют труд и деятельность, указывая на то, что бытие человека открыто мира и не имеет жесткой связи с природой. В социологи огии (А. Вебер,. Т. Парсонс) стремятся свести все институты, типы деятельности воедино. А. Ж-П. Сартр трактует практику через призму экзистенциального понимания человека, считая, что история, предметность является резуль папой деятельности отдельных индивидов. Сущность практики сочетается с замыслом, на основе которого меняется материальность, а преодоление обстоятельств способствует выбору. Отсюда практика имеет атрибут универсальности и. В ней отображается целостность процесса, а человеческое существование является единством теории и практики. Само отношение субъекта к историческому процессу опосредуется социальной группой, практика которой совмещена с общеззагальною.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 1885; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!