ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ КАК УЧЕНИЕ О СМЫСЛЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ



АКСИОЛОГИЯ КАК УЧЕНИЕ О ЦЕННОСТЯХ. МАТТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

Аксиология, это – учение о ценностях, философская теория общезначимых принципов, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию поступков. В человеческом бытии ценности предстают как цели, смыслы и критерии оценки явлений природы, общества, культуры. Большинство философских систем в качестве высших общечеловеческих ценностей выделяют классическую триаду – Красоту, Добро, Истину.В античной, а затем и средневековой философии, ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие. Начиная уже с Сократа и Платона, основным вопросом теории ценностей был: что есть благо? Уже в античной философии наблюдаются разные подходы к вопросу об абсолютном и относительном характере ценностей. Если, по мнению Платона, высшие ценности носят абсолютный характер, то с точки зрения представителей софистов все ценности индивидуальны и относительны («человек есть мера всех вещей»).Ценность, как и истинность, является не свойством, а отношением между мыслью и действительностью. Основываясь на своем индивидуальном опыте, человек осознает наличие связи между значимым для него объектом и своими потребностями и интересами.

Ценностью является то, что обладает положительной значимостью для человека. Значимость определяется не свойствами предмета самого по себе, а их вовлеченностью в человеческую жизнь.

Однако, мир ценностей динамичен. Он обнаруживает свою зависимость от человечества, обусловлен его развитием, расширением сферы деятельности, характером культуры и цивилизации. Природа аксиологически нейтральна, как ценность она актуализируется лишь в контексте с человечеством, в конкретно-исторических условиях его развития. Так для эпохи Античности высшей ценностью было гармоническое проявление всей полноты человеческой жизни, в Средние века ценности связывались с божественной сущностью и приобретали религиозный характер. Эпоха Возрождения выдвинула на первый план ценности гуманизма. В Новое время развитие науки и новых общественных отношений во многом определяли и основной подход к рассмотрению предметов и явлений как ценностей.

Применяют следующие классификации видов ценностей:

-по содержанию – материальные, политические, социальные и духовные;

-по сферам бытия – ценности природы, культуры, социума, науки и искусства;

-по субъекту – субъективно-личностные и надындивидуальные (групповые, классовые, общечеловеческие); личностные ценности формируются в процессе образования и воспитания;

Духовное составляет сферу высших ценностей, связанных со смыслом жизни и предназначением человека.

Человеческая духовность включает в себя три основных начала: познавательное, нравственное и эстетическое. Им соответствуют три типа духовных творцов: мудрец (знающий, познающий), праведник (святой) и художник. Сердцевиной этих начал является нравственность. Если знание дает нам истину и указывает путь, то нравственное начало предполагает способность и потребность человека выйти за пределы своего эгоистического «Я» и деятельно утверждать добро.Под материальными ценностями обычно понимаются искусственно созданные предметы, которые позволяют людям оптимальным способом приспособиться к природным и социальным условиям жизни. Духовные - это ценности, необходимые для формирования и развития внутреннего мира людей, их духовного обогащения.в отличие от материальных, духовные ценности существуют не только в предметной форме, но и как одномоментные акты деятельности (например: лекция, игра на сцене, урок). Ценности духовной культуры выступают и в виде определённых норм, правил, требований культуры (от опрятности и соблюдения правил поведения до требований к духовному миру человека, его знаниям, умениям, навыкам), усвоение которых необходимо человеку для успешной адаптации в обществе;

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ КАК УЧЕНИЕ О СМЫСЛЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

Философская антропология (Ф. а.) – наука о сущности и сущностной структуре человека, о его основных отношениях: к природе, обществу, др. людям, самому себе, о законах его бытия. Проблема человека ставилась уже первыми философами Индии, Китая, Др. Греции, и в последующем не было ни одной философской школы или учения, в которых не поднимался бы вопрос о человеке (точное время возникновения философской антропологии не известно).

И. Кант считал, что антропология – это фундаментальная философская наука, но она становится таковой лишь тогда, когда человек оказывается проблемой, когда начинают задумываться над вопросами: что он такое, откуда он пришел в этот мир, чем он отличается от др. живых существ и т.п.

Основные темы Ф.а.: происхождение человека, типологии человека, телесные и духовные основания человека, основные отношения человека (к другому, к обществу, культуре, природе и т.д.), основные феномены человеческого бытия (любовь, творчество, труд, игра, смерть и т.п.). В современной антропологии существует целый ряд школ и направлений, среди которых главную роль играет нем. антропологическая школа. (В ней различают культурологическое направление, религиозно-философское, биолого-антропологическое.)

Античные философы подходили к проблеме изучения сущности человека по-разному. Например, платонизм понимает человека как комбинацию двух сущностно разнородных начал: души и тела. Аристотель, в противоположность Платону, настаивает на взаимопредназначенности души и тела.

Основоположником философской антропологии считается Маркс Шелер, который считал, что незнание сущности человека приводит к кризису в культуре, к отказу от самого человека. Кризисобщества— это кризис человека, кризисличности. Причина этого в неправильном подходе кпознанию.Знание о человеке должно предполагать некое синтетическое знание, включающее в себя знание трех наук: знание естественнонаучное, философское и религиозное. Однако он считал, что познать человека во всем этом синтезе нереально. Это подтверждает, что проблема человека — это главная проблема философии.

Большое влияние на формирование философско-антропологических идей оказал психоанализ, прежде всего учения З. Фрейда, К. Юнга, экзистенциализм — трудами Хайдеггера, К. Ясперса, аналитическая антропология и др.

Общим для всех представителей философской антропологии является поиск специфических отличий человека в сравнении с другими сущими, прежде всего – с миром животных.

Сейчас философская антропология является одним из наиболее влиятельных направлений в западной философии. Существует множество различных ее направлений, из которых выделяются два основных: биологическое и функциональное. Разделяются эти направления философской антропологии по следующему критерию: познание человека или по егосущности, или по его проявлениям.К одному из направлений философской антропологии также относят религиозную (или теологическую) антропологию.

45 ЭТИКА КАК УЧЕНИЕ О ЗАКОНАХ НРАВСТВЕННОСТИ И МОРАЛИ

Этика- учение о морали и нравственном усвоении человеком действительности. Этика-форма общественного сознания, которая регулирует отношения в обществе между социальными группами, между человеком и обществом. Этика как наука – раздел философии, изучающего одну из форм человеческого сознания – мораль и нравственность(света духовной культуры).

Задача этики: в каждый конкретный исторический период помочь человеку понять, что есть истинное благо и найти свой путь к достижению этого блага.

Функции этики:

Познавательная – этика исследует нравственную жизнь с точки зрения ее соответствия моральным нормам;

· Нормативная – разрешение моральных ситуаций, требующих нового понимания морали, продолжение ценностной разорванность общественного сознания, тем самым с возможностью предложить обществу новую единую для всех моральную перспективу.

Направления:o Теоретическое (философское) o Практическое ( свою правил поведения, которым должен подчиняться индивид)

Мораль – это социально сформированная совокупность норм, правил поведения, моральных законов, обычаев, которая призвана регулировать взаимоотношения людей в конкретном обществе.

Мораль требует от человека быть именно индивидом, не опускаться до животного сознания и уважать других людей.

Мораль общественная – значимость законов, обычаев, правил поведения, нравственно – практических форм поведения.

Моральные нормы – это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе.

Моральные принципы –одна из форм выражения нравственных требований в том или ином обществе.

Моральное сознание – готовность к восприятию моральных и нравственных установок и норм, потребность следовать или в повседневной жизни и наличию бескорыстной мотивации и их исполнение.

В работе с детьми необходимо соблюдать последовательность формирования морального сознания:

ü Готовность понять и принять моральные установки

ü Готовность к практическому применению этих установок в повседневной жизни

ü Выработка мотивации к дальнейшему духовно-нравственному совершенствованию

Нравственность – это особый духовно нравственный целостный способ освоения мира, компонент мировоззрения.

Нравственный выбор – это акт моральной деятельности и личной ответственности.

Свойства нравственности:

v Иллюстративность. Нормы нравственности формируются всегда в повелительное наклонении

v Универсальность. Требования нравственности неизменны в любой сфере человеческого бытия

v Общезначимость. Нравственные представления распространяются на всех людей без исключенийv Противоречивость утверждений

v Вне институциональность. Нормы нравственности не фиксируются в доказательствах Функции морали и нравственности:

Ø Регулятивная. Нравственность регулирует отношения между людьми на основе общих идеалов, принципов поведения

Ø Познавательная. Вступая в нравственные отношения человек знакомится со всеми многообразием культурного опыта, накопленного человечеством, получает особое нравственное знание

Ø Воспитательная. Нравственное знание является важным условием формирования личности, приобщения ее к высшим ценностям

Ø Ценностно-ориентационная. Исходя из нравственных представлений человек в своем моральном и нравственном поведение ориентируется на высшие идеалы и ценности, корректирует свое поведение, регулирует свое духовное развитие Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Также педагогической этикой изучается характер нравственной деятельности учителя и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в учительской среде специфических правил общения, манер поведения и т.п. людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 1138; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!