Ролевая модель профессии преподавателя изобразительного искусства: содержание, трансформация, иерархия.
Что должен знать и уметь преподаватель ИЗО
1. Как педагог:
· уметь находить подход к детям
· видеть индивидуальные особенности и помогать их развивать
· уметь строить индивидуальную работу
· уметь понятно и доступно объяснять материал и сказать требования
2. Как художник:
· обладать навыками рисования
· обладать творческим мышлением и фантазией
· помогать ученикам расти в творческом плане
· формировать вкус и теор. знания основ
3. Как психолог:
· видеть слабые и сильные стороны учеников
· создавать условия не конфликтности (слабые стороны не будут ущемлены)
· понимать особенности групп и подстраивать учебный процесс
· заинтересовать учеников
Психофизиологические и темпераментальные аспекты творческой активности личности.
Творческий потенциал личности - это совокупность её свойств, состояний и способностей, набор средств и приемов, применяемых в решении творческих задач.
Отличительными чертами творческой деятельности являются неповторимость, оригинальность и общественно-историческая уникальность.
Для понимания природы творчества проводится анализ системной связи между психологическими характеристиками когнитивных, личностных и эмоциональных процессов, лежащих в основе творчества, и физиологическими процессами, реализующими их.
Суть творчества как психологического свойства сводится к интеллектуальной активности и чувствительности к побочным продуктам своей деятельности. Творческий человек видит побочные результаты, которые являются творением нового, а нетворческий видит только результаты по достижении цели, проходя мимо новизны.
|
|
Главным показателем творческой личности, ее наиболее главным признаком считают наличие творческих способностей, которые рассматриваются как индивидуально-психологические способности человека, отвечающие требованиям творческой деятельности, и являются условием ее успешного выполнения.
Ученые – исследователи выделяют такие основные особенности творческой личности, как:
- смелость мысли, склонность к риску;
- фантазия;
- проблемное видение;
- умение мыслить;
- способность находить противоречие;
- умение переносить знания и опыт в новую ситуацию;
- независимость;
- альтернативность;
- гибкость мышления;
- способность к самоуправлению.
Способности: определение, виды, факторы развития.
Способности - это индивидуально-психологические особенности, характерны успешность, легкость и быстрота выполнения какой-либо деятельности; не относится к знаниям и навыкам.
Признаки:
Ø индивидуальные особенности, отличительные черты личности
|
|
Ø это не сумма знаний, умений и навыков
Ø обеспечивают быстроту и легкость достижения заданной эффективной деятельности
Виды способностей (по направленности):
Ø Специальные
Ø Теоретические
Ø Практические
Ø Учебные
Ø Творческие
Виды способностей (по уровню развития):
Ø одаренность
Ø талант
Ø гениальность
Факторы развития:
· социальное окружение
· материальное окружение (информативность)
· поощрение и развитие задатков
· всестороннее развитие
Эмоции и психоэмоциональные состояния как фактор творческой активности.
Эмоции – психическое отражение в форме непосредственного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.
Л. С. Выготский (1987) считал, что психология творчества опирается прежде всего на исследование эмоций. Эмоция обладает способностью подбирать впечатления или образы, которые созвучны тому настроению, которое владеет нами в данную минуту. Да и многие свидетельства творческих гениев говорят о большой роли в процессе творчества эмоциональных переживаний. Например, многие выдающиеся русские художники (И. И. Левитан, В. Д. Поленов, А. К. Саврасов и др.) подчеркивали необходимость взволнованности своей темой, передачи настроения. Французский скульптор О. Роден считал, что прежде, чем копия того, что видит художник, пройдет через его руку, она должна пройти через его сердце. А художник В. В. Верещагин как-товоскликнул: «Больше батальных картин писать не буду – баста! Я слишком близко к сердцу принимаю то, что пишу, выплакиваю (буквально) горе каждого раненого и убитого».
|
|
Замечено, что творческие личности часто идентифицируют себя с другими личностями и легко меняют роли, а это указывает на то, что им присущи высокий уровень эмпатии и эмоциональная экспрессивность.
Творчество как процесс создания чего-то нового, часто предполагает, что человек может испытывать недостаточность информации, знаний, умений для достижения цели и решения той или иной проблемы, именно поэтому ему необходимо сделать рывок в неизведанное, создать новые знания, умения, новые объекты и произведения. Эмоции, вдохновение, воображение помогают сделать этот «рывок в творчество». Огромную роль эмоций в творческом процессе признавал и В.И. Вернадский; он писал: «Говорят: одним разумом можно все постигнуть. Не верьте!… Одна нить – разум, другая – чувство, и всегда они соприкасаются в творчестве».
|
|
Научное творчество и особенно творчество в искусстве опирается навоображение, которое, в свою очередь, неразрывно связано с эмоциями и чувствами человека.
Ученые выделяют активные (стенические) переживания, которые повышают жизнедеятельность человека, увеличивают его силу и энергию, и пассивные (астенические) переживания, влияющие на человека обратным образом. Стенические переживания связаны с положительными эмоциями, астенические — с отрицательными. Положительные эмоции и чувства проявляются в случае удовлетворения в процессе деятельности потребностей и интересов человека.
Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 547; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!