Тема III. 2 Игра - как ведущая деятельность в дошкольном возрасте детей с ОВЗ



(Практическое занятие 5 Тема III. 3 Игра - как ведущая деятельность в дошкольном возрасте детей с ОВЗ вопрос 1)

Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста. Игрой ребёнок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них.

У ребёнка формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребёнку включаться в коллективную деятельность и общение.

Большое влияние игра оказывает на развитие речи, так как игровая ситуация требует от каждого ребёнка, включённого в неё, определённой способности к коммуникации.

В игре полноценно реализуется задача речевого развития детей. Игра как основная детская деятельность предполагает действия с предметами, игрушками, в ходе которых ребёнок усваивает их названия, действия, свойства. Эмоциональный фон, присущий детской игре, делает процесс усвоения речевого материала более продуктивным по сравнению с другими видами деятельности. Дети усваивают новые слова, непосредственно связанные с организацией игр, а также уточняют значения слов, связанных с тематикой игр. Так как в игре ребёнок взаимодействует с другими детьми, со взрослыми, здесь мотивированно и естественно может быть организовано речевое общение.

В игре от ребёнка требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах. Играя, он самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит признаки сходства и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам.

В игровой деятельности складываются определённые формы общения детей. Игра требует от ребёнка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение.

В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопонимания и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого. Влияние на развитие личности ребёнка заключается и в том, что через неё он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребёнка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

В условиях домашнего воспитания одним из эффективных способов развития речи детей являются настольно–печатные игры (лото, домино, парные картинки, кубики). Цель их – сформировать у детей навыки складывать из отдельных частей целое, уточнять их знания о предметах, учить их правильно называть.

Купив игру, не стоит сразу давать её ребёнку, так как он, не понимая правил теряет к ней интерес. Вначале родители сами должны познакомиться с игрой, а потом, сидя за столом, но не на полу или на ковре, объяснить её ребёнку. Первый раз на протяжении 10-15 минут необходимо поиграть вместе с ребёнком.

В процессе игры (например, с разрезными картинками) целесообразно сначала рассмотреть целые картинки-образцы и спросить: «Что нарисовано на картинке?», «Как можно назвать их одним словом?», «Где растут фрукты?», «Что можно сделать из фруктов?». После беседы объяснить: «Вот перед тобой маленькие картинки, на каждой нарисована только часть фрукта, ты сложи целую картинку. Вспомни, какого цвета слива, какие у неё листья, и подбери необходимые картинки ».

Родители могут начать складывать картинку, а далее ребёнок продолжит самостоятельно. По такому же принципу дети собирают картинки из кубиков. Если они посвящены содержанию знакомых сказок, то сначала необходимо провести беседу или попросить рассказать содержание картинки.

Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становиться ведущей деятельностью. Элементы учения вводит взрослый, они не возникают непосредственно из игры. Дошкольник начинает учиться, играя – к учению он относится как к своеобразной ролевой игре с определёнными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребёнок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями.

Игры способствуют сенсорному и умственному развитию (развитию зрительного восприятия, образных представлений, обучению анализу, сравнению предметов, их классификации), усвоению лексико – грамматических категорий родного языка, а также помогают закреплять и обогащать приобретённые знания, на базе чего развиваются речевые возможности ребёнка.

 

 (Практическое занятие 5 Тема III. 3 Игра - как ведущая деятельность в дошкольном возрасте детей с ОВЗ вопрос 2)В современной педагогике сюжетно-ролевая игра рассматривается как специфический вид человеческой деятельности, направленной на отражение окружающей действительности, в частности, трудовой деятельности взрослых, их жизни и общественных отношений. Характер и содержание игры социальны по своей природе и детерминированы конкретными культурными и социально-экономическими условиями жизни ребенка.       На протяжении всего дошкольного детства, пока ребенок растет и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно-ролевая игра остается наиболее характерным видом его деятельности. Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре-одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут развивать роли, где развернут игру. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. При этом нет ничего невозможного: можно, сев в кресло «ракету», очутиться на Луне, при помощи палочки-«скальпеля» - сделать операцию. Такая свобода в реализации замысла игры и полет фантазии позволяют дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему не доступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров , сами устанавливают правила игры, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого сопряжена с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об окружающем мире. При разыгрывании роли творчество ребенка принимает характер перевоплощения. Успешность его непосредственно связана с личным опытом играющего, степенью развития его чувств, фантазии, интересов.

(Практическое занятие 5 Тема III. 3 Игра - как ведущая деятельность в дошкольном возрасте детей с ОВЗ вопрос 3)В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая рассматривает игру как ведущий метод воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Согласно этой концепции, опора на игровую деятельность, игровые формы, приемы – это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности.

Игра выполняет следующие функции: 1) общевоспитательную – усвоение норм и правил поведения, воспитание нравственных и волевых качеств, способности к сопереживанию, оказанию помощи, к коллективизму и дружбе. 2) познавательную – все сведения об окружающем ребенок получает через игры, познание социальных ролей.6 3) развивающую – осуществляется умственное и физическое развитие детей. 4) развитие речи.

Как форма организации жизни и деятельности детей с ОВЗ игра должна иметь своеопределенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом. В режиме дня обязательно должно быть время, когда дети могли бы спокойно развертывать игры, зная, что их не будут отвлекать и торопить.

Таким образом, педагог, организуя жизнь и деятельность в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу детей с нарушениями в развитии, формирует навыки самоорганизации.

 

Зоопарк

Все участники по очереди показывают движения, характерные для задуманного ими по условиям игры животного. Остальные пытаются отгадать. Затем участники объединяются в подгруппы по 2-3 человека. Ведущий, указывая на любую подгруппу, дает название животного. Участники, не сговариваясь, вместе изображают одно названное животное. Далее подгруппа также может изобразить какое-либо животное, а другие участники отгадывают – какое.

Коррекция эмоциональной отгороженности

Развитие воображения, раскованности в движениях

Количество: 4-10 человек

Дети садятся в круг. Один из учащихся показывает животное, остальные пытаются отгадать.

 

Где стереть?

На листе бумаги участники игры рисуют по «рожице». Затем, закрыв глаза повязкой, игрок должен стирать в той последовательности и только те фрагменты рисунка, которые назовет ведущий (например: сначала левый глаз, затем правое ухо, подбородок, нос, волосы и т.д.). Выигрывает тот, кто точнее выполнит задание.

Коррекция зрительного восприятия, мышления

развитие зрительной памяти, тренировка умения ориентироваться на плоскости

(для слабовидящих и нормально видящих детей)

Количество:4-10 человек.

На листе бумаги А4 дети рисуют рожицы-смайлики. Закрывают глаза. По команде ведущего стирают,

те фрагменты рисунка, которые называет ведущий

Котёл

«Котёл» - это ограниченное пространство в группе (например, ковёр). Участники на время игры становятся «капельками воды» и хаотично двигаются по ковру, не задевая друг друга. Ведущий произносит слова: «вода нагревается!», «вода становиться теплее!», «вода горячая!», «вода кипит!», … . Дети в зависимости от температуры воды меняют скорость движения. Запрещается сталкиваться и выходить за пределы ковра. Те, кто нарушает правила, выходят из игры. Победителями становятся самые, внимательные и ловкие.

Развитие координации движений

способствовать сплочению коллектива; снятию состояния агрессии; учить контролировать своё эмоциональное состояние;

Количество: неограниченно.

Участники встают на ограниченное пространство. По команде ведущего начинаются двигаться в хаотичном порядке в соответствии с командами ведущего. Главное условие –

не задевать друг друга, не выходить за пределы обозначенной территории.

Найди и промолчи

Дети, стоя, закрывают глаза. Ведущий кладёт предмет на видное для всех место. После разрешения водящего, дети открывают глаза и внимательно разыскивают его взглядом. Первый, кто увидел предмет, не должен ничего говорить или показывать, а молча садится на своё место. Так поступают и другие. Не нашедшим предмет, помогают так: все смотрят на предмет, а дети должны увидеть его, проследив за взглядом остальных.

Коррекция внимания, нетерпимости

развитие концентрации внимания; воспитание стрессоустойчивой личности; воспитание чувства товарищества

Количество: не менее 5 человек

Дети стоят в хаотичном порядке. Закрывают глаза.

Ведущий ставит какой-то новый предмет в комнате. Задача детей взглядом найти предмет.

 

Коробка переживаний(

Релаксационное упражнение)

 

Ведущий показывает небольшую коробку и говорит: « В эту коробку мы соберём сегодня все неприятности, обиды и огорчения. Если вам что-то мешает, вы можете прошептать это прямо в коробку. Я пущу её по кругу. Потом я её заклею и унесу, а вместе с ней пусть исчезнут и ваши переживания.

коррекция речи, снятие психологического напряжения

снятие психологического напряжения; развитие умения осознавать и формулировать свои проблемы

Количество: не ограничено

Дети высказывают «в коробку» свои переживая, обиды ,огорчения.

Тень

Один участник становится путником, остальные его тенью. Путник идёт через поле, а за ним на два шага сзади – его тень. Тень старается точь-в-точь скопировать движения путника. Желательно чтобы путник совершал движения: собирал грибы, срывал яблоки, перепрыгивал через лужи, смотрел вдаль из-под руки, балансировал по мостику и т. д

развитие двигательной координации

быстроты реакции; установление межличностных контактов

Количество: не ограничено.

Выбирается один ведущий, который становится путником. Остальные учащиеся – его тень.

Задача детей максимально точно повторять движения ведущего.

Властелины кольца

Потребуется кольцо диаметром 7-15 см (моток проволоки или скотча), к которому привязаны на расстоянии друг от друга три нитки длиной 1.5 – 2м каждая. Три участника становятся по кругу, и каждый берёт в руки нитку. Их задача: действуя синхронно, опустить кольцо точно на мишень – например, лежащую на полу монетку.

Варианты: глаза открыты, но переговариваться нельзя. Глаза закрыты, но можно переговариваться.

Коррекция координации совместных действий

Развитие коллектива, обучение поиску способов коллективного решения проблемы

Колочество:3-5 человек.

Участники становятся по кругу, держа в руках один конец веревки. А другой конец привязан к концу одного кольца.

Задача игроков опустить кольцо на мишень(бутылка, игрушка, монетка и т.д)

Создание рисунка

Все сидят в кругу. У каждого участника лист бумаги и карандаш или ручка. За одну минуту все что-нибудь рисуют на своих листах. Далее передают лист соседу справа, а получают лист от соседа слева. Дорисовывают что-нибудь за одну минуту и опять передают лист соседу справа. Игра идет пока лист не вернётся к хозяину. Затем все рассматривают и обсуждают.

коррекция мелкой моторики, развитие воображения

установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата

Количество: 4-8 человек.

Дети сидят в кругу .У каждого лист бумаги и карандаш. Каждый ребёнок рисует что-нибудь на своем листке в течении 1 минуты, затем по команде ведущего передает соседу по кругу.

Апплодисменты

(релаксационное упражнение)

Дети стоят в широком кругу. Воспитатель говорит: «Вы сегодня славно поработали, и мне хочется похлопать вам. Воспитатель выбирает одного ребёнка из круга, подходит к нему и, улыбаясь, аплодирует ему. Выбранный ребёнок тоже выбирает товарища, подходит к нему уже вдвоём с воспитателем. Второму ребёнку аплодируют уже вдвоём. Таким образом, последнему ребёнку аплодирует вся группа. Второй раз игру начинает уже не воспитатель

Коррекция эмоционально-волевой сферы

установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата

Количество: не ограничено.

Дети стоят в широком кругу. Начиная с ведущего ,выбирают по одному и ребёнку и хлопают ему и т.д по цепочке, пока на «соберут» всех учащихся.

Кто кого

Группа делится на две части. Все начинают одновременно топать или хлопать. Выигрывает команда, которая хлопала или топала громче.

Коррекция нетерпимости по отношению к другим людям

снятие психологического и мышечного напряжения; создание хорошего настроения

Количество: не ограничено.

Дети делятся на две команды.

По сигналу ведущего ученики начинают выполнять определенную команду(топать, хлопать)

 

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 403; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!