Обязанности мужей по отношению к женам

Благочестивая жизнь в семье

Пет. 3:1-7

Часть первая

Обязанности жен по отношению к мужьям

Пет. 3:1-6

Вступление

 

Откроем Слово Божие, Первое послание Петра, главу 3-ю. Прежде чем мы прочитаем первые семь стихов, нам необходимо сказать несколько слов о причине их написания.

Враждебное отношение к христианам проявлялось не только в обществе, которое считало их неблагонадежными гражданами, не только со стороны господ, грубо обращающихся с рабами-христианами, но и в семьях.

Ответом на несправедливые нападки мира должна стать благочестивая жизнь в обществе как законопослушных граждан (2:13-17), благочестивый труд рабов (2:18-25) и благочестивая жизнь в семье (3:1-7).

По замыслу Бога христианское свидетельство в семье перед своим мужем или женой должно быть безупречным. Прочитаем первые семь стихов 3-й главы:

 

«Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы - дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха. Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» (1Пет. 3:1-7).

 

Обратите внимание: наставления, данные женам, по своему объему в несколько раз превосходят наставления, данные мужьям. Это не должно вас удивлять по следующим причинам:

  • во-первых, обращенных среди женщин было больше (некоторые противники христианства назвали его религией женщин и рабов);
  • во-вторых, именно женам-христианкам в браке с неверующим супругом приходилось гораздо труднее, чем верующим мужьям с неверующими женами.

Это было вызвано бесправным положением женщин. В языческом обществе многие считали, что жены предназначены лишь для рождения законных детей. От некоторых детей муж мог отказаться. Как греки, так и римляне считали нормальным для мужей проводить время в обществе куртизанок и многочисленных любовниц. Причем, если бы муж уличил свою жену в измене, он мог ее убить. Но измены мужа не позволяли жене реагировать аналогично. Такое поведение мужей было распространено, даже несмотря на то, что в аристократических кругах оно осуждалось.

Согласно обычаям греков, жена должна была постоянно находиться дома. Она не имела права отлучаться куда-нибудь одна, ходить по улице, разговаривать с другими мужчинами.

Римские законы отдавали всю власть над незамужней дочерью отцу, который имел право даже убить ее. А после вступления в брак такая власть над женщиной переходила в руки мужа. Муж обладал властью над жизнью и смертью жены, мог в любой момент развестись с ней, используя в качестве повода любой свой каприз.

В еврейской культуре тоже не существовало высокого представления о женщинах. К женщинам относились так же, как к рабам. Мужчины-евреи презирали женщин и в своих молитвах непрестанно благодарили Бога за то, что Он не сотворил их женщиной. Муж мог развестись с женой в любой момент, используя любой повод, а жена не имела такого права.

Нетрудно представить, насколько тяжелым было положение женщин в те времена.  Но если женщина вдруг меняла свою религию, отказывалась поклоняться богам мужа, ее положение становилось еще более тяжелым. Жены в греко-римском мире обязаны были подчиняться мужьям. Такое подчинение включало в себя поклонение богам мужа. Если бы жена вдруг отказалась подчиняться мужу в поклонении домашним богам или участии в языческих религиозных ритуалах, это было бы весьма достаточным основанием для мужа, чтобы выгнать жену.

Согласно книге Второзаконие, муж-еврей должен был убить свою жену за переход из иудаизма в другую религию (Втор. 13:1-9), особенно, если жена пыталась приобщить и мужа к новой вере. Иудеи считали поклонение Христу поклонением другому Богу. После обращения жены-христианки отказывались разделять религию мужа, что вело к конфликтам в семьях и разводам. Из-за этого, помимо обвинений в аморальности, каннибализме, государственной измене, поджоге Рима, христианство обвиняли еще и в том, что оно разрушает семьи.

Для того чтобы верующие могли дать правильный ответ на подобные обвинения, для того чтобы сохранить брак верующих с неверующими, для того чтобы верующие знали, как приводить к спасению свою вторую половину, апостол Петр дает наставления женам и мужьям.

Сегодня мы рассмотрим наставления, адресованные женам (стихи 1-6), а в следующей проповеди – адресованные мужьям (стих 7).

Отметим три обязанности жены-христианки по отношению к своему неверующему мужу

(стихи 1-6). Несмотря на то, что мы изучаем обязанности жены-христианки перед своим неверующим мужем, следует сказать, что применение этой проповеди будет также обращено и к женам, имеющим мужей-христиан.

 

Первая обязанность жены-христианки по отношению к неверующему мужу –

 

I. Повиноваться

 

«Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям…» (стих 1(а)).

 

Слово «также» (греч. «хомойос») указывает на то, что следует относиться к этим наставлениям подобно, как и к наставлениям, данным рабам (2:18-25). Греческое слово, переведенное как «повинуйтесь», буквально означает «будьте под властью». Жена-христианка должна находиться под властью неверующего мужа так же, как и рабы должны повиноваться своим господам.

Напомню: повиновение раба не должно зависеть от личных качеств его хозяина (2:18). Также и повиновение жены христианки должно быть безусловным, не зависящим от того, является ли ее муж добрым или грубым, внимательным или невнимательным, выполняет свои обязанности или нет. Данная истина лишает женщин отговорок: если бы мой муж был более внимательным ко мне, я бы с радостью служила ему; если бы он заботился о моих нуждах лучше, я бы тогда заботилась о его нуждах; так как мой муж не делает того, чего хочу я, не стану делать того, чего хочет он. Никогда не связывайте свое повиновение мужу с его поведением.

Как рабы должны переносить несправедливые нападки господ (2:19-20), так и женам необходимо в смирении переносить даже самые грубые, оскорбительные слова и поступки мужа.

Как напоминание о страдающем Христе должно укреплять рабов (2:21-25), так и жене-христианке следует уподобляться несправедливо страдающему Господу: она не должна отвечать злословием на злословие и, страдая, не должна угрожать.

Несомненно, что, сравнивая повиновение жен мужьям с повиновением рабов господам, Петр призывает повиноваться даже при самом грубом, агрессивном и оскорбительном поведении мужа. Данное сравнение также призывает к полному повиновению во всем. Эту же истину утверждает апостол Павел:  «Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» (Еф. 5:24). Павел сравнивает повиновение жен мужьям с повиновением церкви Христу.

 

Жена-христианка должна быть готова к выполнению любой просьбы, любого желания, исходящих от мужа, если только они не противоречат учению Библии.

 

Если муж запрещает вам посещать церковь вообще, а не просто пару раз пропустить служение, чтобы провести время вдвоем, то вы не должны повиноваться. Если муж просит вас сделать грех, вы не должны повиноваться. Во всех остальных случаях – должны проявлять повиновение.

Христианка, которая позволяет своему мужу жить с неудовлетворенными желаниями, невыполненными просьбами, которые согласуются с учением Библии, грешит. Хотите, чтобы ваш муж пришел ко Христу – повинуйтесь ему во всем. Молить Бога о спасении мужа и не проявлять повиновение – это лицемерие, это почитание Бога только устами.

Итак, первой обязанностью жены-христианки по отношению к своему неверующему мужу является повиновение. Эта обязанность полностью касается жен, имеющих верующих мужей. В вопросе повиновения не существует различия между верующим и неверующим мужем. Жене следует повиноваться верующему мужу в той же степени, как и неверующему. И наоборот.

 

Вторая обязанность жены-христианки по отношению к неверующему мужу –

 

II. Избегать наставлений

 

«…чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были…»  (стих 1(б)).

 

Послушайте, как эти слова звучат в других переводах: «…чтобы те из них, кто отвергает Слово, приняли веру без всяких слов, только благодаря поведению жен», «…чтобы те мужья, которые не покоряются Слову, были без Слова покорены поведением своих жен».

Если вы хотите привести своего неверующего мужа ко Христу, избегайте наставлений. Если ваш супруг хотя бы один раз в жизни слышал Евангелие и не обратился, значит, он не покоряется Слову. И теперь ваша ответственность состоит лишь в том, чтобы свидетельствовать ему своей покорностью и добрым поведением.

В античном мире женщины всегда занимали подчиненное положение. Их интеллектуальные способности оценивались мужчинами очень низко (женщин не учили философии, среди них не было великих мыслителей). В связи с этим, если бы жена-христианка начала учить своего мужа-язычника, это бы уже выглядело как интеллектуальное оскорбление мужа. А если бы она еще стала доказывать превосходство ее религии над его религией, это настолько бы оскорбило мужа, что он, скорее всего, сразу же потребовал развода. Чтобы исключить разводы по таким причинам, Петр запрещает женам учить своих мужей, но призывает свидетельствовать своим благочестивым поведением.

Мне приходилось встречать многих христианок, которые устами говорили: «Я так хочу, чтобы мой муж обратился!», но на деле не проявляли послушания Слову Божьему. Они постоянно надоедали мужу бесконечными наставлениями, обличениями, нравоучениями, ворчали, буквально «пилили» мужа, превращаясь в «непрестанную капель» (Пр. 27:15). Несомненно, именно такое поведение жен является основным препятствием, мешающим спасению их мужей. Задумайтесь, сестры, может быть, ваши мужья не обретают спасение из-за вашего неправильного поведения?

Итак, вторая обязанность жены-христианки по отношению к своему неверующему мужу состоит в том, чтобы избегать наставлений.

Но эта обязанность абсолютно не касается жен, имеющих верующих мужей. Если ваш муж – христианин, вы должны поступать с ним, как с братом во Христе.

«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего» (Мф. 18:15).

 

К сожалению, жены-христианки порой пренебрегают данным повелением Писания и этим способствуют духовному падению своих мужей. Не обличая, а покрывая грех мужа, жена тренирует сердце супруга в непокорности Богу и служителям церкви. Если вы видите, что муж увлекается алкоголем или фильмами, книгами с непристойным содержанием, одним словом, становится на путь греха, то вы обязаны обличить его один на один. И если он не раскается, вы должны сказать о его грехе пастору или кому-то из духовно зрелых братьев (Мф. 18:15-17). Жена, которая не обличает упорствующего в грехе мужа, является соучастником его греха.

Конечно, обличать мужа следует с любовью, подчеркивая свое уважение к нему. Обличать следует только серьезные ошибки и грехи. Не думайте, что жена-христианка должна постоянно обличать мужа, когда он сделал что-нибудь неразумное: оговорился, ошибся и т.п. В обличении жена-христианка не должна превращаться в жандарма, осыпающего мужа замечаниями всякий раз, когда видит хотя бы малейшее отклонение от высочайших стандартов Божественной справедливости.

 

Перейдем к рассмотрению третьей обязанности. Третья обязанность жены-христианки по отношению к неверующему мужу –

 

III. Являть пример

 

«…когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы - дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха» (стихи 2-6).

 

Прежде всего, жена-христианка должна являть пример...

1. Чистой жизни в Боге

 

«…когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» (стих 2).

 

Греческое слово, переведенное как «увидят», буквально означает «взирать, наблюдать, рассматривать». «Чистое» (греч. «хагнэн») буквально означает «чистое, непорочное, целомудренное». Наблюдая за поведением жены-христианки, неверующий муж должен замечать такой сильный пример духовной чистоты, который ему не увидеть нигде в мире. Этот пример должен настолько сокрушить его жестокое неверующее сердце, что он пожелает больше узнать о вере жены.

По Божьему замыслу именно кротость, удивительная духовная чистота без лишних слов способна сокрушать жестокие мужские сердца. Примером этого может быть следующая история: «Джордж Мюллер рассказал о богатом немце, жена которого была искренней верующей. Этот человек страшно пил, допоздна засиживаясь в трактире. Она отсылала слуг спать, а сама не ложилась до тех пор, пока он не возвращался, любезно его встречала и никогда не бранила и не жаловалась. Иногда ей даже приходилось раздевать его и укладывать в постель. Однажды ночью в трактире он сказал своим близким друзьям: «Держу пари, что когда мы придем ко мне домой, моя жена будет сидеть и ждать меня. Она откроет дверь и окажет нам царский прием, даже приготовит для нас ужин, если я попрошу ее». Сначала друзья были настроены скептически, но решили пойти и убедиться. И точно, она открыла дверь, вежливо их приняла и охотно, без малейшего недовольства, согласилась приготовить для них ужин. Накрыв стол, она пошла к себе в комнату. Как только она вышла, один из гостей начал осуждать мужа: «Какой же ты мужчина, если так плохо обращаешься с такой хорошей женщиной?» Обвинитель, не закончив ужинать, встал и ушел из дому. За ним вышел другой и третий, и так ушли все, не доев ужина. За каких-то полчаса муж глубоко осознал свою греховность и, особенно, бессердечное отношение к жене. Он пошел в комнату жены, попросил ее помолиться о нем, раскаялся в грехах и пришел ко Христу. С того времени он стал преданным учеником Господа Иисуса. Он был приобретен без единого слова».[1]

Поймите, сестры, ворчание, недовольство, нравоучения только ожесточают сердце мужа. Пример чистой жизни в Боге смягчает.

 

Помимо примера чистой жизни в Боге жена христианка должна являть пример…

2. Нетленной красоты

 

«Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы - дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха» (стихи 3-6).

 

Как в первых двух стихах показано превосходство свидетельства жизнью над свидетельством словом, так в стихах с 3-го по 6-й показано превосходство внутренней красоты над внешней.

Заблуждение: существует мнение, будто в 3-м стихе апостол Петр категорически запрещает жене-христианке украшать себя. Но это не так. Слово Божье ни в коем случае не запрещает женщинам украшать себя: «Забывает ли девица украшение свое и невеста - наряд свой?» (Иер. 2:32). В рассматриваемых нами стихах Петр не запрещает женам украшать себя, чтобы радовать своих мужей, а говорит лишь о превосходстве нетленной красоты над тленной. Жена-христианка должна приложить максимум усилий, чтобы выглядеть для своего мужа внешне привлекательной настолько, насколько для нее возможно.

В соответствии с модой того времени, женщины красили волосы чаще в черный цвет и завивали их. Состоятельные, делая сложные прически, вплетали в них золотые нити. По некоторым данным, ношение яркой одежды и особое плетение волос были отличительной чертой последовательниц культа Артемиды, языческой богини. Многие замужние женщины жили лишь одеждами, прическами и украшениями, так как они не могли заниматься общественной деятельностью, единственным их занятием и увлечением в жизни становилось украшение себя. Со всего света в Римскую империю доставлялись различные украшения: парики из Германии, драгоценности из Индии и Аравии, шелк, жемчуг, духи, украшения из слоновой кости, драгоценные камни и многое другое.

Несмотря на культ украшений, процветающий в античном мире, жена-христианка должна была более заботиться о внутренней красоте. Если жена-христианка стремится к внешней привлекательности больше, чем к внутренней, это позорит Бога.

На фоне мирского безудержного стремления к внешней красоте жена-христианка должна была показать неверующему мужу красоту иного рода, которую он не мог увидеть в других женщинах-язычницах. Что же это за красота? Это красота кроткого и молчаливого духа. Речь идет о кротком, молчаливом поведении, мягком обращении с мужем, даже в ответ на плохое его отношение. Жена-христианка должна быть тихой, кроткой, мягкой, доброй женщиной.

Примером такой красоты являются ветхозаветные святые женщины. Известная многим Сарра помимо внешней красоты обладала удивительной внутренней красотой, проявляющейся в уважении к мужу и обращении с ним, как с господином. Чтобы жены не боялись повиноваться мужу, беспокоясь, что такое повиновение может привести их к чему-то опасному, Петр, призывая доверять Богу, заканчивает наставление женам такими словами: «…и не смущаетесь ни от какого страха». Если Бог повелевает вам повиноваться мужу, не бойтесь, что это приведет вас к плохим последствиям. Просто доверьтесь Слову Божьему и посмотрите, что сделает Господь.

Призыв Петра ценить внутреннюю красоту больше внешней остается актуальным и в наши дни. Печально, но мне известны семьи, в которых жены-христианки более увлечены внешней красотой, чем внутренней. Они наращивают ногти, ресницы, бесконечно занимаются похудением, меняют наряды один за другим, но при этом не удовлетворяют элементарные нужды своих мужей, могут грубо ответить мужу, говорить с ним без почтения и уважения. Пытаясь поразить мужа новой прической, они не пытаются поражать его кротостью, мягкостью, смирением и бескорыстным жертвенным служением.

Конечно, мужу приятно, когда жена украшает себя для него. Но если она обладает лишь внешней красотой, о ней нельзя сказать большего, чем уже сказано в книге Притчей:

 

«Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и - безрассудная» (Пр. 11:22).

 

Во времена Ветхого Завета золотое кольцо в носу считалось дорогим и модным украшением. Свинья для евреев была нечистым животным. Внешняя красота при отсутствии внутренней – такое же нелепое сочетание, как дорогое украшение и нечистое животное.

Являть пример чистой жизни в Боге и нетленной красоты обязаны также и жены-христианки, имеющие верующих мужей.

 

Заключение

 

Сегодня мы рассмотрели обязанности жен по отношению к мужьям. Во-первых, необходимо повиноваться. Во-вторых, следует избегать наставлений (эта обязанность применима только к неверующему мужу). В-третьих, важно являть пример чистой жизни в Боге и нетленной красоты.

В следующей проповеди рассмотрим обязанности мужей по отношению к женам.


Благочестивая жизнь в семье

Пет. 3:1-7

Часть вторая

Обязанности мужей по отношению к женам

Пет. 3:7

Вступление

 

Мы должны понимать, что наше подлинное духовное состояние проявляется именно в семье. Можно прекрасно выглядеть в церкви несколько часов в неделю, можно даже заниматься служением в церкви, можно ладить с коллегами по работе и при этом удивляться, почему моя жена недовольна мной? Или – почему мой муж недоволен мной? То, как вы ведете себя в семье, демонстрирует, кто вы есть на самом деле. Можно возлагать всю вину за конфликты на свою вторую половину, можно думать о себе очень высоко, можно, играя роль, заставить людей в церкви думать о вас высоко. Но так обманывать тех, с кем вы живете, невозможно. Играть роль, лицемерить в семье слишком долго не получится. Семейная жизнь открывает, кто есть кто.

Если вы недовольны своим браком, если вы устали от конфликтов и непонимания, прежде всего следует заглянуть в свое сердце и спросить себя: «Выполняю ли я свои обязанности?»

В прошлое воскресенье мы говорили об обязанностях жен. Жена-христианка обязана, во-первых, повиноваться своему мужу, во-вторых, не наставлять своего мужа (если он не христианин, то обличать его на основании Писания и постоянно проповедовать ему запрещено), в-третьих, являть пример чистой жизни в Боге и нетленной красоты.

А сегодня мы будем говорить об обязанностях мужей. Прочтем 7-й стих:

 

«Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах».

 

Надо признать, что в этом стихе поднимается очень актуальный вопрос не только для нашей церкви, но и для многих церквей. Мужья, которые старательно следуют учению Писания, встречаются довольно редко. Чаще всего мы видим два типа мужей, равноудаленных от библейской модели.

1-й тип: грубый диктатор.

Такой муж относится к жене, как к слуге или рабыне. Он просто командует женой. Общается с ней, отдавая приказы. В его лидерстве нет любви, дружелюбия, мягкости, деликатности. Его лидерство холодное, в нем больше повелений, чем жертвенного служения. Мужья такого типа считают, что, если они зарабатывают деньги, то в отношении жены все свои обязанности выполняют. Они не стремятся восполнить эмоциональные нужды своих жен. Для мужа – грубого диктатора – характерно твердое руководство без понимания, сопереживания и проявления уважения.

2-й тип: безразличный и ведомый.

Мужья этого типа могут быть мягче, чем мужья первого, но отсутствие лидерских качеств, недостаток мужества и решительности раздражает их жен. Они ни к чему особо не стремятся. Они не берут на себя инициативу, когда это необходимо, не принимают решений, когда в этом есть нужда.

Братья, спросите своих жен, не относитесь ли вы к одному из этих двух небиблейских типов мужей. Если относитесь, признайте это, попросите прощения у жены. Может быть, кто-то из вас сочетает в себе черты 1-го и 2-го типов одновременно? Может быть, вы, когда не нужно, проявляете твердость, упрямство и даже грубость, а когда нужно принимать решения, проявляете безразличие?

Согласно учению Нового Завета, муж-христианин должен быть главой семьи, лидером для своей супруги (Еф. 5:23). Но, для того чтобы его лидерство не превратилось в грубое подавление жены, ему следует выполнять обязанности, описанные Петром. Рассмотрим шесть обязанностей мужа-христианина.

 

Первая обязанность мужа-христианина по отношению к жене:

 

I. Жить совместно

 

«Также и вы, мужья, обращайтесь…» (стих 7(а)).

 

Петр использует то же греческое слово «хомойос», что и в 1-м стихе, переведенное как «также». Тот же дух покорности, смирения, кротости, нежелания отвечать злом на зло, который должен отличать рабов-христиан (2:18-25), жен-христианок (3:1-7), должен быть присущ и верующим мужьям.

«Обращайтесь» (греч. «суноикунтес») буквально означает «жить с кем-то на протяжении долгого времени». Мужья-христиане должны жить со своими женами, даже если им приходится терпеть с их стороны оскорбления, несправедливые обвинения. Уподобляясь страдающему Христу (2:21-25), не отвечать злом на зло, не мстить за себя.

Указание на совместную жизнь подразумевает физическую близость, но не ограничивается только ей. Муж-христианин обязан так обращаться со своей женой, чтобы их совместная жизнь была постоянной.

  • Недопустимо расставание на долгое время.

Иногда мне приходится слышать о мужьях, которые, оставляя своих жен, работают в других городах, расставаясь с семьями надолго.  Муж-христианин не должен допускать подобного в своей жизни.

  • Недопустимо расставание даже на короткий срок без обоюдной договоренности.

Павел утверждает эту истину в Первом послании к Коринфянам:

«Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1Кор. 7:5).

 

Служитель одной из евангельских церквей, с которым я знаком, на протяжении нескольких лет живет в одном районе нашего города, а его супруга – в другом, из-за плохих личных отношений. Для христианина подобное недопустимо. Муж-христианин должен прилагать все усилия для того, чтобы на протяжении всей своей жизни жить с женой под одной крышей.

Но даже под одной крышей супруги могут жить, как два совершенно далеких друг от друга, чужих человека. Муж-христианин обязан следить за тем, чтобы такого не произошло, чтобы духовная и физическая близость супругов не прекратились.

Некоторые мужья виновны в том, что, живя под одной крышей со своими женами, не имеют эмоциональной и физической близости с ними. Они разрушили такую близость грубостью, эгоистичностью; саркастическими  шутками; элементарным незнанием физических и эмоциональных особенностей собственной жены; нечутким, невежливым отношением к ней.

Первая обязанность мужа-христианина по отношению к жене – жить совместно. Это включает не только проживание под одной крышей, но и сохранение физической и эмоциональной близости.

 

Вторая обязанность мужа-христианина по отношению к жене:

 

II. Стремиться познавать

 

«…благоразумно с женами…» (стих 7(б)).

«Благоразумно» – греческое «ката гносин», что означает «по знанию» или «согласно знанию». Петр призывает постоянно жить с женой согласно знанию о ней. Для того чтобы создать в семье атмосферу, располагающую жену к эмоциональной и физической близости, муж-христианин обязан познавать свою жену. В чем же может проявляться подобное познание? У каждой женщины есть физические и эмоциональные нужды, которые мужу следует узнавать и восполнять. Причем, с учетом того, что женщина – немощнейший сосуд, следует помнить, что у нее нужд может быть гораздо больше, чем у мужчины, и состоять многие из них могут из мелочей, о существовании которых некоторые мужчины иногда даже и не подозревают.  

Не сводите физические нужды своей жены только к «прожиточному минимуму». Узнайте, в чем она нуждается, спрашивайте, проявляя неподдельный интерес. Помните, у женщины есть не только физические нужды, но и эмоциональные. Многие женщины гораздо хуже мужчин управляют своими чувствами и при принятии решений склонны руководствоваться более эмоциями, чем логическими аргументами и рациональным мышлением. Познавая эмоциональные особенности своей жены, муж-христианин должен адекватно на них реагировать. Ему следует следить за эмоциональным состоянием супруги. Если она очень рада, муж должен помочь ей не совершить в этом состоянии что-либо неразумное. Если она опечалена, взволнована, испугана, то мужу следует успокоить ее, утешить.

Муж должен не допускать эмоциональной перегрузки жены. Например, если она крайне утомлена служением в семье, пережив какой-то напряженный период жизни, а муж в этот момент дает ей дополнительную нагрузку, пригласив своих друзей погостить у себя дома несколько недель, то этим муж покажет, что еще недостаточно познал свою жену и не увидел, что она нуждается в покое, а не в дополнительном служении ему и его друзьям.

У каждой женщины есть свои вкусы и предпочтения, которые мужу следует познавать и строить свои отношения с ней на основании этих познаний. Мудрый муж знает, что радует его жену, а что печалит; когда она испытывает чувство страха, а когда чувство безопасности. Он знает, какой отдых ей нравится, какие темы для разговора наиболее интересны. Познавая жену, муж не делает того, что жене неприятно и делает только то, что доставляет ей радость, если, конечно, это не угрожает ее физическому и духовному здоровью.

Познание жены – это процесс всей жизни, так как характер жены меняется, меняются ее предпочтения и вкусы. Никто из мужей не должен считать, что изучил жену полностью и больше не нуждается в том, чтобы ее познавать.

Тот, кто не стремится познавать свою жену, не сможет стать мужем, угодным Богу.

 

Третья обязанность мужа-христианина по отношению к жене:

 

III. Проявлять деликатность

«…как с немощнейшим сосудом…» (стих 7(в)).

 

«В древнем мире вообще не знали вежливого отношения к женщине. В то время, да еще и поныне, на востоке часто можно видеть, как мужчина едет верхом на осле, а женщина идет рядом пешком. Христианство принесло учтивость в отношения между мужчиной и женщиной».[2] Обходиться с женой, как с хрупким сосудом, означает относиться к ней с деликатностью, тактом, сочувствием, проявлять тонкость в обращении, галантность, учтивость и вежливость.

Братья! Мужья! Бог требует от вас именно такого отношения к жене, даже если она физически и эмоционально не является слабой. Бог требует такого отношения к жене, даже если она грубая, дерзкая и непокорная.

На практике отношение к жене, как к слабому сосуду, может проявляться следующим образом:

 

 

  • Открывайте перед ней дверь и пропускайте вперед.
  • Берите из ее рук тяжелые сумки, да и все предметы, которые вы можете нести.
  • Уступайте жене место в общественном транспорте, аэропорту и других местах.
  • Подавайте пальто дома, в гостях и в общественных местах.
  • Делайте жене мелкие подарки даже без повода, время от времени покупайте цветы.
  • Говорите с ней вежливо, следите не только за словами, но и за тоном голоса и выражением лица.
  • Избегайте в ее присутствии употребления острых выражений и грубых слов (христианину лучше вообще удалить все это из своего лексикона).
  • Делайте жене комплименты, относитесь как к самому дорогому и ценному для вас человеку.

Мужья, не проявляющие деликатности по отношению к женам, грешат. Если Писание повелевает обращаться с женой чутко, тактично, как со слабым сосудом, то это необходимо исполнять. Ни жена-христианка, ни необращенная жена не смогут воспринимать никаких библейских наставлений из уст грубого, нетактичного и неделикатного мужа. Деликатность – это огромная помощь для развития взаимопонимания с женой.

Хотите оказать библейское влияние на жену? Удивляетесь, почему ваша жена невнимательна к вашим наставлениям? Прежде всего, проверьте свое отношение к ней.

 

Четвертая обязанность мужа-христианина по отношению к жене:

 

IV. Оказывать уважение

 

«…оказывая им честь…» (стих 7(г)).

 

«Оказывая» (греч. «хапонемонтес») буквально означает «проявлять уважение», в данном случае – уважение к кому-либо. В папирусах это слово использовалось со значением «отдавать долг» или «проявлять благодарность». Разъясняя значение этого слова, многие толкователи Первого послания Петра отмечают следующее: Иосиф Флавий, известный историк, использует это слово, рассказывая о том почете, который римский полководец Тит воздал своим войскам после разрушения Иерусалима.

Слово, переведенное как «честь», происходит от греческого «тимэ». Данное слово часто используется в Новом Завете и обозначает «уважение или расположение».

Муж-христианин должен задаться следующими вопросами: оказываю ли я честь своей жене, отношусь ли к ней с глубоким уважением, благодарю ли за те усилия, которые она прилагает ради созидания семьи, ценю ли ее жертвы, на которые она идет ради меня?

Муж, который редко хвалит и редко благодарит свою жену, говорит о ней в присутствии других без уважения, виновен перед Богом в непослушании Слову. Он совершает действия по разрушению своей семьи.

 

Пятая обязанность мужа-христианина по отношению к жене:

 

V. Относиться, как к равной

 

«…как сонаследницам благодатной жизни…» (стих 7(д)).

 

Каково же значение выражения «благодатная жизнь»? Среди нескольких толкований мы остановимся на двух.

Первое толкование можно сформулировать так: выражение «благодатная жизнь» описывает спасение, дар вечной жизни.

Второе толкование: «благодатная жизнь» – это жизнь в браке.

Контекст указывает на то, что первое толкование неверно, а второе – верно. И вот почему. Петр дает наставления христианам, живущим в окружении языческого мира (2:12). Апостол учит сначала рабов-христиан правильно взаимодействовать с неверующими господами (2:18-25), затем жен-христианок правильно взаимодействовать с неверующими мужьями (3:1-6). Поэтому и наставления, данные мужьям (3:7), следует рассматривать как продолжение обучения верующих тому, как им взаимодействовать с неверующими. После того, как Петр указал женам-христианкам, как жить с мужьями, которые «не покоряются слову» (3:1), он дает аналогичные наставления мужьям, имеющим неверующих жен. Так как Петр наставляет мужей правильно относиться к неверующим женам, выражение «благодатная жизнь» не может относиться к спасению, потому что неверующая жена не является обладателем спасения.

Муж-христианин обязан относиться к неверующей жене, как к равной, как к сонаследнице благодатного дара – жизни в браке. Брак – это дар благодати. Несмотря на все трудности брачной жизни, отношения живущих в браке супругов гораздо лучше отношений тех, кто находится во внебрачной, греховной связи.

Писание учит относиться к жене, как к равноправному партнеру брачного союза. Муж-христианин не должен смотреть на жену свысока, как на менее значимого, чем он сам, человека. Подобные наставления были противоположны традициям античного мира, где мужья смотрели на жен сверху вниз.

Печально, когда в наши дни, несмотря на эти наставления Писания, мужья-христиане относятся к своим женам, как к слугам. К жене нельзя относиться, как к рабыне, слуге или ребенку. К жене необходимо относиться, как к равной.

Несмотря на то, что в браке у мужа и жены разные функции – муж является главой, а жена является помощником, тем не менее, они являются равноправными членами семьи.

 

И последняя, шестая обязанность мужа-христианина по отношению к жене:

 

VI. Молиться о благословении

 

«…дабы не было вам препятствия в молитвах» (стих 7(е)).

 

Молиться о благословении неверующей жены – это значит молиться о ее спасении, поскольку спасение является самым великим благословением из всех возможных.

Применяя эту истину к мужьям, имеющим верующих жен, можно сказать, что величайшим благословением после спасения является хороший рост в освящении. Несомненно, мужья-христиане должны молиться о благословении своих жен.

Муж, который не живет со своей женой совместно, не сохраняя физическое и эмоциональное единство, не стремится познавать свою жену, не проявляет достаточно деликатности в обращении с женой, не оказывает жене должного уважения, не относится к жене, как к равной, не получит ответ на свою молитву о ее спасении. Как отмечает один из толкователей: «Вздохи обиженной жены создают помехи в молитвах мужа, когда Бог выслушивает их».

Нередко мужья, уставшие от трудностей во взаимоотношениях с женами, задаются вопросом: «Ну, почему моя жена не изменяется? Ну, почему Бог не отвечает на мои молитвы о ней?» Разумным ответом на эти вопросы может быть следующий: ваша жена даже не начнет изменяться (если она неверующая – не будет слушать из ваших уст Евангелие, если верующая – не станет возрастать духовно) до тех пор, пока не изменится ваше отношение к ней.

То же самое можно сказать и в отношении жен-христианок, которые не исполняют свои обязанности по отношению к мужьям. Их образ жизни является основным препятствием для спасения мужей. 

Жена может повлиять на своего мужа, муж может повлиять на свою жену только своими собственными изменениями, только личным примером. Я недавно сказал одному человеку, утомленному сложными отношениями с женой: «Библия даже не дает тебе основания ожидать каких-то изменений со стороны твоей жены до тех пор, пока не изменится твое сердце, твое отношение к ней».

 

Заключение

 

Братья! Мужья-христиане! Вы ответственны за спасение своих неверующих жен. Вы ответственны за духовный рост верующих жен. Но, если вы не исполняете библейских обязательств мужа, то сами превращаетесь в серьезное препятствие, мешающее изменению жены.

Помолимся о том, чтобы семьи в нашей церкви укреплялись, чтобы все мужья и жены выполняли те библейские обязанности, которые на них возлагает Бог.

 


[1] Уильям Макдональд. Библейские комментарии для христиан. Новый Завет. Стр. 646-647.

[2] Уильям Баркли. Толкование посланий Иакова и Петра. Стр. 238.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 136; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!