XVII век: начало эпохи преобразований.



Первые Романовы. Государственный строй.

· 1613-1645 – царствование Михаила Федоровича Романова:

· Столбовский мир со Швецией (1617) и Деулинское перемирие с Польшей (1618),

· Смоленская война 1632-1634 годов (воевода Михаил Борисович Шеин), подписан Поляновский мирный договор: Смоленск остался в руках поляков, но король Владислав официально отказался от претензий на российский престол,

· 1637-1641 – «Азовское сидение».

· 1645-1676 – царствование Алексея Михайловича Тишайшего. В начале своего правления молодой царь находился под сильным влиянием своего воспитателя (дядьки) Бориса Ивановича Морозова.

· 1676-1682 – царствование Федора Алексеевича (сына от первого брака с Марией Милославской): проведение общей переписи населения в 1676 году и введение нового налогового обложения (налоги стали брать не с земли, а с каждого двора, 1677); отмена местничества.

· 1682-1689 – регентство царевны Софьи, официально же царями считались Иван и Петр Алексеевичи.

Соборное Уложение 1649 года и его значение

· Черты государственно-политического развития России:

- дальнейшее укрепление самодержавной власти, укрепление авторитета власти и престижа личности царя,

- затухание деятельности Земских соборов,

- изменение состава и роли Боярской Думы,

- развитие приказной системы,

- укрепление позиций центральной власти на местах,

- начало реорганизации армии,

- борьба за подчинение церкви государству.

· 1649 – Соборное уложение (систематизированный свод государственных законов):

− оформление сословной структуры,

− отмена Юрьева дня – окончательное юридическое закрепощение крестьян,

− регламентация прав всех сословий,

− прикрепление жителей посада к «тяглу» и месту жительства.

· Значение Соборного уложения: фактически завершило процесс юридического оформления крепостного права, способствовало укреплению царской власти, содержало ряд положений, направленных на защиту личности монарха и Русской православной церкви, способствовало оформлению сословной структуры общества, определению прав и обязанностей основных сословий, в качестве свода законов Российского государства действовало вплоть до первой половины XIX века.

Бунташный век»: городские восстания, казацкие войны.

· 1648 – «Соляной бунт», причины – усиление налогового гнета, введение пошлины на соль – необходимый продукт, недовольство некоторыми представителями власти (Морозов, Плещеев). Казнь бояр по указанию бунтовщиков (Бориса Морозова царь спас). Принятие Соборного уложения, по которому «белые слободы», не платившие налоги, упразднялись.

· 1650 –«Хлебный бунт» (Новгород, Псков).

· 1662 – «Медный бунт» (Москва), причины – усиление налогового гнета, дороговизна и голод из-за обесценивания выпущенных медных денег. Восстание подавлено. Прекращение чеканки медных денег, приравненных по цене к серебряным деньгам.

· 1670-1671 – восстание под предводительством Степана Разина, причины – скопление на Дону беглых крестьян, холопов, посадских людей, недовольных усилением крепостного права («С Дону выдачи нет»), активность казачества, недовольство государственными порядками России. 1667-1669 – «поход за зипунами» вдоль побережья Каспийского моря. Участники – донское казачество (голытьба), беглые крестьяне, холопы, посадские люди. Восстание жестоко подавлено. Сохранение незыблемости государственных порядков России, усиление крепостного права.

Церковные реформы Никона. Церковный раскол.

1655 – церковная реформа патриарха Никона.

Церковный собор 1666-1667 годов стал началом раскола. На нем было проклято старообрядческое движение.

Цели реформ Русской православной церкви:

− унификация церковных книг и обрядов, порядка богослужения;

− повышение авторитета православной церкви, стремление сделать ее центром мирового православия;

− борьба с явлениями, которые подрывали авторитет церкви (пьянство, стяжательство, неграмотность священников);

− противодействие проникновению светских начал в духовную жизнь общества.

Последствия церковной реформы:

− унификация церковных обрядов и богослужебных книг по греческим образцам, что способствовало укреплению русского православия;

− раскол Русской православной церкви на господствующую и старообрядческую;

− появление старообрядческого движения как одной из главной форм социального протеста;

− долгий спор о верховенстве светской и церковной власти был решен в пользу светской власти.

Лидер старообрядцев – протопоп Аввакум.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 231; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!