Сравнение и фиксация ощущений



Ошибок в практике Цигун

В этой статье я хочу рассказать о 9 ошибках, которые могут допускать люди, занимающиеся Цигун. Этот список, конечно, не является полным, и я сознательно не ставил типичную для подобных статей приставку «ТОП 9 ошибок…», так как эти ошибки не обязательно являются самыми распространенными. Но вам стоит проверить себя и убедиться, что их нет в вашей практике.

Электрическая Ци

Начав заниматься Цигун, а позже и Внутренней алхимией, я воспринимал Ци, как эквивалент Энергии, прежде всего с материалистической точки зрения. Множество раз я слышал, что у Ци есть и информационный аспект, и аспект Духа (одухотворенность). Но и это мой технический ум воспринимал, как модуляцию (кодирование) сигнала, используемую в радио и телевидении.

Только спустя несколько лет, когда передо мной неумолимо встала задача поиска Изначальной Ци, я начал все больше и больше уделять внимание аспекту одухотворенности Ци. Стал смещать свое восприятие с идеи о неживой, электрической Ци, которая бездумно несет в себе некую информацию, к понятию жизненности, одухотворенности, концепции живой Ци, которая даже обладает некоторым уровнем самостоятельности.

Все во Вселенной состоит из Ци. Эта Ци постоянно находится в движении, трансформируется из одного вида в другой. Тонкая, одухотворенная Ци, сгущаясь, превращается в материю и на разных уровнях участвует во всевозможных процессах. Чтобы такие процессы были возможны, необходим определенный контроль, система, которая несет в себе животворящую функцию и подчиняется определенным принципам и законам. Эта функция в древних трактатах иногда называется Небесной пружиной, которая приводит все мироздание в движение.

Таким образом, Ци — много больше, чем просто движение частиц или волн, имеющих определенную модуляцию (несущих некую информацию). Есть нечто таинственное, именуемое Духом, что и придает Ци свойства, которые практикующему необходимо постигать.

В своей практике постепенно идите от Тела к Ци, а от Ци — к Духу, к одухотворенной Ци. Не останавливайтесь на ощущениях тепла и холода, движения и покалывания, так как это — лишь начало, и есть более глубокие уровни постижения себя и мира.

Контроль Ци

Практически во всех упражнениях Цигун мы достаточно активно взаимодействуем с внутренней и внешней Ци. Естественно, что проще всего начать поступать с Ци так же, как мы поступаем с телом. Когда я хочу поднять руку вверх, я мысленно даю команду — и чувствую, как рука начинает двигаться. По мере движения я контролирую степень ее поднятия и принимаю решение, когда остановить движение. Обучение движениям такого рода начинается еще в детстве, и, конечно, после длительной практики ребенку не требуется постоянный сознательный контроль тела — движения доводятся до автоматизма и превращаются в навыки.

Когда я начал заниматься Цигун, то также поступал и с Ци. Если надо было, чтобы она вращалась, — я вращал ее, следя за всей траекторией движения своим вниманием. Но давайте вспомним, что Ци — в некотором смысле живая :)

Необходимо “приглашать” Ци следовать за вниманием, и далее — отпускать движение, запустив процесс, позволить ему течь без нашей активной вовлеченности. Таким образом мы на низком уровне культивируем принцип недеяния и неэгоистичности. Мы как бы приглашаем Ци на танец, а потом просто следуем за музыкой, подключаемся к естественному принципу циркуляции Ци во Вселенной, позволяем Изначальной пружине двигать Ци вместо нас.

Если наше сердце и сознание очищено и мы пребываем в Пустоте во время практики, то наша Изначальная Ци может сама направлять нас, даже не только на уровне Ци, но и на уровне тела (так называемые спонтанные движения в Цигун).

Такой подход в практике Цигун также стоит переносить и на свою жизнь. Мы запускаем некие процессы с помощью действий — и как бы отстраняемся, позволяем событиям течь естественным образом. В наивысшем своем проявлении, будучи абсолютно чистыми на всех уровнях, мы начинаем проявлять намерение Небесной пружины (нашей Изначальной природы) через свои действия во внешнем мире, осуществляя замысел Дао.

Постарайтесь в своей практике Цигун уменьшать свой активный контроль действий умом, пока не останется только намерение сердца-сознания. Тогда ваша практика станет частью процессов, протекающих во Вселенной, и Небесная пружина будет выполнять действия вместо вас.

Активная деятельность

Данная ошибка тесно связана с предыдущей — с излишним контролем Ци. С самого начала занятий Учитель постоянно говорит о том, как важно расслабляться. Особенно стоит обратить внимание на мышцы черепа и даже на напряжение внутри мозга!

Но как только начинается практика, человек постепенно все больше и больше вовлекается в действия упражнения, теряя глубину расслабления и сосредоточения без сосредоточения.

Чтобы понять, каким должно быть внутреннее усилие, необходимое для правильного выполнения упражнение, можете проделать такой эксперимент:

Возьмите нитку и привяжите к ней пуговицу. Далее сядьте за стол, возьмите конец нитки двумя пальцами, и поставьте локоть руки с ниткой на стол. Рука должна быть расслаблена, нитка свисать вниз к столу, пуговица — висеть над столом на нитке. Далее, не двигая рукой, представьте, как этот импровизированный маятник раскачивается из стороны в сторону. Через пару минут вы увидите, как этот маятник действительно начнет выполнять то, что вы хотите.

Секрет этого фокуса прост — ваше внимание и мысли о маятнике заставляют руку начать совершать микродвижения, хотя сознательно вы рукой и не двигаете. И потому через время маятник начинает раскачиваться.

В конечном счете, усилия по выполнению упражнений Цигун должны быть настолько малы, что будет казаться, что все совершается само собой. Если, к примеру, необходимо сидеть и дышать животом, то дыхание должно стать легким, медленным, естественным, как будто воздух и Ци сами втекают к вам в живот, а вы лишь наблюдаете за процессом.

Постарайтесь во время практики не выплывать на поверхность и не терять расслабление, утончайте свою концентрацию, чтобы она становилась острой, внимательной, но максимально мягкой. Все больше и больше погружайтесь в пустоту и покой. Даже если вам кажется, что практика идет не так активно, как нужно, позвольте вашей Ци взять на себя роль того, кто действует.

Визуализация

Я, как и многие другие, считал себя визуалом. Потому на начальном этапе занятий Цигун активно использовал свой мысленный визуальный экран, чтобы представлять образы, которые отображали протекающие процессы упражнений Цигун. Это отнимало часть внимания и силы сознания, я быстро выдыхался и терял концентрацию: образы начинали плыть, меняться, превращаясь в калейдоскоп изображений, и я вновь и вновь старался стабилизировать картинку.

Но в какой-то момент мои ощущения были настолько яркие, что просто вытеснили визуальные образы. Я осознал, что то, что я почувствовал, я ощущал и ранее, но так как был постоянно поглощен визуальными образами, просто не обращал на это внимания!

Теперь я всегда стараюсь вместе с внутренним диалогом сразу тушить и свой мысленный визуальный экран. Это не всегда получается сразу, но в конечном счете помогает сосредоточится на более тонких ощущениях и не мешает осознавать и чувствовать протекающие процессы.

Практикующий во время занятий на самом деле иногда может видеть протекающие процессы, но это видение идет не на поверхности, не на мысленном экране, а глубже. И такое видение возникает само собой, сопровождая ощущения, а не предшествуя им. Если же человек начинает самостоятельно представлять какие-то этапы практики Цигун, то он может представлять их совсем не такими, какими они должны быть, что будет мешать или даже сделает практику полностью неправильной.

Потому я рекомендую вам постараться отбросить визуальную составляющую своей внутренней работы в Цигун как можно раньше. Это позволит раздвинуть границы вашего самоосознания, вы научитесь воспринимать внутренний и внешний мир совершенно другими “органами чувств”, которые не связаны с телом. Сначала вы выйдите на уровень своей энергетической системы, а со временем — и на уровень Духа.

Ожидание чуда

Когда я начал заниматься Цигун, то постепенно появлялись различные ощущения. Причем сначала я даже просто начал лучше чувствовать свое собственное тело, внутренние органы, давление крови и ее ток, биение сердца, дыхание. Потом ощущения утончались и теряли яркость, их становилось тяжелее осознавать и порой даже невозможно было описать словами.

Когда Учитель ставил задачу почувствовать что-то конкретное, но не описывал это, я далеко не всегда мог к этому прийти, так как совершал “ошибку ожидания чуда”.

Я ждал грома среди ясного неба, гласа господнего и откровений, просветляющих мой разум в мгновение ока, ярких магических явлений и энергетического катарсиса… конечно, я немного преувеличил :-) Все это мешало мне почувствовать, и главное — осознать, что я уже ощущаю то, что нужно.

Только обсудив свои ощущения с другими практикующими, я понял, что давно чувствую то, что необходимо, но просто не придавал значения своим ощущениям, теряя время в ожидании чего-то большего.

Следует внимательно относится к тому, что вы чувствуете во время практики, но при этом не привязываться к своим ощущениям, так как они будут с течением времени меняться.

Правда тут есть и подводный камень: если вы чувствительны, то легко можете потеряться в пучине своих ощущений. То же касается и тех людей, у кого богатая фантазия и нетерпеливый ум. Так как в этом случае их ум придумает те ощущения (и не только их), которые должны проявиться в ходе практики спустя какое-то время.

Тут можно порекомендовать только одно: будьте максимально собраны и осознанны, а также осторожны, как будто вы идете по тонкому льду озера. Прислушивайтесь к себе и своим ощущениям, но и не пленяйтесь ими. Не торопитесь почувствовать, чтобы не придумать ложные ощущения, и не тормозите себя, внушая, что вы недостаточно чувствительны или что время еще не пришло.

Это чувство Срединного Пути, кстати, пригодится вам и для практики осознанных сновидений :-), если вы решите заняться ею.

Стремление к магии

На занятия тайцзи-цюань я пришел с четким желанием почувствовать Ци и научиться управлять ею. У меня не было острого желания творить магические фокусы, но я видел достаточно большое количество людей, которые были одержимы магическими трюками.

Даосские Мастера частенько обладают различными необычными способностями: телекинезом, телепортацией, умением уменьшать свой вес, лечить людей и так далее, но все эти спец-эффекты никогда не являются целью практики. Такие способности могут появляться как побочный эффект духовного развития. Стремиться к ним — значит быть в плену у своих омрачений и идти по ложному Пути.

На самом деле, в самом начале Пути, даже подобное стремление к магии можно использовать себе во благо, как мотивацию к регулярному посещению занятий. Но лучше постараться поскорее очистить свое сердце и сознание от самых поверхностных омрачений, чтобы обрести Истинное намерение в практике.

Мы все пришли в этот мир, чтобы совершенствовать себя и познать свою Изначальную природу. На первом этапе будет логичным оздоравливать и очищать свое тело и сердце-сознание, чтобы подготовить их к дальнейшему совершенствованию. Так как тяга к магии есть порождение нашего Эго и появляется из стремления возвыситься над другими, стать особенным, обладать чем-то таким, чего нет у других и так далее, то очищение сердечной природы постепенно ослабит и со временем полностью уберет это желание.

Откажитесь от ощущения своей избранности в пользу чистоты и ясности вашего сердца и сознания. Это поможет быстрее обрести покой, позволит легче входить в нужное глубокое состояние, необходимое для практики Цигун, и, в конечном счете, очистит и укрепит ваше Истинное намерение.

Сравнение и фиксация ощущений

Практикующему просто необходимы соратники по Учению. С ними можно обсудить какие-то аспекты теории и практики, узнать об опыте других и избежать многих ошибок. Соратники также усилят ваш энтузиазм и помогут поддерживать мотивацию на должном уровне.

Но не стоит сравнивать свои достижения и ощущения в практике Цигун с достижениями и ощущениями других практикующих, имея цель в точности скопировать их, если только об этом не говорит Учитель. Все люди разные: у нас разная чувствительность, разная загрязненность тела, разный уровень осознанности в различных аспектах восприятия… Потому у разных людей некоторые моменты в практике могут различаться. Хотя, конечно, основные аспекты практики будут совпадать, такие как расслабление, успокоение, базовые характеристики Ци и тп.

В первый год занятий Цигун и Внутренней алхимией у меня постоянно появлялись новые ощущения. Казалось, что я стремительно продвигаюсь вперед и что продвижение обязательно должно быть связано с новыми ощущениями. Но через какое-то время ощущения меняются, некоторые и вовсе исчезают или становятся не такими яркими, и это нормально.

Не стоит цепляться за свои ощущения или рассказы других практикующих о тех эффектах, которые возникают у них. Даже если их ощущения в практике истинны и не надуманны, это не значит, что они обязательно должны быть и у вас. Вполне возможно, что вы начали погружаться глубже в состояние покоя, и потому ваши ощущения теряют яркость или меняют свой характер. И вместо того, чтобы идти дальше, вы будете брать пример с соратников и возвращать свою практику к яркому, но менее глубокому состоянию.

Лучше всего насчет ощущений консультироваться с Учителем, так как только он сможет дать вам необходимые наставления с учетом ваших особенностей.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 146; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!