Выворачивание рук (squassation) 3 страница



б) используют и занимаются колдовством, магией и чародейством ради причинения ущерба соседям и их собственности;

в) для своих нечестивых целей изготавливают или заставляют изготавливать подобия и изображения мужчин, женщин, детей, ангелов или дьяволов, зверей или птиц;

г) изготавливают короны, скипетры, сабли, кольца, стекла и другие вещи, с верой в подобные фантастические приспособления, раскапывают и вынимают кресты в пределах королевства и посредством их заявляют о том, где могло бы находиться потерянное или украденное;

Все названное не может рассматриваться иначе, как тяжкое преступление против законов Господа и подданных Его величества, и души таких преступников обречены на бесчестье перед Господом, лишение всех прав и позор в королевстве.

II. Во исправление вышеизложенного Его величеством королем с одобрения членов Палаты лордов духовных и светских и Палаты общин, избранных в настоящий Парламент, данной им властью устанавливается, что любая личность или личности, которые после 1-го мая будут использовать, заниматься, практиковать или заставлять использовать или заниматься любыми заклинаниями и вызываниями духов, колдовством, магией или чародейством, намереваясь:

а) получить или разыскать деньги или сокровища;

б) разорить, уничтожить или испортить кого-либо или его близких или имущество;

в) подстрекать кого-либо к противоестественной любви с нечистыми или непристойными намерениями;

г) для поругания Христа или извлечения выгоды вырывать или выдергивать кресты, или посредством вызывания и заклинания духов, колдовства, магии или чародейства узнавать, где скрыто потерянное или украденное;

Любая попытка совершить вышеуказанное, начиная с 1-го мая будет объявляться и рассматриваться как преступление. Любое лицо или лица, совершившие вышеуказанное, их наставники, соучастники и поставщики будут объявляться и рассматриваться как преступники. В соответствии с данным актом названные преступники или преступник должны быть осуждены по закону на смерть и конфискацию имущества, движимого и недвижимого, земель и всего состояния, как и иные преступники, на основании общих законов королевства, с лишением права убежища в храме и церковного погребения.

Георг И, закон 1736 г.

Последним в Англии человеком, казненным за колдовство, была Алисия Молланд из Эксте-ра в 1684г. Последнее обвинение такого рода было предъявлено в 1717г. Джейн Клерк, но затем отвергнуто судом присяжных. К концу XVIIIe. вера в практическое колдовство сошла на нет, сохраняясь лишь среди самых невежественных верующих и необразованных монахов. Еще в 1770г. Дж. Весли сетовал, что «неверующие изгнали колдовство из мира».

В конечном счете практика оказалась сильнее теории, и в 1736г. закон 1604г. был отменен. Инициаторами выступили члены парламента Хиткот, Кондуит и Круз.

Новый закон был полной противоположностью старому: ведьм больше не наказывали; вместо них подвергались преследованию те, «кто считал себя ведьмами». В определенном смысле подобный курбет напоминает переворачивание вверх дном положений канона Episcopi буллой папы Иннокентия VIII в 1484г., когда вера в ведьм была превращена из ереси в догму.

Как ни странно, но по последней статье закона можно преследовать предсказателей судьбы и в настоящее время — не за то, что они колдуны, а за то, что они изображают колдунов. В остальном он следует формулировкам предшествовавших законов. Ирландский закон против колдовства, принятый в 1587г., не был отменен до 1821г.

I. Настоящим предписывается Его величеством, с всеобщего одобрения и согласия членов Палаты лордов, как духовных так и светских, и членов Палаты общин собравшихся на настоящей сессии, данной ему властью, что закон, принятый в пер. вый год царствования короля Якова I озаглавленный «Акт против ворожбы, колдовства и сношений с злыми и грешными духами», впредь, с 24 дня июля, объявляется отмененным, полностью недействительным и недействующим (за исключением статьи об отмене закона, принятого на пятом году царствования королевы Елизаветы и озаглавленного «Акт против ворожбы, чародейства и колдовства»).

II. Далее предписывается властью вышеназванных, что впредь и после указанного 24 июня Акт, принятый парламентом Шотландии и девятой сессией парламента королевы Марии (1562), озаглавленный «Против колдовства», объявляется отмененным.

III. Далее предписывается, что впредь и после названного 24 июля прекращается рассмотрение, приведение приговоров в исполнение, слушание уже начатых дел против лица или лиц за занятие колдовством, чародейством, ворожбой или заклинанием или за другие преступления с таким же обвинением в любом суде, какие есть в Великобритании.

IV. И для более действенного предотвращения и наказания любых притязаний на вышеуказанные искусства и способности, посредством которых невежественные люди часто вводили в заблуждение и обманывали, далее предписывается, что если любое лицо будет впредь и далее, после 24 июня, притворяться, что занимается или использует любые виды колдовства, чародейства, ворожбы или предпринимать предсказание судьбы, или симулировать знание любой оккультной или хитрой науки или искусства, или рассказывать, где и каким образом можно открыть украденное или найти потерянное, то любое лицо, совершившее такое нарушение, будучи законно признано виновным в обвинительном акте или жалобе в суд в части Великобритании, называемой Англией, а также в обвинительном акте или печатном пасквиле в части Великобритании, называемой Шотландией, будет за каждую такую попытку наказываться заключением на срок до одного года без права освобождения под залог (поручительство) и единожды в каждом квартале названного года в городе с рынком в названной страде в течение торгового дня должно стоять непокрытой головой у позорного столба в течение одного часа и еще должно (если вынесший приговор суд это решит) внести денежный залог в своем хорошем поведении, причем сумму и срок должен определить суд присяжных соответственно обстоятельствам дела, а также определить, на какой срок будет продлено заключение, пока этот залог не будет внесен.

 

Германия, колдовство в

 

Германия была классической страной охоты на ведьм. Если в Англии казнили не более 1000 ведьм, то в Германии их погибло не меньше 100000. Английское законодательство запрещало использовать пытки, тогда как в Германии они были разрешены. Дж. Барр сообщает, что одна женщина была подвергнута 56 различным пыткам. В Англии ведьм сжигали только после удушения, а в Германии сожжение заживо было предпочтительным способом казни. Современник, хронист из Вольфенбюттеля, писал в 1590г.: «количеством столбов место казни напоминало небольшую рощу». Во время путешествия в Кельн в 1631г. кардинал Альбицци отметил: «Ужасное зрелище предстало нашим глазам. За стенами многих городов и поселений мы видели многочисленные столбы, к которым были привязаны бедные и жалкие женщины, сжигавшиеся за колдовство». В Нейссе (Силезия) палач предвосхитил нацистов XX века, сконструировав печь, в которой только за один 1651г. зажарил 42 женщины и девушки. За 9 лет он сжег более тысячи человек, включая малышей от 2 до 4 лет. Такова была действительность охоты на ведьм в Германии.

В состав Германии входило около 300 больших и малых автономных территорий. Конституционно они составляли Священную Римскую империю и признавали Каролинский кодекс 1532г., предусматривавший за колдовство пытки и смертную казнь. В действительности же каждая земля подчинялась своим законам. Не только протестантские земли, как, например, Саксония, где закон1572 г. был значительно суровее Каролинского, но и Бавария игнорировала имперское законодательство. Иногда это было к лучшему Так, Бернард фон Рейсфельд, архиепископ Мюнстерский, разрешил в 1563г. судить за колдовство, но так сопротивлялся дальнейшим преследованиям, что это привело к его отставке в 1566г.

В 1582г. Генеральный синод протестантов Гессель-Касселя установил, что дьявол властен лишь над теми, кто боится колдовства, и, следовательно, никто не должен быть осужден за чародейство (Лангин). В 1657г. в Аморбахе (Майнц) судья Даниэль фон Франкенштейн отказался преследовать мнимых возбудителей бури, уничтожившей виноградники, потому что сиятельный князь-архиепископ Майнца Иоганн Филипп фон Шенборн (друг Шпее) освободил ведьм, арестованных ранее.

Правители изменяли законы в соответствии со своими вкусами. Так, Вильгельм III, герцог Юлиесбергский, находился под влиянием своего врача, скептика И. Вейера, и герцогство выделялось свободой от преследований. Аишь в 1581г., после апоплексического удара, герцог уволил Вейера и разрешил пытать ведьм. Филипп Адольф фон Эренберг, князь-епископ Вюрцбургский, безжалостно уничтожил сотни ведьм, включая (с одобрения иезуитов) и собственного наследника. Но вскоре после этой утраты (около 1630г.) он изменил свои взгляды, разрешил погребение казненных и прекратил суды. Под влиянием идей Фомы Аквинского Фридрих I Прусский около 1700г. собственноручно наказал одного из своих баронов за то, что тот казнил 15-летнюю девочку, признавшуюся на исповеди в сношениях с дьяволом.

В дальнейшем, поскольку преследования ведьм достигли максимума под влиянием Реформации (1570) и Тридцатилетней войны (1618-1648), когда обширные пространства переходили от католичества к протестантизму и наоборот, критерии определения колдовства менялись ежегодно. Так, в 1573г. женщина, обвиненная в колдовстве протестантским судом в Хагенау (Эльзас), была освобождена. В 1577г. она снова предстала перед судом, но уже католическим. Судебное разбирательство продолжалось целый год, женщину 7 раз пытали, наконец исповедали и сожгли. Одновременно казнили ее соучастника и привлекли еще шестерых женщин. Бамбергский епископат, возглавляемый князь-епископом Готфридом Иоганном Георгом II, был признанным центром преследования ведьм, однако, когда в 1632г. жители восстали и приветствовали протестантскую шведскую армию, судебные процессы были приостановлены до 1636г.

Действия властей часто не отличались последовательностью. Так, вначале иезуиты допускали колдовство, и их ведущие богословы, например, дель Рио, писали ужасные книги в поддержку охотников за ведьмами. Позже на этой позиции осталось меньшинство, и поэтому В. Таннер (1617) и отец Шпее (1631) возглавили борьбу с обскурантизмом. Лютеранин Карпцов, прозванный «законодателем Саксонии», хваставшийся, что он прочитал Библию 53 раза, и считавший себя последователем Фомы Аквинского, по слухам, отправил на костер 20000 ведьм.

Князь-епископ Фульды Балтазар фон Дер-нбах назначил судьей над ведьмами Бальта-зара Росса, жестокого фанатика, надеясь с помощью террора усмирить протестантов. Росс превзошел в садизме Бюирмана, всаживая раскаленные вертелы в женщин, подвешенных на дыбе. С 1603 по 1606 гг. он казнил 300 человек. Однако в 1606г. новый аббат, Иоганн Фридрих фон Швальбах, прекратил суды и посадил Росса в тюрьму (до казни в 1618г.), но не за «сожжение невинных», а за «установление и присвоение непомерных налогов».

Дальнейшие расхождения были обусловлены тем, что для арбитражного рассмотрения спорных случаев привлекались богословские факультеты университетов, позиции которых не отличались единомыслием. Например, когда Максимилиан II, герцог Баварский, решил ввести пытки для ведьм, трое его советников выступили с возражениями. Тогда он обратился к университетам: Кельнский отверг пытки, а во Фрейбурге и Ингольштадте их одобрили. Даже в течение одного-двух десятилетии позиции могли существенно меняться. Во время Бланкенштейнского процесса 1676г. университет рекомендовал оправдать женщину, обвинявшуюся в убийстве с помощью колдовства. Спустя же всего 13 лет, в обстановке повсеместной истерии, тот же университет потребовал сожжения живьем ее дочери по сходному обвинению.

Таким образом, во множестве независимых государств, из которых состояла Германия, понятие колдовства существенно различалось. Некоторые из них, например, Австрия, Бавария, Трирское епископство, княжества Бамберг и Вюрцбург, свободный город Кельн рассмотрены в отдельных статьях; отдельные статьи посвящены также нескольким частным случаям, иллюстрируют типичную практику преследования ведьм за два столетия:

Фладе, Дитрих (Трир, 1588)

Лемп, Ребекка (Нордлинген, Швабия, 1590)

Юниус, Иоганн (Бамберг, 1628)

Бюффген, Кристина (Рейнбах, 1631 Кельн)

Неизвестная женщина (Эйхштадт, 1637)

Шюлер, Иоганн (Линдхайм, Гессе-Дармштадт, 1663)

Бланкенштейн, Капгрина (Наумбург, Саксония, 1676)

Алерс, Альте (Саксония, 1694)

Мария Рената (Вюрцбург, 1749)

Швагель, Анна Мария (Кемптен, Бавария, 1775)

Все эти статьи оставляют жуткое и ужасающее впечатление.

Несмотря на различные подходы к колдовству, из судебных отчетов столь различных государств вырисовывается общий образец немецкого преследования за колдовство, действовавший на всех германских территориях и отличный от аналогичных судебных уложений Франции или Англии. И фактически, даже если описать каждое государство в отдельности, оно не многим будет отличаться от данного образца. Кошмары следовали один за другим, и, как это явствует из вышеперечисленных статей, даже теряли свою остроту из-за повторений.

Концепция колдовской ереси пришла в Германию поздно, и суды над ведьмами не были повсеместными до 1570 или 1580 гг., в то время как повсюду в Европе массовые суды над ведьмами начинались с XVe., особенно в южной Франции и в районе итальянских Альп, распространившись затем в Швейцарию, Францию и Тироль.

Молитпор, профессор права в Констанце, посвятивший книгу о колдовстве эрцгерцогу австрийскому Сигизмунду, основывался на фактах деятельности инквизитора Крамера из Тироля [см. «Молот ведьм»], организовавшего охоту за ведьмами. Отсюда «колдовская ересь» стихийно распространилась через южную Швабию в Вюртемберг и Франконию, а затем в Рейнланд. Единичные суды над ведьмами отмечались в Гейдельберге в 1475г., Метце — в 1488, Фельсе — в 1506, Вальдзее в 1518 и Гамбурге в 1521г., а далее повсеместно. Из южной Франции, где соб-твенная инквизиция, боровшаяся с альбигойцами, еще в XlV в. перешла на ведьм, поиски ведьм прошли по долине Роны, через Лион и соединились с тирольской волной во Франш-Конте, Эльзасе и Лотарингии.

Существует ошибочное мнение о народном происхождении понятий о колдовстве. Но обычные люди не мстили ведьмам, подавая на них в суд. Конечно, злые колдуны могли подвергнуться линчеванию, но организованного преследования не было никогда. Оно не могло бы возникнуть без вмешательства священников и пасторов, которые настраивали безразличных или враждебно настроенных прихожан на веру в гибельность предполагаемых сношений колдунов с дьяволом. Инквизитор Крамер был изгнан из Тироля разгневанными жителями. Концепция суда над ведьмами (доносы неизвестных осведомителей, таинственное и ужасное преступление, заставляющее приостановить обычную процедуру судопроизводства, пытки, принуждающие к признанию и сожжение осужденных) была чужда обычному тевтонскому праву. Но, в отличие от Англии, сохранившей похожую систему англосаксонского обычного права, Германия заменила ее римским имперским и каноническим законодательством. Новые идеи распространялись по всей Германии тысячами проповедников (подобных Планчу в 1507г. или Кайзерсбергу в 1517г.), сотнями законов и руководств для судей, пока колдовская ересь не вошла в повседневную практику.

Однако ее концепция вполне оформилась лишь после Тридентского собора 1563г., когда под влиянием ордена иезуитов Германия вновь вернулась в лоно католической церкви. Подобно тому как доминиканские инквизиторы распространили теорию колдовской ереси в XVI и XVII вв. по всей Ьвропе, так и иезуиты внедрили ее в Германии в XVII и XVIII вв. Сначала они набрали силу в Австрии, а затем, в 1590г., несмотря на апатичность местного духовенства, настояли на принятии законов, с которых в Баварии началось преследование ведьм. Влияние иезуитов преобладало в Бамбергском, Вюр-цбургском и Трирском епископствах.

В 1589г. Клаудио Аквавита, глава ордена, распорядился, чтобы его члены в Рейнланде склоняли местных правителей к судебному преследованию ведьм, а жителей — к доносам на соседей. Священники же, напротив, не Должны были вмешиваться в процессы. Похожие распоряжения были сделаны и другими иезуитами, например, Георгом Шерером и Иеремией Дрекселем. А иезуитские богословы, в частности, Петр Тирский, начали пропаганду в университетах.

Эти внезапные изменения взглядов хорошо видны в отчетах о сожжении ведьм до и после третьей четверти XVI в.:

Вальдзее (Вюртемберг) 1518-1581

1581-1594 2

28

Энсгейм (Эльзас) до 1571

1571-1620 2

88

Ханн (Эльзас)      до 1572

1572-1620 4

150

Оснабрюк (Ганновер)     1583

1589 21

133

Однако католики вовсе не обладали «монополией» на преследование колдовства; протестанты тоже стали гонителями ведьм, причем не то что бы не менее, а иногда даже более ярыми. В эту эпоху вера в Бога неразрывно связывалась с убеждением в существовании его антагониста, и страх и ненависть по отношению к тем, кто вступал в сношения с последним, распространились во всех государствах империи как среди католиков, так и среди протестантов. Можно сказать, что лютеране были даже более «помешаны на дьяволе». В Большом катехизисе Лютера он упомянут 77 раз, а Христос — только 63 раза; и в выявлении врагов Господних они были не менее принципиальны, чем католики. Так в протестантской Саксонии, в Кведлинбурге с населением в 12000 человек в один день 1589г. было сожжено 133 ведьмы — одно из самых больших зафиксированных сожжений. 4 красивых девушки были освобождены палачом, объявившим, что дьявол покинул их.

Неверно утверждать, что одна религия подвергала ведьм большим гонениям, чем другие, поскольку примитивные люди, мало соприкасавшиеся с какой-либо верой, часто признавали лишь авторитет личности. Для Бамбергского епископа Готфрида Иоганна Георга таковым являлся профессор Карпцов из Лейпцига. И все-таки наиболее жестокие и длительные судебные процессы происходили в католических княжествах и прежде всего там, где правили князьяцеркви: в Майнце, Бамбер-ге, Вюрцбурге и Трире, а также Фульдеком аббатстве.

Сожжение заживо в соломенной хижине фрау Пеллер и бургомистра Лиртцена в 1631 г. Из книги Германа Лоэра «Hochno-tige Klage».

В 22 деревнях, принадлежащих монастырю Св. Максима (в окрестностях Трира), с 1587 по 1594 гг. было казнено 368 ведьм. Хроника утверждает, что 2 деревни были стерты с лица земли, а в двух других остались в живых лишь две женщины. В Страсбурге с 1615 по 1635 гг. сожгли 5000 ведьм (Клеле). Католический ученый Карл Хаас считает, что в протестантских землях Вюр-темберга и Швабии в это же время гонений было меньше, и, кроме того, они раньше прекратились. Так, в Пруссии король Фридрих Вильгельм практически прекратил суды над ведьмами в 1714г. (последний состоялся в 1728г.), в то время как в австрийском Тироле в 1707г. был принят наиболее суровый закон против ведьм. В католических районах лютеранского Вюртемберга гонения усилились в 1746-1747 гг. В католическом Энлангене (баденском городе, принадлежавшем Австрии) с благословения Фрейбург-ского университета 24 апреля 1751г. была заживо сожжена женщина. В 1749г. гражданские власти в Вюрцбурге казнили сестру Марию Ренату, приговоренную епископским судом. И последней за колдовство в Германии была казнена Анна Мария Швагель в 1775г. Кардинал Гонорий начертал на приговоре собственной рукой: «Да свершится правосудие».

Преследование ведьм достигло высшей точки во время Тридцатилетней войны. Безжалостность воюющих и их религиозный фанатизм стимулировали желание уничтожать ведьм, хотя во многих местах военные действия вызывали, по крайней мере, временное прекращение сожжений — в связи с оккупацией этих территорий шведской армией. После войны истерия редко восстанавливалась в прежнем объеме. Однако в некоторых местах, особенно пострадавших от войны, время повернулось вспять. Жесточайшие вспышки гонений отмечались в имперских городах: Эслингене (Вюртемберг) в 1662-1665 гг. и в Зальцбурге (Австрия) в 1677-1780 гг. Но военные годы были самыми худшими.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 217; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!