Песня в исполнении Кристалинской «Не зажигай огня»

Жизнь и творчество Майи Кристалинской

(биографическая музыкальная композиция)

 

Звучит песня «Лунный камень» в исполнении Кристалинской, появляется ведущий (музыка фоном).

 

Есть певцы великие, есть знаменитые, есть любимые. Далеко не всегда эти три качества совпадают. Майе Кристалинской повезло: она осталась певицей любимой, а это главное. Её тёплый голос и впрямь несравним ни с каким другим, потому что абсолютно индивидуален. Итак, несколько слов о Майе Владимировне Кристалинской.

Она родилась 24 февраля 1932 года в интеллигентной семье. Музыка вошла в её жизнь с детства, тётушка работала оперной певицей в театре Станиславского и Немировича-Данченко. Но о карьере эстрадной звезды Майя даже не задумывалась, поступила в МАИ и училась успешно. Вот только в хоре пела.

Руководители коллектива разглядели в этой скромной и тихой девушке талант, поставленный от природы голос. А подруга – будущая прима Александринки Галина Карева настаивала, чтобы Майя посвятила себя пению.

Но та никак не могла решиться. В 1955 году она окончила институт и получила распределение в Новосибирск. В путь она отправилась с подругой Валей Котёлкиной.

Девушки надеялись, что их ждёт интересная работа, участие в культурной жизни столицы Сибири, а им предложили выдавать рабочим детали в цеху, далёком от центра города. Они оказались в условиях непривычных и даже страшноватых. В общем, через несколько дней девчонки рванули назад – в Москву.

По тем временам это считалось почти что преступлением. Их спасло лишь то, что отец Вали был личным шофёром партийного бонзы Шкирятова. Дело возбуждать не стали, а Майю устроили в КБ знаменитого Яковлева.

Работа в КБ была поставлена строго, целый день девушке приходилось склоняться у кульмана. И только в обеденный перерыв удавалось расслабиться. Полчаса уходили на еду, а затем в течение пятнадцати минут шёл концерт сил местной самодеятельности или приглашённых артистов. А после снова за кульман.

Вот эти несколько минут, а также все вечера, проведённые на занятиях хора, и стали временем, которое судьба тогда отпустила Майе Кристалинской на занятия искусством.

 

 

Песня «Журавлёнок»

Решающим для Майи стал 1957 год – год фестиваля молодёжи и студентов в Москве. Ассы нашей эстрады забеспокоились; от них требовали выдвижения молодых дарований. Полигоном для этого стала студия «Первый шаг», возглавленная молодым дирижёром и композитором Юрием Саульским. Участников фестиваля отбирало строгое жюри, куда входили такие зубры как: Валерия Барсова, Рина Зелёная, Леонид Утёсов.

Тогда в стенах студии начали свою серьёзную артистическую карьеру Гюли Чохели, Ирина Подошьян и Майя Кристалинская. Скромный еврейский мальчик Савелий Крамаров, мгновенно преображаясь, успешно изображал шпану из подворотни.

Несколько фестивальных дней вылились в сплошной праздник: Спектакли, концерты, шоу, общение на всех улицах, на всех языках.

 

Песня в исполнении Кристалинской «Ретро»

 

Однако для «Первого шага» прозрение наступило чуть ли не на следующий день после всех этих событий. Газета «Советская культура» вышла с огромной разгромной статьёй, в которой грубо и «навсегда» раскритиковали «стиляг» от искусства на эстраде, а именно студию во главе с Саульским. За статьёй, как вяснилось, стояли известный музыкальный консерватор Кабалевский и главный джаз-мен страны Цфасман. Он-то и был вдохновителем этого пасквиля, справедливо усмотрев в ребятах из «Первого шага» будущих конкурентов себе.

Удар был рассчитан точно. Девушки из студии рыдали, мужчины ходили мрачнее тучи. На «Первом шаге» карандаш бюрократов и конкурентов поставил жирный крест.

Итак, уходить из родного КБ пока не стоило, хотя… известность Кристалинской, как певицы, становилась всё шире. Правда, звездой её ещё не считали, видели в ней, скорее, «свою девчонку».

После одного из выступлений к ней подошёл молодой человек, чем-то похожий на исхудавшего Марчело Мастрояни, и представился. Это был выпускник мединститута Аркадий Арканов. Знакомство состоялось в конце апреля 1958 года, а в начале июня они расписались.

Семейная жизнь Майи и Аркадия не удалась. Они расстались, но сохранили приязненные отношения.

 

Песня «Ненаглядный мой»

 

Лето 58 года стало для Майи судьбоносным. Она взяла в КБ сразу два отпуска, очередной и за свой счёт, и отправилась на гастроли по Закавказью.

Успех стал ошеломляющим. Одна из юных поклонниц, не имея никакой другой бумажки, для автографа, протянула Майе свою зачётку.

После этой поездки в КБ Кристалинская не вернулась. Она решительно выбрала эстраду.

 

Песня «А снег идёт»

 

А потом произошло страшное.

В начале 60-х во время гастролей Майя слегла с высокой температурой. Сначала думали – ангина. Но врач осторожно назвала болезнь атипичной. Разбухшие узелки на шее певицы яснее ясного говорили: «опухоль».

Трудно представить себе, слушая её голос, что это записи смертельно больного человека. И эта скрытая от большинства трагедия сообщает особый колорит исполняемым песням. Они печальны и мудры, они о жизни, цену которой Кристалинской суждено было осознать так рано и трагически.

Правда, ей сразу повезло с врачами: знаменитые гематологи Воробьёв и Кассирский «вели» её около четверти века. Да, жизнь Майе продлили на 25 лет, а ведь это половина срока её земного пути.

Жизнь продолжалась.

 

Песня «Я тебя подожду»

 

Хрущёвская «оттепель» имела массу примет. В частности, радио стало менять свой формат на менее официальный. Появилась популярнейшая передача «С добрым утром», где полагалось давать семь премьер песен и эстрадных номеров в каждом выпуске. Майя Кристалинская была частой гостьей передачи. Мало кто помнит, что в ней прозвучал один из хитов того времени – песня «Пусть всегда будет солнце», впервые исполненная Майей. Только потом песня стала популярнейшей в исполнении Тамары Миансаровой.

С Кристалинской в те годы сотрудничали лучшие композиторы-песенники…

 

Песня «Текстильный городок»

 

А вот роман Кристалинской с телевидением не состоялся. Насколько она была востребована на радио, в фирме «Мелодия» и в Госконцерте, настолько же упорно её отторгало теленачальство. Но всё равно 60е – годы наивысшей популярности Майи.

Конечно это и во многом горькое для неё время. Постоянные рецидивы проклятой болезни, загонявшие её в клинику с химиотерапией, тяжёлыми для организма лекарствами, вызывающими тошноту, вгоняющими в депрессию.

И всё же в этот период в жизни Майи Владимировны произошли две важные для неё встречи. Она встретила свою лучшую песню и любимого, достойного её человека.

Песню эту все знают – это «Нежность» Пахмутовой и Добронравова, во многом обязанная своим успехом настойчивости Кристалинской. Когда она исполнила «Нежность» впервые, особого успеха та не имела. Но Майя упрямо включала её в свои концерты. Содействовал её и успех фильма «Три тополя на Плющихе», где лейтмотивом именно «Нежность».

Теперь представить себе историю нашей эстрады без этой песни невозможно.

 

Песня «Нежность»

А человек, встреченный Майей на счастье или на беду, личность глубоко незаурядная. Его звали Эдуардом Барклаем, и был он талантливым архитектором. Он и стал судьбой Кристалинской. Оба они были уже не первой молодости, но полюбили друг друга с молодой пылкостью и с заботливой мудростью зрелых людей.

 

Песня «Где ты раньше был?»

Барклай всё делал для Майи: заботился о ней, заставлял вовремя принимать лекарства. Их однокомнатную кооперативную квартиру он постарался сделать настоящим убежищем для уставшей, измученной души своей любимой женщины...

Наступили годы счастья.

 

Песня «Старый клён»

 

В июне 1984 года Майя и Эдуард собирались на курорт и устроили «отвальный» пир для друзей. На такие дела Барклай был великий искусник, хотя его и ограничивала болезнь – сахарный диабет.

Застолье шло своим чередом, а ночью Эдуарда не стало.

Его похоронили 19 июня 1984 года.

 

Майя тяжело переживала эту потерю. Чёрными тенями за нею бродили растерянность и тоска. Кристалинская не раз признааавалась, что посллле смерти Барклая потеряла интерес к жизни, она даже перестала наблюдаться у Воробьёва. Точно махнула на мир рукой.

 

Песня в исполнении Кристалинской «Не зажигай огня»

 

И всё-таки, видимо, не махнула. Однажды она встретила на улице знакомую женщину-врача, и та уговорила Кристалинскую лечь в её клинику на облучение.

После этого болезнь стала прогрессировать с невероятной скоростью. Майя потеряла голос, она не могла говорить и только иногда набирала номер телефона знакомых и плакала в трубку.

19 июня 1985 года, ровно через год после похорон Барклая, ушла из жизни и Майя Владимировна. Её похоронили на старинном Донском кладбище.

На мраморной стеле надпись:

«Ты не ушла,

Ты просто вышла,

Вернёшься

И опять споёшь».

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 124; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!