Любовь в романе «Мастер и Маргарита»



Роман «Мастер и Маргарита» посвящен истории мастера — творческой личности, противостоящей окружающему миру. История мастера неразрывно связана с историей его возлюбленной. Во второй части романа автор обещает показать «настоящую, верную, вечную любовь». Любовь мастера и Маргариты была именно такой.

Что значит, по М. Булгакову, «настоящая любовь»? Встреча мастера и Маргариты была случайной, но не случайным было чувство, связавшее их до конца их дней. Не зря они узнают друг друга по «глубокому одиночеству» во взгляде. Это значит, что, даже не зная друг друга, они испытывали друг в друге огромную потребность. Имено поэтому и совершилось чудо — они встретились.

«Любовь поразила сразу нас обоих», — говорит мастер. Настоящая любовь властно вторгается в жизнь любящих и преображает ее! Все будничное, обыденное становится ярким и значительным. Когда Маргарита появилась в подвальчике мастера, все мелочи его скудного быта начинали, как будто бы светиться изнутри, и все меркло, когда она уходила.

Настоящая любовь — это любовь бескорыстная. До встречи с мастером у Маргариты было все, что нужно женщине для счастья: красивый, добрый, обожавший свою жену муж, роскошный особняк, деньги. «Словом... она была счастлива? — задается вопросом писатель. — Ни одной минуты!.. Что же нужно было этой женщине?.. ей нужен был он, мастер, о вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги». Все материальные блага оказываются ничтожными по сравнению с возможностью быть рядом с любимым человеком. Когда у Маргариты не было любви, она готова была даже покончить с собой. Но при этом она не хочет причинить зла своему мужу и, приняв решение, поступает честно: оставляет ему прощальную записку, где все объясняет.

Истинная любовь, следовательно, не может причинить зла никому, она не будет строить свое счастье за счет несчастья другого человека.

Истинная любовь самоотверженна. Маргарита способна принимать интересы и устремления своего возлюбленного как свои, живет его жизнью, помогает ему во всем. Мастер пишет роман — и это становится содержанием жизни Маргариты. Она переписывает набело готовые главы, старается, чтобы мастер был спокоен и счастлив, и в этом видит смысл своей жизни.

Что же такое «верная любовь»? Это определение раскрывается во второй части романа, когда Маргарита остается одна и не имеет никаких известий о мастере. Она вся погружена в ожидание, она буквально не находит себе места. При этом она не просто верна своему чувству, но и не теряет надежды на встречу. И для нее совершенно безразлично, на каком свете эта встреча произойдет.

 

 

«Вечной» любовь становится тогда, когда Маргарита проходит испытание встречей с потусторонними силами. Маргарита борется за мастера. Посещая Великий бал полнолуния, Маргарита при помощи Воланда возвращает его. Рядом с возлюбленным она не боится смерти, и за смертной чертой она остается с ним. «Я буду беречь твой сон», — говорит она.

Но как ни переполнена Маргарита любовью и тревогой за мастера, когда настает время просить, она просит не за себя — за Фриду. И не только потому, что Воланд советует ничего не просить у власть имущих. Любовь к мастеру органично соединена в ней с любовью к людям, тяжесть собственных страданий — со стремлением избавить от страданий других.

Любовь связана с творчеством. Судьба любви переплетена с судьбой романа. По мере того, как крепнет любовь, создается роман, и потому произведение — плод любви, и роман одинаково дорог и мастеру, и Маргарите. И если мастер отказывается от борьбы, то Маргарита устраивает разгром в квартире критика Латунского.

Но любовь и творчество существуют среди людей, которые не знают ни того, ни другого. Поэтому они обречены на трагедию. В конце романа мастер и Маргарита уходят из общества, где нет места высоким духовным побуждениям. Мастеру и Маргарите смерть дается как покой и отдых, как свобода от земных мытарств, горя и мучений. Можно ее воспринимать и как награду. Здесь боль самого писателя, боль времени, боль жизни.

Роман М. Булгакова, пережив десятилетия забвения, и сегодня обращен к нам, в наше время. «Настоящая, верная и вечная любовь» — вот главная сущность, отстаиваемая романом.


Дидактический материал

 

Вопросы и задания

 

1. Кого считать главным героем романа? Есть ли в романе положительный герой?

2. Почему Воланд – образ дьявола – получился таким симпатичным? Автор ему симпатизирует?

3. Почему у мастера нет имени?

4. Почему в Москве не хотели печатать рукопись мастера? Почему он ее сжег?

5. За что наказан мастер? Или вечный покой – это награда?

6. Нужен ли мастеру вечный покой?

7. Случайно ли встретились мастер и Маргарита? Роль случая в романе? Может, все происходит по воле сатаны?

8. Почему Маргарита так себя ведет? Стоило ли ей продавать душу дьяволу?Можно считать это жертвой?

9. Смысл эпилога романа? Что будет дальше с героями?

10. Роль Воланда и его свиты в романе? Кого наказывает и кому сочувствует Воланд?

11. За что наказаны в романе Лиходеев, Варенуха, Римский, киевский дядюшка, буфетчик Соков, начальник акустической комиссии Семплеяров, продавщица гастронома и другие обитатели Москвы?

12. Можно ли считать Ивана Бездомного главным героем романа? Судьба его наказывает или награждает встречей с Воландом и мастером?

13. Почему Иван Бездомный попал в психушку? Почему ему никто не поверил?

14. Что случилось с Иваном Бездомным в конце романа?

15. Кто такой Рюхин и почему он грозил памятнику Пушкину?

16. Какая сюжетная линия главная в романе?

17. Откуда взялся Воланд и куда он отправился со своей свитой из Москвы?

18. Куда привело последнее путешествие мастера и Маргариту?

19. Роль Маргариты в романе? Так уж ли плохо быть ведьмой?

20. Почему Воланд благоволит Маргарите и мастеру? Разве ему ведомо милосердие?

21. Почему у Берлиоза такая странная фамилия?

22. Смысл имен спутников Воланда?

23. Откуда взялись гости на балу у сатаны? Это души реально живших людей?

24. Почему Булгаков не ограничился сатирой, а добавил в роман мистику и библейский сюжет?

25. Почему в романе, как и в библии, толпа предпочла Варравана Иешуа?

26. Реалистичен ли образ Иешуа? Мог ли такой человек существовать во времена Понтия Пилата?

27. Почему в рукописи мастера главным героем является не Иешуа, а Понтий Пилат? Почему Булгаков сохранил в романе его историческое имя?

28. За что наказан Понтий Пилат?

29. Почему злодеи у Булгакова получились лучше, ярче, симпатичнее, чем положительные Иешуа и мастер?

30. Почему Маргарита нравится Булгакову, хотя она легко продает душу дьяволу, бросает мужа, не стыдится своей наготы и устраивает погром в квартире Латунского, разбудив малыша в квартире этажом ниже?

31. Почему роман Булгакова называется «Мастер и Маргарита», а никак иначе ?

32. Почему зло в романе торжествует? Почему зло кажется сильнее, решительнее и справедливее добра?

33. Почему для воссоединения героев-любовников понадобилось присутствие в Москве дьявола?

34. «Мастер и Маргарита» Булгакова – беллетристика или сложный философский роман?

35. Какие реальные события легли в основу романа? Похож ли Булгаков на своего мастера?

36. Каким должен быть современный читатель романа «Мастер и Маргарита"?

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 3042; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!