Основные периоды государственной истории Древнего Китая. Система государственной администрации, судебные органы Древнего Китая.



Государство Шан (Инь)

История Древнего Китая делится на четыре периода, каждый из которых связан с правлением определенной династии. Первый период— Шан (Инь) — продолжался с XVIII в. до XII в. до н. э.; второй период—Чжоу — с XII в. до 221 г. до н. э.; третий— царство Цинь — с 221 до 207 г. до н. э.; четвертый — царство Хань — с 206 г. до н. э. до 220 г. н. э. Четвертый период характеризуется перерастанием рабовладельческого государства в феодальное.

Согласно китайским преданиям возникновение государства в Древнем Китае связано с покорением в XVIII в. до н. э. племени ся племенем шан. Стоявший в то время во главе племени шан Чэн Тан основал династию, получившую название Шан.

// тыс. до н. э. В племенах, перешедших к оседлому образу жизни в долине реки Хуанхэ, набирает обороты разделение труда, назревает раскол общества на классы. XV в. до н. э. - XI в. до н. э. Период Шан (Инь).

Создание государства Шан (Инь) стало итогом процессов разделения труда и выделения в обществе групп населения (классов). Вождь племени превращается в главу государства - вана, личность которого обожествляется, а родовая аристократия - в административный аппарат. Власть вана передается по наследствустаршему сыну, чиновники также наследуют свои должности. В этот' период утверждается верховная

собственность вана на все земли. Органы государства существуют за счет системы «общественных полей». 1/9 часть земли, находящаяся во владении общины, обрабатывается всеми крестьянами-общинниками.

Урожай, полученный с этой части, поступает на содержание аппарата управления. В конце XII в. Китай наводняют чжоусские племена.

XI в. до н. э. - /// в. до н. э. Период Чжоу.  Чтобы удержать под контролем обширную территорию, чжоусский ван передает завоеванные земли своим родственникам. Центр управления сосредоточивается в царском дворце. Придворные, обслуживающие правителя, ведают и государственными делами. Удельные княжества со временем отдаляются от политического

центра и фактически обретают самостоятельность. Княжества ьедут войны с соседями, раздробленность приводит к упадку. В обществе зарождаются идеи объединения страны, которые вбирает в себя конфуцианская религия. В V в. до н. э. - III в. до н. э. происходит объединение китайских земель, что приводит к экономическому подъему. Система «общественных полей»

заменяется продуктовым налогом, размер которого зависит от величины земельного надела. В китайских правящих кругах становится популярной идеология легистов, выступавших за создание сильной государственной власти. /// в. до н. э. - III в. и. э. Периоды Цинь и Хань. Эпоха централизованного китайского государства. Правителя величают императором (ди), он - и главный судья, и верховный военачальник, и глава управления, и высший законодатель. Функциями управления наделены различные ведомства. Чиновники этих ведомств занимают свои должности в зависимости от заслуг перед императором, а не по наследству. Местное управление осуществляется в округах, уездах, волостях и общинах. Судебная деятельность не отделена от административной. Низшей судебной инстанцией являются уездные органы власти, а высшей - сам император. Формируется постоянная армия, находящаяся на

полном государственном обеспечении.

Источники права Древнего Китая. Правовая доктрина конфуцианства и легизма и ее влияние на развития древнекитайского права.

Источники: обычное право, писанные законы, Свод законов ( царства Вэй), общинное поземельное право, указы и законы правителе и чиновников.

Если верить преданиям, уже в X в. до н. э. чжоуским Му-ваном было разработано уложение о наказаниях. Эта кодификация насчитывала якобы 3000 статей. В Уложении говорилось о смягчающих и отягчающих обстоятельствах, различались неосторожные и умышленные деяния. По всей вероятности, Уложение представляло собой запись отдельных судебных решений и закрепляло прежде всего нормы обычного права.

Период Чжаньго отмечен бурным развитием законодательной деятельности.- В идеологии этого времени господствовали два течения, оказавшие большое влияние на развитие права: конфуцианство и легизм. Философское учение конфуцианства признавало преобладающее значение норм морали над нормами права, отождествляя право с уголовным законом. Легисты, напротив, придавая большое значение правовым нормам, пытались распространить их действие на все случаи жизни, проповедовали равенство всех перед законом, неотвратимость наказания для всех лиц, выдвигали идею сильного государства. Одним из ведущих представителей этой школы Лу Куем была написана «Книга законов», рассматривавшая различные преступления и наказания за них.

Конец рабовладельческого периода в истории Китая отмечен многочисленными сборниками права.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 488; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!