Декоративно-прикладное искусство как феномен



Традиционной художественной культуры

План семинарского занятия

1. Содержание понятий «ремесло», «промысел», «декоративно-прикладное искусство».

2. Формирование и развитие декоративно-прикладного искусства: период естественного бытования, ремесленный период, промысловый период, фабричный период.

3. Общенациональные формы декоративно-прикладного творчества: лаковая миниатюра, художественная обработка дерева, художественная роспись по дереву, художественная обработка кости и металла, вышивка, ткачество, кружевоплетение, керамика, тиснение – характерные черты и регионы бытования.

Список литературы

1. Путилов Б. Н. Народные знания. Фольклор, народное искусство / М.: Наука, 1991. – 167 с.

2. Василенко В. М. Русское прикладное искусство: Истоки и становление / М.: 1977. – 464 с.

3. Василенко В. М. Русская народная резьба и роспись по дереву / М.: 1960. – 225 с .

4. Кочетков Н. В. Этнические традиции в декоративном искусстве народов Крайнего Северо-Востока СССР (XVIII – XX вв.) / Л.: 1989. – 219 с.

5. Путилов Б. Н. Фольклор и народная культура / СПб.: Наука, 1994. – 238 с.

6. Русские художественные промыслы XIX – начала ХХ в. и город. Социальные основы искусства / М.: 1983. – 254 с.

7. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства: Учебно-наглядное пособие. – М., 2004. – 96 с.

Семинарское занятие 7

Народная художественная культура

В современном образовательном пространстве

План семинарского занятия

1. Роль народной художественной культуры в воспитании и образовании.

2. Объем понятия «детский фольклор»: творчество взрослых для детей, творчество взрослых, перенятое и освоенное детьми, собственно детское творчество. 

3. Значение детского фольклора в народной педагогике, семейном воспитании и развитии начал художественного творчества.

4. Анализ существующих программ по народному творчеству образовательных учреждений, внешкольных заведений, учреждений дополнительно образования.

 

Список литературы

1. Бакланова Т.И. Международный проект этнохудожественного образования «Русская художественная культура» // Народная художественная культура России: перспективы развития и подготовки кадров. – М., 1994. – С. 3 – 7.

2. Бакланова Т.И. Русская традиционная культура: Введение // комплекс интегрированных этнокультурных программ для дошкольных учреждений и начальных школ. – М., 1998. – С. 2 – 3, 8 – 9.

3. Каргин, А. С. Народная художественная культура: Курс лекций для студентов высших и средних учебных заведений культуры и искусств. Учебное пособие. – М.: Государственный республиканский центр русского фольклора. 1997. – 288 с.

4. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. М., 1987. – 249 с.

5. Народная культура в современных условиях: Учеб. Пособие /М-во культуры РФ. Отв. ред. Н.Г. Михайлова. – М., 2000. – 219 с.

6. Народная художественная культура: Учебник /Под ред. Баклановой Т.И., Стрельцовой Е. Ю. – М: МГУКИ, 2000.-344 с.

 

 

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации студентов по результатам освоения дисциплины «Народная художественная культура»

Методические указания для студента по выполнению реферата

Студент должен выбрать из предложенного списка одну тему. В отдельных случаях студент может предложить свою авторскую версию темы реферата, которая должна быть со-гласована с преподавателем.

Подготовка работы проходит в несколько этапов:

1. Ознакомление с проблемой в целом по рекомендованным учебным пособиям в списке литературы к учебной программе.

2. Поиск и изучение специальной литературы по выбранной теме.

3. Написание текста реферата.

Реферат не следует строить на изложении и тем более переписывании одного из ис-точников.

Тема раскрывается студентом самостоятельно на основе прочитанных источников. Дословное переписывание текста должно оформляться как цитата со ссылкой на источник заимствования: например: [1, с. 15], где 1 − это номер источника в списке использованной литературы, а 15 − номер страницы, на которой находится цитируемый отрывок текста.

Структура работы должна включать обложку, содержание, введение, основную часть, заключение и список литературы. На первом листе (обложке) необходимо указать наимено-вание, характер работы (реферат), фамилию и инициалы студента, группу, курс, факультет. Ниже указываются фамилия и инициалы преподавателя, проверяющего работу; его ученая степень, ученое звание и должность на кафедре.

На второй странице помещается содержание, включающее введение, основную часть (с предварительным указанием пунктов плана, в соответствии с которым строится изложение материала), заключение, список литературы. Напротив каждого пункта содержания указывается номер страницы.

Во введении объясняется выбор темы, ее значение, делается обзор изученной литера-туры, ставятся цель и задачи работы.

Основная часть состоит из изложения существа рассматриваемого вопроса в соответ-ствии с разработанным планом, пункты которого вносятся и в текст работы. Сноски (примечания) оформляются постранично с применением сквозной нумерации. При цитировании какого-либо автора следует после цитаты в круглых скобках указать номер источника из списка литературы, помещаемого в конце работы, а через запятую – страницу, на которой находится эта цитата.

В заключении даются основные выводы, вытекающие из содержания основной части.

В конце работы должен быть дан список литературы, оформленный в соответствии с правилами библиографического описания источников.

Работа может быть написана от руки либо набрана на компьютере. Примерный объем работы: рукописный текст – 24 страницы тетрадного формата или 18 страниц формата А4 (бумага для машинописных работ); компьютерный набор – кегль 12–14, 12 страниц, бумага формата А4 через 1,5 интервала (левое поле 3 см, правое 1,5 см, верхнее и нижнее по 2 см).

Работа может быть допущена или не допущена к защите. Не допущенная к защите ра-бота возвращается автору с замечаниями проверявшего преподавателя. Если работа допуще-на к защите, то защита ее происходит до экзамена. При этом проверяется самостоятельность выполнения работы, степень знания и понимания автором использованной литературы. В случае если реферат не защищен, студент не допускается к зачету.

 

7.2.Тематика рефератов для контроля самостоятельной работы студента по отдельным темам дисциплины:

1. Взаимодействие языческих и православных начал в традиционной народной художественной культуре.

2. Традиции посиделок, хороводов, гуляний в крестьянской общине.

3. Декоративно-прикладное искусство как феномен традиционной народной художественной культуры.

4. Художественная самодеятельность – способ воплощения архаичных начал традиционной народной художественной культуры.

5. Ремесла и промыслы: косторезание, кружевоплетение, роспись по дереву.

6. Музыкальный фольклор как феномен традиционной народной художественной культуры.

7. Хореографический фольклор как феномен традиционной народной художественной культуры.

8. Народное действо как феномен русской художественной культуры: балаган, раек, лубок.

9. Сущность понятий «народное художественное творчество» и «народная художественная культура».

10. Народный костюм как одна из форм воплощения основ русской традиционной народной художественной культуры.

11. Архаичная художественная культура как основа традиционной народной художественной культуры.

12. Национальные формы народного художественного творчества.

13. Фольклоризм как форма исторического развития традиционной народной художественной культуры.

14. Проблема сохранения фольклора в России ХХ – XXI веков.

15. Календарно-обрядовая народная художественная культура Сибири.

16. Семейно-обрядовая народная художественная культура Сибири.

17. Сказка как наиболее яркий феномен традиционной народной художественной культуры.

18. Региональные фольклорные персонажи.

19. Этнос как аккумулятор ценностей традиционной народной художественной культуры.

20. Празднично-обрядовая культура как фактор духовного возрождения общества.

21. Музыкальные инструменты как необходимый атрибут русской народной художественной культуры.

22. Проблема функционирования народной художественной культуры.

23. Универсальные фольклорные сюжеты и персонажи.

24. Развитие жанров традиционной народной художественной культуры в Сибири.

7.3. Перечень вопросов к зачету по результатам освоения дисциплины:

1. Общее понятие о народной художественной культуре.

2. Основные этапы исследования народной художественной культуры.

3. Основные категории народной художественной культуры.

4. Морфология народной художественной культуры и ее значение в структуре художественной культуры общества.

5. Формы народной художественной культуры.

6. Традиционная народная культура.

7. Основные функции народной художественной культуры.

8. Фольклор в контексте народной художественной культуры.

9. Фольклор и фольклористика.

10. Основные фольклорные жанры.

11. Специфические признаки фольклора.

12. Региональные особенности народной художественной культуры.

13. Особенности формирования народной художественной культуры в Сибири.

14. Национальные формы народного художественного творчества.

15. Художественное творчество народа в календарных праздниках и обрядах.

16. Художественные традиции семейно-бытовых праздников и обрядов.

17. Основные виды искусства в народной художественной культуре.

18. Декоративно-прикладное искусство как феномен традиционной художественной культуры.

19. Народное художественное творчество и профессиональное искусство.

20. Народное творчество в современную эпоху.

21. Современный городской фольклор.

22. Любительское направление в системе народной художественной культуры.

23. Технологические основы работы с самодеятельным художественным коллективом.

24. Современная народная художественная культура.

25.  Современные формы бытования фольклора в Кемеровской области.

26. Народная художественная культура в современном образовательном пространстве.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 604; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!