Образование реакции как формирование противоположной установки



Http://ethnopsyhology.narod.ru/libr/N/nalchajan/nalchjan-adapt.htm#_(2._Общий_обзор

"Социальная адаптация" используется также для обозначения процесса, посредством которого индивид или группа достигают состояния социального равновесия в смысле отсутствия переживания конфликта со средой.

 §2. Общий обзор защитных механизмов

С.125-126. В настоящее время защитные механизмы не столько классифицируются, сколько попросту включаются в одну группу по \\ одному основному критерию: все они направлены против фрустраторов.

Возможность выделения двух подгрупп этой группы психических механизмов появляется благодаря тому, что фрустраторы, как мы уже знаем, бывают внешними и внутренними (например, внешние и внутренние конфликты). По этому критерию различаются: 1) защитные механизмы, направленные против внешних фрустраторов; 2) защитные механизмы, используемые для защиты от внутренних фрустраторов.

С.126. Психология еще не раскрыла все защитные механизмы, используемые людьми с целью адаптации. Одной из причин этого мы считаем то обстоятельство, что данной проблемой до последнего времени занимались в основном только психоаналитики, которые ограничены своими теоретическими взглядами на природу психики и адаптации личности. При других подходах возможно открытие новых механизмов защитной адаптации. Мы считаем, что уточнение критериев классификации станет эвристическим средством открытия новых защитных механизмов или же включения в их список таких психических образований и процессов, которые до сих пор не считались защитными, поскольку соответствующая их функция не была раскрыта.

С.127. В целом и тип защиты, и интенсивность, и длительность защитно-адаптивных процессов зависят от смысла фрустратора для личности, а индивидуализированное осмысление фрустраторов зависит от структуры мотивационной иерархии и уровня притязаний личности.

С.127. В вышеназванной работе А.Фрейд [42] предложила считать защитными следующие "психодинамические" механизмы: 1. Вытеснение (подавление); 2. Регрессия; 3. Образование реакции; 4. Изоляция; 5. Отрицание (аннулирование) совершенного действия, происходящего; 6. Проекция; 7. Интроекция; 8. Обращение на собственную личность; 9. Превращение в свою противоположность; 10. Сублимация. [42. A.Freud, Das Ich und die Abwehrmechanismen. L.,1946, p.52]

А.Фрейд, по-видимому, механизм перемещения отождествляла с сублимацией и поэтому не выделила его в качестве самостоятельного защитного механизма. Другая особенность предложенного ею списка заключается в том, что в него включены те защитные механизмы, которые непроизвольно или частично осознанно используются преимущественно для защиты от внутренних фрустраторов.

В дальнейшем этот список был дополнен новыми механизмами, направленными против внешних фрустраторов [43}: 11. Бегство (уход) от ситуации; 12. Отрицание; 13. Идентификация; 14. Ограничение Я. [43. I. Janis a.o., Personality. Dynamics, development, and assessment. N.-Y.,1969, Ch.20; H.Söbäck, The Psychoanalytic Theory of Defensive Processes, A critical survey. N.-Y.,1973, Ch.7].

C.127-128. Однако и этот список следует дополнить следующими важнейшими защитно-адаптивными механизмами: 15. Рационализация; 16. Фантазия; 17. Конверсия; 18. Символизация; 18. Перемещение. Кроме того, об этом полном списке следует сказать также, что в него включены не только собственно защитные механизмы, но и \\ непосредственные поведенческие и внутрипсихические реакции на воздействие фрустрирующих ситуаций, которые в настоящее время рассматриваются отдельно.

С.128. Специального рассмотрения требуют специфические защитно-адаптивные механизмы, функционирующие в сновидениях (их можно назвать "чисто подсознательными" защитными механизмами), а также те вариации вышеназванных механизмов, которые тоже выступают в сновидениях, участвуют в их образовании и разрешении в них внутренних конфликтов личности [44]. [44. А.А.Налчаджян, Личность в сновидениях. Ереван, 1980, гл.4].

C.128. Является ли активизация защитных механизмов только непосредственным следствием фрустраций ? На этот вопрос следует ответить так: если защитная реакция уже образовалась и превратилась в привычную форму подсознательно и непроизвольно актуализируемого поведения (т.е. в защитный навык), то такая реакция может иногда наблюдаться и в ситуациях, совершенно отличных от соответствующих фрустрирующих ситуаций.

Подавление и вытеснение

Стр.129. А. Подавление является процессом исключения из сферы сознания мыслей, чувств, желаний и влечений, причиняющих боль, стыд или чувство вины. Действием этого механизма можно объяснить многие случаи забывания человеком выполнения каких-то обязанностей, которые, как оказывается при более близком рассмотрении, для него неприятны [46]. [46. З.Фрейд, Психопатология обыденной жизни. М., 1925]. Часто подавляются воспоминания о неприятных происшествиях. Если какой-либо отрезок жизненного пути человека заполнен особенно тяжелыми переживаниями, амнезия может охватить такие, иногда довольно длительные, отрезки прошлой жизни человека. Подавление действует избирательно: оно направлено против тех воспоминаний, которые связаны с прошлыми фрустрациями личности и в настоящее время, актуализируясь в сфере сознания, могли бы вновь фрустрировать ее. Поэтому подавление есть защитный психический процесс.

С.129-130. Б. Подавление и обычное забывание. Забывание части выученного является обычным процессом психической жизни человека. Если оно не связано с фрустрацией и психической защитой, тогда его нетрудно отличить от той особой амнезии, которая имеет место вследствие работы механизма подавления. Основная отличительная черта обычного (незащитного) забывания заключается в том, что человек, не будучи способным произвольно воспроизвести заученный в прошлом материал, может сразу же узнать \\ его при новом восприятии. Но если даже сознательное узнавание (осознанное чувство знакомости) отсутствует, то все же наблюдается другое явление: он может снова выучить этот материал значительно быстрее, чем другой, равноценный по объему и трудности, новый материал. Это позволяет сказать, что подсознательное узнавание все же имело место. В этой связи можно сказать также, что нормальное (обычное) забывание нередко вполне целесообразно и его можно считать механизмом незащитной адаптации.

С.130. В отличие от этого амнезия, как следствие работы механизма подавления, оказывается такой глубокой и полной. что индивид не в состоянии ни узнавать, ни переучивать забытое, когда оно вновь предлагается его сознательному вниманию. Создается впечатление активного отказа отвечать на такие раздражители, которые могли бы привести в сферу сознания психические содержания, связанные с сильными фрустрациями.

С.130-131. Г. Подавление и вытеснение. Некоторые авторы [48] проводят различие между подавлением (репрессией) и вытеснением (супрессией). [48. G.Allport, Pattern and growth in personality. p.158]. Под вытеснением понимают сознательное усилие человека предавать забвению фрустрирующие воспоминания путем переноса внимания на другие формы активности, нефрустрационные явления и т.п. Иначе говоря, вытеснение есть не что иное, как \\ произвольное подавление, и оно может привести к обычному или истинному забыванию соответствующих психических содержаний.

С.131. Понятия "вытеснение" и "подавление" являются одними из центральных в психоанализе. Роль подавления следующим образом оценивается известным психоаналитиком Ф.Александером: "Все, что противоречит ведущим тенденциям сознательной личности, ее желаниям, страстным стремлениям и идеалам, что может изменить хорошее мнение, которое имел или хотел бы иметь о себе человек, может быть подавлено..." [49]. [49. F.Alexander, The medical value of psychoanalysis. N.-Y., 1932, p.156. Цит. по работе Олпорта G.Allport, Pattern and growth in personality. p.156).

 

 

Интеллектуализация

С.132. Под интеллектуализацией понимают процесс следующего характера: возникла фрустрирующая ситуация, человек переживает страх и тревогу, но он вместо реальных действий по разрешению ситуации начинает строить о ней абстрактные суждения и представления. Этим путем он стремится к освобождению от фрустрации.

С.133. Сила фрустрирующего воздействия ситуации зависит от того, как ее оценивает личность, как она интеллектуализирует эту ситуацию. Когда ситуация вначале кажется сильно угрожающей и вызывает интенсивные отрицательные эмоции (страх, тревогу и т.п.), то силу этих эмоциональных реакций можно затем уменьшить путем переоценки ситуации (например, истолковывая ее в качестве менее угрожающей или даже безвредной).

 

 

Образование реакции как формирование противоположной установки

С.134. Во многих случаях человек фрустрируется вследствие того, что имеет социально неприемлемые желания: они вызывают у него внутренние конфликты, чувство вины. Такое состояние фрустрированности возникает даже тогда, когда чувства эти подсознательны.

Одним из психологических средств подавления таких чувств и разрешения внутренних конфликтов между желанием и интернализованными нормами является механизм формирования реакции: формируются такие осознаваемые установки и поведение, которые противоречат подсознательным неприемлемым желаниям и чувствам.

С.135. Этот механизм известен под названием формирования реакции [54]. [54. A.Freud, Das Ich und die Abwehrmechanismen. L.,1946]. Он помогает человеку защищаться против собственных неприемлемых импульсов. Однако до сих пор мало что известно о том, каким образом происходят процессы формирования новой установки, какую роль здесь играют другие адаптивные механизмы. Решению этих проблем могут способствовать следующие соображения: а) формирование реакции есть процесс смены установок, и, следовательно, для раскрытия его закономерностей можно опираться как на достижения теории социальных установок (аттитюдов), так и на теорию Д.Н.Узнадзе; б) нет сомнения, что процесс формирования новой установки начинается с вытеснения или подавления нежелательных установок и входящих в ее структуру чувств. Поэтому в этом процессе должны принимать участие определенные подструктуры Я-концепции личности, в первую очередь – ее идеальное Я; в) в состав вновь образуемой социальной установки, в ее "когнитивном блоке", без сомнения, имеются рационализации. Мы полагаем, что процесс рационализации является одним из основных когнитивных процессов, приводящих к формированию познавательных элементов новой установки. Последняя есть защитно-адаптивное образование, своеобразный защитно-адаптивный комплекс, состоящий, в частности, из системы защитных аргументов. 

С.135-136. Формирование реакции обычно является не просто механизмом сбалансирования новой установки со старой: новая осознанная установка часто бывает чрезмерно сильной и активной, вызывает нетерпимость и фанатизм. Например, подавляя свои подлинные враждебные чувства к людям, человек может стать чрезмерно \\ любезным и неприятно заботливым. Этим сознательным реактивным установкам нередко придают широкое общественное звучание: начинают критиковать мелкие пороки и флуктуации общественной морали, но фактически подавляют собственные подсознательные импульсы к нарушению моральных принципов и норм.

С.136. В определенных пределах, если реактивная установка умеренно выражена, она может играть положительную роль для борьбы против возможных собственных нежелательных стремлений и действий, а также подобных действий других. В этих пределах формирование реакции является адаптивным механизмом. Однако если реактивная установка чрезмерно сильна и активна, она может привести к искажению реальности и к неадаптивным действиям девиантного, в частности – патологического характера.

Следует отметить также, что после формирования реактивной установки прежний конфликт становится подсознательным и возникает новый конфликт между двумя установками. Поэтому систематическое использование механизма формирования реакции чревато опасностями для психики личности: она может стать насыщенной конфликтующими содержаниями. Возникает потребность разрешения нового внутреннего конфликта, который, объективируясь в социальных отношениях личности порождает внешние конфликты.

С.136. Механизм формирования реакции в процессе развития ребенка возникает, как предполагала А.Фрейд, непосредственно в структуре Я, в то время как Я, по ее мнению, могло даже не знать, что какому-либо влечению отказано в удовлетворении, не знать о том конфликте, который привел к установлению нового положения вещей.

С.136. Реактивные образования легче всего изучить при их распаде. такой распад, согласно А.Фрейд, имеет место тогда, когда вытесненные влечения, прикрытые реактивным образованием, снабжаются большим количеством психической энергии. Тогда влечение проникает в сознание, и в нем одновременно становятся заметными как влечение, так и реактивное образование. Однако, поскольку Я стремится к синтезу, это благоприятное для самонаблюдения и объективного наблюдения состояние длится недолго. Разгорается новый конфликт между влечением Оно и активностью Я, в процессе разрешения которого решается вопрос, который из них победит и какого рода компромисс будет установлен между ними.

С.137. Отметим также, что, согласно А.Фрейд, и образование реакции является "... одним из важнейших защитных мер Я, используемых для длительной защиты против Оно" [56]. [56. A.Freud, Das Ich und die Abwehrmechanismen. L.,1946, S.13]. Нельзя считать данный механизм предназначенным только для разрешения или подавления конфликта между Я и Оно в психоаналитическом его понимании. Механизм формирования реакции, если его истолковать, как мы предложили, в качестве процесса появления новой установки, направленной против предыдущей, можно считать более универсальным механизмом защитной адаптации. Он может использоваться при разрешении многих видов конфликтов. При переживании межролевого конфликта (например, при одновременном исполнении ролей отца и начальника во взаимоотношениях с одним и тем же человеком) положительная установка, входящая в структуру первой роли (роли отца) может быть заменена противоположной установкой, включаемой в роль начальника. Носитель двух конфликтующих ролей может стать крайне суровым по отношению к сыну. Такую установку мы считаем реактивным образованием.

 

Проекция

С.137. Сущность проекции состоит в том, что человек свои собственные нежелательные черты приписывает другим и таким путем защищает себя от осознания этих же черт в себе. А те отрицательные эмоции, которые направились бы против себя, теперь направляются на других и субъекту удается таким путем сохранить высокий уровень самоуважения.

С.137-138. Механизм проекции позволяет личности оправдать многие свои поступки, исходящие из неприемлемых для ее сознания и моральных принципов черт, желаний, установок и других мотивов. Например, пусть человек имеет тенденцию быть несправедливо \\ критичным и жестоким по отношению к другим, но он не уважал бы себя, если бы осознал наличие в себе этой особенности. Такая конфликтная ситуация мотивирует у него процесс приписывания окружающим жестокости и нечестности, а раз окружающие такие. то жестокое и несправедливое отношение к себе они заслужили вследствие своих собственных качеств. Им дается то, чего они заслужили.

 

С.138. Проекция тесно связана с рационализацией, причем до такой степени, что иногда считатся ее разновидностью [57]. [57. E.R.Hilgard, a.o., Introduction to Psychology, p.445]. Но эта точка зрения вряд ли приемлема: мы считаем, что проекция создает возможность для рационализации, лежит в основе последней. Для успешной рационализации необходима также работа ряда защитных механизмов, например, подавления и вытеснения. Поэтому есть основание для классификации различных видов рационализации по тому, на какой из более простых и фундаментальных механизмов она опирается.

С.139. При формировании подсознательной сферы психики проекция тесно взаимодействует с механизмами подавления и вытеснения.

На основе этого мы выдвигаем идею, согласно которой проекция лежит в основе хотя бы некоторых форм механизма формирования противоположной реакции (или установки).

С.140. Высказана точка зрения, согласно которой "проецирование есть форма принятия роли" [64]. [64. Т.Шибутани, Социальная психология, М., 1969, с.361]. Поскольку принятие роли мы считаем адаптивным процессом [65], то следует полагать, что проекция является только одним из защитно-адаптивных механизмов, участвующих в этом комплексном адаптивном процессе. [65. А.А.Налчаджян, Личность, групповая социализация и психическая адаптация, гл.III].

Проекция зачастую в реальных ситуациях жизни выступает не изолированно, а в комплексе с другими защитными механизмами.

С.141. Проекция может носить патологизированный характер. На этот аспект проблемы проекции обратил внимание психиатр Г.С.Салливен, который считал, что паранойя формируется в результате функционирования механизма проекции. Он считал, что все те свои черты, которые неприемлемы для человека и вызывают к себе презрение, выделяются в систему не-Я. Эта система затем персонифицируется, т.е. проецируется на реальных людей, которые и становятся объектами сильной ненависти. Человек начинает считать, что окружен врагами, которым присущи самые отвратительные черты. Он становится запуганным и подозреваетлюдей в недобрых намерениях [67]. [67. Т.Шибутани, Социальная психология, М., 1969, с.361-362; H.S.Sullivan, Clinical Studies in Psychiatry, p.86-90, 145-165]. 

С.141. Была обнаружена связь между способностью к эмпатии и механизмом проекции. Патологическое проецирование ухудшает способность к эмпатии и (как это бывает у шизофреников) другие индивиды воспринимаются только как носители конвенциальных статусов и ролей, без личностных различий [68]. [68. Т.Шибутани, Социальная психология, М., 1969, с.376-377]. Патологизированная проекция при систематическом использовании может в конце концов привести также к деперсонализации.

 

Идентификация

Стр.141. А. Определение идентификации. Идентификация в психологии личности и социальной психологии определяется как эмоционально-когнитивный процесс "отождествления субъектом себя с другим субъектом, группой, образцом" [70]. [70. Краткий психологический словарь. Под общ.ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошенко. М., 1985, с.109]. Идентификация является одним из главных механизмов социализации индивида и превращения его в личность, но она может играть также защитную роль, особенно в сочетании с другими защитно-адаптивными механизмами.

Стр.142. В процессе идентификации одно лицо (субъект идентификации) осуществляет преимущественно подсознательное психологическое уподобление с другим (с объектом идентификации, с моделью) [71]. [71. A.Freud, The Ego and the mechanisms of Defence. N.-Y., 1946]. В качестве объектов идентификации могут выступать как индивиды, так и группы. Так, в социальной психологии говорят об идентификации личности с социальной группой. В советской социальной психологии введено новое понятие: "коллективистическая идентификации" [72]. [72. А.А.Петровский, Личность, деятельность, коллектив. М.,1982, с.57].

Идентификация приводит к поведенческим последствиям – подражанию действиям и переживаниям объекта, интернализации его ценностей и установок.

С.143. С нашей точки зрения, идентификация как психический процесс имеет две противоположные тенденции и, следовательно, внутренне противоречива: а) субъект А, идентифицируясь с личностью В, тем самым одобряет ее существование, нередко переживает чувство любви к ней, подражает ей; б) вместе с этой утверждающей тенденцией идентификация нередко содержит в себе очень сильно выраженную тенденцию замены собственной личностью человека, который стал объектом сочувственной идентификации, восхищения и подражания. Но тенденция заменить другого в той основной роли, в аспекте которой имела место идентификация, в глубоком психологическом смысле является отрицательной, она содержит в себе явную или скрытую агрессивность.

C.145. В работе "Психология масс и анализ человеческого "Я" З.Фрейд выделяет несколько разновидностей идентификации: а) идентификация с любимым лицом; б) идентификация с нелюбимым лицом [79]; в) идентификация первичная: первичное отношение между матерью и ребенком, в котором нет дифференциации между субъектом и объектом; г) идентификация как замена либидинозной привязанности к объекту, образовавшаяся путем регрессии и интроекции объекта в структуру Я; д) идентификация, возникающая при восприятии общности с другим лицом, не являющимся объектом полового влечения: "Чем значительнее эта общность, тем успешнее должна быть эта частичная идентификация, дающая... начало новой привязанности" [80]. [79,80. З.Фрейд , "Психология масс и анализ человеческого "Я". c.49-50, 51 соотв.] Мы считаем, что последняя разновидность – это та идентификация, которую другие авторы называют внешней идентификацией.

С.145. В психоаналитических работах встречается описание еще одной разновидности этого механизма, которую называют внутренней идентификацией. Это то явление, когда субъект обладает теми же эмоциями и чувствами, что и объект, с которым он сознательно или бессознательно идентифицируется. Отмечается, что эта разновидность идентификации занимает большое место во многих защитных невротических механизмах (в мании преследования, патологической ревности и импотенции). Примером сознательной внутренней идентификации может служить психическое отождествление мужчины-зрителя с выступающим на сцене мужчиной, играющим интересную для субъекта роль. Идентификация мужчины-зрителя бывает бессознательной, когда он идентифицируется с выступающей на сцене актрисой (если зритель, конечно, не имеет признаков сексуальной конверсии). Внутренняя идентификация не обязательно сопровождается внешними изменениями субъекта, но обладание эмоциями и чувствами объекта обязательно [81]. [81. З.Фрейд , "Психология масс и анализ человеческого "Я". М.,1925; L.Eidelberg, An Outline of a Comparative Pathology of a Neurosis. N.-Y.,1954; O.Fenichel, The Psychoanalytic Theory of Neurosis. N.-Y., 1945].

C.146. Идентификация с "утраченным объектом" выступает в роли защитного механизма, так как уменьшает силу фрустрации, возникшей вследствие такой утраты. Подобная идентификация не только позволяет без патологических нарушений подавлять, преодолевать Эдипов комплекс, но одновременно интернализовать идеалы и установки родителя противоположного пола. Защитная функция такой идентификации, согласно психоанализу, простирается далеко за пределами детства и проявляется позже при потере близких людей, любимого существа и т.п.

С.147. Поскольку смерть близкого человека, неудачная любовь и ожидание собственной неизбежной смерти являются глубокими экзистенциальными фрустрирующими ситуациями, то против них можно эффективно защищаться лишь с помощью мощных защитных и смешанных адаптивных комплексов. Поэтому одна идентификация недостаточна, тем более та ее разновидность, которая образуется в процессе подавления Эдипова комплекса. Встает задача выяснения того, в какие защитные и смешанные комплексы обычно входит идентификация. Даже если к описанному типу идентификации присоединяется идентификация с собственными детьми, которым приписывается способность реализовать собственные нереализованные цели и притязания (это, образно говоря, своеобразное "делегирование родительских притязаний"), все же многим так и не удается организовать эффективную защиту от таких фрустраций, и они приобретают неврозы и психозы, т.е. патологические адаптивные комплексы. Почему так происходит, что такое "сила Я", как она связана с возрастом и развитием адаптивных механизмов, с перспективами, притязаниями, возможностью иными средствами осмыслить свою жизнь и т.п.? Этот комплекс вопросов подлежит исследованию средствами современной научной психологии, а не в рамках психоанализа, как это имело место до последнего времени.

С.148. Психоаналитические представления об идентификации можно подвергнуть конструктивной критике и пересмотру в свете теории социальных установок.

С.149. Обсуждение проблемы негативной идентификации требует выяснения того, как связана негативная идентификация с образованием противоположной реакции или социальной установки. Можно предложить гипотезу, согласно которой негативная идентификация, в частности, идентификация с "агрессором", при устойчивой отрицательной установке к нему приводит к образованию защитного механизма обратной реакции (вместо ненависти – подчеркнутая и выставляемая напоказ "любовь" и т.п.). Возникает защитно-адаптивный комплекс, состоящий из механизмов негативной идентификации, реактивного образования противоположной реакции и агрессии (направленной на объект идентификации).

Эта теория, если она подтвердится, позволит значительно углубить теорию адаптации и развития личности в онтогенезе, связывая их с такими областями социальной психологии, как теория социальных установок.

С.150. Одним из главных результатов психического онтогенеза личности является формирование ее Я-концепции (самосознания). Для понимания психологических механизмов морального поведения личности особого внимания заслуживает идеальное Я индивида, пути и механизмы его развития, его структурно-функциональные особенности. Идеальное Я связано с совестью, невозможность его реализации вызывает чувство вины и т.п.

С.150. Мы предлагаем гипотезу, состоящую в том, что механизм идентификации является не только историческим, но и актуальным психическим механизмом (наряду с некоторыми другими) любого морального выбора и действия. Однако идентификация у взрослой, сформировавшейся личности на уровне сознания или совсем не воспроизводится, или же в какой-то степени осознается только в ситуациях моральных конфликтов и принятия решений. Идентификации могут осознаваться и в тех проблемных ситуациях, когда принимаемые решения не носят морального характера, однако личность по тем или иным причинам (например, вследствие отсутствия опыта и навыков) не в состоянии принимать самостоятельные решения. Иначе говоря, механизм идентификации участвует в процессах принятия моральных решений на уровне сознания только тогда, когда личность вообще или в определенном аспекте осталась на уровне идентификации. При этом могут наблюдаться идентификационные фиксации.

У психически зрелой и, следовательно, самостоятельной личности участие идентификации в процессах принятия решений происходит с помощью механизма подсознательной актуализации необходимых образных и концептуальных содержаний и процессов. На подсознательном уровне могут иметь место познавательные процессы сравнения критериев, оценок, операции вывода и т.п.

С.151. Полноценная эмпатия со всеми когнитивными и эмоциональными компонентами, без сомнения, имеет место лишь тогда, когда принимаются не только ценности другого, но и его конкретная специфическая роль.

С.152. Однако следует специально исследовать следующее явление: один и тот же человек может полноценно идентифицировать себя лишь с одним человеком, специфическую роль которого он принимает. Но на уровне ценностей он может идентифицироваться уже с несколькими лицами, ценностные ориентации которых совместимы или дополняют друг друга.

 

Интроекция

С.153. Поскольку идентификация возможна как с любимым, так и с нелюбимым объектом, то и интроецироваться могут, соответственно, черты и мотивы таких лиц, к которым субъект формирует самые различные установки. Нередко интроецируется тот объект, который утрачен: эта утрата заменяется интроекцией объекта в свое Я. З.Фрейд приводит интересный пример, опубликованный в психоаналитическом журнале: "ребенок, чувствовавший себя несчастным вследствие потери котенка, объяснил, недолго думая, что он теперь сам котенок: он ползал соответственно этому на четвереньках, не хотел есть за столом и т.л." [96]. [96. З.Фрейд. Психология масс и человеческого "Я", с.52-53.].

З.Фрейд считал также, что меланхолия возникает на основе механизма интроекции: она возникает при утрате объекта любви. Субъект начинает жестоко критиковать себя, унижать свое Я, свое человеческое достоинство. Но оказывается, что, поскольку объект интроецирован в структуру Я, эти упреки, эта агрессивность по существу направлены на объект. Я человека разделяется на две противоборствующие части, причем одна часть видоизменена интроекцией: в нее встроен утраченный объект. Другая является критической инстанцией Я, ее З.Фрейд называет Я-идеалом: это образование осуществляет самонаблюдение и функции моральной совести, цензуры сновидений и вытеснения. [97]. [97. З.Фрейд. Психология масс и человеческого "Я", с.53-54.].

C.154. Однако не совсем ясно, чем отличается интроекция от интернализации интериоризации. Для внесения хоть какой-то ясности и однозначности в использование всех этих терминов мы считаем, что интроекция является простейшей формой интернализации, отличающейся тем, что черты и установки другого встраиваются в структуру личности субъекта без психической переработки, т.е. в неизменном виде. Такая интроекция, сочетаясь с проекцией, может стать основой глубоких и фиксированных идентификаций, свойственных детям-дошкольникам и отчасти подросткам. Отличие же интроекции от интернализации, по нашему мнению, состоит в том, что при ее работе интернализуются такие черты других объектов, которые включаются в структуру собственной личности субъекта. Использование интроекции (как и идентификации) – это путь построения собственной личности, а не просто приобретения знаний, как это имеет место при интериоризации и других формах интернализации. Интроекция, таким образом, как психический процесс мотивирована подсознательным или даже осознанным желанием заполнения каких-то "пустых мест" в структуре собственной личности, наличие которых стало ясно после потери объекта. На основе идентификации с объектом была создана видимость полноты структуры личности.

Механизм интроекции действует подсознательно: только при самоанализе или необходимости объективации ее результаты становятся осознанными.

Использование интроекции приводит к чисто психологическому преодолению фрустрации. Иначе говоря, здесь мы имеем дело с типичным случаем защитной адаптации с сохранением проблемной ситуации.

С.155. Таким образом, очевидно, что механизм интроекции начинает работать после глубокой депривации личности, потери любимого, ценного объекта.

После работы механизма интроекции возникают новые внутренние конфликты и фрустрации. Прежняя, в целом однозначная позитивная установка к объекту претерпевает глубокие изменения, она становится амбивалентной. Интроекция, таким образом, оказывает влияние на формирование и смену социальных установок и, следовательно, по своей сущности является социально-психологическим механизмом функционирования личности и установления взаимоотношений с другими людьми.             

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 252; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!