РАЗРАБОТКА ЗАМЫСЛА БЛОКОВ, ЭПИЗОДОВ, ЕДИНИЦ СЦЕНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ



На каждом этапе работы над сценарием появляется необходимость сбора нового материала - «фактов жизни» и «фактов искусства». На этапе разработки замысла и «объект анализа», помимо анализа «фактов жизни» и «фактов искусства», входит анализ рынка культурно-досуговых потребностей. Так, при разработке замысла сценария «Ехал поезд...», был собран документальный и художественный материал, который подбирался по одной тематике и подробно разбирался. Из прочитанного круга литературы студенты отобрали материал о выборе профессии, определяющей место человека в жизни. После этого они расширили объем исследуемой литературы, включив в него периодическую печать за последние два года.

На этапе разработки замысла перед сценаристом стоит цель - найти форму, адекватную содержанию. При нахождении формы представления необходимо исходить из всей совокупности сценических заданий, которые отражают авторскую позицию. Более конкретно авторское отношение к проблеме реализуется через замысел (например, вокзал, как исходная точка выбора своего жизненного пути - на какой поезд сесть). Внутреннюю сущность формы обеспечивает верно найденный жанр. Отношение к аспектам проблемы диктует выбор жанра - представление-притча.

Замыслы блоков мы также рассматриваем через призму жанра, тем самым сохраняя авторское отношение ко всем аспектам проблемы. В результате получается, что жанр сценария включает в себя жанры каждого блока и эпизодов. В таком случае замыслы эпизодов могут соответствовать жанру каждого блока, а замыслы Е.С.И. должны скрывать жанр эпизода. Найденный жанр определяетособенности работы на каждом этапе. Можно сказать о жанровой направленности отбираемого материала, которая найдет свое полное воплощение в режиссуре.

На этапе разработки замысла нельзя делать поспешного вывода об использовании всего собранного материала, так как часть его будет дополняться или исключаться в связи с целевыми установками последующих операций.

Как на предыдущих этапах работы над сценарием, так предстоящих, постоянным объектом нашего анализа являются «факты жизни» и «факты искусства». Параллельно изучаются потребности и интересы аудитории.

При разработке замысла каждого блока мы исходим из сценическихзаданий.Приэтомнельзязабывать,чтокаждое сценическое задание определяетсянашейпозицией. Чтобы данная технологическая операция пришла к своей логической завершенности, возникает необходимость нахождения в сценарии, блоках и эпизодах исходных ситуаций.

Таблица 5

Содержание операции Цель анализа Объект анализа Позиция (ракурс)
Четвертый этап: 1. Разработка замысла первого, второго, третьего блоков и т.д. Нахождение жанра блоков, исходных ситуаций первого, второго, третьего блоков «факты жизни» и «факты искусства» Сценические задания блоков
2. Разработка замысла первою, .второго, третьего эпизодов и т.д. Нахождение жанра эпизодов, исходных ситуаций в эпизодах «факты жизни» и «факты искусства» Сценические задания эпизодов
3. Разработка замысла единиц сценической информации по всем эпизодам всех блоков Нахождение композиционных приемов, выразительных средств «факты жизни» и «факты искусства» Сценические задания Е.С.И.

Исходная ситуация - это художественно осмысленный драматургический факт, из которого будет развертывании дальнейшее действие.

Что же будет исходной ситуацией сценария «Ехал поезд...»? Такой ситуацией будет являться выбор своего места в жизни, своего пути, своей дороги. Этот вопрос ставится как перед зрителями-старшеклассниками, так и перед исполнителями. Зрители и исполнители становятся участниками представления, поскольку их объединяет общая проблема выбора жизненного пути и праздничное событие - окончание школы. Вот почему в нашем представлении выпускники и оказались на «вокзале».

Как видно из вышеприведенной таблицы, замыслы эпизодов возникают из конкретно разработанных сценических заданий. Режиссерское видение сценического задания, художественное или игровое его решение и является, собственно говоря, замыслом.

Общий замысел всего сценария словно огромная матрёшка: в замысле сценария - замыслы блоков; в замысле блоков - замыслы эпизодов; в замысле эпизодов - замыслы Е.С.И.

Смысловое задание эпизода дает толчок творческому поиску замысла эпизода. В свою очередь смысловые задания Е.С.И., обладающие необходимым эмоциональным зарядом, взрывают ассоциативные пласты творческого воображения автора, и, в зависимости от их смыслового объёма возникают конкретные, детально ощутимые замыслы каждой единицы; реального факта, образной мизансцены, действующего реквизита, пластического номера и т.д. Каждое сценическое задание на всех уровнях содержит в себе микроцель. Ячейка каждой операции, каждого этапа существует по тем же законам, что и система в целом. Это говорит о том, что система жизнеспособна и носит диалектический характер.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 585; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!