Область применимости понятия истины.

Т.Ю. Денисова

Истина и ее критерии

 

Понятие истины. Проблема истины является основной проблемой в философии познания. Собственно, все гносеологические вопросы, так или иначе, касаются либо путей достижения истины (чувственного или рационального, дискурсивного или интуитивного и т.д.), либо ее критериев, либо форм существования истины (в виде факта, гипотезы, теории, закона и т.д.). Понятие истины относится к важнейшим мировоззренческим ориентирам, среди которых такие, как добро, справедливость, смысл жизни, красота. От того, как трактуется истина, как решается вопрос о ее достижимости, принципиальной познаваемости мира, зависит понимание человеком своего места и предназначения в мире.

Истина является целью познания, признается неоспоримой ценностью, однако не существует однозначного понимания истины. Приведем некоторые из них.

1. Истина – это соответствие знаний действительности.

2. Истина – это опытная подтверждаемость.

3. Истина – это свойство самосогласованности заний.

4. Истина – это полезность знания, его эффективность.

5. Истина – это соглашение.[1]

В наиболее общем виде определение истины звучит так: истина – это адекватное отражение объекта познающим субъектом, соответствие наших представлений объективной реальности. Такое понимание истины восходит еще к Платону, согласно которому «тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит правду, тот же, кто говорит о них иначе – лжет»[2].

Разумеется, не все наши знания истинны. Людям свойственно заблуждаться и ошибаться. В их знаниях присутствует больший или меньший элемент субъективности, связанный с особенностями их восприятия действительности, социальными стереотипами, индивидуальными интересами и симпатиями. Часто люди склонны принимать желаемое за действительное, эмоции и предубеждения мешают увидеть действительность в подлинном свете. Однако если бы в знаниях не было бы хотя бы элемента истины, люди не смогли бы ориентироваться в окружающей действительности, добиваться поставленных целей.

 Помимо классической теории истины, приведенной выше в платоновской цитате, основанной на ее соответствии действительности (ее еще называют корреспондентной теорией, т.е. соответствующей), существуют и иные подходы к ее пониманию, а именно когерентная теория, связанная с ее самосогласованностью, внутренней непротиворечивостью, а также прагматическая теория, делающая акцент на практической пользе истины. Необходимо, однако, учесть, что истина остается истиной независимо от того, полезна она или вредна, согласуется с другими истинами или противоречит им. Требование прагматической полезности выполняется далеко не всегда, а требование логической непротиворечивости, хоть и является необходимым, но недостаточным (не всякая непротиворечивая мыслительная конструкция соответствует реальности).

Основные свойства и аспекты истины.Современная трактовка истины включает такие ее характеристики, как объективность, конкретность, диалектика отношений относительной и абсолютной истины. Объективная истина имеет три аспекта: бытийственный, аксиологический (ценностный) и праксеологический (нацеленный на практику) аспекты[3]. Рассмотрим их подробнее.

Объективность истины. Требование объективности означает соответствие действительности и независимость от субъекта, его мнений и желаний. Истинное знание отражает то, что есть на самом деле. Бывает, что как писал классик, «тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман», однако истина остается истиной, нравится нам это или нет. Однако объективность не означает, что истина полностью независима от субъекта, достичь этого невозможно, поскольку именно субъект ведет поиск истины, осмысливает ее и оценивает. Истины, которые мы постигаем, есть человеческие истины. Они соответствуют реальности в той мере, в какой ее способен видеть, понимать и оценивать человек, в какой степени простираются его познавательные возможности. Кроме того, и направление поисков истины, и представления о возможностях ее использования, и ее формулировка  неотделимы от субъекта. Однако содержание истины субъект не выбирает, не определяет, иначе она перестает быть истиной.

Конкретность истины. Знание связано всегда с конкретным смысловым контекстом, сферой реальности, конкретными обстоятельствами, и без их учета говорить о его истинности невозможно. Конкретность истины означает, что истинность знания определяется не только соответствием реальности, но и конкретными условиями, в которых оно соотносится с реальностью. Еще Гераклит приводил пример о том, что невозможно однозначно определить, является вода чистой или грязной: «Море – вода чистейшая и грязнейшая: рыбам – спасительная и питательная, людям – негодная для питья и губительная»[4]. Не менее важен и контекст. Если истинное высказывание (цитата) вырвано из единства его смысловых связей, оно может быть неверно истолковано, приобрести иной смысл, и соответственно перестать быть истинным.

Абсолютность и относительность истины. Истинное знание может соответствовать своему предмету с разной степенью точности и полноты. Путь к абсолютной истине лежит через промежуточные этапы относительных истин. Под относительной истиной понимается недостаточно точное, недостаточное полное знание о предмете, которое со временем может быть уточнено, дополнено, скорректировано. Абсолютной истиной называют полное, исчерпывающее, точное знание о предмете. Проблема разграничения относительной и абсолютной истин связана с двумя важными моментами.

1. Поскольку истины познается субъектом, всегда под вопросом останется окончательность и полнота его знания. Невозможно гарантировать, что в дальнейшем знание человека, по определению конечного во времени и пространстве и ограниченного в своих познавательных возможностях о бесконечном мире, либо его аспектах, элементах (включенных в это бесконечное целое), не будет пересмотрено или дополнено.

2. Если учитывать контекст, в котором предстает знание, оказывается, что одно и то же объективно истинное знание в одном контексте предстает как относительная истина, в другом – как абсолютная истина. Так, утверждение, что Земля шарообразна, является относительной истиной, поскольку в действительности, Земля представляет собой эллипсоид, т.е., ее форма несколько отклоняется от шара. Вместе с тем, если учесть, что в древности Землю считали плоской, утверждение о ее шарообразности будет абсолютной истиной. Это утверждение также верно, если речь идет об изготовлении глобуса, поскольку в его масштабах отличие Земли от шара не имеет значения.

Получается, что всякая истина относительна, ибо она ограничена конкретными условиями ее постижения, и за их пределами остается в каких-то отношениях неполной и неточной. Но вместе с тем, в каждой относительной истине есть элемент абсолютной, поскольку она, относительная истина поливает свет на часть реальности, какие-то ее аспекты. Истина, таким образом, никогда не есть окончательный результат, но всегда – процесс, процесс все более точного и полного постижения действительности. С накоплением относительных истин человечество все более приближается к абсолютной истине, однако она всегда будет лишь пределом устремлений, никогда не достижимым окончательно. Хотя важно и то, что движение к абсолютной истине нельзя представить как простое суммирование, аккумулирование относительных истин. Постоянно происходит переосмысливание существующего знания, что-то отбрасывается, что-то иначе истолковывается, что-то становится частью новых теорий, пересматриваются границы применения старых знаний. Так, ньютоновская модель описания реальности считалась ранее универсальной, подходящей для объяснения движения любых тел. Однако создание квантовой механики и теории относительности показало, что в мире элементарных частиц действуют иные законы, и, соответственно, применение ньютоновской механики имеет границы.

В понимании проблемы соотношения абсолютной и относительной истин одинаково неприемлемы как догматизм, преувеличивающий абсолютность достигнутой истины и тем самым преграждающий путь ее дальнейшего развития, так и релятивизм, утверждающий, что любые наши знания относительны и не содержат ничего объективного. Догматическая позиция приводит к абсолютному отказу от рассмотрения иного, отличного от принятого знания, которое тоже может содержать истину. Релятивизм же в конечном итоге, приводит к скептицизму (сомнению в возможности достижения истины) и агностицизму (убеждению в непознаваемости мира). Позиция агностицизма была так выражена античным мыслителем Горгием Леонтинским в его труде «О несуществующем или о природе»: «Ничто не существует; а если существует, то непознаваемо; если же познаваемо, то невыразимо». Понятно, что обе крайности – и догматизм, и релятивизм –  препятствуют процессу углубления наших знаний о действительности.

Бытийственный аспект истины состоит в том, что она есть независимо от субъекта, то есть что она несводима к нашим ощущениям, представлениям, ожиданиям, истолкованиям. Истина – это то, что существует объективно.

Аксиологический аспект истины состоит в том, что истина сопряжена с субъектом, хоть и независима от него, что она тесно связана с понятиями смысла жизни, правды, блага. Бескорыстное стремление к истине, свойственное только человеку, опирается на понимание истины как одной их высших ценностей. А.Д. Александров, обосновывая моральную ценность истины, пишет: «Стремление найти истину, распространить и утвердить ее среди людей оказывается существенным элементом моральной позиции по отношению к людям… Надо совершенно презирать людей, чтобы с апломбом вещать им, не заботясь об истине…».[5]

Праксеологический аспект истины связан с полезностью истины для практики, ее функцией обеспечения безопасности, комфорта повседневной жизни, определения ориентиров эффективного взаимодействия человека с миром. Известный философ Б.И. Липский указывает в работе «Практическая природа истины», что человек, владеющий истиной, должен иметь не только ясное представление о предмете исследования, но и возможностях его практического использования. Практика подтверждает истину для того, чтобы истина и дальше могла служить практике. Отсюда такое определение истины: «истина есть содержание человеческого сознания, соответствующее объективной реальности и выступающее теоретической основой ее преобразования для достижения субъективной цели».[6]

Хотя определений истины существует множество, все же основным является то, которое касается бытийственного аспекта истины. То есть под истиной прежде всего понимается соответствие представлений субъекта самому объекту, то есть реальности.

Критерии истинности.

Важнейшей гносеологической проблемой является вопрос о том, как сопоставить предмет нашего познания с его результатом – знанием, и соответственно, установить меру истинности этого знания. Возможно ли это, или действительность навсегда остается для нас «тайной за семью печатями»? Что является критериями истинности? Может, быть истиной достаточно считать то, что общепринято? Можно ли решать вопрос об истинности голосованием? Является ли достаточным критерием истинности какого-либо положения то, что в него верит большинство? Или, может быть, критерием истины служит польза, которую приносит знание?

На сегодня, при всей неокончательности решения вопроса о критериях истинности, наиболее убедительными и обоснованными считаются два: логический и практический (эмпирический).

Логический критерий.

Критерий логической непротиворечивости вытекает из когерентной концепции истины, которая упоминалась выше. Согласно этому критерию, истинно всё, что не заключает в себе противоречия, логически правильно. Так, в математике если аксиомы истинны, то теоремы, логически выведенные из них, считаются истинными. Однако здесь речь идет об условной истинности: теоремы истинны при условии, что истинны аксиомы, а аксиомы истинны при условии, что они действительно фиксируют истинные свойства и закономерности объекта. Получается, что истинность любой логически непротиворечивой концепции зависит от того, насколько истинны ее исходные утверждения. Следовательно, надежность логического критерия упирается в вопрос об истинности исходных утверждений. Как же проверить их? Их истинность должна быть подтверждена практикой.

Практический критерий.

Практика, как способ взаимодействия человека с окружающим миром, является основой процесса познания, но, вместе с тем, она преследует не только, и не столько познавательные, сколько утилитарные цели, связанные непосредственно с организацией повседневного существования человека. Практикой называют деятельность, посредством которой человек вносит изменения в физическую, материальную реальность. В процессе практики человек, вступая во взаимодействие с познаваемой им реальностью, не только получает знания о ней, но и проверяет истинность уже имеющихся, а также планирует действия и прогнозирует их результаты. Результаты тем точнее соответствуют целям, чем более адекватны знания о реальности. Если прогноз осуществляется (подтверждается практикой) – наши знания о реальности истинны, если опровергается – наши знания ложны.

В противоположность логическому критерию, который опирается на то, что находится «внутри сознания» субъекта, практический критерий обнаруживает, насколько знания соответствуют объективной реальности, находящейся вне сознания субъекта.

Практика – фундаментальное средство проверки наших знаний на истинность, но и его эффективность имеет свои границы.

Во-первых, не все наши предположения могут быть проверены практикой.

Во-вторых, возможности практики различны в разные эпохи, и некоторые гипотезы не могут быть ни подтверждены, ни опровергнуты в современных условиях. Всегда есть опасность отказаться от гипотезы. объявив ее антинаучной, только потому, что она не может быть проверена практикой здесь и сейчас.

В-третьих, возможны различные толкования одних и тех практических данных со стороны различных людей, научных школ, даже выводы могут быть неоднозначными.

В-четвертых, применение практического критерия связано с логическими умозаключениями, и, следовательно, он должен применяться совместно с логическим критерием.

Однако при всех ограничениях применимости практического критерия, следует заметить, что если практика подтвердила какое-либо положение, следовательно, оно содержит элемент объективной истины.

Область применимости понятия истины.

Существует множество областей человеческой деятельности, к которым неприменимы оценки «истинно» или «ложно». Однако очень часто то, что может быть оценено как «осуществимо – неосуществимо», «хорошо – плохо», «полезно – бесполезно», необоснованно оценивается с позиций истинности.

Существуют определенные условия, ограничивающие область применимости понятия истины.

1. Понятие истины применимо только к знаниям. Не могут быть признаны истинными или ложными впечатления, эмоции и желания, цели и мотивы, настроения и переживания.

2. Понятие истинности может быть отнесено к высказываниям утвердительного или отрицательного характера. Не может быть истинным или ложным вопросительное или повелительное высказывание.

3. Неприменима оценка истинности к знанию, связанному с представлениям людей о художественных, нравственных, политических идеалах и ценностях. В спорах об «истинной красоте», «подлинной демократии», «настоящем искусстве» каждый называет истинным то, что кажется ему наиболее соответствующим его собственным социальным, культурным потребностям, моральным установкам, усвоенным привычкам и стереотипам.

4. Не могут считаться истинными или ложными утверждения, которые в принципе не могут быть верифицированы (т.е. подтверждены) или фальсифицированы (опровергнуты) с помощью практики или логики. Так, не могут быть ни верифицированы, ни фальсифицированы утверждения о существовании (или несуществовании) Бога. Убежденность в их истинности может быть основана лишь на вере.

 Таким образом, истина не является универсально применимым понятием, и пользоваться им нужно с достаточной долей критичности.

 

Рекомендуемая литература.

 

1. Александров А.Д. Истина как моральная ценность // Наука и ценности. – Новосибирск: Наука, 1987.

2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М.: Проспект, 1997.

3. Кармин А.С. Бернацкий Г.Г. Философия. – СПб.: Питер, 2007.

4. Липский Б.И. Практическая природа истины. – Л.: Логос, 1988.

5. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки. – М.: Экзамен, 2005.

 


[1] Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М.: Проспект, 1997. – С.119.

[2] Платон. Сочинения в 3-х тт. Т. 1. М.: Мысль, 1968. – с. 417.

[3]Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М.: Проспект, 1997. – С.122.

[4]Фрагменты ранних греческих философов. Ч. !. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. – М.: Наука, 1989. – С.206.

[5] Александров А.Д. Истина как моральная ценность // Наука и ценности. – Новосибирск: Наука, 1987. – С.32.

[6] Липский Б.И. Практическая природа истины. – Л.: Логос, 1988. – С.96.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 760; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!