Историософия Лаврова актуальна и сегодня



Петр Лаврович Лавров

Считал, что пора "итти в народ"

Лавров, Петр Лаврович (1823 — 1900). Псевдоним Миртов. — Крупный теоретик революционного народничества. Был членом Земли и Воли. В 1866 году в ссылке написал „Исторические письма", имевшие большое влияние на молодежь. В этой книге он доказывал, что прогресс в истории возникает благодаря критически мыслящим личностям, они двигатели исторических событий. Участник Парижской Коммуны. Редактировал заграницей журнал "Вперед" в 1871 г., в котором пропагандировал необходимость „итти в народ", дабы упорной работой перевоспитать народ в духе социализма. Его агитация была резко противоположна бакунистам — бунтарям, считавшим, что народ готов к немедленному восстанию. Участвовал одно время в редактировании заграничного издания «Народной Воли".Редактор газеты «Вперед». Прожил большую часть жизни за границей. Идеи Лаврова оказали большое влияние на формирование народнических взглядов революционной интеллигенции 70-х г.

Использованы материалы с сайта "Народная Воля" - http://www.narovol.narod.ru/

Идеолог революционного народничества

Лавров Петр Лаврович (1823, с. Мелехове Псковской губ. - 1900, Париж) - идеолог рев. народничества. Происходил из старинного дворянского рода. Лавров получил прекрасное домашнее образование, свободно владел французским и немецким языками. В 1837-1842 учился в Петербург, артиллерийском училище. Лавров самостоятельно изучал литературу по общественным наукам, в частности познакомился с произведениями социалистов-утопистов, писал стихи и проявил исключительные способности к математике. В 1844, после окончания высших офицерских классов, Лавров был оставлен при уч-ще репетитором математических наук. В 1858 Лавров был произведен в полковники и стал профессором математики. Лавров изучал новейшую европейскую философию, публиковал свои стихи уА. И. Герцена в сб. "Голоса из России", участвовал в работе над "Энциклопедическим словарем", много печатался по широкому кругу вопросов: философии, социологии, истории общественной мысли, проблемам общественной нравственности, искусства, литературы, народного образования. В 1860 вышла в свет его первая кн. "Очерки вопросов практической философии". Лавров полагал, что нравственная личность неизбежно вступает в конфликт с несправедливым обществом. Идеальным обществом по отношению к личности может быть строй, основанный на добровольном союзе свободных и нравственных людей. В 60-е гг.Лавров принимал активное участие в общественной жизни: поддерживал студенческое движение, был одним из организаторов и старшин лит. "Шахматного клуба", ставшего центром собраний либеральной интеллигенции, сблизился с тайным обществом "Земля и воля". В III Отделении на Лаврова было заведено "дело". В апр. 1866 Лавров был арестован и после Следствия и суда был сослан в Вологодскую губ. В ссылке Лавров были созданы "Исторические письма". Лавров полагал, что история общества - это развитие, прогресс. "Критически мыслящие личности" - движущая сила истории, но стать "личностями" они смогли благодаря неисчислимым страданиям "большинства", поэтому порядочный человек должен посвятить жизнь идеалам физического, нравственного и умственного развития народа. Эти идеи стали теоретической основой деятельности рев. народничества. В 1870 с помощью Г.А. Лопатина Лавров бежал в Париж, где вступил в I Интернационал и пытался организовать помощь Парижской Коммуне в Бельгии и Англии. В 1871 в Лондоне Лавров познакомился с К. Марксом и Ф. Энгельсом. В 1873 Лавров в Цюрихе начал выпускать журн. "Вперед!", целью которого была подготовка интеллигенции к длительной пропаганде соц. идей в народе, а не анархистских призывов к стихийному бунту. В 1876 Лавров понял, что ему не удалось сделать журн. центром рев. сил в России; после провала "хождения в народ" и разногласий внутри редакции сложил с себя полномочия редактора. В начале 80-х гг. Лавров сблизился с партией "Народная воля", хотя считал ошибочной ее террористическую деятельность. Не принимал Лавров и марксизм, полагая эту теорию неприменимой в России и излишне рационалистичной, что не мешало ему быть в добрых отношениях с К.Марксом, завещавшим Лаврову рус. часть своей библиотеки. До конца жизни Лавров работал над так и незавершенной кн. "История мысли", размышлял о революции и нравственности. Лавров считал, что единение интеллигенции и народа возможно лишь на этической основе, единственно прочной и способной создать нравственный социализм: "Мы не хотим насильственной власти на смену старой... Будущий строй русского общества... должен воплотить в дело потребности большинства, им самим сознанные и понятые".

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

Русский социолог и публицист

ЛАВРОВ, ПЕТР ЛАВРОВИЧ (1823–1900), русский социолог, публицист, теоретик народничества. Родился 2 июня 1823 в с.Мелехово Псковской губернии. В 1842 окончил Михайловское артиллерийское училище. С 1842 – профессор математики Петербургской военной академиии. В 1866 Лавров был арестован за участие в революционной деятельности. В 1870 бежал за границу, участвовал в работе Интернационала, в Парижской коммуне. С 1873 издавал журнал «Вперед», был видным деятелем международного социалистического движения. Умер Лавров в Париже 25 января 1900. На формирование философских воззрений Лаврова оказали влияние идеи Л.Фейербаха, О.Конта, Г.Спенсера, а позднее К.Маркса. В его сочинениях философского характера (Механическая теория мира, 1859; Практическая философия Гегеля, 1859; Очерки вопросов практической философии, 1861) царит дух «позитивной философии»: обосновывается решающее значение научного знания, решительно критикуются различные формы метафизики. Критиковал Лавров и «вульгарный материализм» немецких естествоиспытателей (К.Бюхнера, Л.Фохта и др.), видя в нем, однако, не столько вульгаризацию материалистической философии, сколько одну из ее наиболее последовательных исторических форм. Материализм, с его учением о единой, независимой от сознания субстанции, был для него лишь одним из вариантов метафизической веры. Предметом философии, по убеждению Лаврова, является «цельный человек», и поэтому она может быть только «философским антропологизмом». Только через человека, осмысление его исторического и индивидуального опыта можно прийти к подлинно научному, философскому пониманию внешней действительности.

Видя своим предметом цельного человека, философия и сама должна обладать единством, которое может иметь исключительное значение не только в сфере знания, но также в области жизни и творчества. «Философия в знании есть построение всех сведений в стройную систему, понимание всего сущего как единого, единство в понимании. Философия в творчестве есть внесение понимания мира и жизни в творческую деятельность, воплощение понятого единства всего сущего в образ, в стройную форму, единство мысли и действия». В учении Лаврова о цельном человеке и цельной философии присутствует этическая направленность, характерная в целом для русской мысли. Основывая, во избежание «метафизических иллюзий», гносеологию на принципе скептицизма («процесс сознания сам по себе не дает возможности решить, есть ли он сам результат реального бытия, или реальное бытие есть его продукт»), Лавров делал принципиальное исключение только для одной области – этики. «Отсутствие скептического принципа в построении практической философии, – утверждал он, – придает ей особую прочность и независимость от метафизических теорий».

Человек, действующий в истории, сознает себя свободной личностью, и именно это «сознание свободы» становится, согласно Лаврову, источником нравственных отношений в обществе. «Я исхожу из факта сознания свободы, факта сознания идеалов, и на основании этих фактов я строю связную систему нравственных процессов». Хотя «сознание свободы» не доказывает реальности свободы воли, оно (это сознание) и формирующиеся на его основе моральные идеалы совершенно необходимы для исторического прогресса. Стремясь к осуществлению идеалов, человек создает себя как личность. В конечном счете все зависит от него самого, поскольку никаких врожденных нравственных качеств не существует. «Прирождено человеку лишь стремление к наслаждению, и в числе наслаждений развитой человек вырабатывает в себе наслаждение нравственной жизнью...»

В социологической концепции Лаврова подлинными историческими деятелями оказываются «развитые, критически мыслящие личности» – прогрессивные и революционно настроенные представители образованного слоя общества. Эти личности определяют критерии прогресса, цели и идеалы общественного развития. Такой подход приводит к признанию решающей роли субъективного начала в истории. Для Лаврова в социологии действует именно субъективный метод: общественные изменения своеобразны, неповторимы, они результат усилий личности, и объективные научные методы здесь неприложимы. Мечтая о социалистических преобразованиях в России, Лавров, как и другие вожди народничества, возлагал надежды на крестьянскую общину, на «проникновение принципов коллективного труда и коллективной собственности в рабочие массы», верил в постепенное приобщение народа к активной общественной и политической жизни, в «народную инициативу».

Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас" .

Историософия Лаврова актуальна и сегодня

ЛАВРОВ Петр Лаврович (2 июня 1823, село Мелехово, Великолукcкий уезд Псковской губернии – 25 января (6 февраля) 1900, Париж), философ, социо­лог, публицист, один из идеологов революционного народничества. Из состоятельной дворянской се­мьи. По окончании артиллерийского училища в Санкт-Петербурге (1842) был оставлен на преподавательской и научной работе; в 1846 г. по рекомендации академика М.В. Остроградского занял должность профессора высшей математики Артиллерийской академии. В 1858 г. произве­ден в полковники.

Отличался широкой эрудицией, занимался проблемами естествознания,, фи­лософией, социологией, историей, стараясь познать «смысл хода» природы, обще­ства и человеческих судеб. Скептиче­ски относился ко всякой «метафизической теории». С конца 1850-х гг. Лавров приступает к разработке антропологической «практической философии», в центре которой стоял человек как социально-реаль­ная особь. Антропологизм рассматривал как универсальное философское учение, которое должно согласовать «субстанцию» и «самосознание», т.е. реальную дейст­вительность с субъективными представлениями о ней, обосновать стремление человека-творца, «желающего и познающего», к созданию стройных форм общест­венной жизни, соответствующих требованиям прежних и новых идеалов наилуч­шего существования. «Личность, действующая на общество на основании научного знания необходимого и нравствен­ного убеждения о справедливейшем, есть источ­ник истории» (Лав­ров П. Философия и социология: Избранные произведения. М., 1965. Т. 1. С. 631). С позиций антропологизма выступал с критикой религиозного мировоззрения, мистических форм идеализма, а также вульгарного материализма, нередко отождествлявшегося с материализмом во­обще. В «Очерках вопросов прак­тической философии» (1860) и других сочинениях Петр Лаврович отмечал «равно­правность» всех людей на всестороннее развитие, подчеркивал значение свобод­ной критической мысли для развития человека и общества, необходи­мость личной свободы и неприкосновенности граждан. Показывал пример активного участия в публицистической и просветительской деятельности, осуждая, с позиций «честного человека» и ученого, проявления произвола и насилия. Автор политических стихо­творе­ний (например, текста песни «Рабочая Марсельеза», 1860), редактор «Энцик­лопедического словаря, составленного русскими учеными и литераторами» (1861 – 1863), журнала «Заграничный вестник» (1863 – 1866). Лавров был деятельным уча­стником объединений «демократической направленности» («Общество для пособия нуждающимся литераторам и ученым», «Общество любителей шахматной игры»). Известно, что он был знаком с Н.Г. Чернышевским, М.И. Михайловым, Н.В. Шелгу­новым, Н.И. Утиным, однако в этот период деятельности прочных связей с револю­цион­ным подпольем, в частности с обществом «Земля и воля», не имел. Отрица­тельно оценивал призывы к крестьянскому топору для решения социальных проблем. Тем не менее, после покушения Д.В. Каракозова на Александра II, Лавров в апреле 1866 г. был аресто­ван и предан военному суду. Обвинен в проведении «вредных идей» в печати, хранении и распространении литературы «преступ­ного и предосудительного направления».

Находясь в ссылке (с 1867) в Вологодской губернии он написал «Ис­ториче­ские письма» (публиковались под псевдонимом П. Миртов в газете «Неделя», от­дельное издание: Пб., 1870), получивших, во многом неожи­данно для самого ав­тора, широкий отклик, особенно в среде российской общественно активной моло­дежи. В «Письмах» развивались идеи о принципиальном различии явлений природ­ных (закономерных, повторяющихся) и общественных (прогрессивно из­ме­няю­щихся, неповторимых), формулировались постулаты русского «субъективного метода», доминировавшего в историософских по­строениях вплоть до начала 90-х гг. XIX в. Лавров рассматривал прогресс как процесс переработки «культуры» (тра­диционных, склонных к застою общественных форм) в «цивилизацию» (созна­тель­ное историческое движение, осуществляемое посредством кри­тической мысли, которая реальна лишь в личности). Благодаря мысли человечество вышло из жи­вотного царства. Только «мысль есть единственный деятель, сообщающий чело­вечное достоинство общественной культуре», превращающий ее в «цивилизацию» (Лав­ров П. Философия и социология. Т. 2. С. 109). Критерии прогресса виделись в развитии личности «в физическом, умственном и нравственном отношении», в росте че­ловеческой солидарности, во все более полном воплощении идей равен­ства и справедливости, содержание которых, в свою очередь, обусловлено внут­ренними идеалами человека. Отсюда обществен­ная роль образованного, наиболее развитого меньшинства – интеллигенции: она, используя знания и творчество, должна возглавить борьбу против косного начала, за обновление культур­ных и социально-политических форм, быть двигателем историче­ского процесса. В этом ее неоплатный долг перед народом, которому она обязана за свое просвещение, «ци­вилизованное положение» в обществе. В «Исторических письмах» содержался призыв к «критически мыслящим» и «энергически стремящимся к правде лично­стям», прежде всего молодым, проснуться, понять задачи ис­торического момента, потребности народа, помочь ему осознать свою силу и вместе с ним приступить к творению истории, к борьбе против старого мира, погрязшего во лжи и несправед­ливости. «Исторические письма», будучи социально-политическим произве­дением, вышли, когда революционная интеллигенция, особенно мо­лодежь, искала новые возможности приложения своих сил для уча­стия в освобождении народа. Надежды Н.Г. Чернышевского на на­родное восстание после отмены крепостного права не оправда­лись; «теория реализма» Д.И. Писарева с ее культом естествозна­ния не обещала скорых результатов; заговорщическая деятельность «Народной рас­правы» С.Г. Нечаева была использована правитель­ством для дискредитации «ни­гилистов». Поэтому в обстановке конца 1860-х – начала 1870-х гг. это произведение Лаврова стало «ударом грома», одним из идейных побудителей для практической деятельности революционных интеллигентов. Отмечая значение «Исторических писем», В.Н. Фигнер писала, что книга внушала веру в великое значение человека: «Личность может бороться и побеждать, поднимая среду до себя вместо того, чтобы свою индивидуальность понижать до уровня среды» (Фигнер В.Н. Полн. собр. соч. М., 1932. Т. 5. С. 101).

В феврале 1870 г. Лавров при помощи Г.А. Лопатина бежал из ссылки и ока­зался вскоре за границей. Объясняя свой поступок, он писал: «Мне было очень больно эмигрировать, и никому я не советую сделать это без край­ней необходимо­сти, лишь тогда, когда отрезаны все пути полезной дея­тельности в отечестве, – лишь то­гда извинительна или обязательна эмиг­рация. Мне пути были отре­заны» (цит.по: Володин А., Итенберг Б. Лав­ров. М., 1981. С. 174). В эмиграции Лавров нахо­дился до конца жизни, ос­тава­ясь «русским в душе» и стремясь собственной деятельностью следо­вать пафосу «Исторических писем». В Париже Петр Лаврович примкнул к секции Международного товарищества рабочих (I Интернационал); объ­явив себя «сочувствующим социальному движению, пред­ставленному Парижской коммуной», содействовал движению солидарно­сти с комму­нарами – «людьми на­стоящего на­рода». Важную роль в идейной эволюции Лаврова сыграло зна­ком­ство с К. Марксом и Ф. Эн­гельсом. Деятель­ность I Интернационала, как он признавался в «Био­графии-исповеди», убедила в су­ществовании непримиримой борьбы классо­вых интересов и ре­аль­ной почвы для социального переворота (см.: Лавров П.Л. Филосо­фия и социология. Т. 2. С. 650).

Завершение своей эволюции от либеральных взглядов к рево­люционному со­циализму Лавров связывал с созданием эмигрант­ского журнала (непериодическое обозрение) «Вперед!», редактором которого стал в 1873 г. Журнал (1873 – 1877; Т. 1 – 5, Цюрих, Лондон) и одно­именнная газета (январь 1875 – декабрь 1876; 48 но­меров, Лондон) стали органами формирования и развития лавризма как пропа­ган­дистского течения в революционном народничестве. По справедливому мнению Б.М. Сапира, «не лавристы создали «Вперед», а «Вперед» создал лавристов» («Вперед!»: 1873–1876. Материалы из ар­хива В.Н. Смирнова: В 2-х т. Dordrecht; Boston, 1970. Т.1: Очерк истории «Вперед». С. 33). Издания «Вперед!» развивали систему взглядов, с которыми можно было не соглашаться, но с ко­торыми нельзя было не считаться. Ведущим автором был сам Лав­ров, вместе с тем пе­чатались не только его идейные сторонники, но, эпизодически, и другие лица (например, Г.А. Лопатин, Д.А. Клеменц, С.А. Подолинский, Н.К. Судзиловский). Выпуск и рас­про­странение изданий «Вперед!» способство­вали организации кружков лав­ристов и им сочувствующих не только за границей, но и в самой Рос­сии (наиболее показательна в этой связи исто­рия кружка Л.С. Гинз­бурга, пре­имущественно студенческого, в Петер­бурге).

Главной для творчества Лаврова-эмигранта – вплоть до кон­чины – стала про­блематика революции и социализма. Свою роль Петр Лаврович ви­дел в том, чтобы в ка­честве мыслителя быть «знаменщиком», наставни­ком революционеров. Он отмечал, что ре­волюция – это назревший плод эво­люции, которая приходит с неиз­бежностью в кризисной ситуации, когда частичное обновление об­щества невоз­можно. Следуя традиции А.И. Герцена, Лавров раз­ли­чал революцию политическую и социальную. Последняя должна произойти не в форме простой перемены власти гос­подствующих классов, а «в форме полного экономического переворота, во имя определенных начал, которые требуется осущест­вить» (Лавров П.Л. Избранные сочмнения на социально-политические темы. М., 1934. Т. 3. С. 367). История, ут­верждал он, показывает постоянное уменьшение поли­тического и увеличение со­циального элемента в борьбе масс. При­чем уже с середины XIX в. наступила эра народных, социальных революций, не­обходи­мость и возможность которых Лавров увязывал, прежде всего, не с факторами экономической детерминации развития общества (как мар­ксисты), а с развитием естественных по­требностей людей, их стремле­нием к справедливому решению эко­номических и общественных про­блем. К тому же критическая мысль, по его мнению, дошла до научного понимания зако­нов со­циологии, образовалась «новатор­ская интеллиген­ция», видящая в социаль­ной революции единственно разумную революцию в истории. Лавров допускал возможность победы социальной революции первона­чально в одной стране или ряде стран, при этом утверждалось, что при всем различии стран Запада и России, соци­альный взрыв везде стоит в повестке дня.

Ученый и революционер полагал (как и другие народники), что в России на­лицо специфиче­ские, по сравнению с Западом, условия для социалистических пре­образований. Страна может миновать ка­питализм и перейти к «сознательному про­грес­сивному обще­житию», благодаря сохранению «элементарной солидарно­сти» лю­дей, «зна­чительной солидарности обычая». Возможности такого пе­ре­хода Лав­ров объяснял особенностями русского крестьянства, со­хране­нием «формы об­щин­ного быта и артельных союзов» (Лавров П.Л. Философия и со­цио­логия. Т. 2. С. 487). Отсюда вывод: революция­, политическая и одновременно социальная, выйдет не из городов, а из сел. Применительно к России середины 1870-х гг. были сформу­лированы признаки революционной ситуации: 1) уве­личение страданий масс, кото­рые не могут быть устранены «в фор­мах старого по­рядка»; 2) умственный и нравст­венный паралич гос­под­ствующих групп старого общества; 3) наличие «развитых лично­стей», как среди интелли­генции, так и народа, которые могут увлечь за собой народные массы. Однако в начале 1880-х гг. Лавров, с учетом из­ме­нившейся си­туации в России, конкрети­зировал задачи борьбы, признав перво­степенность задач политического перево­рота. В 1883 г. в «Вестнике Народной воли» (№ 1) устранение абсо­лютизма, изменение политического строя в России он объявлял не­обходимой ступенью в достижении целей социа­листов.

Значительное внимание Лавров, в отличие от других на­родни­ков, уделял про­блемам подготовки революции, доказывая, что ме­тодом стихийного по­рыва, без серьезного подготовления социаль­ного взрыва успеха невозможно добиться. Во-первых, сами революционеры должны вооружиться знанием «законов развития общест­венных форм», понять народные потребности, во-вторых, бла­годаря про­паганде и посредством своей «страдальческой жизни», народ дол­жен осознать необходимость революции и поверить в свои могучие силы. Интеллигенты-пропа­гандисты должны помочь становлению армии про­пагандистов из народа. При этом только после социальной революции, когда рухнет притесни­тельное го­сударство возможно приобщение на­рода к широкому образованию и научному знанию. За подобные ус­тановки многие эмиг­ранты уп­рекали Лаврова в «недостаточной ре­волюционности». Особенно напряженными были отношения с П.Н. Ткачевым, кото­рый, порвав в ап­реле 1874 г. сотрудниче­ство в жур­нале «Вперед!», оспаривал тезис о важ­ности знаний для рево­лю­ционеров, а саму революционную борьбу в ин­тер­претации Лаврова оценивал как «утопи­ческий путь мирного прогресса». В брошюре «Русской социально-революционной моло­дежи» (1874) Петр Лаврович резко высту­пил против утверждений Ткачева и его еди­но­мышленников, против диктатуры меньшинства в революции, ставящей на карту будущность народа. Отметим также, что, признавая заслуги М.А. Бакунина как «апостола революции», Лавров отмечал несостоятельность курса на подхлестывание, «де­лание революции», надеясь в этом отношении на возможные подвижки во взглядах хотя бы у части бакунистов.

В контексте взглядов на социальную революцию, необходи­мость ее подго­товки Лавров первым серьезно разрабатывал учение о партии, которая, придавая борьбе «направление и единство», должна организовать победу. Перво­начально главную роль в построении революционной партии он уделял ради­кальной интел­лигенции, критически мыслящим личностям, отмечал не­обхо­димость их сплочения, самоорганизации, чтобы они из единиц стали коллективной силой. Однако позднее, с учетом опыта «хождения в народ», Лавров в работах «Государственный элемент в бу­дущем обществе» (1876), «Задачи организации социально-ре­волюционных сил в России» (1876) и др. внес кор­рективы и обосновал концепцию тайной революци­онной партии самого народа, кото­рая имела бы секции по всей России. Он полагал, что задача «первоначального кадра» настоящей партии – групп молодежи из ин­теллигенции – привлечь в нее общинников, артельщиков, тех, кто не ото­рвался от «народной солидарно­сти». Тогда по всей России будет склады­ваться партия пред­водителей на­рода, ведущая пропаганду, действующая в своей среде, способная пропи­тать массы волей к борьбе, чтобы они вырвали свой «исторический крест». Народ «вы­ставит десятки тысяч сознательных социалистов, в среде которых рас­плывутся, как ка­пля в море, сотни революционеров из интелли­генции, и этим луч­шим людям из народа будет принадлежать действительное подготовление рево­люции, определение минуты ее наступления, призыв к восстанию, руководство на другой день после революции» («Вперед!». 1876. 1 июня. С. 313, курсив Лав­рова. – А.С.). Лавров особо подчеркивал важность идейного и орга­низационного единства партии как «стройной и цельной организа­ции, достаточно искусно связанной во всех своих частях», необхо­димость ее взаимодействия с единомышленни­ками в зарубежных странах. По­сле волны репрессий, последовавшей за убийством им­ператора Александра II наро­довольцами 1 марта 1881 г., Лавров вновь внес важные дополнения в планы строительства партии, ис­ходившие из того, что в создавшейся ситуации одной из главных не­посред­ственных задач является удар по правитель­ству. Отдельные концептуальные поло­жения Лаврова, относившиеся к революцион­ной партии, нашли отражение в деятель­ности «Народ­ной воли». В первые годы ее существования (1879 – 1880) он относился к ней сдержанно, и не только в силу принципиальных разно­гласий (например, Лавров не одобрял акценты на террор), но и субъектив­ных причин (партия создавалась без его участия). Однако с 1881 г. Петр Лаврович приступил к тесному сотруд­ни­честву с «Народной волей», убедившись, что «…успех революционного дела в России все более отождествляется с успехом этих ”террористов”» (Лавров П.Л. Фи­лософия и социология. Т. 2. С. 652). В 1882 г. он участвовал в создании загра­ничного отдела «Крас­ного креста ”Народной воли”» в Па­риже, с 1883 г. был соредактором журнала «Вестник Народной воли», который, как он заявлял, должен отражать мнения предста­вителей «разных теоретических оттенков социализма». Разделяя цели «Народной воли», Лавров не полно­стью соглашался с уста­нов­ками этой партии, в частности считал опасной систему «крас­ного тер­рора» против представи­телей власти в качестве главного тактического оружия. В то же время Лавров стал скептически относиться к способности интелли­ген­ции сблизиться с народом; был вынужден признать ограниченность клас­со­вого самосозна­ния крестьянства.

Лавров, проживая в эмиграции, много внимания уделял изуче­нию исто­рии со­циализма, ис­токи которого пытался найти в отдален­ном прошлом; он проследил фа­зисы развития социализма через развитие идей. О социализме Петр Лаврович писал больше, чем любой другой теоретик революционного народничества. Он разработал концепцию «научного», или «рабочего социализма», ко­торый строился на почве «общности труда» и выступал как неизбежное следст­вие прошед­ших эта­пов истории. Лавров надеялся, что борьба под знаме­нем «рабочего со­циа­лизма» приведет к строю «социалистического обще­жития», к гармонии ин­тере­сов, труда и знания. Человек будет на основе всеобщего труда на об­щую пользу отдавать все свои силы для развития об­щества и брать лишь необ­ходимое для личного сущест­вования и развития (Лавров П.Л. Избранные сочинения на социально-политические темы. Т. 4. С. 144). Фактически Лавров, вслед за Герценом и Чернышевским, от­стаивал общинный строй будущего об­щества, для которого характерны общая соб­ственность и всеобщий труд, а основным зве­ном государственного и обществен­ного устройства выступает «ав­тономная светская община». В противовес анархи­стам, Лавров подчеркивал вынужденную необ­ходимость использо­вания государ­ственной машины победившим народом для «осу­ществле­ния прогресса» и подав­ления реакционных сил, предполагая при этом, что государственные эле­менты будут постепенно отмирать по мере фор­мирования «свободной федерации об­щин».

Отме­чая роль марксизма, Лавров считал его только одним из учений «науч­ного социа­лизма», разработанным в основном на ма­те­риалах Западной Европы. При этом он неоднократно критиковал мар­ксистов за их попытки утвердить свое идеологическое господ­ство в социалистическом движении. Именно в этой связи Лавров выступал в 1870 – 1872 гг. за «смягчение вражды» между Марксом и Бакуни­ным, не в полной мере объективно оценивая принципиаль­ный характер и масштабы разногласий. С середины 1880-х гг., не без влияния марксизма, Лавров стал больше внимания уделять тенденциям раз­вития реального общества, в част­ности экономиче­ским процессам. Изучал особенности классовой борьбы в различ­ных странах, деятельность политических партий. Скептически отно­сился к перспек­тивам социал-демократического движе­ния в России, к деятельности марксистской группы «Освобождение труда». Отстаи­вая необходимость единства, солидарных действий всех со­циально-революционных сил в родной стране, Лавров порицал Г.В. Плеханова за неоп­равданную остроту и категоричность его выступлений про­тив на­родни­ков. На первом, Парижском (1889) конгрессе II Интернационала высту­пил с докладом «Положение социализма в России» . Приветст­вовал начало (с сере­дины 1890-х гг.) массовой пролетарской борьбы в России. В по­следние годы жизни издал ряд обобщающих трудов, в частности: «На­родники-пропагандисты 1873 – 1878 гг.» (1896), «Очерк эволюции чело­веческой мысли» (1898), «Задачи понимания истории» (1898).

Проживая за рубежом, Лавров выступал «мозговым центром» русской поли­ти­ческой эмиграции. По мере возможностей помогал эмигрантам деньгами, в трудоустройстве, защищал их от преследо­ваний царского правительства.

Наследие Лаврова как «ветерана революционной теории» активно использовали для обоснования своих идеологических и политических постулатов представители различных течений революционной мысли в России, включая как социалистов-революционеров, так и социал-демократов. И ныне сохраняют актуальность положения и выводы Лаврова, относящиеся к историософии, теориям морали и личности, проблемам общественного сознания.

Александр Свалов

Использована книга: Общественная мысль России XVIII– начала XX века: Энциклопедия. М., РОССПЭН. 2005. С. 245– 248; исправления и дополнения – специально для «ХРОНОСА».


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 470; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!