Понятие личности и основные факторы ее формирования в современном обществе.

Вопрос 13. Социальная природа человека. Понятие личности и основные факторы ее формирования в современном обществе.

В чем состоит социальная природа человека.

Природа человека биосоциальна, в то время как сущность человека социальна.Этот тезис можно обосновать, обратившись к тому, что известно философии и науке о происхождении человеческого рода и о самых важных факторах становления единичного индивида.

      Определение сущности человека неотделимо от обсужде­ния противоречий его существования, его бытия. К. Маркс ус­матривал сущность человека в совокупности (ансамбле) общественных отношений, формирующих то или иное отношение человека к миру в разные исторические эпохи. Чтобы понять, как, когда и почему возникают общественные отношения, не­обходимо вновь обратиться к генезису человеческого рода, к проблеме возникновения и закрепления внебиологических форм регуляции деятельности.

      Огромную роль в этом процессе сыграло развитие языка как специфически человеческого канала общения и основы для успешной предметно-практической деятельности. Без названия предметов и явлений, без их обозначения невозможно было бы развитие производства и общения и тем самым социальности той «ткани», которая объединяла первобытных людей и разделяла «наших» и «чужих», вредное и полезное, священное и обы­денное.

      Природное развитие, подготовившее субстрат для возникновения принципиально нового, надбиологического, сверхпри­родного способа выживания и совершенствования человека, который носит название человеческой культуры. Ее сущность — в передаче по каналам информации способов общения индиви­дов между собой, традиций, обычаев, обрядов и всего того, что выражается словом.

      Половые и пищевые запреты (табу), вероятно, являлись древнейшими формами регуляции поведения человека, которые выступали своеобразным «руководством к действию», ос­нованным на опыте предков. Табу были универсальными за­претами, которые касались всех членов рода — мужчин и жен­щин, сильных и слабых, старейшин и детей. Для становления человека огромное значение имело осознание факта смерти, что видно по ритуальным погребениям уже в эпоху палеолита. Очевидно, что в сознании первобытного человека очень рано произошло разделение мира на мир реальный и потусторон­ний, земной и сверхъестественный.

      В становлении социальной сущности человека огромную роль играл труд как целесообразная деятельность человека по преобразованию природы в целях удовлетворения своих потреб­ностей. В философском смысле происхождение труда и его первоначальная эволюция интересны, прежде всего, тем, что в этом процессе закладывались основа коллективного взаимодействия людей, социально-психологические стереотипы их поведения. Понятно, что на самых ранних этапах доминировало естественное присвоение плодов земных, хотя природа уже выступала и как условие зарождающегося производства, как арсенал средств труда. Первый тип отношений наших предков с природой можно обозначить как пользование. Оно вызывало к жизни и первые примитивные формы осознания таких явле­ний, как собственность и власть.

      Зачатки будущей собственности возникали, по-видимому, как определенная форма отношений между «мы» и «они» (т. е. дру­гое племя) по поводу источников пищи. Следующий шаг, оче­видно, был связан с развитием владения, т. е. длительного целенаправленного пользования, например, огнем как достояни­ем всей родовой общины или запасами продовольствия, «общим котлом». Наконец, с развитием производства, установлением регулярных обменов продуктами труда с соседними общинами появляется феномен распоряжения результатами производства, из чего вырастает торговля. Этот процесс особенно ускорился в период так называемой «неолитической революции», с перехо­дом к земледелию, скотоводству и ремеслу.

      Необходимо заметить, что в настоящее время существует целый ряд концепций, которые моделируют процесс антропоьсциогенеза – происхождения человека и общества: трудовая концепция, игровая, психоаналитическая, знаково-символическая.

      Если мы обратимся не только к генезису человеческого рода, но единичного человека, мы также встретимся с социальной детерминацией его формирования.

       Человек, рождаясь, проходит процесс социализации в конкретной (исторически и географически) системе СК. Социализация - процесс приобщения человека к определенной социальной среде, овладения им необходимыми навыками и знаниями. Основное значение в этом процессе принадлежит периоду раннего детства, когда ребенок осваивает язык, необходимые нормы поведения и общения – определенный социкод. Человек, включаясь в социальную коммуникацию (СК), приобретает социальную сущность. Таким образом, СК определяет генезис (возникновение) человека как индивида, иначе говоря,человек возникает как человек и функционирует как социальное и культурное существо, включаясь в систему СК..

      Коммуникация– понятие, под которым понимают социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам и с помощью разных средств коммуникации. Коммуникация является одной из основ жизни человека и общества, поскольку повседневно обеспечивает единство и преемственность человеческой деятельности. С помощью коммуникации люди конструируют и поддерживают свои отношения. Коммуникация – это всегда только социальная коммуникация (СК), т.е. характеризует только социальное бытие.

СК разнообразна.

      СК – сложный феномен, который можно структурировать по разным основаниям. По такому критерию, как носитель СК, можно выделить:

- аутокоммуникацию. Субъективный мир человека представляет собой полифонию различных «голосов» (например, во внутреннем представлении о себе переплетаются образы реального , идеального, фантастического, желаемого «Я»; соотносит свое поведение с социально приемлемыми нормами и совестью и т.д.). Человек постоянно ведет внутренний диалог с собой.

- межличностную коммуникацию, носителем которой является какая-либо группа. Современный человек входит в очень большое количество социальных групп, осваивает множество социальных ролей и таким образом определяет свое место в социуме. СК для группы – способ ее сплочения.

- массовая коммуникация, охватывающая большие социальные группы в масштабах всего общества (молодежь, женщины, этносы, религиозные общины). Специфику массовой коммуникации придают средства массовой коммуникации – радио, ТВ, компьютерные сети, печатная продукция.

Канадский философ и культуролог М. Маклюэн структурировал СК по такому критерию, как средства коммуникации (в книге «Галактика Гутенберга», 1962 г.).

- аудиокоммуникация. Характерна для традиционного общества в которой системообразующими являлись такие технологии коммуникации, как устная речь и письменность. Там преобладал “сенсорный баланс”, ориентированный на слух (даже в средние века манускрипты обычно зачитывались вслух) и тактильность. Голос – способ самоопределения человека в культуре.В этой культуре человеческая индивидуальность выражена слабо, человек внушаем под влиянием чужого голоса.

- визуальная коммуникация. Изобретение печатного пресса и печатного слова приводит к безусловному господству визуального восприятия. Текст опосредует связи, делает контакты людей косвенными. Формируется новый тип ментальности: печатный текст предоставляет человеку возможность для индивидуальной и критической трактовки. Формируется особый тип человеческой индивидуальности – критической и неповторимой Этот тип порождает соответствующие общественные отношения, экономический уклад, науку, технику индустриальной эпохи.

- аудиовизуальная коммуникация. В 20 в. приходят электронные средства общения (радио, ТВ), которые способствуют слиянию изолированных друг от друга индивидов, наций и рас в единую коммуникационное сообщество -“глобальную деревню”. Возникает эра «тотального объятия»: в СК включены все сенсорные системы человека, поэтому восприятие человека становится управляемым. Коммуникация приобретает массовый характер, основывается на технологиях и продуцирует особый тип личности – усредненную личность, информированную, но лишенную индивидуальности. По Маклюэну, предшествующие средства связи и коммуникации являются технологическим “продолжением” человеческих органов. Электронные средства коммуникации становятся “продолжением” нервной системы человека, технологически расширяющейся за пределы его органического тела. Подтверждением предвидения Маклюэна стало возникновение глобальной сети Интернет в 80-е г.г.

      Таким образом формирование человечества и человека с необходимостью предполагают наличие не только природных, но и социальных факторов.

Понятие личности и основные факторы ее формирования в современном обществе.

Человек является продуктом не только биологической, но и социальной эволюции, продуктом истории. Становление человека происходит только в конкретных социальных условиях. Своеобразие производства материальных условий, сферы потребления, социальных отношений определяет образ жизни человека, устойчивое своеобразие его поведения. Человек – совокупность производственных (социальных) отношений (К. Маркс).Человек - как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью.Но, будучи включенной в определенные общественные отношения и обусловленной ими, личность не является пассивным участником этих отношений. Индивидуальная жизнедеятельность является в значительной мере автономной, позволяет человеку быть свободным от жестких социальных регламентаций, диктата власти, не терять самообладания в условиях социальной дестабилизации и тоталитарных репрессий.

Личность - сложный объект изучения, поскольку она, находясь как бы на грани двух огромных миров - биологического и социального, вбирает всю их многоплановость и многомерность. Общество как социальная система, социальные группы и институты не обладают такой степенью сложности, ибо они сугубо социальные образования.Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль.Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность - это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта.

Очевидно, что это крайние точки зрения на процесс формирования личности. Представляется удовлетворительным следующее определение личности:"Личность - это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения". В соответствии с этим взглядом личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального и культурного опыта. При этом не отрицается наличие у нее врожденных способностей, темперамента и предрасположенности, значительно влияющих на процесс формирования личностных черт.Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т. е. не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю.

Факторы формирования личности:

Биологическая наследственность. Биологические факты закладывают основу социальной жизни людей. Во многом объясняет индивидуальность личности, ее отличие от других членов общества. Благодаря биологическим факторам формируются темперамент, характер, способности.

Физическое окружение. Под влиянием климатических, географических условий, природным ресурсам, сосредоточенным на той или иной территорий формируются определенные черты личности. Однако влияние только физического окружения недостаточно.

Культура. Культура влияет в целом на общество через традиции, образцы поведения, общие для данной культуры ценности и т.д. таким образом формируется наиболее типичный для данной культуры тип личности. В социологии он получил название – модальная личность («мода» в статистике — наиболее часто встречающаяся величина в ряду данных).

Групповой опыт. Каждый человек является частью социума, входит в состав каких-либо групп. Данное окружение воздействует на человека, формируя социальную составляющую личности, индивид усваивает нормы и правила поведения, существующие в его окружении. Групповой опыт связан с процессом социализации (будет рассмотрено в 3 вопросе).

Индивидуальный опыт. Каждая личность уникальна, так как оказывает влияние индивидуальный опыт, который у каждого человека свой, происходящее вокруг воспринимается через призму собственного восприятия.

Личность действительно выступает продуктом общественных отношений, поскольку все ее потребности, интересы, цели, знания, убеждения, опыт во многом формируются под воздействием социальной среды, в которой она живет и действует. Вместе с тем было бы неверно рассматривать личность простым отражением социального окружения. Если бы так было, то все люди, принадлежащие к одной социальной среде, культуре, совсем бы не отличались друг от друга. Однотипная социальная среда формировала бы одинаковых людей. Однако это не так. Каждый человек по-своему своеобразен, отличен от других. Его особенность проявляется в мышлении, чувствах, поведении. Конечно, общество, общественная среда во многом "лепят" личность, но она при этом отнюдь не оказывается тем податливым материалом, наподобие, например, глины, из которого можно вылепить все, что заблагорассудится. Личность характеризует не только всеобщее и регулярное, но и индивидуальное тоже. Это значит, что личность следует понимать не только как повторяющуюся единицу, но и как уникальную единичность.

 

 
 

 

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 880; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!