Цель настоящего издания объяснить сходство сказок и легенд у различных народов, указать на ученое и поэтическое их значение и представить образцы русских народных сказок.
НАРОДНЫЕ РУССКИЕ СКАЗКИ
А. Н. АФАНАСЬЕВА
В ТРЕХ ТОМАХ
ТОМ
I
ИЗДАНИЕ ПОДГОТОВИЛИ
Л. Г. БАРАГ и Н. В. НОВИКОВ
СОДЕРЖАНИЕ
Текст | Прим. | |||
Предисловие А. Н. Афанасьева ко 2-му изданию 1873 г. | 5 | |||
1—7. | Лисичка-сестричка и волк | 11 | 436 | |
8. | За лапоток — курочку, за курочку — гусочку | 20 | 438 | |
9—13. | Лиса-повитуха | 21 | 438 | |
14. | Лиса, заяц и петух | 26 | 438 | |
15—17. | Лиса-исповедница | 27 | 439 | |
18. | Лиса-лекарка | 31 | 440 | |
19. | Старик лезет на небо | 32 | 440 | |
20. | Старик на небе | 32 | 440 | |
21—22. | Лиса-плачея | 33 | 441 | |
23—26. | Мужик, медведь и лиса | 34 | 441 | |
27. | Старая хлеб-соль забывается | 39 | 442 | |
28. | Овца, лиса и волк | 40 | 443 | |
29—30. | Звери в яме | 41 | 443 | |
31. | Лиса и тетерев | 43 | 444 | |
32. | Лиса и дятел | 43 | 444 | |
33. | Лиса и журавль | 44 | 444 | |
34. | Снегурушка и лиса | 45 | 445 | |
35. | Лиса и рак | 46 | 445 | |
36. | Колобок | 46 | 445 | |
37—39. | Кот, петух и лиса | 48 | 446 | |
40—43. | Кот и лиса | 51 | 447 | |
44—47. | Напуганные медведь и волки | 55 | 447 | |
48. | Медведь, лиса, слепень и мужик | 61 | 448 | |
49—50. | Волк | 62 | 449 | |
51—52. | Свинья и волк | 63 | 449 | |
53—54. | Волк и коза | 64 | 449 | |
55—56. | Волк-дурень | 66 | 450 | |
57—58. | Медведь | 69 | 451 |
- 509 -
|
|
Текст | Прим. | |||
59. | Медведь, собака и кошка | 71 | 451 | |
60—61. | Коза | 72 | 452 | |
62. | Сказка о козе лупленой | 75 | 452 | |
63. | Сказка про одного однобокого барана | 76 | 452 | |
64. | Зимовье зверей | 77 | 453 | |
65. | Медведь и петух | 78 | 453 | |
66—67. | Собака и дятел | 79 | 453 | |
68. | Кочет и курица | 81 | 454 | |
69. | Смерть петушка | 82 | 454 | |
70—71. | Курочка | 83 | 454 | |
72. | Журавль и цапля | 85 | 455 | |
73. | Ворона и рак | 85 | 455 | |
74. | Орел и ворона | 86 | 455 | |
75. | Золотая рыбка | 86 | 455 | |
76. | Жадная старуха | 89 | 456 | |
77—80. | Сказка о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове | 90 | 457 | |
81. | Байка о щуке зубастой | 103 | 457 | |
82—84. | Терем мухи | 104 | 458 | |
85—86. | Мизгирь | 106 | 458 | |
87—88. | Пузырь, соломинка и лапоть | 107 | 459 | |
89. | Репка | 107 | 459 | |
90. | Грибы | 108 | 459 | |
91. | Мороз, Солнце и Ветер | 108 | 459 | |
92. | Солнце, Месяц и Ворон Воронович | 109 | 460 | |
93. | Ведьма и Солнцева сестра | 110 | 460 | |
94. | Вазуза и Волга | 112 | 461 | |
95—96. | Морозко | 113 | 461 | |
97. | Старуха-говоруха | 117 | 462 | |
98. | Дочь и падчерица | 118 | 462 | |
99. | Кобиляча голова | 119 | 462 | |
100. | Крошечка-Хаврошечка | 120 | 462 | |
101. | Буренушка | 122 | 462 | |
102—103. | Баба-яга | 124 | 463 | |
104. | Василиса Прекрасная | 127 | 463 | |
105. | Баба-яга и Заморышек | 132 | 463 | |
106—107. | Баба-яга и жихарь | 135 | 464 | |
108—111. | Ивашко и ведьма | 138 | 464 |
- 510 -
|
|
Текст | Прим. | |||
112. | Терешечка | 146 | 465 | |
113. | Гуси-лебеди | 147 | 465 | |
114. | Князь Данила-Говорила | 149 | 465 | |
115—122. | Правда и Кривда | 152 | 465 | |
123—124. | Королевич и его дядька | 163 | 467 | |
125. | Иван-царевич и Марфа-царевна | 170 | 469 | |
126. | Масенжны дзядок | 174 | 469 | |
127. | Купеческая дочь и служанка | 177 | 470 | |
128—130. | Три царства — медное, серебряное и золотое | 180 | 470 | |
131. | Фролка-сидень | 199 | 473 | |
132. | Норка-зверь | 201 | 476 | |
133—134. | Покатигорошек | 205 | 477 | |
135. | Иван Попялов | 214 | 478 | |
136. | Буря-богатырь Иван коровий сын | 216 | 478 | |
137. | Иван Быкович | 225 | 480 | |
138. | Иван крестьянский сын и мужичок сам с перст, усы на семь верст | 232 | 482 | |
139. | Иван Сученко и Белый Полянин | 236 | 482 | |
140. | Зорька. Вечорка и Полуночка | 241 | 483 | |
141—142. | Медведко, Усыня, Горыня и Дубыня-богатыри | 244 | 483 | |
143. | Надзей папов ўнук | 250 | 485 | |
144. | Летучий корабль | 253 | 485 | |
145—147. | Семь Семионов | 256 | 486 | |
148. | Никита Кожемяка | 263 | 487 | |
149. | Змей и цыган | 264 | 487 | |
150. | Батрак | 265 | 487 | |
151. | Шабарша | 268 | 489 | |
152. | Иванко Медведко | 270 | 489 | |
153. | Солдат избавляет царевну | 272 | 490 | |
154. | Беглый солдат и черт | 275 | 490 | |
155. | Два Ивана солдатских сына | 278 | 490 | |
156—158. | Кощей Бессмертный | 285 | 491 | |
159. | Марья Моревна | 300 | 493 | |
160. | Федор Тугарин и Анастасия Прекрасная | 305 | 494 | |
161. | Иван-царевич и Белый Полянин | 309 | 494 | |
162. | Хрустальная гора | 313 | 495 | |
163. | Бухтан Бухтанович | 315 | 496 |
- 511 -
|
|
Текст | Прим. | |||||
164. | Козьма Скоробогатый | 316 | 497 | |||
165—166. | Емеля-дурак | 320 | 498 | |||
167. | По щучьему веленью | 328 | 498 | |||
168. | Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке | 331 | 499 | |||
169—170. | Жар-птица и Василиса-царевна | 344 | 499 | |||
171—178. | Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде | 349 | 500 | |||
ПРИЛОЖЕНИЯ
| ||||||
Л. Г. Бараг, Н. В. Новиков. А. Н. Афанасьев и его собрание народных сказок | 377 | |||||
Библиография (Сост. Л. Г. Бараг и Н. В. Новиков) | 427 | |||||
Список сокращений | 429 | |||||
Примечания (Сост. Л. Г. Бараг и Н. В. Новиков) | 432 | |||||
Список иллюстраций | 506 |
ПРЕДИСЛОВИЕ А. Н. АФАНАСЬЕВА
КО 2-МУ ИЗДАНИЮ 1873 Г.
Между разнообразными памятниками устной народной словесности (песнями, пословицами, поговорками, причитаниями, заговорами и загадками) весьма видное место занимают сказки. Тесно связанные по своему складу и содержанию со всеми другими памятниками народного слова и исполненные древних преданий, они представляют много любопытного и в художественном и в этнографическом отношениях. Важное значение народных сказок как обильного материала для истории словесности, филологии и этнографии, давно сознано и утверждено даровитейшими из германских ученых. Они не только поспешили собрать свои народные сказки и легенды, но еще усвоили немецкой литературе в прекрасных переводах почти все, что было издано по этому предмету у других народов. Конечно, нигде не обращено такого серьезного внимания на памятники народной словесности, как в Германии, и в этом отношении заслуга немецких ученых действительно велика, и нельзя не пожелать, чтобы благородный труд, подъятый ими на пользу народности, послужил и нам благим примером. Пора, наконец, и нам дельней и строже заняться собранием и изданием в свет простонародных сказок, тем более что, кроме поэтического и ученого достоинств подобного сборника, он может с пользою послужить для первоначального воспитания, представляя занимательные рассказы для детского чтения. Разумеется, предпринимая издание с этою последнею целью, необходимо допустить строгий выбор, но такой выбор легко будет сделать. Увлекаясь простодушною фантазиею народной сказки, детский ум нечувствительно привыкнет к простоте эстетических требований и чистоте нравственных побуждений и познакомится с чистым народным языком, его меткими оборотами и художественно верными природе описаниями. Мысль эту разделяли лучшие из наших поэтов: Жуковский и Пушкин, познакомившие публику с некоторыми народными сказками, передавая их простое содержание в прекрасных стихах. Жуковский под конец своей жизни думал исключительно заняться переводом сказок различных народов; а Пушкин в одном из своих писем говорит о себе: «Вечером слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! каждая есть поэма!»
Цель настоящего издания объяснить сходство сказок и легенд у различных народов, указать на ученое и поэтическое их значение и представить образцы русских народных сказок.
Мы не раз уже говорили о доисторическом сродстве преданий и поверий у всех народов индоевропейского племени. Такое сродство условливалось:
6
Во-первых, одинаковостью первоначальных впечатлений, возбужденных в человеке видимою природою, обожание которой легло в основу его нравственных и религиозных убеждений, в эпоху младенчества народов; во-вторых, единством древнейшего происхождения ныне столько разъединенных народов. Разделяясь от единого корня на отдельные ветви, они вынесли из прошлой своей жизни множество одинаковых преданий, и доказательства своего изначального родства затаили в звуках родного слова. Доказано, что тою же творческою силою, какою создавался язык, создавались и народные верования и верная их представительница — народная поэзия; образование слова и мифа шло одновременно, и взаимное воздействие языка на создание мифических представлений и мифа, на рождение слова не подлежит сомнению. Теперь, если мы припомним, что народные сказки древнейшей первичной формации сохранили в себе много указаний и намеков на седую старину доисторического периода, что они суть обломки древнейшего поэтического слова — эпоса, который был для народа хранилищем его верований и подвигов, — для нас будет понятно и то удивительное с первого взгляда сходство, какое замечается между сказками различных народов, живущих на столь отдаленных одна от другой местностях и столь разною историческою жизнию. Особенно такое сходство замечается между сказками народов, состоящих в наиболее близком племенном родстве, например между сказками славянскими, литовскими и немецкими. Читатели убедятся в этих высказанных нами мнениях из подробного сличения народных сказок, на котором мы, с надеждою пояснить многие старинные предания, основываем примечания к нашему изданию1.
Народные русские сказки раскрывают пред нами обширный мир. Поверья и предания, встречаемые в них, говорят о старинном доисторическом быте славянских племен; олицетворенная стихия, вещие птицы и звери, чары и обряды, таинственные загадки, сны и приметы — все послужило мотивами, из которых развился сказочный эпос, столько пленительный своею младенческою наивностью, теплою любовью к природе и обаятельною силою чудесного. Могучие силы и поразительные явления природы, признанные в эпоху язычества за богов, вследствие обычного развития древних верований воплощались не только в птиц и зверей, но и в антропоморфические образы и, сблизившись мало-помалу с человеческими формами и свойствами, снизошли, наконец, с своей недосягаемой высоты на степень героев, доступных людским страстям и житейским тревогам, и породили богатырские сказания, повествующие о их чудесных подвигах. Таковы все герои финской поэмы Калевалы и греческие полубоги; таков наш
7
Змей Горыныч, который в «былинах» является уже богатырем, хотя и сохраняет все атрибуты огненного змея (молниеносной тучи); таковы в народных сказках великаны и богатыри, удержавшие даже свои стихийные названия: Вихорь, Гром, Град. Эти сказочные герои усвоили себе то страшное могущество, какое принадлежит силам природы, и получили громадные, соответственные этому могуществу размеры; самое слово богатырь (от слова бог чрез прилагательное богат; сравни латинск. deus, dives, divus от корня div — блистать, светить, откуда и наши баснословные дивы) означает существо, наделенное высшими, божескими качествами. Трудные подвиги богатырей и их битвы с великанами и змиями суть только образные, поэтические изображения естественных явлений, так могущественно влияющих на производительность земли. Солнце, закрываемое темными тучами, в народных сказках представляется златокудрою девою неописанной красоты, похищаемою змием, который уносит ее в свои неприступные горы и ограждает крепкими затворами; освободителем красной де́вицы является богатырь, владетель чудодейственного меча-саморуба, то есть сам Перун, божество грозы и молнии: он проникает в мрачные подземелья, выпивает там всю сильную воду и поражает змия, или, говоря простым, обыкновенным языком, он разбивает тучи молнией, проливает на землю дождь и выводит из змииных пещер деву-солнце. Другой ряд народных сказок в таких же пластических образах изображает годовое обращение этого светила. Невеста-земля, в полном цвете и роскоши своих летних уборов, вдруг под влиянием чар злой колдуньи-зимы превращается в камень и засыпает долгим, непробудным сном; во всем ее царстве жизнь приостанавливается и как бы застывает до тех пор, пока жаркий поцелуй молодого царевича — весеннего солнца не разбудит красавицы для любви и общей радости. Пробужденная невеста вступает в брак с светозарным царевичем, и земля начинает свои роды.
Позднее сказка, верная народной жизни, отразила в своих богатырских повестях черты из эпохи великой борьбы христианских идей с языческими; многие из древних преданий были подновлены, согласно с вновь возникшими взглядами и убеждениями, и некоторые эпические сказания получили легендарную обстановку, хотя, впрочем, из-за этих подновлений до сих пор еще сквозит дохристианская старина. Сильномогучие богатыри, победители сказочных великанов и многоглавых змиев в «былинах» уже сражаются против какого-то Идолища и неверных народов; на своих крепких плечах они выносят беспрестанные и беспощадные битвы с погаными азиатскими кочевниками и отстаивают независимость и государственные основы родной земли, тогда как великаны и змии выставляются защитниками басурманства. Еще позднее — и народная сказка, свидетельствуя нам о некоторых чертах древнего новгородского быта (см. «Русск. нар. сказки» Сахарова), вводит читателя в мир действительных событий и чрез то сближает его с чисто историческим эпосом Слова о полку, малороссийских дум и народных песен о Грозном, Петре Великом и других знаменитых деятелях.
Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 266; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!