Архитектура и скульптура эпохи Возрождения



Первобытное искусство

2. Искусство Древнего Египта

3. Искусство Древней Греции

4. Искусство Древнего Рима

5. Искусство Византии

6. Искусство эпохи Средневековья

7. Архитектура и скульптура эпохи Возрождения

8. Живопись эпохи Возрождения

9. Архитектура и скульптура Италии XVII века. Стиль барокко

10. Искусство Испании XVII века

11. Искусство Фландрии XVII века

12. «Малые» голландцы

13. Искусство Франции XVII века. Стиль классицизм

14. Искусство Франции XVIII века

15. Искусство Западной Европы XIX века

16. Импрессионизм

17. Неоимпрессионизм, постимпрессионизм

18. Стили и направления XX века

19. Зарубежное искусство XX века

20. Искусство Древней Руси

21. Ансамбль Московского Кремля

22. Русское искусство XVIII века

23. Русское искусство XIX века

24. Русское искусство XX века

Первобытное искусство

Версии происхождения изобразительного искусства

Эволюция первобытного искусства: от отпечатков рук до развитой изобразительной деятельности.

Основные темы искусства палеолита: изображением женщин и животных.

Основная тема мезолита: изображение охотничьих и военных сцен.

Переход от наглядного образа к знаку в искусстве неолита.

Мегалитические сооружения. Менгиры, дольмены, кромлехи.

Искусство Древнего Египта

Ступенчатая пирамида Джосера в Саккаре

Великие пирамиды Гизы

Роль художника в Др. Египте, магический характер изображений, связь с заупокойным культом.

Характерные черты: условность и построчность изображения, выделение главного размером, следование канону.

Архитектура в Карнаке и Луксоре.

Скульптура Др. Египта

 

Искусство Древней Греции

Искусство Эгейского мира (Кносский дворец на острове Крит, мотивы быка в критском искусстве)

Вазопись (Стили: геометрический, ковровый, чернофигурный, краснофигурный)

Достижения греческой архитектуры – ордерная система.

Храм – как жилище бога на земле.

Ансамбль Афинского Акрополя.

Скульптура Др. Греции ( куросы и коры, скульпторы: Мирон, Поликлет, Скопас, Пракситель, Леохар…скульптура Эллинизма)

Искусство Эллинизма как культуры, объединившей в себе черты греческой культуры и восточных традиций.

Искусство Древнего Рима

Влияние греческого искусства.

Архитектура: многообразие типов сооружений, богатство композиционных форм. Форум, храмы, базилики, лавки торговцев, рынки. Главное завоевание римлян в строительстве общественных сооружений – создание огромных внутренних пространств, свободных от внутренних опор. Основная форма перекрытия – цилиндрический свод из бетона и камня. Крестово-купольный свод. Создание ордерной аркады. Секрет долговечности римской архитектуры – водоупорный бетон.

Скульптура: передача индивидуальных черт лица в скульптурном портрете.

Живопись: античные фрески, фаюмский портрет, мозаики вилл и терм.

Искусство Византии

Византийское искусство внесло в культуру многих стран новое содержание, наполнило его новыми образами. Оно формировалось, с одной стороны, на основе античной архитектуры и скульптуры, а с другой - под влиянием художественной культуры Ближнего Востока. Особенно важную роль в художественной жизни сыграло христианство.

Раннехристианская архитектура. Храм св. Софии в Константинополе

Рассказать об образовании Восточной части Римской империи, об истории термина «Византия»; о преемственности греко-римской культуры. Познакомить с величайшими достижениями в области архитектуры: разработке идеи христианского храма на рубеже V-VI веков как подобия небесного града Иерусалима; проследить развитие композиции храма от варианта римской базилики до создания схемы крестово-купольного храма; раскрыть символику частей храма в их единстве. Обратить внимание на скромную внешнюю отделку сооружения и богатое внутреннее убранство как специфику византийских храмов; на расположение мозаик в интерьере. Познакомить с шедевром византийской архитектуры Софией Константинопольской (532 – 537 гг.; зодчие Анфимий из Тралл и Исидор из Милета).

Византийская иконопись 

Проследить то, как изменялся язык изображений святых от реалистических индивидуальных образов до изобразительных элементов, которые приобрели характер условных знаков, закрепленных в каноне. Рассмотреть то, как развивался главный образ византийской культуры - образ Иисуса Христа - от юноши пастуха до возникновения образа Бога – грозного, непримиримого судьи. Рассказать о том, что именно Византия выработала все прообразы (архетипы) - постоянные иконографические схемы, от которых не полагалось отступать при изображении священных сюжетов. Познакомить с мозаиками собора Сан Витале в Равенне; мозаиками Софийского собора. Святой Лука как первый иконописец. Шедевр византийской живописи 11 - начала 12 века – икона столичной школы «Владимирская Богоматерь», иконографического типа «Умиление». Взаимоотношение между изображением и молящимся.

Византийский орнамент

В византийском орнаменте осуществилось слияние эллинистических и восточных традиций; орнамент состоял из сплетений звериных (птиц, грифонов, барсов) мотивов, стилизованных растительных побегов, в частности, виноградных лоз; формы утрачивают объемность, становятся более плоскими.

Рассмотреть характерные черты и мотивы орнаментального искусства Византии: причудливую узорчатость, заимствованную у персов; изображения животных на византийских тканях, заключенные в геометрические фигуры – круги или многоугольники; сильно стилизованные растительные формы, которые разделяются на простейшие элементы (пальметику, полупальметику и вьющийся стебель); древовидные композиции. Отметить наиболее употребляемые цвета в византийском орнаменте: ярко-зеленый, ярко-красный, фиолетовый, пурпурный.

Средневековое искусство

Романское искусство

Романское искусство связано с христианской церковью.

В 11-12 веках большую роль начинают играть города. (города обносились большими неприступными стенами, укреплялись рвом..) Складывается тип феодального замка.

Храмы – в форме базилики (с несколькими нефами). Главный признак романского стиля – круглые арки над оконными или дверными проемами. Храмы украшали рельефами и витражами на сюжеты из жизни святых. Отношение к изображениям монументальной живописи как «книге для неграмотных» определяет роль художника в обществе: доносить текст Библии в зримых образах.

Готический стиль

Собор – центр городской жизни и ведущий тип строительства. (каркасная система и стрельчатый свод, позволили увеличить высоту сооружений и наполнить их светом). Устремленность ввысь, многообразие декоративных форм, игра светотени готических соборов. Горожане и ремесленники как заказчики статуй, рельефов, витражей. Сплетение фантастических и реальных мотивов в орнаментике. Собор в Шартре, Кельнский собор и т. д.

 

Архитектура и скульптура эпохи Возрождения

Светский характер культуры Возрождения.

Принцип гуманизма, утверждение достоинства и красоты человека, его разума и воли, его творческих сил как основа культуры Возрождения. Творчество Филиппо Брунеллески (1377 – 1446), родоначальника ренессансной архитектуры. Купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, усвоение древнеримской и готической традиции.

Разработка основных принципов сооружения палаццо (городского дворца).

Сложение единого национального стиля, основанного на свободном использовании классических ордеров античности. Творчество Браманте (1444 – 1514).

Проект собора св. Петра в Риме – как главное создание Браманте. Творчество Андреа Палладио (1508 – 1580), теоретика, исследователя и крупнейшего практика-строителя второй половины XVI века. Создание нового типа загородной виллы. «Ротонда близ Виченцы» (1551 – 1567). 

Скульптура эпохи Возрождения

Обретение скульптурой самостоятельности (до этого скульптура находилась в полной зависимости от архитектуры)

Творчество Лоренцо Гиберти (1378 – 1455), выдающегося скульптора, первого историка итальянского искусства, блестящего рисовальщика, посвятившего всю творческую жизнь созданию живописного монументального декоративного рельефа. Бронзовые двери баптистерия (XV в., Флоренция). «Встреча царя Соломона с царицей Савской» и др. Лирическая красота образов, правильность пропорций фигур, богатство пейзажных и архитектурных фонов. Равновесие и гармония всех элементов изображения.

Творчество Донателло (ок. 1386 – 1466, полное имя – Донато ди Николо ди Бетто Барди), Создание героизированного образа человека Возрождения. Давид (1430-1440-е годы) – первая обнаженная статуя в итальянской пластике Возрождения. Монументальная декоративность и реализм скульптурного портрета Донателло. Конная статуя Гаттамелата (1447 – 1453) – первый конный памятник в искусстве Возрождения.

Живопись эпохи Возрождения

Подражание античности дало основание назвать период в искусстве - Возрождение, что в переводе с французского означает "Ренессанс". Это было новое искусство, опирающееся на античные образцы. Итальянское Возрождение разделяют на 3 этапа: VIII - XIV века - Предвозрождение (Проторенессанс или Треченто -с ит.); XV век - раннее Возрождение (Кватроченто); конец XV - начало XVI века - Высокий Ренессанс.

Предвозрождение.

Основоположник реалистической живописи Джотто ди Бондоне (1266/67 – 1337). Фрески в Капелле дель Арена в Падуе (реалистический характер изображения пространства и людей).

Раннее Возрождение

Живописцы научились верно передавать пространство, свет и тень, естественные позы, разнообразные человеческие чувства.

Мазаччо (1401 – 1428). Фрески капеллы Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине. Основные принципы ренессансной живописи: стремление к изображению окружающего мира, подражание природе, построение пространства по законам перспективы, передача реального объема на плоскости. Фрески «Чудо со статиром» и «Изгнание из рая»

Высокое Возрождение

Сандро Боттичелли (1445 – 1510) как самый эмоциональный и лиричный художник Возрождения; «Весна», «Рождение Венеры».

Леонардо да Винчи (1452 – 1519) как подлинный основоположник стиля Высокого Возрождения. Свет и освещенность – как условие и важнейшее средство изобразительности. Учение Леонардо о светотени, применение которого позволяло достичь удивительно тонких эффектов в изобразительной моделировке форм: «сфумато» (от итал. Sfumato) – «дымчатой» атмосфере, где предметные очертания почти неуловимы. «Мадонна в гроте» Роспись «Тайная вечеря» (1495 – 1497, монастырь Санта-Мария делла Грацие в Милане). «Портрет Моны Лизы» («Джоконда», ок. 1503). Зарисовки Леонардо как средство познания мира.

Рафаэль Санти (1483 – 1520) в своем творчестве воплотил самые светлые и возвышенные идеалы гуманизма: он синтезировал достижения предшественников и создал свой идеал прекрасного, гармонически развитого человека в окружении величавой архитектуры или пейзажа

«Афинская школа» (1509 – 1511). «Сикстинская Мадонна» (1515 – 1519)

Микеланджело Буонарроти (1475 – 1564) был гениальным скульптором, живописцем, архитектором, рисовальщиком, военным инженером, поэтом. «Пьета» (1498 – 1501), «Давид» (1501 – 1504). Цикл фресок Сикстинской капеллы («Отделение света от тьмы», «Сотворение Адама», «Грехопадение», 1508 - 1512). Купол собора св. Петра в Риме. «Надгробие Медичи» (1520 – 1534).

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 857; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!