Знамёна России в XVII – XVIII веках.



Тема 5. История русских знамен

План

1.Знамёна Руси в XII – XVI веках.

2.Знамёна России в XVII – XVIII веках.

3.Флаги России в XIX – начале XX веков.

4.Флаги страны в советский и постсоветский периоды.

Знамёна Руси в XII – XVI веках.

История зарождения и развития государственного флага России,теснейшим образом связана с особенностями  развития самой России и поэтому значительно отличалась от  истории возникновения флагов западноевропейских государств. 

Таким образом, история российского флага насчитывает несколько столетий и уходит корнями в глубокое прошлое. Государственный флаг является отражением менталитета и судеб народа. Его происхождение тесно связано со всеми сферами жизнедеятельности – экономикой, политикой, культурой и за любыми историческими переменами в нашей стране следовали изменения  и в ее флагах.

Исходя из этого, флаг является важнейшим символом государства,  который выражает идею его единства, суверенитета инезависимости. Флаги накапливают, хранят и передают информацию. Они олицетворяют  национальные, политические, религиозные, социальные идеи.

Флаги, как символ власти,  бывают императорские, королевские, царские, президентские штандарты, а также вымпелы и флаги морских военачальников.

Первые древнейшие русские знамена - стяги(военное знамя, возносимое на древке), как символы княжеской властистали появляться в княжествах Пскова, Полоцка, Смоленска, Чернигова и др. городахс IX в.  В Древней Руси стяг представлял собой длинный шест, на котором  были прикреплены пучки конских волос, клинья ткани,окрашенные яркими красками разных цветов и другие предметы, хорошо видных издалека.

Воины с глубокой древности считали цвет огня и крови - цветом мужества, поэтому, считается, что преимущественно полотнищадревнерусских стягов были красными. В военном деле стяги всегда имели   большое значение, так как знамя являлось заметным опознавательным знаком своего командира, своего отряда, с их помощью велось управление боем, воины по знамени определяли место сбора, узнавали о расположении своего командира, определяли направление движения войска и т.д. Поэтому существует известное выражение,  которое подчеркивает значение знамени особенно в военном деле: «Потеря знамени – потеря чести, приобретение знамени у врага – честь и слава».

Стяг  принято было освящать как икону, и перед ним воины до сражения на коленях молились о победе и спасении. Военный стяг указывал место ставки (шатра) великого князя или центр боевого порядка. Стяг считался душой, славой и честью древнерусского войска, под ним ставили самые чтимые реликвии. Например, Андрей Боголюбский при походе на булгар в 1164г. поставил в поле у древка икону Святой Владимирской Богоматери.

Со временем на Руси появилось знамя в виде полотна, которое было прикреплено к древку. Полотнище знамени легко развевалось на ветру, придавая мужество и уверенность воинам. Косой клин (форма полотнища) прикрепляли к древку, а над ним помещали железноенавершие – острожник. Полотнище знамени  затем стали изготавливать с двумя, тремя «хвостами»,  так называемыми «откосами», «клинцами», «косицами», «яловцами».

Впервые слово «знамение» (знамя) для обозначения стяга с изображением лика Спасителя стали употреблять со второй половины XIV века, а слово «знамя» широко стало использоваться с XVII века. В «Повести временных лет» - знамена назывались стягами. Свое название они получили от слова «стяганья» – т.е. соединение, сбор вокруг себя воинов).В «Слове о полку Игореве» есть строки:  «Трубы трубят в Новгороде, стоят стяги в Путивле».

Со временем стягом стали называть и малые военные отряды и счет отрядов велся и по количеству стягов. Например: «…поставили два стяга (отряда) перед монастырскими воротами» (1096г.). В  княжеском войске был знаменосец – стяговник, который хранил и разворачивал  знамя перед боем и в походах.

Знамя (как символ власти) имело значение условного знака –если князь водружал свое знамя над какой-либо крепостью,городом,  страной, то  тем самым он объявлял о своей власти над ними.

С XII в. «стяг»   все чаще употребляется в понимании знамени, а не воинского подразделения:  например, «видят, что стяг не поднят вверх», «держит стяг Ярополка». Княжеское войско,как правило, имело несколько военных стягов. Их «собирательная» и «управленческая» функция дополнялась звуковыми сигналами, которые  подавались с помощью труб и бубнов.

Следует отметить, что в нашей стране в XVI-XVII вв. функционировали различные типы знамен. Существовала  даже своеобразная иерархия тогдашних знамен. В первую очередь - это Большое царское знамя, которое  было большим по размеру, богато украшено и сопровождало царя в его походах. Малое знамя - принадлежало царскому полку.

Существовали и знамена полковые и сотенные.На больших и малых царских знаменах (как правило, красного цвета) чаще всего помещали лик Спасителя, а также изображения ангелов, звезд и крестов. Обрамляли  знамена затейливыми орнаментами, сверкающие золотом и серебром. Изображения святыхпомещали такжена богато украшенных знаменах полков. Сотенные знамена были меньших размеров, на них изображался крест, вместо святых и по содержанию украшения  они были проще.

На Руси после принятия христианства на стягах стали изображать крест Господен истяги приобретали статус святыни. К XV веку значительно увеличиласьподвижность русских войск, стяги (знамена) стали меньшими в размерах, но роль и статус стягов повышался: под ними проходила церковная служба, принимали присягу, заключали договоры и т.д.

С конца XIV века на русских стягах появляется лик Спасителя. В одном из древних  исторических документов «Поведение и сказание о побоище Великого князя Дмитрия Донского» - стяг впервые называется «знаменем» (от слова «знамение», т.е. знак). А в начале XVII века слово «стяг» было заменено словом «знамя».

Знаменитым стягом (знаменем) нашей страны был «Всемилостивейший Спас», с которымв 1552г. Иван Грозный ходил «воевать» Казань, и, покоривее, присоединил  к русскому государству. Это знамя с откосом, было изготовлено из малиновой (червчатой) камки (шелковая китайская ткань с разводами). В середину «вшитый золотом, серебром, голубыми и разноцветными шелкамибыл вшит образ Спаса Нерукотворного», вокруг которого был вышит библейский текст. Два  четырехконечных креста и пять звезд из камки желтого цвета были вшиты в откосе. Камка знамени  была обшита бахромою из золота с малиновым шелком. Древко стяга венчалось  серебряным позолоченным крестом. Нижний конец древка был острым, и знамя могло втыкаться в землю.Стяги (длина – 3 м, высота – 1,5 м) носили два-три человека.

У стяга «Всемилостивейшего Спаса»после взятия Казани был отслужен молебен, а  на том месте, где стояло это знамя во время боя, Иван IV приказал воздвигнуть церковь. В XVI-XVIIвв. это знамя участвовало и в других походах русских войск.

В 1560г. по приказу Ивана Грозного был изготовлен «Великий стяг» (площадь его составляла 12 кв. м.) для русских войск, которые вели войну с Ливонией (1558-1583гг.). Это знамя, изготовленное из китайской тафты, было богато украшено и скроено косынею (с откосом снизу вверх) и имело сложную композицию.На лазоревом (светло-синем) полотнище в темно-голубом круге  был изображен Иисус Христос (Спаситель)в белой одежде и на белом коне в славе, т.е. в короне. По окружности круга  были изображены золотые херувимы и серафимы, а левее круга и непосредственно под ним – сонм небесного воинства (ангелы, святые) в белых одеждах и на белых конях. В откос белого цвета был вшит круг из белой тафты, а в круге помещено изображение архангела Михаила (предводителя небесного воинства)  на золотом крылатом коне, держащего в правой руке меч, а в левой – крест.Все полотнище усыпано золотыми звездами и крестами, а по краю было обшито каймой брусничного цвета. На кайме был помещен текст из Библии. Таким знаменам воздавались большие почести, они освещались самим патриархом по тому же чину, что и иконы. В настоящее время это знамя находится в Оружейной палате Московского Кремля.

 

Знамёна России в XVII – XVIII веках.

XVII век – это новый период русской истории, когданачинается активное хозяйственное освоение новых территорий, связанных с покорением Сибири Ермаком в 1581—1582 гг. На знаменах, бывшие с Ермаком, в центре полотнищ на синем поле были вшиты восстающие лев и единорог из белой холстины, расцвеченные чернилами.  На широких каймах  знамени были  узоры,  а по углам — розетки.

Таким образом, изображение единорога как геральдической фигуры на знаменах, печатях и других памятниках Русского государства указывают на  их связь с византийской эмблематикой.

Новшества были связаны с тем, что в это времяна службе в русской армии стали появляться иноземных военных,  которые привносили свойственные им порядки и обычаи. Иностранные офицеры решали вопросы составления (изготовления) знамен для своих воинских частей. Они стали помещать на знаменах и различных воинских значках - светские эмблемы (орел, грифон, змеи, львы, химеры и др.), а надписи делались в основном на латинском языке.Светские эмблемы были исключительно разнообразны как по форме, так и рисункам на них, изготавливаясь, «как ротмистр укажет сам». Этот обычай на протяжении всего XVII в. в значительной мере был распространен во всей русской армии.

Размещениесветских эмблемв XVII веке стало распространяться не только на знамена иноземных полков, но и на русские ротные (сотенные), на знамена полков, на боярские и даже на знамена старого московского строя, т.е. стрельцов и казаков.К концу XVII в. относится знамя солдатского полка, в центре которого на алом фоне вышиты восстающие лев и единорог, а над ними корона. На одном из знамени стрелецких полков было записано: «…вышит зверь грив (грифон), в передней лапе палаш».

В конце XVII века на военных знаменах помещались и территориальные эмблемы, впоследствии некоторые из них вошли в городские гербы.  В 1686г. было приказано сделатьдля полка знамя с друглавым орлом, а «под орлом пушка, а на пушке птица Гамаюн, против того, как печать города Смоленска». Затем и птица Гамаюн, и пушка вошли в герб города Смоленска.

На знамени астраханских стрельцов были изображены на голубом полотнище золотая корона, а над ней – серебряный восточный меч с золотою рукояткой. Затем эти символы вошли в качестве эмблем в герб города Астрахани.

Еще вначале XVIIв. использовалось знамя с изображением двуглавого орла, на груди которого был помещен св. Георгий Победоносец на коне, поражающий копьем змия. В 1614 году такое знамя было пожаловано Войску Донскому, которое защищало от внешних врагов южные границы России.

Бело-сине-красный флаг впервые на Руси появился во второй половине XVIIв. при царе Алексее Михайловиче во  время строительства Волжско-Каспийской флотилии, призванной защищать торговые караваны, ходившие по Волге и Каспию в Иран и Среднюю Азию.

В 1667-1668 гг. основными знаменными цветами России были признаны белый, синий и красный, которые затем стали цветами государственного флага России (т.к. белый цвет традиционно символизировал мир, чистоту, правду, благородство, синий – небо, духовность, веру, а красный цвет обозначал отвагу, героизм, огонь).

Бело-сине-красный «флаг царя Московского» существовалв России в XVII веке. Полотнище его разделялось на три горизонтальные полосы: верхняя – белая, средняя – синяя и нижняя – красная. В полотнище флага был вшит увенчанный тремя короткими желтый двуглавый орел со скипетром и державой. На груди орла был помещен красный щит с изображением Святого Георгия, колящего копьем зеленого дракона.

Как считаютнекоторые исследователи, что бело-сине-красный флаг официально становится государственным в 1693г., когда на корабле «Святое пророчество» был поднят бело-сине-красный флаг.«Трехцветный флаг с двуглавым орлом… в том же 1693 году был назван флагом «Царя Московского». Этот флаг поднимали на тех кораблях, где находился царь Петр Великий, а позже – где присутствовали правители России и на торжественных мероприятиях. Под «Флагом царя Московского» в 1697-1698 гг. в Западную Европу отправилось Великое посольство Петр I..

Белый, синий и красный цвета появились как основа государственного флага не сразу. На стягах и знаменах русских князей и царей эти цвета всегда присутствовали в том или ином сочетании. Например, в «Слове о полку Игореве» говорится, что во главе дружин Игоря Святославовича были «червлен стяг, белаяхоругов, червленачолка».

В выборе цветов русского флага существенную роль сыграла отечественная традиция. Свободу и величие символизировал белый цвет. Голубой считался цветом Богоматери, которая защищает и охраняет Русскую землю от врагов. Белые и синие цвета используются русской православной церковью. Под голубыми балдахинами шествовали русские патриархи во время крестных ходов.

Красный означал «красивый», например, Кремль – Чермль – Чермный, т.е. красивый, или красна (красива) изба, девица, угол, словцо. Поэтому, известно, что печатью красного воска скреплялись царские грамоты, цари перед народом появлялись под красным балдахином, царские суда и кареты обивались изнутри красным бархатом. В народной одежде красный и синий цвета также были самыми популярными, и свадебный наряд невесты в Древней Руси тоже был красным.

Поэтому сочетание белого, синего и красного цветов, напоминало о свободе и православии того государства, какому принадлежал флаг.

Днем официального рождения бело-сине-красного флага считается 20 января 1705г., когда от имени Петра I был издан указ,  предписывающий иметь флаг «…На торговых всяких судах, которые ходят… ради торговых промыслов, быть знаменем по образцу, каков нарисовав, послан под сим Великого Государя указом».

«Флаг Его Царского Величества Московского разделен натрое. Верхняя полоса белая, средняя синяя, нижняя красная. На синей полосе золотой с царской короной венчан двуглавый орел, имеющий в сердце красное клеймо с серебряным Св. Георгием без змия».

Петр Великий создал множество эскизов и проектов флагов и вымпелов и  определил точное расположение горизонтальных полос, совпадающее с древним пониманием строения мира: снизу – физический, плотский (красный); выше – небесный (синий); ещё выше – божественный (белый).

Использование трехполосного военно-морского флага в международных водах, поднимало его значение до государственного. Впоследствии такой флаг  называли торговым, провиантским, купеческим, гражданским а, затем русским национальным флагом.

Петр Великий ввел в употребление и другие российские знамена. Белый флаг с черным двуглавым орлом использовался для частных коммерческих судов. Черно-желтый императорский штандарт (квадратное золотое знамя с черным двуглавым орлом в середине) был им введен в 1701 г. вместо флага царя Московского. Это было личное знамя императора и поднималось оно там, где находился Петр I.

Андреевский флаг (военно-морской флаг) - косой голубой крест на белом полотнище, тоже был введен Петром I. На кресте именно такой формы был распят апостол Андрей, которого Петр считал покровителем Российского государства, и в честь которого в 1699г. был учрежден орден Андрея Первозванного. 

Голубой Андреевский крест сначала помещался на полосном бело-сине-красном флаге, а с начала XVIIIв. – на белом поле. Андреевский флаг просуществовал до октября 1917г.Постановлением правительства России от 17 января 1992 года статус Андреевского флага был восстановлен и он стал военно-морским флагом Российской Федерации.

На этом основании можно констатировать, что государственный флаг России в конце XVII – начале XVIII вв. состоял из трех горизонтальных полос – белой, синей и красной с изображением двуглавого орла посредине и сыграл большую роль в истории нашей страны.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 458; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!