Народное искусство средневековья было направлено против феодалов.



Средневековая культура

Искусство в средние века

После гибели Западной Римской империи искусство в Западной Европе пришло в упадок.

Но постепенно оно стало оживать. Из народа всё время выдвигались талантливые люди. Да и феодалы не могли обойтись без умелых архитекторов, живописцев, скульпторов, музыкантов. Шло строительство дворцов, храмов, монастырей, замков. Их стены покрывались изображениями святых, рисунками, мозаикой, резьбой. Многие художники, знавшие кузнечное дело и шлифовку камней, становились ювелирами, изготовлявшими дорогие украшения.

Когда в Европе выросли города, защищенные прочными крепостными стенами, общественным зданиям уже не нужны были прежние толстые стены и окна в виде бойниц. Строения стали выше, наряднее. Мастера-стеклодувы вставляли в большие окна картины из цветных стёкол. В домах появились зеркала, красивая мебель.

В ту эпоху техника находилась ещё в зачаточном состоянии. Поэтому сооружение грандиозных крепостей, соборов и ратуш требовало больших затрат времени и труда. Несколько поколений мастеров сменяли друг друга, пока начатое строительство доводилось до конца. Так, знаменитый собор Парижской богоматери сооружался почти сто лет. Десятки лет строился Реймсский собор (см. иллюстр.).

Грандиозность и великолепие средневековых соборов подавляли и поражали тёмного, забитого бедняка, обитавшего в лачуге. Величественная архитектура собора, таинственный полумрак, мраморные статуи вдоль стен, торжественные звуки музыки, исполняемой на органе,- всё это настраивало человека на религиозный лад, внушало ему ощущение собственной ничтожности и слабости, чувство страха и покорности перед богом, духовенством, господами.

Церковь умело использовала достижения мастеров искусства в своих интересах.

 

 

Народная культура

Церковь господствовала в школах и университетах, в науке и искусстве. Но хотя власть ее была очень велика, полностью подчинить себе душу народа церковь и феодалы были бессильны. Народ создавал свою культуру. В народном творчестве отразилась ненависть трудящихся к феодалам и попам.

Ещё в раннее средневековье появились в Европе бродячие народные актёры и музыканты. Их называли во Франции жонглёрами (на Руси - скоморохами). Выступая прямо на улицах, они пели народные песни, разыгрывали весёлые сценки, которые сами сочиняли, показывали фокусы. В своих выступлениях эти бродячие артисты высмеивали феодалов и попов. За это церковь жестоко преследовала народных актёров.

Особенно успешно развивалась народная культура в городах. Горожане были намного образованнее феодалов. Они презирали феодалов, насмехались над их грубостью, тупостью и чванством. Высмеивали горожане также хитрых и жадных попов и монахов. В городах слагались басни о животных, где под видом волка изображался рыцарь, под видом осла - поп, а под видом изворотливого и умного лиса - горожанин. Лис всегда выходил победителем из столкновений с ослом и волком. Из этих басен и сатирических сказок сложилось большое произведение - «Роман о Лисе», которое широко распространилось по всей Европе.

Едко и зло высмеивали эксплуататоров народные художники, украшавшие храмы и замки. Уверяя господ, что они высмеивают их врагов, эти художники на деле издевались над самими феодалами. Среди украшений старинных соборов можно найти высеченные из камня или вырезанные из дерева карикатуры на попов, рыцарей и богатых горожан. В одном соборе неизвестный народный скульптор изобразил такую сценку: волк в одежде священника читает молитву перед слушающими его овцами.

Народное искусство средневековья было направлено против феодалов.

 

Изобретение книгопечатания

В средние века книги являлись величайшей драгоценностью. Ведь изготовление книги длилось подчас несколько лет. Книги переписывали от руки, главным образом в монастырях. В качестве материала использовался пергамент (обработанная телячья кожа). Поэтому книги в средние века были доступны лишь немногим богатым людям. Экземпляр рукописной книги стоил столько, сколько стоила крестьянская усадьба.

Но с развитием просвещения и появлением новых школ книг стало требоваться всё больше и больше. С XIV века в Европе распространяется бумага, изобретённая в Китае. Чтобы сделать большую книгу на пергаменте, нужно было использовать шкуры десятков телят, а для изготовления бумаги необходима лишь куча тряпья.

В XV веке Европа впервые узнала книгопечатание, ранее известное только в Китае. Это изобретение принадлежало немецкому горожанину Гутенбергу. Гутенберг применил раздельный шрифт. Из металлического сплава он отливал буквы, каждую в отдельности. Из этих подвижных букв составлялся строка за строкой набор - целая страница. Покрыв её краской, можно было оттиснуть на бумаге нужное число отпечатков. Гутенберг сконструировал пресс, который прижимал бумагу к набору равномерно по всей поверхности. Набор можно было разобрать и из тех же букв составить новый. Теперь на изготовление книги уходили уже не годы, а месяцы и даже недели.

Это было великое открытие. Во всех странах Европы начали возникать типографии. Книга перестала быть редкостью, стала дешёвой и доступной. Книгопечатание помогло быстрому распространению просвещения и развитию науки.

1 Кардинал - высший чин в католической церкви. Из среды кардиналов избирается римский папа.

 

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 809; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!