Памятка для молодых педагогов дошкольного учреждения 26 страница



В работе с семьями, которые ведут аморальный образ жизни и втягивают в него детей, требуется более «жесткий» подход, выхо­дящий за рамки психолого-педагогического воздействия. Боль­шинство таких семей характеризует вопиющее социальное небла­гополучие: низкий материальный уровень, неудовлетворительное питание, пьянство окружающих близких людей, аморальный образ жизни, скандалы и драки, а также проживание с тяжело психически больными родственниками. Особенно остро в таких семьях стоит проблема жесткого обращения с детьми (физическое, сексуальное, эмоциональное насилие). Дети из таких семей лишены родитель­ской любви, недоедают, не посещают организованные детские кол­лективы (детский сад, школу), подвергаются истязаниям, что при­водит к уходу из дома. Отсюда - признаки сенсорной и социальной депривации, отставание в психическом развитии, признаки мозго­вой дисфункции с неврологическими расстройствами, энурезом, нарушениями познавательной деятельности, расторможенностью, эмоциональной неустойчивостью, склонностью ко лжи, патологи­ческому фантазированию и пр.

Такие семьи приходится не столько «воспитывать», сколько принуждать, применяя в основном административные и юридиче­ские меры. Инициатором и координатором таких мер выступает семейный социальный педагог.

Социальный педагог помогает выявлению семей, в которых ро­дители не выполняют своих обязанностей по отношению к детям, создают опасную для их жизни и развития обстановку, подвергают насилию, жестоко обращаются. Исходя из интересов ребенка, суд может лишить таких родителей их родительских прав. Педагог мо­жет инициировать дело об отобрании, отчуждении ребенка от семьи, если родители (оба или один) тяжело заболели, находятся под след­ствием, в результате чего складывается ситуация безнадзорности, опасная для здоровья ребенка. По судебному решению родители ограничиваются в правах на ребенка сроком до полугода. За это время социальный педагог ведет с ними работу с целью восстанов­ления нормальной семейной обстановки и создания условий для возвращения ребенка. Если это удается, то сохраняется биологиче­ская семья как оптимальная среда для развития ребенка. При отри­цательном исходе повторный суд лишает родителей родительских прав и ребенок теряет родную семью.

Особая сфера деятельности социального педагога - помощь вы­пускникам сиротских учреждений, как правило имеющим низкий уровень социально-психологической адаптированности. Им свой­ственны инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие себя как личности, неспособность к сознательному вы­бору своей судьбы и, как следствие, иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономики даже в сугубо личных масштабах, трудности в общении там, где это общение произвольно, где требуется умение строить отношения, перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностя­ми и образцами поведения.

Семейный педагог помогает семье в самовыживании, развитии семейного предпринимательства и социальной взаимопомощи. Помогать людям самим решать свои проблемы, мобилизовав для этого собственные резервы, важнее, чем делать это за них. Социальные службы расширяют возможности для самообеспечения се­мей. Взрослым членам семьи предлагаются новые модели занято­сти (временный найм, краткосрочный контракт, неполное рабочее время), курсы по обучению каким-либо умениям (например, вяза­нию, шитью) с целью содействия различным формам надомного труда, что особенно важно для инвалидов, многодетных матерей. Задача семейного педагога - помочь взрослым членам семьи вы­брать свое направление деятельности, стимулировать их желание содержать семью, создать нормальные бытовые условия для воспи­тания детей.

Еще одна сфера приложения усилий семейного социального пе­дагога - школа, детский сад, в которые ходят его подопечные. Се­мейный педагог помогает воспитателям, учителям лучше понять своих питомцев, в особенности так называемых трудновоспитуе­мых, вникнуть в причины отклонений их поведения, проявить к ним максимум тепла и внимания, чего они лишены часто дома. Двойная помощь и забота (со стороны семейного педагога и педа­гогов образовательного учреждения) помогают в некоторой степе­ни восполнить недостатки семейного воспитания.

В кругу внимания социального педагога - и позитивные социаль­ные традиции, сложившиеся в том или ином микросоциуме: совмест­ный труд и отдых, оздоровление и благоустройство микрорайона, работа с подростками вне школы, забота о молодых семьях.

Деятельность семейного социального педагога - зона доверия между людьми, путь к взаимопониманию, взаимопомощи. Для ус­пешного выполнения своих функций семейный социальный педагог должен обладать такими профессионально значимыми качествами, как деликатность, эмпатийность, милосердие, целеустремленность, динамизм, такт и педагогический оптимизм. Социальному педагогу необходимы выдержка, культура общения, психологическая гра­мотность, без чего невозможны те конфиденциальность, довери­тельность, которые лежит в основе его деятельности. Педагог дол­жен быть убежден в приоритете личности по отношению к общест­ву на основе признания уникальности каждого человека, его прав и возможностей, даже если он далек от идеала.

¯ Для любознательных

Социальная работа с семьей по типу «социальный семейный педагог» - де­ло дорогостоящее. Поэтому идут поиски иных форм помощи семьям. История российской благотворительности и мировой опыт волонтерской (добро­вольческой) деятельности свидетельствуют об эффективности подключения к этой работе различных общественных движений и объединений, в том числе детско-юношеских. В настоящее время на территории России детско-молодежное движение представлено сотнями международных, общероссийских, межре­гиональных, региональных и местных организаций, которые реализуют планы и программы разной социальной направленности. Среди них особо следует отметить общероссийскую общественную организацию «Детские и молодеж­ные социальные инициативы», в рамках которой решаются программы «По­мощь детям и молодежи из семей безработных», «Дети на обочине», «Юность без решеток», «Социально-реабилитационная помощь детям, пострадавшим в результате военного конфликта», «Юное поколение выбирает книгу» и т.д. Участники этого движения сочетают практическую благотворительную дея­тельность с обучением по специальным программам, рекомендуются для даль­нейшего обучения в вузе. В общих мероприятиях движения участвуют школь­ники, студенты, аспиранты, известные педагоги, историки, журналисты, писа­тели, поэты, артисты, художники.

Задания

1. Изучите главу «Разговоры с детьми» из книги В.Ф. Одоевского «Руководство для гувернанток» (История дошкольной педагогики: Хрестоматия. – М., 1976), определите требования к домашней воспи­тательнице.

2. Приведите примеры из литературных произведения, в которых описывается семейное воспитание с участием приглашенного до­машнего воспитателя (бонны, гувернантки, гувернера). Вспомните, в чем заключались деятельность домашнего воспитателя, его взаимо­отношения с воспитанниками.

3. Привлекает ли вас работа в качестве домашнего педагога? Го­товы ли вы к ней психологически? Считаете ли вы, что справитесь с ней? Представляется ли вам эта работа более трудной, чем в до­школьном учреждении? В чем вы видите сложность работы домашне­го педагога?

4. Прочитайте книгу П.И.Нещеретнего «Исторические корни и традиции развития благотворительности в России» (М., 1993). Какие, по вашему мнению, традиции благотворительности можно возродить сегодня? Какие вы видите формы включения детей в эту деятельность?

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ ВОСПИТАНИЕ БУДУЩЕГО СЕМЬЯНИНА

НЕОБХОДИМОСТЬ ВОСПИТАНИЯ БУДУЩЕГО СЕМЬЯНИНА

За многовековую историю человечества сложился идеал воспи­тания. Люди всегда мечтали о совершенном человеке, полноценном члене общества. У такого идеального человека много характери­стик, одна из важнейших, причем вневременная, - быть «добро­порядочным отцом или матерью семейства» (И.В.Бестужев-Лада). Да, «качество» родителей предопределяет, какова будет семья, а нормальная жизнедеятельность этого удивительно своеобразного и пластичного организма является необходимым условием выжива­ния государств, народов, человечества в целом.

В последние годы проблема подготовки подрастающего поко­ления к семейно-родительской деятельности актуализировалась в связи с тем, что разрушилась «домашняя школа» (И.В.Бестужев-Лада ), где традиционно начиналось воспитание будущих родите­лей. В СССР пытались решить эту проблему дважды. Первый раз -путем введения «родительского всеобуча», второй раз - школьным курсом «Этика и психология семейной жизни». Обе попытки за­кончились неудачей, а проблема осталась нерешенной. Между тем от решения этой проблемы зависит социальное благополучие об­щества, счастье каждого его члена. Когда начинается воспитание будущего семьянина? В перспективе предполагается вести последо­вательную подготовку к семейной жизни подрастающего поколе­ния во всех звеньях системы народного образования, начиная с до­школьного учреждения (И.В.Бестужев-Лада, Н.Д.Никандров).

Возможность столь раннего воспитания будущих родителей до­казана психологическими исследованиями, в которых установлено, что социальная ориентация детей в общественно-историческом опыте начинается с постижения образа семьи (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, Н.Н.Поддьяков). В свое время Е.А.Аркин высказал мысль о том, что в семье дети «не учатся жить, а живут». Тем самым известный отечественный педагог подчеркнул особенность домашнего воспитания, которое осуществляется в хо­де повседневного взаимодействия взрослых и маленьких членов семьи, без специальных «уроков» для последних. Но именно семья, являясь для ребенка первым и наиболее значимым проводником социального влияния, «вводит» его во все многообразие родствен­ных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, оказывая влияние на формирование привычек, черт характера, психических свойств.Всем этим «багажом» ребенок пользуется не только в настоящей жизни: мно­гое из усвоенного в детстве определит его качества будущего семь­янина. Молодожены, создавая свое гнездо, формируя его уклад, стиль семейной жизни, воспитывая первенца, в качестве образца (или антиобразца, если «не повезло» с родителями) берут, как пра­вило, свой родной дом как источник социального, эмоционально­го, познавательного опыта.

Современные научные данные доказывают, что в первые годы жизни у ребенка, воспитывающегося в семье, формируется ее образ. В семье ребенок включен в поток деятельности (а не только поток сознания, как это бывает в детском саду, школе) и в процессе ее ус­ваивает экстериоризованные в человеческом мире «значения». Это «поле значений» ребенок находит как «вне его существующее» - им воспринимаемое, усваиваемое, как то, что входит в его «образ ми­ра» (А.Н.Леонтьев). В исследованиях подчеркивается, что «образ мира», «картина мира» развивается у ребенка как целое, как абрис мировоззрения (Д.Б.Эльконин, С.Д.Смирнов). Это - многоуровне­вое образование, включающее в себя представления о природе, че­ловеке, обществе, в том числе о семье, ее членах, семейной родо­словной, домашних делах и т.д. Все это определяет значимость того образа семьи, который первоначально формируется у ребенка.

Между тем обследование дошкольников, направленное на выяв­ление стихийно складывающегося образа семьи, проведенное в диссертационных исследованиях Л.В.Грабаровской, Е.С.Бабуновой, Т.М.Бариновой и других, свидетельствует о скудной ин­формированности детей о своих близких, о недостаточном интере­се к чувствам, поступкам, деятельности членов семьи.

Ученые с тревогой обнаружили, что у многих современных де­тей складывается деформированный, искаженный образ семьи (И.В.Бестужев-Лада, Н.Н.Поддьяков). Правда, тому есть объек­тивные причины, связанные с тем мировым явлением, которое оп­ределяется как кризис семьи. Как свидетельствуют научные данные и мировая статистика, в современной семье изменяются не только отдельные функции, но и деформируются социальные роли членов семьи, прослеживается тенденция разобщенности в межличностных отношениях ее членов. Дефицит эмоционально-личностных кон­тактов родителей с детьми, которые возникают в силу служебной занятости взрослых членов семьи, - причина детского одиночества, несмотря на жизнь его среди родных и близких. Отрицательно ска­зывается на формировании образа семьи у детей дошкольного и младшего школьного возраста отсутствие отца как члена семьи и воспитателя. По мировой статистике, в таком положении оказывает­ся каждый третий ребенок. Ребенок в разведенной, неполной семье слышит разговоры взрослых, жалобы матери и ее подруг на быв­ших мужей, что сказывается на развитии у него своих, окрашенных черными красками представлений о семье как источнике неспра­ведливости, предательства, всяческих бед. Это может негативно сказаться на развитии его ожиданий в отношении своей собствен­ной будущей семьи (Х.Фигдор).

Тем не менее следует отметить, что в последние годы собраны экспериментальные данные, свидетельствующие о достаточно вы­сокой ценности семьи в глазах современных детей. Так, большин­ство опрошенных старших дошкольников изъявили желание, когда станут взрослыми, жить в семье (Н.Н.Ледовская, Т.М.Баринова). Однако ожидания в отношении собственной семьи часто носят эгоистический, гедонистический характер: «Буду всегда делать, что хочу», «Буду целый день смотреть мультики, а жена будет все де­лать». А это, в свою очередь, еще одно свидетельство искаженности образа семьи у современных детей.

Между тем семья представляет собой многогранную систему, в которой существуют не только взаимодействие и взаимоотношение в диаде «родители-ребенок», но и взаимопроникновение мира взрослых и мира детей (Л.В.Загик, Т.А.Маркова, В.А.Петровский), что объективно может способствовать формированию у детей «образа семьи». В этом отношении ценно и то, что семья, как пра­вило, состоит из представителей различных возрастных, половых, профессиональных подсистем (А.Г.Харчев). В исследованиях оте­чественных педагогов выявлена возможность включения детей в жизнь семьи путем приобщения к трудовой деятельности (Р.С.Буре, В.Г.Нечаева, Г.Н.Година, А.Д.Шатова), участия в подготовке се­мейных праздников, совместном досуге (Т.М.Баринова, Г.Н.Гри­шина, С.А.Козлова). Ученые подчеркивают необходимость воспи­тания у детей умения быть внимательными, заботливыми, пони­мать настроение близких. А воспитание таких качеств - это и есть подготовка детей к жизни в обществе, к выполнению в будущем функций родителей.

Психологи отмечают, что семейная атмосфера способствует раз­витию у ребенка богатой эмоциональной жизни (сопереживания, сочувствия, сорадости и соогорчения), что представляется важным для становления положительного, «теплого» образа семьи (А.В.За­порожец, М.И.Лисина). Совсем иным будет этот образ и по содер­жанию, и по эмоциональной окрашенности у ребенка, растущего в неблагоприятной семье, особенно если он подвергается унижениям, истязаниям, насилию.

Оказывается, что формирующийся в детстве образ семьи не бу­дет нейтральным по отношению к будущей семейной жизни, на­против, он во многом определяет установки на нее. Согласно вы­водам ученых, уравновешенным человеком и «удачным семьяни­ном» становится тот, кто имел в детстве любящих друг друга роди­телей, был к ним сильно привязан, мог с ними откровенно говорить обо всем, к кому в семье относились благожелательно, уважитель­но, но требовательно. И наоборот, шансов на позитивное развитие очень мало у того, кто видел в семье конфликты, кого били и уни­жали.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что семья своими ценностными ориентациями, особенностями межличностных от­ношений, всем укладом и стилем жизни прямо или косвенно, в большей или меньшей степени готовит ребенка к его будущей се­мейной жизни. Но общими усилиями семьи и детского сада можно повлиять на становление положительного образа семьи у детей дошкольного возраста. Линии этого влияния таковы:

формирование у детей полноценных, эмоционально окрашен­ных представлений о семье;

введение ребенка в азы семейной экономики;

осуществление педагогически грамотного полового воспитания детей.

Рассмотрим эти линии подробнее.

ФОРМИРОВАНИЕ У РЕБЕНКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ

В ряде исследований предприняты попытки изучить те пред­ставления детей о семье, которые складываются у них стихийно. Было выявлено, что эти представления отличаются фрагментарно­стью, неточностью, бедностью эмоциональной «окраски», а зачас­тую не соответствуют действительности. (Т.А.Березина,Е.С.Бабунова, Т.М.Баринова, Н.В.Демидова). Надо сказать, что столь низкий уровень знаний детей о семье не должен вызывать удивле­ния, поскольку в общеобразовательных программах для дошколь­ных учреждений этой важнейшей области социального мира не уделяется должного внимания.

В последние годы создаются программы знакомства детей с окружающим миром, в которых представлены знания о семье (О.К.Васильева, С.А.Козлова). В этом отношении особо следует отметить программуС.А. Козловой « Я - Человек». Формирование ребенка как полноценного члена семьи автор рассматривает в ло­гике созидания Человека в Человеке, воспитания гражданина Ро­дины и жителя планеты Земля. Знания о семье сосредоточены в специальной теме «Моя семья, моя родословная» и «рассыпаны» в других разделах. На протяжении всей программы проводятся идеи о ценности содержательного досуга в семье, о необходимости да­рить радость близким, понимать их настроение и т.д. Раздел «Что я знаю о себе» написан от лица ребенка, тем самым знания о семье представлены как бы в зеркале детского восприятия. Это, несо­мненно, «натолкнет» педагога на максимальную активизацию лич­ного опыта каждого воспитанника, побудит к использованию ху­дожественных средств, будирующих детское воображение.

Своеобразная «программа» формирования у детей представле­ний о семье как величайшей общечеловеческой ценности содержит­ся в народной педагогике. Из курса дошкольной педагогики вы знаете, что народ не создал книг о том, как надо воспитывать де­тей. Но зато оставил в наследство много произведений материаль­ной и духовной культуры, анализируя которые ученые сформули­ровали основные положения народной педагогики. Обращение к произведениям устного народного творчества (сказкам, послови­цам, пестушкам, потягушкам, закличкам и др.) позволяет просле­дить, как народ с малых лет вводил ребенка в мир семейной жизни.

До детей дошкольного возраста важно донести саму суть поня­тия «семья», и поддержкой в этом будут произведения устного на­родного творчества, в которых опорными понятиями являются «семья», «мать» «отец», «дети», «брат» и другие слова, отражаю­щие родственные отношения. При знакомстве детей с народными сказками подчеркивается круг самых близких для ребенка людей (мама, папа, братья, бабушки, дедушки), раскрываются понятия «род», «семья». Знакомство с художественными произведениями, опора на личный опыт ребенка служат основой для характеристики семьи по принципу «раньше - теперь». Раньше семья была много­детной (здесь уместно ознакомление с пословицами), теперь в семь­ях не более одного-двух детей. Раньше дети трудились вместе с ро­дителями, нянчили своих младших братьев и сестер, теперь картина иная. Привлечение современных художественных произведений (например, А.Барто, Е.Пермяка, В. Осеевой и др.) поможет педаго­гу активизировать личный опыт детей с целью осознания ими сво­его места в системе семейных отношений, укрепить их в стремлении «быть полезным», «быть любезным» родным людям. Однако и раньше и теперь в семье - одинаковые беды: дети-сироты, «плохие» дети. Проблема детей-сирот сегодня особо актуальна. Задача педа­гога - помочь детям понять не столько умом, сколько сердцем, что значит народная мудрость: «В сиротстве жить - слезы лить». Чте­ние и обсуждение любимых сказок (например, «Хаврошечка», «Золушка»), анализ пословиц соответствующего содержания долж­ны прежде всего пробудить у ребенка чувство сострадания, стрем­ление быть внимательным к окружающим детям, оказывать по­мощь тому, кто в ней нуждается.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 313; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!