В декабре 1796 года Пермское наместничество было преобразовано в Пермскую губернию с центром в Перми. Кто был назначен первым губернатором?



Модерах Карл Фёдорович(27 сентября 1747-12 июня 1819) - российский военный инженер и государственный деятель, пермский губернатор в 1796-1811 годах; тайный советник. 29 апреля 1796 года К. Ф. Модерах получил назначение в Пермь на смену умершему И. В. Колтовскому. Однако после смерти наместника А. А. Волкова в том же, 1796 году, в связи с губернской реформой Екатерины II, Пермское и Тобольское наместничество было упразднено и разделено на губернии; 2 марта 1797 года Карл Фёдорович Модерах стал главой Пермской губернии.

На посту губернатора Модерах приложил усилия к строительству и благоустройству дорог, сооружению казённых и общественных зданий. П. И. Мельников-Печерский отмечал: «Дороги Пермской губернии он довел до такого совершенства, что им удивлялись иностранцы, видевшие шоссе Франции и Англии».

В 1804 году было учреждено Пермское и Вятское генерал-губернаторство, которое и возглавил Модерах. С 1804 года он руководил строительством Северо-Екатерининского канала, соединившего бассейны рек Камы и Вычегды. В 1811 году вышел в отставку по состоянию здоровья и был произведён в сенаторы. Пермское и Вятское генерал-губернаторство было упразднено

//Семенов, В. Л. Губернатор К. Ф. Модерах / В. Л. Семенов. - Пермь, 2006. - 166 с.

// https://ru.wikipedia.org/wiki/Модерах,_Карл_Фёдорович

Имена в истории Перми

Представители династии Романовых неоднократно бывали в Перми, но лишь один из них посетил Пермь в статусе императора. Назовите имя этого царя. Какие сооружения были возведены в Перми в честь его приезда?

Александр I. Вечером 30 сентября 1824 года три открытые коляски, в одной из которых сидел император, въехали в Пермь мимо обелисков Сибирской заставы. Многотысячная толпа ожидающих грянула «Ура!». Так начался визит Александра I , или Благословенного, как стали его величать после победы над Наполеоном. Прямо с дороги император попросился переодеться в доме, стоявшем поблизости от заставы, - это оказалась квартира губернского архитектора И. И. Свиязева. С народом царь-батюшка вел себя привычно просто и уважительно, без снисходительности. И народ отвечал ему восторженной благодарностью. Когда гость удалился в приготовленные покои почивать, поприветствовав в очередной раз собравшихся с балкона двухэтажного каменного здания, толпа слегка рассеялась, но «многие улеглись на ночевую тут же, на площади…» (!), чтобы рано поутру, в 5 часов, как только государь появится на балконе, грянуть новым «Ура!». Второй день своего пребывания в Перми Александр Павлович посвятил инспектированию богоугодных, казенных и общественных заведений.

Мест, связанных с именем императора в Перми немало. Своеобразными памятниками пребывания Александра I стал целый ряд исторических зданий, появившихся в городе после общения императора с пермским губернатором К.Я.Тюфяевым. Город украсили монолитное здание семинарии, строгое здание Александровской больницы, церковь Всех Святых на кладбище, здание училища для детей канцелярских служащих и , естественно, ротонда в Загородном саду (так в свое время назывался парк имени Горького) и …на набережной.

 

// Гладышев, В.Первый и единственный / Владимир Гладышев // Мы - земляки. - 2013. - № 3 (49). - С. 22-25 : фот.

 

В 1841 году в районе города Перми британским геологом был открыт последний геологический период палеозойской эры, который он назвал «Пермский период». Как звали этого человека?

 

Сэр Родерик Импи Мерчисон (Мэрчисон, Мерчисон, англ. Roderick Impey Murchison; 19 февраля 1792-22 октября 1871) - британский геолог и путешественник, впервые описавший и исследовавший силурийский, девонский и пермский геологические периоды.

 

// Ваксман, С. И.Вся Земля, или Записки о Родерике Мэрчисоне, короле Пермском, Силурийском и Девонском / Семен Ваксман. - Пермь : ИЮЛЬ МЕДИА, 2008. - 383 с. : ил., портр., карт. - (Пермь как текст).

// https://ru.wikipedia.org/wiki/Мурчисон,_Родерик_Импи

Врач, оставшийся в истории города навечно за свое бескорыстное служение народу. С 1791 года он лечил всех пермяков, невзирая на чины и состояние и нередко бесплатно. Его называли «святым доктором».

 

Федор Христофорович Граль. Этот человек был настолько бескорыстен, что служил первое время без жалования и даже содержал больных за свой счет. С 1798 по 1818 гг Ф.Х. Граль заведовал Пермской городской больницей. Был в ней и терапевтом, и хирургом, и окулистом. Кроме того, он состоял бесплатным врачом учебных и благотворительных учреждений города. Он один лечил весь город и с утра до вечера находился в разъездах. Еженедельно по субботам объезжал ближайшие к Перми деревни, чтобы и там помочь больным! Ф.Х. Граль скончался 6 июня 1835 года от болезни «антонов огонь», вероятно, заразившись при операции. Народ, собравшийся в количестве несколько тысяч человек, не дал похоронить его на лютеранском кладбище. Глухой ропот пермяков, предлагавших похоронить любимого врача на самом видном месте у Кафедрального собора, завершился тем, что самые решительные из жителей выпрягли лошадей и, развернув колесницу с гробом, повезли ее на себе. Пока в соборе шла панихида, добровольцы вырыли могилу. Массивная чугунная колонна служила памятником этому незабвенному для Перми врачу-филантропу до 1931 года, когда все кладбищенские надгробия были уничтожены… 11 июня 2005 года у здания 2-й городской клинической больницы был установлен памяти Ф. Гралю.

 

// Черенев, Б. А.Пермский Гааз : эссе о докторе Грале / Б. Черенев. - Пермь : Арабеск, 1993. - 48 с. - (Именитые граждане Перми).

// Гладышев, В.Крылатые легенды и реальные судьбы / Владимир Гладышев // Мы - земляки. - 2012. - № 11 (45). - С. 28-31 : фот.

 

Видный писатель русского зарубежья; был выслан из Советской России в 1922 году на знаменитом «пароходе философов». Автор таких произведений как «Сивцев вражек» (1929), «Вольный каменщик» (1937), «Времена» (1955) и др. Лучше его о Перми и пермяках мало кто писал.

Осоргин Михаил Андреевич появился на свет 7 октября 1878 года в Перми в семье судьи. Его отец в силу своей профессии редко бывал дома. Образованием детей занималась мать, образованная и начитанная женщина, вольно владеющая несколькими языками. В 1897 году Михаил уезжает в Москву, где поступает в Московский университет, юридический факультет. Заканчивает обучение в 1902 году и сразу же приступает к адвокатской практике. Но вскоре понял, что юриспруденция отнюдь не его призвание, сердце Осоргина принадлежит литературе. Стоит отметить, что печататься он начал еще в школьные годы в местной газете.

В студенческие годы регулярно посылал в «Пермские губернские ведомости» свою корреспонденцию, ведя в газете свою колонку под названием «Московские письма». В 1903 году Осоргин женился. В 1905 году началась революция, и Осоргин в своей квартире прятал революционеров, хранил нелегальную литературу и оружие, за что был арестован. Юриста-писателя приговорили к 3 годам ссылки в Томской области. Но уже в мае месяце 1906 года он был на свободе. Сначала Михаил скрывается от власти под Москвой, после перебирается в Финляндию, а дальше в Италию. Здесь он живет в приюте «Мария», созданный специально для политических эмигрантов из России.

Осоргин в Италии становится автором и корреспондентом «Русских ведомостей» с 1908 года. Проработав в этой газете 10 лет, он напечатал на ее страницах больше 400 материалов. Параллельно с этим он печатает рассказы в другом журнале «Русский вестник». Это были «Призраки», «Эмигрант», «Старая вилла», «Моя дочь». В Россию Михаил Осоргин возвращается в 1916 году, без официального разрешения на въезд в страну. И тут опять мятеж – Февральская революция. Летом 1918 года Михаил Андреевич с остальными писателями и поэтами занялся созданием Книжной лавки писателей в городе Москва. Она стала местом, где собирались читатели книг и писатели для общения.

Осень 1922 года оборвала планы писателя остаться в родной стране. В 1922 году его вместе с «вредными» учеными и писателями выслали на теплоходе со страны. Формально как бы на 3 года, но на самом деле навсегда. Сначала он проживал в Берлине, иногда бывал в Италии. За границей и раскрылся его настоящий писательский талант. А пишет он исключительно о России. Долгое время живет в Париже. В годы Второй мировой войны вместе с семьей он покидает Францию и поселяется в городке Шабри. Здесь писатель и умер 27 ноября 1942 года.

 

// Михаил Осоргин. Страницы жизни и творчества : материалы науч. конф. "Осоргин. чтения" (23-24 нояб. 1993 г.) / ПГУ ; отв. ред. В. В. Абашев. - Пермь : ПГУ, 1994. - 127 с. : портр.

// http://kratkoe.com/mihail-osorgin-kratkaya-biografiya/

Организатор знаменитых «Русских сезонов» за границей, создатель объединения «Мир искусства». В Перми будущий импресарио написал первые стихи, сочинил свой первый романс, здесь ставил любительские спектакли.

 

Сергей Павлович Дягилев(1872-1929) - русский театральный и художественный деятель, один из основателей группы «Мир Искусства», организатор «Русских сезонов» в Париже и труппы «Русский балет Дягилева», антрепренёр.

В детстве Сергей жил в Санкт-Петербурге, потом в Перми, где служил его отец. Брат отца, Иван Павлович Дягилев, был меценатом и основателем музыкального кружка. В Перми на углу улиц Сибирской и Пушкина (бывшая Большая Ямская) сохранился родовой дом Сергея Дягилева, где сейчас располагается гимназия №11, носящая его имя. Особняк в стиле позднего русского классицизма построен в 1850-х годах по проекту архитектора Р. О. Карвовского.

На протяжении трёх десятилетий дом принадлежал большой и дружной семье Дягилевых. В доме, названном современниками «Пермскими Афинами», по четвергам собиралась городская интеллигенция. Здесь музицировали, пели, разыгрывали домашние спектакли.

После окончания пермской гимназии в 1890 году вернулся в Петербург и поступил на юридический факультет университета, параллельно учился музыке у Н. А. Римского-Корсакова в Петербургской консерватории. В 1896 году он окончил университет, но вместо того чтобы заняться юриспруденцией, начал деятельность в области изобразительного искусства.

В 1898 году совместно с художником А. Н. Бенуа стал инициатором создания журнала «Мир искусства», издававшегося С.И. Мамонтовым и княгиней М.К. Тенишевой; был его редактором (с 1903 года - совместно с Бенуа), с 1902 года руководил изданием. В 1898-1904 годах также сам писал искусствоведческие статьи; является автором монографии о художнике Д. Г. Левицком (1902). В этот период организовывал выставки, вызывавшие широкий резонанс в Санкт-Петербурге. Дягилеву удалось привлечь к участию в выставках крупнейших представителей живописи того времени - Врубеля, Серова, Левитана, Бенуа, Грабаря, Кузнецова, Малявина, Репина, Серова, Явленского, Рериха и др.

В 1899 году князь Сергей Волконский, ставший директором Императорских театров, назначил Дягилева чиновником по особым поручениям и предоставил ему редактирование «Ежегодника императорских театров». С. П. Дягилев превратил ежегодник из сухого издания в художественный журнал. Вместе с ним в Императорские театры пришли многие современные художники (Ап. М. Васнецов, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, В. А.Серов, К. А. Коровин, Е. Е. Лансере).

С 1907 года Дягилев организовывает ежегодные зарубежные выступления русских артистов, получившие название «Русские сезоны». В 1907 году в рамках «сезонов» были проведены выступления музыкантов — «Исторические русские концерты». В них участвовали Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов, А. К. Глазунов, Ф. И. Шаляпин и др. Вместе с музыкантами, задействованными в «Исторических концертах» С. П. Дягилев посетил в Париже и К. Сен-Санса.

В 1908 году С. П. Дягилев организовал в Париже сезон русской оперы; была поставлена опера «Борис Годунов» с участием Ф. И. Шаляпина. Несмотря на успех у публики, сезон принёс С. П. Дягилеву убытки, поэтому на следующий год он, оценив вкусы публики, решил везти в Париж балет.

В 1909 году в Париже состоялся первый балетный сезон Дягилевской антрепризы; с этого времени и вплоть по 1929 год под его руководством действует балетная труппа «Русские балеты». Для первых балетных сезонов Дягилев пригласил таких солистов Императорских театров, как М. М. Фокин, А. П. Павлова, В. Ф. Нижинский и Б. Ф. Нижинская, Т. П. Карсавина, А. Р. Больм, В. А. Каралли, Л. П. Чернышёва.

Уже со второго балетного сезона (1910) Дягилев ежегодно представлял парижской публике исключительно мировые премьеры. В оформлении балетов участвовали выдающиеся художники, входившие в «Мир искусства», в частности А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, А. Я. Головин, Н. К. Рерих, Б. И.  Анисфельд. «Сезоны» были средством пропаганды русского балетного и изобразительного искусства. За двадцать лет своего существования они полностью изменили традиционные представления о театре и танце, также способствовали расцвету балета в странах, где этот жанр не был развит.

До Первой мировой войны С. П. Дягилев был одержим идеей представить свои постановки в России - однако, несмотря на приложенные усилия, по разным причинам ему это не удалось. Во время войны, начиная с середины 1910-х годов, он в корне изменил стилистику представлений, оставив экзотику, придворную пышность и ориентализм и обратившись к авангарду. Первым спектаклем новой музыкальной формы и хореографии стал балет «Парад» Эрика Сати, скандальная премьера которого прошла в Париже в 1917 году. Отойдя от стилистики «Мира искусства», С. П. Дягилев начал сотрудничать преимущественно с европейскими художниками; также его постоянными сотрудниками были супруги Н. С. Гончарова и М. Ф. Ларионов.

Труппа Сергея Павловича Дягилева репетировала в Монте-Карло, где состоялись первые представления многих премьер, давала сезоны в Париже и в Лондоне, а также гастролировала в Италии, Германии, США. Также С. П. Дягилев предпринимал многочисленные безуспешные попытки выступить в Санкт-Петербурге, что было его мечтой.

Труппа просуществовала до 1929 года, то есть до смерти её организатора. По воспоминанию постоянного режиссёра труппы С. Л. Григорьева, их последнее выступление было в Виши 4 августа 1929 года.

 

// Брезгин, О. П.Сергей Дягилев / Олег Брезгин. - Москва : Молодая гвардия, 2016. - 639 с., [16] л. ил. - (Жизнь замечательных людей : ЖЗЛ : сер. биогр.)

// http://worldofaphorism.ru/kratkie-biografii/sergej-dyagilev

 

В Перми ежегодно проходит Международный фестиваль «Дягилевские сезоны». Инициатор первого фестиваля - Пермский академический театр оперы и балета имени П. И. Чайковского. Программа фестиваля включает мировые премьеры оперных и балетных спектаклей, панораму выступлений трупп современного танца, художественные выставки, концерты симфонической, камерной, органной, джазовой музыки, ретроспективу художественных фильмов, фотовыставки. Важной составляющей фестиваля являются международный симпозиум «Дягилевские чтения», образовательная программа для студентов творческих вузов, премия для молодых критиков, пишущих о музыкальном театре и академической музыке «Резонанс», а также первый в культурной истории России конкурс на лучший продюсерский проект — Премия Дягилева. Художественный руководитель - Теодор Курентзис.

 

// https://ru.wikipedia.org/wiki/Дягилевский_фестиваль

Деятельность этого архитектора в Перми стала отдельным этапом в истории города. По его проектам было построено около 30 зданий. До настоящего времени сохранились: ротонда на Загородном бульваре, училище детей канцелярских служителей, дом губернатора и другие здания. Его именем названа улица Перми.

Иван Иванович Свиязев, (1797, Верхние Муллы, Пермская губерния-27 октября 1874, Санкт-Петербург) - русский архитектор и преподаватель, академик архитектуры.Родился в 1797 г. в семье строгановского крепостного и в 1820 г. был выкуплен из крепостной зависимости Академией художеств. В 1822 г. назначен архитектором Пермского горного правления. Преподавал в Горном институте (Петербург, 1832-1838), в Академии художеств, в Строгановской школе сельскохозяйственных и горнозаводских наук. Работал в Москве на строительстве храма Христа Спасителя (1839-1846). Написал несколько трудов по истории архитектуры. Деятельность архитектора Свиязева в Перми стала отдельным этапом в истории города. По его проектам было построено около 30 зданий. До настоящего времени сохранились: ротонда на Загородном бульваре (Центральный  парк развлечений им. Горького), училище детей канцелярских служителей (корпус педагогического университета), дом губернатора, дом подрядчика Н. К. Крылова (ул. Куйбышева, 46), намогильный памятник майору Н. А. Теплову, герою Бородинского сражения (Егошихинское кладбище), здание Благородного собрания (клуб им. Дзержинского), Всесвятская церковь на Егошихинском кладбище, кафедральный собор Спасо-Преображенского монастыря (художественная галерея), здание конвойной команды (ул. Сибирская, 30). В Пермской губернии он проектировал и строил главную медеплавильную фабрику Мотовилихинского завода (1825), Юговской (1822-1832), Дедюхинский солеваренный (1830) заводы (не сохранились), церковь в Юго-Камске (1825). Похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге.

 

// Терехин, А. С.Жизнь и творчество архитектора И. И. Свиязева / А. С. Терехин. - 2-е изд., пересм. - Пермь : Пушка, 2002. - 159 с.

// http://enc.permculture.ru/showObject.do?object=1804167226

 

Этот человек сыграл одну из решающих ролей в создании первого университета на Урале. Благотворительность его поистине не знала границ, причем настолько, что за помощь революционерам его относили к «социальным парадоксам».

Мешков Николай Васильевич(18511933) - известный российский купец, меценат, общественный деятель, основоположник высшего образования на Урале, предприниматель, спасший Пермскую губернию от голода и обеспечивший транспортную открытость Перми.

Родился в мещанской семье. Окончив 4 класса уездного училища, в 1870 г. начал трудовую деятельность у купца Соболева. В 1875 г. поступил на службу в «Товарищество Волго-Камского пароходства». В середине 70-х гг. переезжает в Пермь. В 1878 г. занялся частным предпринимательством. В 1914 году он приобрёл «Товарищество братьев Ф. и Г. Каменских», которое стало называться «Товарищество пароходства и транспортирования грузов Бр. Ф. и Г. Каменских и Мешков».  Накануне Октябрьской революции состояние Н. В. Мешкова достигло 16 млн. рублей. Его называли «Королем Урала», «Пермским Саввой Морозовым». В 1920-1931гг. работал в Наркомате путей сообщения. Известен также восстановлением в 1885-1889 гг. одного из архитектурных памятников Перми, который с тех пор и начал называться «Дом Мешкова».

Н. В. Мешков широко занимался меценатством, активно участвовал в общественно-политической жизни; сыграл решающую роль в создании Пермского университета. Он  предлагал безвозмездно предоставить базу для открытия вуза - здание на заимке и 500 тысяч рублей, с условием, что университет останется в Перми навсегда. 12 июля Совет Министров принял решение об открытии Пермского университета, который впоследствии был учрежден 14 октября 1916 года.

 Н. В. Мешков оказывал материальную помощь бастующим рабочим, содержал на своем иждивении 200 стипендиатов из числа «неблагонадежных». Поддерживал финансами эсеров, меньшевиков и особенно большевиков. Избирался гласным Пермского губернского земского собрания, Пермской городской думы, а также членом многих попечительных обществ. В 1907-1908 гг. издавал журнал «Минувшие годы». Николай Васильевич Мешков - почетный гражданин Перми (1914), почетный член Пермского университета (1917). На здании Пермского государственного научно-исследовательского университета установлена мемориальная доска.

 

//Аленчикова, Н. Д.Пермский гражданин Н. В. Мешков : монография / Н. Д. Аленчикова. - Пермь, 2016. - 78 с., [8] л. ил. : ил., портр.

// http://enc.permculture.ru/showObject.do?object=1804014204

// http://letopisi.org/index.php/Пермский_государственный_университет

 

Выдающийся физик, электротехник, изобретатель радиосвязи. Уроженец Пермской губернии. В 1877 году окончил Пермскую духовную семинарию. Сыграл заметную роль в электрификации уральских городов.

Попов Александр Степанович (1859-1905) - русский физик и электротехник, профессор, изобретатель, статский советник (1901), Почётный инженер-электрик (1899). Один из изобретателей радио.

Окончил Пермскую духовную семинарию (1877 г.) и Петербургский университет (1882 г.). «В этом здании учился в 1873-1877 гг. изобретатель беспроволочного телеграфа уроженец Урала Александр, Степанович Попов. Родился в 1859 г.- умер 31.12.1905 г.» Доска из белого мрамора с такой надписью установлена на доме № 12 по ул. Орджоникидзе - бывшей духовной семинарии, в которой А. С. Попов получил среднее образование, открывшее перед ним двери Петербургского университета.

Став видным ученым, А. С. Попов не порывал связей с Уралом. По просьбе городской управы он принял участие в проектировании первой в городе электростанции, которая была пущена в 1902 г. Здание электростанции (ул. Газеты «Звезда», 5) сохранилось до наших дней в сильно измененном виде. На здании укреплена мемориальная доска с надписью: «В этом здании помещалась Пермская городская электростанция, построенная в 1902 г. по проекту изобретателя радио А. С. Попова». «Записка к проектам электрического освещения г. Перми» - тоненькая брошюрка А. С. Попова - хранится в Пермском краеведческом музее. Имя А. С. Попова носит улица в Ленинском районе.

 

// Сонина, Д. Д.Александр Степанович Попов - наш земляк, наша гордость / Д. Д. Сонина. - Пермь : Книжный мир, 2007. - 143 с. : ил.

// Памятники истории и культуры Пермской области / сост. Л. А. Шатров. 2-е изд., перераб. и доп. - Пермь, 1976. - С. 190-191.

 

В мае 2013 года в Перми прошел международный гуманитарный форум «Русский язык между Европой и Азией», который посетил праправнук знаменитого русского поэта. Им лично была посажена липа в сквере по ул. Сибирской. Назовите имя этого человека.

 

Александр Александрович Пушкинродился в 1942 году в Брюсселе. Он пятое поколение рода Пушкиных и назван в честь своего прадеда – старшего сына поэта Александра. Один из внуков поэта – Николай (от второго брака с Марией Павловой) – эмигрировал после революции в Бельгию. Его сын Александр Николаевич женился на бельгийке – в этом браке и родился Александр Александрович Пушкин, которому суждено завершить мужскую линию Пушкиных на земле.

Супруга последнего Пушкина, с которой он прожил в счастливейшем браке более 40 лет – Мария-Мадлен Дурново-Пушкина – тоже связана семейными корнями с великим поэтом, она прапраправнучка гения. Мало того, по материнской линии она еще и родственница Гоголя. Ее прабабушка, Мария Александровна Пушкина, венчалась с племянником Гоголя, Николаем Владимировичем Быковым.

29 мая 2013 года чета Пушкиных посетила Центральную городскую библиотеку им. А. С. Пушкина. А 30 мая Александр Александрович посадил молодую липу в сквере «Сказки Пушкина» по ул. Сибирской около памятника А. С. Пушкину.

Пушкину-праправнуку - 76 лет. По профессии инженер-электронщик, сейчас на пенсии. Постоянно живет в Бельгии, но также имеет паспорт гражданина РФ. Александр Александрович Пушкин вместе с женой создал Фонд имени Пушкина. Супруги занимаются продвижением имени великого русского поэта за границей: проводят встречи, праздники около памятника Пушкину на одноимённой площади. Иногда приезжают в Россию, куда привозят и бельгийцев – показывают, какая она – современная Россия.

 

 

Мой район

Ленинский район


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 325; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!