В Методы разработки режиссерского замысла и его компоненты.



Режиссерский замысел в реализации драматургического материала культурно-досуговой программы является вторичным по отношению к сценарному замыслу и представляет собой образное видение досуговой программы, художественно-эмоциональное ощущение ее темы, идеи, формы, которое рождается в процессе поиска их действенного сценического решения. Режиссерский замысел как своеобразный проект постановки, эквивалентный драматургическому материалу содержит в себе:

· творческую интерпретацию сценарного материала, трансформацию идейно-тематического замысла в сверхзадачу;

· проект художественного постановочного решения или режиссерского хода;

· характеристику основных персонажей и определение жанровых и стилистический особенностей актерского исполнения (ведущий как внесюжетный персонаж)

· решение постановки в темпоритме

· пластическое (мизансценическое) пространственное решение программы

· световое решение;

· определение принципов и характера сценографии;

· музыкально-шумовое решение досуговой программы.

Сценарно-режиссерский ход – это образное движение авторской концепции, направленное на достижение цели художественного, эмоционального и педагогического воздействия. Сценарно-режиссерский ход – это образно-смысловой стержень, который пронизывает драматургическую и постановочную работу, цементирует действие в его логическом развитии. Важнейшим средством воплощения режиссерского замысла является мизансцена Мизансцена в досуговой программе – это часть сценической информации, режиссерская организация пластических средств с целью эффективного идейно-эмоционального воздействия на аудиторию. Такое понимание мизансцены обуславливает и определенные требования к ее организации. В культурно-досуговой программе она пластически раскрывает, обнажает, подчеркивает режиссерский замысел и художественный образ.

Всякая, хорошо продуманная мизансцена должна отвечать следующим требования:

4. Быть средством наиболее яркого полного пластического выражения содержания номера или эпизода.

5. Правильно выявлять взаимоотношения действующих лиц, а также внутреннюю жизнь каждого персонажа в данный момент его сценической жизни.

6. Быть правдивой, естественной и сценически выразительной.

1. В контексте задач режиссуры мизансцена выступает как пластический образ спектакля или досуговой программы, в центре которого находится живой, действующий человек. Слово и движение – основные компоненты мизансцены, а свет, музыка, цвет – дополнительные. Сценическая реализация метафоры. Этому приему режиссуры посвящен следующий раздел пособия. Отметим лишь, что художественный образ, который создает режиссер – это иносказательная, метафорическая мысль, раскрывающая одно явление через другое, а образная мизансцена, аллегорическое построение, пластическая метафора – это язык театрализованных форм досуговых программ. Диапазон использования метафоры чрезвычайно широк – от сценографии до образного звучания всей программы.

2. Преднамеренное раскрытие фабулы. Это прием впервые был использован В.Э. Мейерхольдом при постановке спектакля по пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор», который начинался финальной сценой бессмертной комедии. В практике постановке культурно-досуговых программ распространены такие способы рассекречивания фабулы как: а) в специальном прологе; б) проецировании текстового содержания будущих событий на экран; в) во вступительном слове ведущего.

3. Прием повтора. Использование этого приема позволяет постановщику не только сконцентрировать внимание аудитории на самом главном, но также осмыслить одну и ту же ситуацию с разных точек зрения. Объектами повтора могут быть дата, слова, фраза, фото или слайд. Появление на экране одного и той же картинки называют также зрительным лейтмотивом.

4. Прием «обнажения сцены». Широко использовался в режиссерской практике В.С.Мейерхольда. Так в спектакле «Земля дыбом» сценическое действие разворачивалось на совершенно обнаженной сцене с голыми, грязными кирпичными сценами, без каких-либо декораций. Этот прием, по мнению мастера, разрушает сценическую иллюзию жизни.

5. Перенесение сценического действия в зрительный зал.

6. Использование «живого занавеса». Этот прием хорошо себя зарекомендовал при постановке театрализованных концертов, поскольку позволяет не сбавлять темпоритм программы, воспринимать единое, непрерывно развивающееся действие на одном дыхании.

«Живой занавес» – это специально поставленный режиссером поклон из исполнителей закончившегося номера, во время которого готовиться, заряжается следующий номер. «Живой занавес» может также представлять собой специально поставленный на авансцене выход участников следующего номера для незаметного ухода участников предыдущего номера. Несомненно, что этот требует тщательной отработки.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 1862; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!