Слушание Вступление увертюры-фантазии



Ход урока.

 

1. Организационная часть.

Музыкальное приветствие.

II. Основная часть.

Актуализация знаний

Повторить основные моменты предыдущего урока. Назовите композитора, о котором шла речь на прошлых уроках? (Л. Бетховен). Какое произведение мы слушали? (Увертюра «Эгмонт»). Что такое увертюра? (Увертюра – музыкальное вступление к опере, балету, кинофильму, драматическому спектаклю. Само слово переводится как вступление.) Что такое программная увертюра? (Программная увертюра – музыка вполне самостоятельная, в основе которой лежит определенная программа, основанная на тех или иных жизненных событиях.)

 

Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут слова У. Шекспира: (Слайд 4)

 

Нет повести печальнее на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетте…
У. Шекспир

Формулирование темы урока.

Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (Слайд 5)

- О музыке посвященной Ромео и Джульетте.

- Мы познакомимся с Увертюрой-фантазией П. Чайковского «Ромео и Джульетта»

- Определите цель нашего урока.

- Проследить за развитием музыки в программной увертюре.

 

Планирование деятельности. Рассмотрите разворот учебника на стр. 142,144, 146,148 и составьте план, работы на уроке. Прочитайте, что получилось.В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?(Слайд 6)

 

ПЛАН:

· ознакомление и анализирование темы дуэта Ромео и Джульетты

П. Чайковского;

· усвоение построения увертюры;

· знакомство с образами увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта»

П. Чайковского;

· выявление особенностей развития музыки в программной увертюре.

 

1. Работа над новым материалом.

Задание 1. ознакомление и анализирование темы дуэта Ромео и Джульетты

П. Чайковского;

(Слайд 7) - Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П. Чайковского относится к программному произведению.

Программность увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» взята из произведения Уильяма Шекспира - великого английского драматурга и поэта, жившего свыше 400 лет тому назад.

Поэт в основу своего произведения положил древнюю итальянскую легенду о любви и верности двух юных героев и их трагической смерти из-за родовой вражды и ненависти их семей.

Известно, что Чайковский задумал даже сочинить оперу на сюжет трагедии Шекспира, но написал лишь сцену прощального свидания Ромео и Джульетты, основой которой послужила музыка увертюры – фантазии. На странице 142 прочтите, как композитор писал брату о своей работе: «Это будет мой самый капитальный труд, - писал он своему брату Модесту Ильичу. – Как я мог до сих пор не видеть, что я будто предназначен для положения на музыку этой драмы? Ничего нет более подходящего для моего музыкального характера… Есть любовь, любовь и любовь…»

(Слайд 8) После смерти Чайковского композитор С.И. Танеев закончил сцену «прощального свидания» и издал ее как дуэт Ромео и Джульетты.
Давайте послушаем и подумаем над вопросами:

o Какими чувствами наполнена музыка дуэта?

o Как композитору удалось выразить эти чувства?

Слушание Дуэт Ромео и Джульетта Чайковского.

(Ответы уч-ся)

 

Задание 2. усвоение построения увертюры (сонатная форма);

Увертюру-фантазию Чайковский написал под строгим контролем руководителя «Могучей кучки» М. Балакирева, который достаточно настойчиво уговаривал его написать симфоническое произведение. Почти десять лет он работал над этим произведением.

(Слайд 9) Познакомимся с образами увертюры. На странице 144 строки из пролога трагедии Шекспира.Чтение.

(Слайд 10) Увертюра – фантазия «Ромео и Джульетта» написана Чайковским в сонатной форме. Вспомните названия частей сонатной формы.

(Ответы уч-ся)

(Слайд 11) Давайте разберем схему музыкальной драматургии увертюры.

Вступлениетема патера Лоренцо. Он начинает свой рассказ

Экспозиция:главная тема – тема вражды двух семейств побочная тема – тема любви Ромео и Джульетты

Разработка. В ней сталкиваются темы вражды и любви. Они противостоят друг другу. Тема вражды доминирует над темой любви, обрывая и уничтожая её.

В репризетема вражды звучит исступленно, уничтожая тему любви.

Кода.Патер Лоренцо завершает свой рассказ, слышна тема смерти. А заканчивает увертюру тема любви, которая звучит гимном этому светлому чувству, победившему вековую вражду.

 

Задание 3. знакомство с образами увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» П. Чайковского;

 

А теперь послушаем и проанализируем отдельные темы увертюры-фантазии.
(Слайд 12)
Открывает увертюру-фантазию тема патера Лоренцо – монаха, от лица которого Чайковский ведет дальнейший рассказ о происходящих событиях. Послушайте вступление и подумайте над вопросами:
Портрет какого человека рисует музыка?

Каков его характер, возраст, настроение?

Какие инструменты исполняют эту тему?

Появляются ли в ней трагические мотивы, интонации скорби, отчаяния?

Слушание Вступление увертюры-фантазии

(Ответы уч-ся) Музыка звучит неторопливо, сосредоточенно, как неторопливое шествие, в минорном ладу, передавая характер священнослужителя, который пытается соединить сердца любящих людей. Инструменты – духовые-деревянные струнные, литавры и арфа.

 

После вступления, рисующее образ патера Лоренцо звучит экспозиция, в которой последовательно представлены другие образы трагедии. (Слайд 13) Главная тема экспозиции – тема вражды. Послушайте эту тему и охарактеризуйте ее.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 938; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!