День. 3 мая – пер. Халега (1А, 3027 м), спуск в д.р. Маруха

6.30 – подъем, 8.30 – выход

До перевала шли 5 ходок по 40 минут. Сначала хотьба была нормальной. Но когда вышло солнце все стали проваливаться. К озеру Халега в цирк не спускались, тем более что оно было под снегом и льдом. Тактика захода на перевал та же: траверсом по склону, чтобы не терять высоту, с постепенным набором. Боковой укло – около 30 градусов.

Перевала Халега достигли только к 12.00. Отсюда открылся очень красивый вид и на район Домбая, на Главный Кавказский хребет и на д.р. Маруха. Стоя на перевале, мы сразу сверились с описаниями и фотографиями – определили перевал Бугойчат.

Определять его надо так. На хребте Ужум высматриваем 4 цирка. Очень часто путаница идёт именно здесь: какой из цирков наш. Наш – крайний левый. Слева от него пирамидальная вершинка. Рядом с ней – домик пограничников.

Записка на пер. Халега не найдена.

Отдохнув, в 12.40 начали спуск. Часть его (крутую – 45 градусов) мы просто съехали на пятой точке. Прошли одну большую ходку, и начали опять сильно проваливаться. Обессилев, решили остановиться на обед (14.05 –15.00).

Существует 2 пути в д.р. Маруха: направо через речку Чегетчат и левее (спуск в лоб). Через Чегетчат я уже ходил, захотелось испробовать резкий спуск. Снег навалил прямо на поросли рододендронов, и группа быстро съезжала на пятках. Но нужно было быть аккуратным, т.к. ближе к низу вырисовывались бараньи лбы. Напротив виднелись пер. Марухский, ледник Марухский. Далее группа аккуратно траверсом по склону потихоньку стала спускаться к реке. Пройдя траверсом около 1 км, группа остановилась к 18.00 и заночевала прямо под подъёмом на пер. Бугойчат (2186 м).

Итого за день было набрано около 400 м, сброшено – около 900 м.

День. 4 мая – перевал Бугойчат (1А, 2800 м) – д.р. Кизгыч

С учётом того, что полпути было уже пройдено, на общем совете было решено хорошо поработать, а на следующий день сделать днёвку в Кизгыче.

5.00 – подъем, 7.00 – выход

Ходки на Бугойчат были стандартными – по 45 мин., 15 мин. отдыха.

Крутизна склона на разных участках разная: от 30 до 60 градусов. Было такое место, где пришлось подниматься на три такта.

За 4 ходки – к 11.00 мы вышли на перевал.

На перевале группа провела около 30 мин., любуясь красотами. Хорошо просматривался хребет Мыстыбаши, д.р. Кизгыч. Мы подробно рассмотрели 2 варианта спуска в д.р. Марухи с пер. Халега. Рассмотрели пер. Марухский. В тот момент на него с Марухского ледника очень бодро заходила группа по-видимому альпинистов. Шли они очень быстро, без рюкзаков.

На перевале находим записку Светланы и Олега Лимаенко (Ростов-на-Дону от 19 августа 2011 года)

Спуск с перевала начали в 11.45. Как и было указано в описаниях, придерживаясь сначала реки (правый приток р. Бугойчат, на карте не поименован), которая протекала слева. Хорошим ориентиром при спуске служит характерный жандарм в виде зуба. Далее прямо к реке мы не спускались, двигаясь над ней траверсом вправо, как бы по верхней террасе или полочке.

Спускаться к реке стали в последний момент, когда уже стало логически ясно, что пора двигаться в сторону мелколесья. Спуск был каменисто-осыпной, с очень крутым углом (более 50 градусов). Те, у кого был достаточный опыт свободно его преодолели, новички же спускались долго и неуверенно. Денис ушёл с осыпи и попытался спуститься по очень крутом травянистому склону, но сорвался, однако успел зарубиться. С Маши пришлось снимать рюкзак и спускать его до безопасного места на себе.

Наконец, мы спустились к мелколесью. Перед нами на другой стороне реки (до слияния Бугойчата с Сылынганом) было урочище Чёртова мельница – большой пупырь, заваленный камнями, поросший мелколесьем, всё это было приправлено глубоким снегом.

Та же картина была и перед рекой.

То, что выходить здесь напрямик к р. Бугойчат не надо, было написано и в описаниях, но, проанализировав пейзаж, мы сразу поняли, почему этого делать не надо. Там можно пробарахтаться весь день, потерять силы и ничего в итоге не добиться. Поэтому мы, согласно описаниям продолжили движение вправо над мелколесьем. Слева виднелась р. Кизгыч, протекающая по долине. Просматривался пер. Софийское седло.

К 15.00 группа уработалась и остановилась перекусить. Перекус занял 30 мин. Портилась погода, с неба стал капать дождик. Психологически было сложно двигаться дальше, но всех грела мысль о предстоящей днёвке. Поэтому дальше пошли большими ходками – по 60-70 минут.

По описаниям ориентиром для начала спуска должен был послужить ручей, которого всё не было и не было. Наконец, ручей появился, но удобного спуска не было видно. По крайней мере с этого момента мы стали искать место, откуда уходить вниз. Тропы видно не было, мы двигались по условному направлению. Вышли в хвойный заповедный лес, которым поросли контрфорсы хребта.

Сначала двигаться было удобно, чему вымотавшиеся члены группы очень обрадовались. Снега тут не было, была вода. Но через ходку мы упёрлись в обрыв и нужно было снова уходить в вправо – в заснеженный кулуар. Дальнейший спуск был малоприятным. Пришлось какой-то участок продираться через мелколесье. Словом, мы поняли, что промахнулись с началом спуска. Позже егеря в Кизгыче сказали, что видели наши следы, и надо было идти до спуска дальше.

При первой возможности мы снова вернулись в хвойный лес и продолжили движение по нему. Теперь лес стал плотнее, было больше упавших стволов, через которые приходилось перелазить. Но через полтора часа началось выположение и мы вышли к р. Кизгыч. Вдоль её орографически правого берега шла тропинка. Мы стали двигаться по ней, периодически выходя к реке в поисках удобного места для перехода.

Никакого мостика для перехода возле погранзаставы мы не обнаружили. К тому же погодные условия ухудшились, шёл конкретный дождь, Кизгыч с многочисленными ручейками, впадающими в него разлился. Такую картину мы увидели в районе заставы, только на другом берегу. Там Кизгыч сильно разливается вширь, благодаря чему скорость потока уменьшается, по разным ручейкам внутри основного русла, часть которого остаётся сухим.

Кто-то предложил отдохнуть и согреться чаем, но мы с Сергеем уже чуяли близость заставы. Не позволив никому расслабиться, оформили 2 стеночки и так пошли вброд Кизгыч. Оценив ситуацию мы поняли, что это пока безопасно, т.к. русло было прорезано множеством небольших подрусел. Понимая, что скоро будем на заставе и что завтра – днёвка, мы пошли вброд как есть, без переобувания. Воды было по пояс.

Наш нюх нас не подвёл. Через 3 минуты хотьбы мы увидели заставу. И – костёр, сухая одежда. По закону подлости дождь прекратился. К 20.00 мы уже сидели у костра и готовили ужин.

Получается, группа за день набрала порядка 600 м, а сбросила около 1000 м.

День. 5 мая – дневка

Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 560; Мы поможем в написании вашей работы!