Черты импрессионизма в лирике А. А. Фета. Новаторство.



«Стиль поэзии А. А. Фета называют импрессионистическим» [10]. Наша задача – доказать это на конкретных примерах.Картина К. Моне, давшая название целому направлению в искусстве, была написана в 1874 году, а известное стихотворение А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье…» было написано в 1850. Можно сказать о том, что «поэт чутко уловил новое веяние жизни и в своих стихах предвосхитил XX век, начав удивительную игру со словом, которую еще не знала поэзия» [12].

Первая особенность, которая роднит импрессионизм в живописи и лирику Фета – предмет изображения, стремление зафиксировать впечатление от мига, в котором отразилось движение жизни, ее текучая форма, переливы настроений, «трепет жизни». П.Н.Кудрявцев (в рецензии на сборник 1850 г.) сравнивает стихотворения Фета с ноктюрнами Шопена, находя там и здесь одинаковую меланхолическую нежность и самоуглубленность. Сердце поэта, пишет Кудрявцев, «не утерпит и отзовется на всякий звук в природе, откликнется на всякий призыв ее, принесет ли его теплая ночь или свежее весеннее утро, зимний, снегом белеющий вечер или зноем дышащий воздух жаркого летнего дня» (Цит. по ст. Г. Г. Елизаветиной, с. 151). Например, в одноименном стихотворении поэт изображает бабочку – «весь бархат…» «с его живым миганьем». Это «живое миганье» больше всего интересует поэта, поэтому он стремится его запечатлеть. Картины импрессионистов рассказывают о радости жизни, о красоте природы, о мимолетных состояниях души. Социальные проблемы остались в стороне. О. Ренуар говорил, что в мире и так много зла и не стоит его умножать с помощью полотен [12].

Фет, погружаясь в свой внутренний мир, спасался от несовершенного мира. Фет – единственный из великих русских поэтов, убежденно и последовательно (за единичными исключениями) ограждавший свой художественный мир от социально-политических проблем [66].

В. П. Боткин предсказывал, что Фет займет значительное место в русской лирической поэзии. Сопоставляя его с Пушкиным, Лермонтовым и Тютчевым, Боткин пришел к выводу, что Фет не принадлежит к тем поэтам, которые открывают новые пути «в поэтических пространствах». Фет – «поэт ощущений» и в уже знакомом «он дал … почувствовать… множество превосходных подробностей и частностей, остававшихся доселе скрытыми» (Цит. по ст. Г. Г. Елизаветиной, с.156).
Вторая особенность – содержание и цель искусства. Нами уже отмечалось то, что главной эстетической категорией импрессионизма являлось прекрасное. В русском литературоведении теория «чистого искусства», или «искусство для искусства», объявила красоту единственным содержанием и конечной целью искусства. Полемика об эстетических принципах «чистого искусства» развернулась в период острой общественной борьбы конца 50-х – начала 60-х годов… Из статей сторонников «чистого искусства» наиболее известны: «Критика гоголевского периода русской литературы и наши к ней отношения» А.В. Дружинина, направленная против «Очерков гоголевского периода русской литературы» Н.Г. Чернышевского («Библиотека для чтения», 1856, т. 140), «Стихотворения А. Фета» В.П. Боткина («Современник», 1857, № 1), которую Л.Н. Толстой назвал «поэтическим катехизисом поэзии» (письмо Боткину от 20 января 1857 года), а также статья самого А.А. Фета «Стихотворения Ф. Тютчева». В ряду этих программных выступлений статья Фета выделяется тем, что Фет был приверженцем этой теории [66]. А.А. Фет утверждал, что художнику дорога только одна сторона предметов – их красота. Понимая красоту, гармонию как изначальные, неотъемлемые свойства природы и всего мироздания, поэт отказывается видеть их в общественной жизни:«… вопросы – о правах гражданства поэзии между прочими человеческими деятельностями, о ее нравственном значении, о современности в данную эпоху и т. п. считаю кошмарами, от которых давно и навсегда отделался» [66]. Но не только общественные, идеологические «вопросы» неприемлемы в поэзии, с точки зрения Фета. Неприемлема вообще прямо заявленная идея. В поэзии возможна лишь «поэтическая мысль». В отличие от мысли философской, она предназначена «лежать твердым камнем в общем здании человеческого мышления и служить точкою опоры для последующих выводов; ее назначение озарять передний план архитектонической перспективы поэтического произведения, или тонко и едва заметно светить в ее бесконечной глубине» [66].

В путевых очерках «Из-за границы» (1856-1857) Фет говорит о потрясающих впечатлениях, которые пережил в Дрезденской галерее перед «Сикстинской мадонной» Рафаэля и в Лувре перед статуей Венеры Милосской. Главная мысль Фета – о непостижимости этих вершинных явлений искусства для рационалистического понимания, о совсем иной природе поэтической мысли. «Когда я смотрел на эти небесные воздушные черты, пишет Фет о Мадонне, - мне ни на мгновение не приходила мысль о живописи или искусстве; с сердечным трепетом, с невозмутимым блаженством я веровал, что Бог сподобил меня быть соучастником видения Рафаэля. Я лицом к лицу видел тайну, которой не постигал, не постигаю и, к величайшему счастию, никогда не постигну». И далее – о Венере: «Что касается до мысли художника, - ее тут нет. Художник не существует, он весь перешел в богиню… Ни на чем глаз не отыщет тени преднамеренности; все, что вам невольно поет мрамор, говорит богиня, а не художник. Только такое искусство чисто и свято, все остальное – его профанация. И наконец – как обобщение: «Когда в минуту восторга перед художником возникает образ, отрадно улыбающийся, образ, нежно согревающий грудь, наполняющий душу сладостным трепетом, пусть он сосредоточит силы только на то, чтобы передать его во всей полноте и чистоте, рано или поздно ему откликнутся. Другой цели у искусства быть не может, по той же причине, по которой в одном организме не может быть двух жизней, в одной идее – двух идей» [66]. «Свобода» (независимость творческая, свобода вдохновения) – главное, определяющее понятие в поэзии «чистого искусства». Поклонение красоте – лейтмотив всего творчества Фета: «Полон нежного волненья, / Сладостной мечты, / Буду ждать успокоенья / Чистой красоты» (1847); «В благословенный день, когда стремлюсь душою / В блаженный мир любви, добра и красоты…» (1857); «Целый мир от красоты, / От велика и до мала, / И напрасно ищешь ты / Отыскать ее начало. / Что такое день иль век / Перед тем, что бесконечно? / Хоть не вечен человек, / То, что вечно, - человечно» (Между 1874 и 1886 годами).Выше мы уже упоминали о манере письма художников-импрессионистов. Мы можем указать полотна импрессионистов, наиболее полно отражающие данное направление живописи: О. Ренуар «Тропинка в высокой траве» (1874), О. Ренуар «Качели» (1876), Э Мане «Завтрак на траве» (1863), К. Моне «Дикие маки» (1873), К. Моне «Бульвар Капуцинок», А. Сислей «Дорога в лесу» (1879), К Писсарро «Бульвар Монмартр. Солнце после полудня» (1897) и др.

Пейзажи в стихотворениях Фета воздушны, в них много света, они как бы просвечивают насквозь (пахнуло, дышит, дымка, туманный пар, прозрачный воздух, воздух плывет, изменчивый лик, месяц глядит между длинных ветвей). Фетовский пленэр близок к импрессионистическому видению мира.

Способность передать яркость, красочность природы (пурпур, серебро, янтарь, сиянье, синева) – это третья особенность стихов Фета и полотен импрессионистов.

Четвертая особенность – тождество человека и природы. В поэзии это выражено с помощью особого приема – психологического параллелизма. Природа любит не вместо человека, а вместе с человеком. Аналогия с душевным состоянием человека проведена настолько тонко, что трудно отделить мир природы от мира чувств. Зоркость души очень важна для художника. Сложные задачи психологического и философского характера диктовали поэту необходимость искать новые изобразительные средства. Найденные им крупицы образной новизны производили впечатление необычности и даже странности. Очень часто в работах филологов приводится цитата: «А мне все тут непонятно… я не понимаю связи между любовью и снегом», - жаловался на Фета один из критиков. А между тем уловление связи между «любовью и снегом» было новшеством, равным и для прозы и для поэзии. Л. Озеров писал об этом: «В эпоху Фета так не говорили: «тающая скрипка» (на инструмент перенесено впечатление от издаваемых им звуков), «овдовевшая лазурь», «травы в рыдании», «ясный воздух сам робеет на мороз дохнуть», «в нем слишком много слез»… Это было дерзко и в известной степени вызывающе. В таком духе начали писать уже в начале нашего века, в его 10-20-х годах» [56]. В послании к В. С. Соловьеву поэт пишет:

Ты изумляешься, что я еще пою,

Как будто прежняя во храм вступает жрица,

И, чем-то молодым овеяв песнь мою,

То ласточка мелькнет, то длинная ресница.

За тремя традиционными строками, говорящиими о том, что песню старого поэта овевает нечто молодое, Фет дает поражающую современным видением мира строку: «То ласточка мелькнет, то длинная ресница». Строку, в которой зрительные и душевные связи устанавливаются путем сведения воедино самых далеких ассоциаций. Мелькание ласточки и моргание ресниц помогают установлению более глубоких связей времени. Фет тем самым показал новые ассоциативные возможности русской поэзии и открыл ранее неведомые ей пути.

Сфера подсознательного восприятия мира требовала для своего выражения особого метода, который стал существенным элементом в становлении русской литературы. «Бессознательное» может изучаться как особая форма отражения внешнего мира…», - пишет современный исследователь, намечая различные пути изучения проблемы [72]. Думается, что поэзия Фета на путях такого изучения может сыграть важную роль. Недаром еще в 1889 году председатель Психологического общества Н. Грот на юбилейном чествовании А.А. Фета читал от имени членов общества поздравление, в котором говорилось: «…без сомнения, со временем, когда приемы психологического исследования расширятся, ваши произведения должны дать психологу обильный и интересный материал для освещения многих темных и сложных фактов в области чувствований и волнений человека» [72].

А. А. Фет считал: «Назначение поэта – быть соединительным звеном между разрозненными частями мира и человеческими душами. Под новизною я понимаю не новые предметы, а новое их освещение волшебным фонарем искусства» [66].

 

Подводя итоги, мы можем выделить следующие признаки импрессионизма в лирике Фета:

 


  • стремление передать впечатление от мимолетных явлений жизни, показать мир вего подвижности, изменчивости; зафиксировать нюансы чувств;

  • тождество состояния природы и внутреннего мира человека;

  • способность передать красочную прелесть природы, богатство человеческой души;

  • поиск новых способов поэтической выразительности.

 

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 1363; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!