Общественно-политичсекая мысль в России во второй половине 18в.(русское просветительство. зарождение революционной идеологии.)



Во второй половине 18 в. происходит зарождение и постепенное формирование основных течений русской общественной и политической мысли. Все они росли на благодатной почве философии просвещения и рационализма. Общей для всех русских мыслителей этого периода являлась идея медленного, постепенного развития. Сторонники умеренного направления считали, что сначала следует заняться просвещением и воспитанием подданных и т.о. подготовить их к свободе. Приверженцы демократического направления предлагали начать с отмены крепостной зависимости, а затем уже перейти к просвещению и воспитанию.

Автором и выразителем официальной охранительной идеологии стала сама Екатерина II. Просвещенная императрица воспринимала гос-во как высшую ценность и видела главную цель мудрого правителя и каждого отдельного подданного в заботе о процветании гос-ва. По мнению императрицы, стабилизация государственного порядка возможна лишь путем постепенной правовой модернизации, осуществляемой самодержавной властью и путем регулирования всех сторон общественной жизни. В ее воззрениях постепенно выдвинулась на первый план мысль об особой исторической миссии русского народа, с годами она пришла к убеждению, что России нет необходимости заимствовать что-либо у запада, напротив Европе следует во многом брать пример с России.

Одним из ее оппонентов стал князь М.М, Щербатов, воззрения кот. представляют аристократическо-консервативное направление обществ. мысли. Он страстно отстаивал идеалы допетровской Руси, кот. он противопоставлял своему времени – времени падения нравов. Он подвергал критике деятельность Екатерины, но, в отличие от просветителей, критиковал ее с консервативных позиций, обвиняя в ущемлении прав дворянства. Свой взгляд на происходящее он выразил в памфлете «О повреждении нравов в России» и в многочисленных публицистических работах. Идеал общественного устройства Щербатов видел в тесном союзе монарха и дворянства при незыблемости крепостнических порядков.

Другое направление русской обществ. мысли этого периода тесно связано с масонством. Масоны – «вольные каменщики» - ставили своей целью создание общества свободных людей путем самоочищения и самосовершенствования, освобождения от сословных и национальных рамок. Масоны опирались на мистику, магию, алхимию и астрономию. Проповедуя гуманность, взаимопомощь и отрицая кастовость, масоны отрицательно относились к бунтам, восстаниям, революции, провозглашали своей целью искоренение конфликтов и войн, создание из всего человечества «одного семейства братьев». В рядах масонов были Н.И. и П.И. Панины, граф Р.И.Воронцов, поэт Г.Р.Державин, архитектор В.И.Баженов. Практическая деятельность масонов в России до 70-х гг. 18 в. была направлена на просвещение народа, издание книг и журналов, организацию театров, школ, больниц, благотворительность.

Но затем в русском и европейском масонстве наступает этап, связанный с разочарованием в идеях и опыте просветителей. В своих духовных поисках масоны обратились к некой мистической тайне мироздания. В результате масонство превращается в замкнутую элитарную организацию, объединяющую преимущественно представителей высших слоев общества.

У истоков русского просветительства стоял Ломоносов. Во второй половине 18 в. развивалось как широкое и многообразное течение общественной мысли. Главным в нем была антифеодальная направленность. Совершенным гос-вом для большинства просветителей была просвещенная конституционная монархия. К числу просветителей относились Н.И. Новиков, А.Я.Поленов, Я.П.Козельский, С.Е.Десницкий, Д.И.Фонвизин, И.А.Крылов. журналист и книгоиздатель Н.И. Новиков в 1769-1773гг. выпускал сатирические журналы «Трутень» и «Живописец», в кот. он обрушивался на закоренелые пороки политической системы: бюрократический и судебный произвол, взяточничество, казнокрадство и т.д. он считал, что следует убедить монарха и дворян в аморальности крепостного права и деспотизма. В конце концов его типография была закрыта, а он сам арестован и на 15 лет заключен в Шлиссельбургскую крепость. Другой представитель этого течения Я.П.Козельский считал, что распространению просвещения должны предшествовать изменения в социально-эконом. и правовом положении народа.

В этот период времени в рамках просветительства начинает оформляться революционная идеология. Этот процесс связан с деят-тью А.Н. Радищева(1749-1802), кот. первым в России не только подверг критике существующие крепостнические порядки, но и высказался за уничтожение их путем революционного переворота. В 1782 г. в «Письме другу, жительствующему в Тобольске» он делает вывод о том, что монарх никогда добровольно не откажется от престола, и поэтому единственный путь достижения свободы – это революция. Наиболее полное выражение революционные идеи Радищева нашли в книге «Путешествие из Петербурга в Москву»(1790). Императрица назвала Радищева «бунтовщиком хуже Пугачева», поэтому все его книги были конфискованы и уничтожены.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 1695; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!