Народное движение 1707 - 1708 годов



Едва закончилось Астраханское восстание, как началось мощное народное движение на Дону, в Слободской Украине и в Поволжье. В оценке этого движения историки расходятся: одни считают его крестьянской войной, другие утверждают, что оно не вышло за рамки казацкого восстания и лишь хронологически совпало с волнениями крестьян.

Восстание началось в районе Дона, куда в этот период устремился один из главных потоков беглых крестьян, пытавшихся спастись от усиливающегося крепостного гнёта. Поводом послужили действия карательного отряда князя Ю.В. Долгорукого, направленного правительством на Дон для возвращения беглых крестьян. Сопротивление крестьян возглавил казак Кондратий Булавин, разгромивший наголову отряд Долгорукого. Действия Булавина серьёзно обеспокоили казацкую старшину, которая выступила против восставших. Донской атаман Л.Мартемьянов разбил Булавина и тот был вынужден бежать в Запорожскую Сечь. В начале 1708 года он вернулся на верхний Дон, и Хопёрский городок стал центром восстания. Булавин овладел Черкасском - главным центром донского казачества - и был избран атаманом. Соратники Булавина овладели рядом городов на юге современной Воронежской области, захватили Камышин, Царицин, осадили Саратов и Азов. Неудачей Булавина под Азовом и тем, что его силы были раздроблены, воспользовалось зажиточное казачество. Надеясь закрепить своё положение, заключив сделку с царским правительством, старшина организовала убийство Булавина, смерть которого ещё более разобщила силы восставших. В конце 1708 года правительственным войскам удалось подавить основные очаги восстания.

С тех пор всякая самостоятельность Донского казачества пала и правительство стало полным хозяином на Дону.

В первом десятилетии XVIII века в Поволжье и Приуралье прокатывается волна восстаний башкир, марийцев, татар, чувашей, которые участвуют в народном движении 1707-1708 годов. Помимо общей причины, вызвавшей эти восстания, установление в этих районах крепостнических порядков, сказывались резкий рост государственных налогов и повинностей, проникновение помещичьего землевладения и насильственная христианизация. Наиболее крупным из них было восстание башкир, которое продолжалось с 1705 по 1711 год. Несмотря на участие в них феодалов, оно было борьбой башкирских масс против колонизаторской политики царизма и резкого роста налогового гнёта.

Обострение классовой борьбы было вызвано распространением крепостнических отношений на новые территории и категории населения, насаждением тяжёлых форм крепостничества, произволом чиновничье-бюрократического аппарата и помещиков. Сильное влияние имел также значительный рост налогов и повинностей

Русское искусство в первой половине 19 в.

Исторический период русской художественной культуры первой половины 19в. насыщен важными переломными событиями, отразившимися на искусстве в разных его видах и жанрах. В стране развертывался глубокий кризис, складывались капиталистические отношения, русский народ пробуждался к сознательной жизни, происходит первое революционное выступление декабристов. В 1812г. совершена победа над Наполеоном.

Никогда прежде Россия не переживала такого «брожения умов». К этому периоду относятся замечательные достижения науки и географии, творчество выдающихся ученых, писателей и философов, таких как М.Ю.Ломоносов, А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, А.И Герцен, Н.П.Огарев, В.Г.Белинский. Выходили журналы, выражавшие программу того или иного направления общественной мысли. Разгорались споры между западниками и славянофилами. Создавались тайные общества. Всех волновали революционные события, происходившие в европейских странах, и вопросы о том, каким путем должна пойти Россия, как избавиться от пут крепостного права. Кумирами передовой молодежи становятся немецкие философы Шеллинг и Гегель. Этот период в истории России назван просветительским.

Историю русской культуры и искусства этого периода нельзя рассматривать вне исторических событий. Общая ситуация сложившаяся в России открыла для русского искусства новые возможности, темы и перспективы развития. Пафос победы европейского масштаба над Наполеоном и разочарование прежними закостенелыми русскими порядками, нарастание протеста против власти, затем восстание декабристов и суд над ними, потрясшее все передовое общество, и в первую очередь передовую молодежь, становятся глубокими темами рассуждения для деятелей искусства в своих произведениях.

Путь русского искусство, начинаясь с классицизма, пролегал через романтизм к критическому реализму. Художники, начиная играть новую роль, перестают быть ремесленниками, простыми исполнителями заказов. Романтический художник был окружен легендами; его облик представлялся современникам в ореоле вдохновения; он приобретал новые общественные права, утверждался в понимании самоценности своей личности. Живопись становиться средством борьбы, нравственного воспитания.

Первую половину 19 века условно можно разделить на два периода: 1800-1830гг. – классицизм, 1830-1850гг. романтизм. Живописцы шедшие проторенным путем классицизма не достигли больших высот, но исторический жанр, в котором они работали, высоко ценился современниками и считался в Академии художеств самым высоким. Романтики же стремились по-новому осмыслить и истолковать современную действительность.

В романтизме цвет – самое важное выразительно средство. Он привлекает внимание, придает взволнованность картине. Очень часто художники берут широкие кисти и наносят краски порывисто и свободно, так что на поверхности картины заметны размашистые мазки. Это вносит в картину элемент динамики движения. Такая фактурность мазка является выразительным средством.

Орест Адамович Кипренский (1782-1836) –русский художник-портретист. Представитель романтизма. Учился и в Петербургской Академии художеств. Получил большую золотую медаль за картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле» и право на пенсионерскую поездку в Италию. Пристрастие к портрету и особенность живописной манеры определились рано. Контрасты света и тени, напряженность и энергия в выражениях лиц, разметанные волосы создают яркий романтический образ. Кипренский становиться блестящим портретистом своего времени. Каждый портрет – запоминающаяся личность: «П-т Д.Н.Хвостовой», «П-т А.Челищева», «Автопртрет», «П-т Е.С.Авдулиной». По впечатлению Отечественной войны 1812г. создает галерею военных портретов, подчеркнув в их образах самоотверженный патриотический настрой, готовность защищать Родину. Одним из лучших поднятых до уровня образа-типа стал «П-т Е.Давыдова». Кипренский утвердил в русском искусстве рисованный портрет, который позволял не упустить мимолетность состояния души, более проникновенно передать черты человека: «Слепой музыкант», «П-т А.Р.Томилова». После подавления восстания декабристов Кипренский вновь уезжает в Италию. Он написал там групповой портрет «Читатели газет в Неаполе» и один из лучших портретов скульптора Б.Торвальдсена. Кипренскому принадлежать также лучшие из прижизненных портретов поэтов его эпохи В.Жуковского, А.Пушкина и И.Гете.

 

 

Именно портреты Кипренского говорят нам о том времени; в них душа тех лет. В них красота волнения и порыва, стремление к динамике внутренней жизни. Кипренский не удовлетворялся окружающей его действительностью, он искал в человеке возвышенное начало, изображая своих героев в лучшие минуты, передавая их способность чувствовать, их стремление жить духовной жизнью.

Художник всегда как бы держал перед глазами высокий человеческий идеал; он искал его отблески в тех конкретных людях, которые оказывались перед его мольбертом. Им постоянно руководила вера в способности человека, в истинные человеческие качества, не зависимо от сословия и общественного положения. Художник часто обращается к автопортрету. Он через собственный характер, на опыте своего мира чувств познавал человеческие страсти. Ранние автопортреты Кипренского могут вызвать в памяти автопортреты Жерико и Делакруа. Всюду мы встречаем образ молодого человека, известного нам по романам Стенделя, живущего в сфере чувств, не имеющего отношений с государственными и социальными системами, противостоящий им своей индивидуальностью. Но присутствуют и отличия. Автопортреты Кипренского сдержанны, подчас даже наполнены робостью чувств перед открытым миром. Герои Кипренского еще не самоутвердились. Романтизм Кипренского не знает проявлений крайней взволнованности, не знает неразрешимых противоречий. Он вбирает в себя нечто от классической гармонии. И тем не менее творчеством Кипренского, стремившегося весь мир пропустить сквозь собственную душу, отрицавшего своим искусством нормативность классицизма, начинается русский романтизм.

О.Кипренский «П-т Е.В.Давыдова».

Вот молодцевато подбоченился на портрете Евфрат Давыдов. Гусар, герой, храбрый воин, готовый, не задумываясь, отдать свою жизнь за Родину. Но…не только воин, а еще и поэт. Как задумчиво его лицо, как непринужденно упал на лоб – «на чело», как тогда говорили, темный локон! Звонкие яркие цвета, резкие контрасты света и тени, взволнованный пейзаж за его спиной – все говорит о человеке, умеющем глубоко чувствовать. О таких людях сказал Пушкин: «Мы ждем с томлением упования / Минуты вольности святой», потому что для них любовь к Родине не долг, а естественное личное чувство.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 481; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!