Феномен советской культуры. Государственный диктат и творчество



С конца 20-х годов усилился контроль со стороны органов государственной власти за развитием духовной жизни общества. Произошли изменения в структуре органов управления куль­турой. Руководство отдельными ее отраслями передавалось специализи­рованным комитетам (по делам высшей школы, по радиофикации и ра­диовещанию и т.д.). Новым наркомом просвещения был назначен А.С. Бубнов, находившийся ранее на руководящей работе в системе РККА. Перспективы развития культуры стали определяться пятилетними на­роднохозяйственными планами. Обсуждение вопросов культурного строительства проходило на съездах и пленумах ЦК партии. В деятель­ности партийно-государственных органов большое место занимала ра­бота, направленная на преодоление буржуазной идеологии и утвержде­ние марксизма в сознании людей. Главная роль в развернувшейся обще­ственно-политической борьбе отводилась общественным наукам, печа­ти, литературе и искусству.

В постановлениях ЦК партии “О журнале “Под знаменем марксиз­ма” и “О работе Комакадемии” (1931 г.) были намечены задачи и ос­новные направления развития общественных наук. От них требовалось преодолеть отставание науки от практики социалистического строи­тельства. В постановлениях был сформулирован тезис об “обострении классовой борьбы на теоретическом фронте”. Вслед за тем начались поиски “классовых врагов” на “историческом фронте”, на музыкальном и литературных “фронтах”. В “контрреволюционном вредительстве” были обвинены историки Е.В. Тарле и С.Ф. Платонов, литературовед Д.С. Лихачев. В 30-е годы были репрессированы многие талантливые писатели, поэты, художники (П.Н. Васильев, О.Э. Мандельштам и др.).

Перенесение в сферу культуры форм и методов классовой борьбы оказывало негативное воздействие на духовную жизнь общества.

В 1932 году были распущены ряд творческих объединений - Пролеткульт, РАПП, ВОАПП. А в апреле 1934 года открылся Первый всесоюзный съезд советских писателей. На съезде с докладом выступил секретарь ЦК по идеологии А.А. Жданов, изложивший большевистское видение художественной культуры в социалистическом обществе. В качестве «основного творческого метода» советской культуры был рекомендован «социалистический реализм». Новый метод предписывал художникам и содержание, и структурные принципы произведения, предполагая существование «нового типа сознания», которое появилось в результате утверждения марксизма-ленинизма. Социалистический реализм признавался раз навсегда данным, единственно верным и наиболее совершенным творческим методом.Ждановское определение соцреализма опиралось на данное Сталиным - в угоду техническому мышлению эпохи -- определение писателей как«инженеров человеческих душ». Тем самым художественной культуре, искусству придавался инструментальный характер, или отводилась роль инструмента формирования «нового человека».


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 351; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!