Роды, виды и жанры художественной словесности

Материалы для промежуточной аттестации по литературе в 8 классе

Автор-составитель: Тимченко Р.Р.

1.Назовите роды литературы.

2. Назовите героев исторических песен:

3.К какому литературному направлению принадлежит комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль»? Расскажи об этом направлении (см.32 билет)

4. Идея комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»?

5. В чьи уста А.С.Пушкин вкладывает пословицу, ставшую эпиграфом ко всей повести: «Береги честь смолоду»?

6. В каком образе приснился Гриневу Пугачев на постоялом дворе?

7. Кто были герои калмыцкой сказки-аллегории, которую рассказал Пугачев Гриневу по дороге в крепость?

8. Жанр произведения М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

9.Какой эпизод «Мцыри» является кульминационным?

10. Известно, что Николай 1 после первого представления этой пьесы сказал: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!» О какой пьесе идет речь?

11. Смысл пословицы «На зеркало неча пенять, коли рожа крива».

 12. Каков основной композиционный прием в рассказе Л.Н.Толстого «После бала»?

13. Какая жизненная ситуация легла в основу рассказа Н.С.Лескова «Старый гений»?

14. Чем закончилась история любви в рассказе И.А.Бунина «Кавказ»?

15. Почему А.Блок обратился к теме истории в цикле стихов «На поле Куликовом»?

16. Автор «Василия Теркина»

17. Почему герой рассказа В.Астафьева «Фотография, на которой меня нет» не попал на съемку?

18. Творческая работа «Мое читательское взросление» с использованием сопоставительных конструкций и эмоциональной лексики со значением самооценки (словосочетания ): стал старше, вдумчивее, взыскательнее, тоньше в восприятии писательского слова ... ; если раньше любил читать ... , то сейчас мне ближе ... ; мой первый писатель ... ; моя первая встреча с ... , а затем...

19. Как создается и живет народная песня?

20. Как вы считаете, всякое ли стихотворение может превратиться в народную песню?

21. Расскажите о народной песне.

22. Вспомните, с какими выдающимися деятелями русской истории вы встречались в художественных произведениях, изучаемых в школе или прочитанных самостоятельно.

23. Какие циклы былин вы знаете?

24. Что мы называем песней? Какие виды фольклорных песен вы знаете? 

25. Прочитайте текст песни. Каким событиям она посвящена? Как называются песни подобного содержания?

                  

Под славным городом под Полтавой

              Подымалась Полтавская баталья.

              Запалит шведская сила

              Из большого снаряда – из пушки;

              Запалит московская сила

              Из мелкого ружья – из мушкета.

              Не крупен чеснок рассыпался –

              Смешалась шведская сила.

              Распахана шведская пашня,

              Распахана солдатской белой грудью;

              Орана шведская пашня

              Солдатскими руками;

              Посеяна новая пашня

              Солдатскими головами;

              Поливана новая пашня

              Горячей солдатской кровью.

 

ü Какие свойственные народной песне художественные приемы можно отметить в этом произведении?

ü Как вы поняли основную мысль (идею) этой народной песни?

25. О чем рассказывает басня «Обоз»? Какую картину она рисует?

26. Тема «Мцыри».

27. Идея «Мцыри».

Сюжет поэмы «Мцыри».

29. В каком году была написана комедия Н. В. Гоголя “Ревизор”?   

 Какой эпиграф Н. В. Гоголь предпослал комедии “Ревизор”?     Кто подал Гоголю первую мысль о “Ревизоре”?

30. Что такое «хлестаковщина»?

31. Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Образы положительных героев в комедии.

32. Классицизм как литературное направление. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

33. Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Характеристика образа Митрофанушки.

34. Анализ эпизода «Бой с барсом» из поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

35. А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Образ Пугачева.

 

Ключ

 

1. Эпос, лирика, драма.

Одним из основоположников русского литературоведения был В.Г.Белинский. И хотя еще в античности были сделаны серьезные шаги в разработке понятия литературного рода (Аристотель), именно Белинскому принадлежит научно обоснованная теория трех литературных родов.

 

Различают три рода художественной литературы: эпический (от греч. Epos, повествование), лирический (лирой назывался музыкальный инструмент, в сопровождении которого исполнялись нараспев стихи) и драматический (от греч. Drama, действие).

 

Роды художественной литературы

ЭПОС ДРАМА ЛИРИКА
(греч. - повествование) рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях, изображение внешней стороны происходящего (даже чувства показаны со стороны их внешнего проявления). Автор может прямо выразить свое отношение к происходящему. (греч. - действие) изображение событий и отношений между героями на сцене(особый способ записи текста). Прямое выражение авторской точки зрения в тексте содержится в ремарках. (от названия муз. инструмента) переживание событий; изображение чувств, внутреннего мира, эмоционального состояния; чувство становится главным событием.

 

Каждый род литературы в свою очередь включает ряд жанров.

 

ЖАНР - это исторически сложившаяся группа произведений, объединенных общими признаками содержания и формы. К таким группам относятся романы, повести, поэмы, элегии, рассказы, фельетоны, комедии и т.д. В литературоведении нередко вводится понятие литературного вида, это более широкое понятие, чем жанр. В этом случае роман будет считаться видом художественной литературы, а жанрами - различные разновидности романа, например, приключенческий, детективный, психологический, роман-притча, роман-антиутопия и т.д.

 

Роды, виды и жанры художественной словесности

ЭПОС

ДРАМА

ЛИРИКА

Народный Авторский Народная Авторская Народная Авторская
Миф Поэма (эпос): Героическая Строговоинская Сказочно- легендарная Историческая... Сказка Былина Дума Легенда Предание Баллада Притча Малые жанры: пословицы поговорки загадки потешки... ЭпопеяРоман: Историческ. Фантастич. Авантюрный Психологич. Р.-притча Утопический Социальный... Малые жанры: Повесть Рассказ Новелла Басня Притча Баллада Лит. сказка... Игра Обряд Народная драма Раек Вертеп... Трагедия Комедия: положений, характеров, масок... Драма: философская социальная историческая соц.-филос. Водевиль Фарс Трагифарс... Песня Ода Гимн Элегия Сонет Послание Мадригал Романс Рондо Эпиграмма..

 

 

2. Иван 4, Минин и Пожарский, Степан Разин, Пугачев, Суворов.

3. Классицизм.

4. «Угнетать рабством себе подобных – беззаконно»

5. В уста отца Петра Гринева, Андрея Петровича Гринева.

6. В образе посаженого отца.

7. Орел и ворон.

Сказка создает вокруг облика Пугачёва поэтический ореол. Образ её рассказчика сливается с издревле опоэтизированным у народа образом орла, мощного о гордого царя птиц, стремительного и беспощадного в борьбе. Пугачёв – орёл. Пугачёв хочет жить «по-орлиному», «напиться живой крови», т. е сразиться в открытом бою; он не боится отдать в борьбе и свою «живую кровь». Но пугачёвский орёл стихиен, он отрицает расчёт, цель: «Авось и удастся!»

•   В сказке в поэтической форме отразилась стихийность и натуры Емельяна Пугачёва, и всего восстания.

А как понял сказку Гринёв? В его ответе весомо каждое слово. – «Затейлива,- отвечал я ему.- Но жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину. Пугачев посмотрел на меня с удивлением и ничего не отвечал». О чём говорит оценка? «Затейлива» - значит забавна, интересна, любопытна. Гринёв, говоря современным языком, оценил «интересный сюжет сказки». Нет, он понял и то, что хотел сказать Пугачёв о себе: его сравнение себя с орлом. Но Гринёв отнимает у Пугачёва орлиное начало.

· Пугачёв сравнивает себя с орлом Пушкин же уподобляет его льву, обычно «свирепому», жестокому, но сейчас «ласковому» к гостю. Гринёв не хочет видеть в Пугачёве орла: «…жить убийством и разбоем – значит по мне клевать мервечину», - возражает он Пугачёву. Но Пушкин, сравнивая Пугачёва со львом, видит в нём сильную, могучую личность, которой свойственны неожиданные душевные порывы и страсти: и жестокость, и доброта, и «ласковость».

 

8. Поэма.

Поэма– это крупное стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией; повесть или роман в стихах; многочастное произведение, в котором сливаются воедино эпическое и лирическое начала. Поэму можно отнести к лиро-эпическому жанру литературы, так как повествование об исторических событиях и событиях жизни героев раскрывается в ней через восприятие и оценку повествователя. В поэме речь идет о событиях, имеющих общечеловеческое значение. Большинство поэм воспевает какие-то человеческие деяния, события и характеры.

 

 

9. Кульминация – это тот переломный момент, то решающее действие, которое навсегда меняет сложившуюся ситуацию и не позволит вернуться к прошлому. 

Кульминация, как правило, наступает сразу перед развязкой, когда все тайны приоткрываются, а накал страстей, достигнув верха, стремительно срывается вниз.

Эпизод борьбы Мцыри с барсом.

 

 

 

10. «Ревизор»

11. Нужно смотреть правде в глаза и в себе искать корень проблем и неудач.

12. Контраст.

Ведущим художественным приемом в рассказе Толстого «После бала» является прием контраста. В этом произведении противопоставляются две части рассказа: сцена бала и сцена наказания; противопоставляются герои, их поступки. Кроме того, кардинально различны настроения, эмоции, музыкальные лейтмотивы произведения.

Контраст усиливается, когда рассказчик видит, как статный, высокий полковник сильной рукой в замшевой перчатке бьет по лицу малорослого, слабосильного солдата.

 

Светлые краски бала, резко оттеняют мрачную картину, нарисованную во второй части рассказа. Контрастное изображение героев, их психологического состояния, обстановки позволяют выявить существо их характеров и в то же время обнаружить социальные противоречия царской России. Позиция автора четка и однозначна: внушить читателю ненависть к угнетению человека, к унижению его достоинства.

 

13. Великосветский франт не хотел отдавать долг старушке.

 

В основе сюжета рассказа Николая Лескова «Старый гений» лежит ситуация, типичная, к сожалению, как для России 19-го века, так и для России сегодняшней. Богатый франт обманул старушку, не заплатив ей долг, и теперь у нее отбирают дом. Должностные лица не защищают старушку, уж слишком большие связи у должника. Хотя старушка и права по закону, «непреодолимое препятствие» возникает там, где нужно просто найти должника и вручить ему судебную бумагу.

 

14.    Теме любви посвящены многие рассказы И.А. Бунина. В его изображении любовь – это грозная сила, способная перевернуть всю жизнь человека и принести ему великое счастье или огромное горе. Такая история любви показана им в рассказе «Кавказ».

У героя и героини тайный роман. Они должны скрываться ото всех, потому что героиня замужем. Она боится своего мужа, который, как ей кажется, что-то подозревает. Но, несмотря на это, герои счастливы вместе и мечтают о дерзком побеге вдвоем к морю, на кавказское побережье. И этот побег им удается.

С помощью системы антитез Бунин ярко противопоставляет осень в Москве, холодные дожди, страх и тревогу влюбленных – и «нестерпимое сухое» солнце юга, первобытно красивые чащи чинар и магнолий, безмятежное счастье героев.

Но подлинная трагедия происходит не здесь. Это трагедия третьего – обманутого мужа.

 

Создается резкий контраст между чувствами счастливых влюбленных, описанием красоты природы, южной ночи – и почти хроникой действий третьего героя, чье страдание только угадывается за скупыми строчками. У него «жестокий, самолюбивый характер»? Но права ли была его легкомысленная жена, видя в нем только помеху своему роману? Он сказал о том, что защитит свою честь – но это характеризует его как решительного и смелого человека. Особенно резкий контраст между уверенным его поведением на вокзале и трусливой осторожностью героя, который прячется в купе. Так за строками рассказа Бунина виден сильный и мужественный человек, страдающий, потому что его обманули, предали. Особенно впечатляет одновременность событий: влюбленные плачут от счастья, а в это время разыгрывается трагедия, в которой они повинны.

И.А. Бунин рисует читателям трагедию любви как неповторимый художник самых тонких чувств и человеческих переживаний.

Муж героини застрелился, не вынеся измены.

 

15.

 

А.А. Блок горячо интересовался историей России. В ее прошлом он пытается найти истоки русского национального характера, причины выбора исторического пути России. Прошлое дает ему возможность размышления о настоящем и будущем родной земли.

 

Особенно важным, переломным в ходе истории моментом он считает Куликовскую битву. В ней впервые было доказано единство Руси, стремление ее народа к свободе и способность его к сопротивлению.

 

Цикл состоит из пяти стихотворений.

 

Враги рисуются поэтом как «черная туча», «поганая орда». А на стороне русских воинов – Владимирская Богоматерь, ее икона была главной русской святыней. Бойцы готовы «за святое дело мертвыми лечь», защищая свою Родину.

 

Блок обращается к Руси, как к любимой жене, матери, источнику любви и жизни на земле: «О, Русь моя! Жена моя!» Но речь идет не только о прошлом, но и о будущем России. Поэт понимает, как много тяжелых испытаний еще выпадет на ее долю: «Долго будет родина больна».

 

 

Этот цикл был написан А.А. Блоком в 1908 году, после событий революции 1905 года, показавшей силу и гнев народного возмущения. Поэт понимает, что испытания еще не закончились, но верит, что России суждено лучшее будущее.

Видел в исторических событиях связь с современностью.

 

16. А. Т. Твардовский.

Александр Трифонович Твардовский родился на Смоленщине в семье простого крестьянина. В 1939 году писатель призван в красную армию. Он работал военным корреспондентом. Здесь начинает складываться образ Васи Теркина – образ бывалого солдата, веселого, легкого человека. Но в 1942 году у Александра Трифоновича меняются взгляды на своего героя. Писателя уже не удовлетворяет веселый образ Васи Теркина. И в 1942 году появляется Василий Теркин.

 

17. Заболел

 

В.П. Астафьев "Фотография, на которой меня нет"
Главные герои:деревенский мальчик Витя и его друг Санька
В рассказе В.П. Астафьева "Фотография, на которой меня нет" рассказывается о мальчике,который не попал на школьный снимок.В деревню однажды приехал фотограф,чтобы сфотографировать единственную местную школу.Но мальчики Санька и главный герой были большими шалунами.Иони,за день до торжественного события(фотографы приезжали крайне редко),решили покататься на санках. Главный герой болел ревматизмом, и после их катания неделю не мог держаться на ногах. Естественно на следующий день он не попал на снимок.Санька,из чувства солидарности,решил тоже не пойти.
В итоге учитель принес больному фотографию...на которой его не было.

 

18.  Ответ

19.  В отличие от былин, исполнявшихся обычно сказителями или «каликами перехожими» (паломниками, странниками), лирические песни создавались самыми разнообразными людьми в минуты, когда душевные переживания требовали выражения в слове и мелодии. Незаписанные песни передавались от одного исполнителя к другому, от одного поколения к другим, шлифуясь и изменяясь при этом. Среди множества безвестных певцов иногда появлялись талантливые народные поэты. Такой поэтессой, автором и хранительницей народных плачей («воплей») была простая крестьянка Ирина Андреевна Федосова (1831–1899).

20.

Конечно, нет. Из множества стихотворений Пушкина народными песнями стали только некоторые, наиболее известные – «Под вечер, осенью ненастной», «Буря мглою небо кроет»; из стихотворений Лермонтова – «Выхожу один я на дорогу»; Некрасова – «Что так жадно глядишь на дорогу», «Ой, полна, полна коробушка». А прекрасные стихотворения Тютчева, хотя и положены были на музыку, популярности в народе не обрели. Фольклористы, исследуя причины этого, пришли к выводу, что в народ переходили стихотворения напевные (удобные для пения размеры – хорей, анапест, амфибрахий; менее удобные – ямб и дактиль), как правило, сюжетные, близкие фольклору по идее и образности.

В народном бытовании они подвергались переработкам с целью приблизить их содержание к народной поэзии, придать им нужные песенные качества.

(Композиционные и стилистические изменения указывают на стремление к наибольшей ясности и художественной простоте.)

Охотно допуская приемы поэтики старинных устных песен – постоянные эпитеты, слова ласкательные и т. д., фольклорная песня не терпит подлаживания под простонародную речь.

Расположение рифм имеет большое значение для перехода стихотворения в фольклор. Наблюдения показывают, что здесь чем проще, тем лучше. Слишком сложные строфы не годятся. Рифмы обычно парные или через стих; даже опоясывающие рифмы в песнях встречаются редко... потому что они для слуха труднее перекрестных, осложняют ритм...

(По статье И. Н. Розанова«От книги к фольклору»)

 

21.Особый пласт в русском фольклоре составляют народные песни. В песнях отображен и внешний мир, и внутренний мир человека.Одни песни посвящались историческим событиям, героям, выдающимся историческим личностям, другие — переживаниям, связанным с любовными отношениями, семейной жизнью, с солдатской долей и т. д. Известны бурлацкие, рекрутские, разбойничьи, ямщицкие песни.

Исторические песни часто не только изображают события или отдельное их эпизоды, но и отражают чувства, переживания героев так, как это понимает народ. Частые герои исторических, песен цари — Иван Грозный, Петр Первый, герои-воины — Суворов, Кутузов,, народные вожди — Ермак, Разин, Пугачев.

Народные песни в отличие от былин, исполнявшихся обычно сказителями, былинниками, создавались самыми разными людьми в минуты, когда душевные переживания, потрясения требовали выражения в словах и мелодии. Песни передавались из уст в уста, от одного исполнителя к другому, от одного поколения к другим, при этом шлифуясь и изменяясь. Среди множества безвестных певцов иногда появлялись талантливые народные поэты и Исполнители.

Лирические песни изображают переживания, связанные с теми или иными жизненными обстоятельствами лирического героя. Этот герой безвестен, но каждый находил отклик чувствам, выраженным в песне. Исполнялись песни и в одиночку, и хором. Чаще всего лирические песни передают грустное, печальное настроение. Вся жизнь русского человека от рождения и до смерти сопровождалась песней.

Первые записи русских народных песен относятся еще к XVII веку. Интересно, что записаны они для английского путешественника Ричарда Джемса в 1619-1620 гг.

Особенно активно собиранием исторических и лирических песен, как и других видов фольклора, заинтересовались на рубеже XVIII- XIX веков. Среди собирателей — имена А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Д. Чуйкова, А.В. Кольцова, П.Н. Рыбникова. Изучением песен занимались О.Ф. и В.Ф. Миллеры, А.Н. Веселовский, Б.Н. Путилов, А.Х. Востоков, А.Н. Веселовский, В.Я. Пропп и другие. Собиратели и исследователи песен оставили нам богатство, которое могло быть безвозвратно утеряно: ведь песни существовали в устной форме, лишь немногие из них поются до сих пор.

22. Пётр Первый, Владимир Мономах, вещий Олег, Борис Годунов, Гришка Самозванец, Иван Грозный.

23.Киевские, новгородские.

24. Песня – небольшое лирическое произведение, предназначенное для пения. Народные песни бывают лирические, исторические, обрядовые, плясовые.

25. Эта песня рассказывает о Полтавской битве, о сражении русской армии под предводительством Петра I со шведами. Содержание позволяет отнести эту песню к историческим.

ü  Какие свойственные народной песне художественные приемы можно отметить в этом произведении?

(Для народной песни характерны повторы. Здесь они есть: предлог под, запалит, распахана и др. Песня построена на противопоставлении шведской и русской силы (армии). Поле битвы сравнивается с пашней, боевые действия – с пахотой. Есть также свойственные фольклору постоянные эпитеты – белая армия, горячая кровь, крупен чеснок.)

ü   Как вы поняли основную мысль (идею) этой народной песни?

(Основная мысль такова: несмотря на то что шведская армия была лучше вооружена (пушки против мушкетов) и более многочисленна, русские победили благодаря мужеству и воинской доблести.)

 

25. Басня напоминает ситуацию с Кутузовым, которого император Александр І упрекал за уклонение от решительных сражений. Император по сравнению с Кутузовым был молод и как военоначальник неопытен. Возглавив русскую армию, Кутузов продолжил отступление, потому что иное любое решение привело бы к гибели всей армии, хотя испытывал очень сильное давление и со стороны императора, и со стороны большинства солдат и офицеров. Велико было искушение одним прыжком, так сказать, преодолеть трудности, то есть решиться на генеральное сражение. Но мудрый полководец не пошёл на поводу у тех, кто не понимал всей сложности положения. Несмотря на все упрёки и уговоры, он до конца провёл свою линию и в итоге оказался победителем

26. Тема «Мцыри» - изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решивший ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней.

27. Идея «Мцыри» – лучше 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря, где человек нем живёт полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.

28. История короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшейся попытке бежать из монастыря. Жизнь Мцыри бедна внешними событиями; узнаём лишь, что герой не испытал счастья, с детства попал в плен, перенёс тяжёлую болезнь и оказался одиноким в чужом краю и среди чужих ему людей, монахов. Юноша делает попытку узнать, зачем живёт человек, для чего он создан. Бегство из монастыря и 3-дневное скитание знакомит Мцыри с жизнью, убеждают его в бессмысленности монастырского существования., приносят ощущение радости жизни, но не приводят к желанной цели – вернуть родину и свободу. Не найдя пути в родную страну, Мцыри снова попадает в монастырь. Смерть его неизбежна; в предсмертной исповеди он рассказывает монаху обо сём, что успел увидеть и пережить за «три блаженных дня».

· 1. Поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя, причём порядок при изложении событий изменён

2. Сюжет поэмы составляет не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания.

3. Все события 3-дневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие.

4. Названные особенности сюжета и композиции позволяют сосредоточить всё внимание читателя на характере центрального героя.

28. Известно, что в одну из встречи октябре 1835 г. Пушкин передал Гоголю сюжет «Ревизора». «Сделайте милость, - пишет начинающий драматург, - дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или не смешной, но чисто русский анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию. Если ж сего не случится,, то у меня пропадёт даром время, ия не знаю, что делать тогда… Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из 5 актов, и, клянусь, будет смешнее чёрта».

В одну из ближайших встреч Пушкин рассказал Гоголю «русский анекдот». Рассказал Гоголю случай в Новгородской губернии, где какой-то проезжий, выдав себя за чиновника из министерства, обирал жителей. Кроме того, сам Пушкин, отправившись в Оренбург собирать материал для истории Пугачёвского восстания, вскоре узнал, что местными властителями от «доброжелателей» было получено предупреждение, будто сбор исторических сведений только предлог, а настоящая цель приезжего – провести негласно ревизию служебной деятельности оренбургских чиновников. Эти 2 случая стали основой гоголевской комедии.

 

29.   В каком году была написана комедия Н. В. Гоголя “Ревизор”? (В 1842 году) Какой эпиграф Н. В. Гоголь предпослал комедии “Ревизор”? ( На зеркало неча пенять, коли рожа крива.)Кто подал Гоголю первую мысль о “Ревизоре”? ( А. С. Пушкин)

 

30. Хлестаковщина – бахвальство, не подкреплённое реальными возможностями. Делами, стремление казаться не тем, чем ты являешься на самом деле, пристрастие к рисовке, соединённое с внутренней пустотой, легкомыслием, беответственностью, тщеславием. У Хлестакова эти качества получают своеобразное воплощение: как говорит Гоголь «Он джёт с чувством»: в глазах его выражается наслаждение, получаемое от этого.

31. Стародум – дядя Софьи. Его фамилия означает, что герой следует принципам эпохи Петра I (старой эпохи): «Отец мой непрестанно мне твердил одно и тоже: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время».

В комедии Стародум появляется поздно (в конце1 явления). Он избавляет (вместе с Милоном и Правдиным) Софью от тирании Простаковой, дает оценку ей и воспитанию Митрофана. Также Стародум провозглашает принципы разумного государственного устройства, нравственного воспитания и просвещения.

Воспитание дворянина, по мнению Стародума, — дело государства. Оно должно включать как воспитание ума, так и воспитание сердца. Причем воспитание сердца стоит на первом месте. Ведь без души «просвещеннейшая умница – жалкая тварь». Воспитание должно опираться на силу положительного и отрицательного примера и «своим критерием положить благо отечества». Стародум имеет подробную биографию. Ему 60 лет, он служил при дворе и вышел в отставку. После долго жил в Сибири, где своим трудом нажил состояние. Стародум хочет устроить счастье Софьи, находит ей жениха и делает ее своей наследницей. Этот герой прямодушен и проницателен. Он видит насквозь Простакову и ее семейство и в глаза говорит им все, что о них думает.

Правдин – государственный чиновник, призванный разобраться в делах Простаковых. Он узнает о зверствах Простаковой, а также о том, что она обкрадывает Софью. При помощи Стародума и Милона уличает Простакову и отбирает у нее имение в пользу государства. Милон – военный, жених Софьи. Честный и благородный человек, помогающий спасти Софью от козней Простаковой.

Софья – ещё один положительный герой этой комедии. Примечательно, что её выбор жениха совпал с выбором Стародума. Во всём она согласна с Стародумом. Кроме того, она верная, не согласилась выходить замуж за Митрофана.

 

 

32

 

 

 

33. Митрофанушка (Простаков Митрофан) – сын помещиков Простаковых. Он считается недорослем, т. к. ему 16 лет и он не достиг совершеннолетия. Соблюдая указ царя, Митрофанушка учится. Но делает это с большой неохотой. Он отличается глупостью, невежеством и ленью (сцены с учителями)

Митрофан груб и жесток. Он ни во что не ставит своего отца, издевается над учителями и крепостными. Пользуется тем, что мать в нем души не чает, и вертит ею, как хочет.

Митрофан остановился в своем развитии. О нем Софья говорит: «Он хотя и 16-ти лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет»
В Митрофане сочетаются черты тирана и раба. Когда план Простаковой женить сына на богатой воспитаннице, Софье, не удается, недоросль ведет себя как раб. Он униженно просит прощения и покорно принимает от Стародума «свой приговор» - идти служить («По мне, куды велят») . Рабское воспитание привито герою, с одной стороны, крепостной нянькой Еремеевной, а, с другой стороны, всем миром Простаковых -Скотининых, у которых извращены понятия о чести.

Через образ Митрофана Фонвизин показывает деградацию русского дворянства: из поколения в поколение невежество увеличивается, а грубость чувств доходит до животных инстинктов. Недаром Скотинин называет Митрофана «чушка проклятая». Причина такой деградации – в неправильном, уродующем воспитании.

Образ Митрофанушки и само понятие «недоросль» стало нарицательным. Сейчас так говорят о невежественных и глупых людях.

 

34. Центральным эпизодом поэмы, поражающим своей глубиной и точностью описания, является битва Мцыри с барсом. На создание этого эпизода автора вдохновила старинная грузинская песня о схватке юноши-охотника с тигром.

Легенда об этой схватке своими корнями уходит в далекое грузинское средневековье, позже этот сюжет использовал Шота Руставели в одном из своих произведений. Однако не только фольклорные источники вдохновили Лермонтова на создание кавказских поэм. Прежде всего источником его поэтического вдохновения были непосредственные впечатления: Гуд-гора, Казбек, Дарьял, долина Арагвы…

Лермонтов много путешествовал, изучал кавказскую историю и культуру. Именно в древнем монастыре на слиянии Куры и Арагвы он услышал от старого монаха историю о юноше, жившем когда-то в этом монастыре.

Описывая сцену схватки, автор использует яркие эпитеты и выразительные глаголы, держа читателя в напряжении и тревоге за судьбу героя. Проигравший битву барс тоже вызывает жалость, ведь в начале эпизода автор говорит о нем, как о ребенке, не подозревающем об опасности – «одним прыжком/ из чащи выскочил и лег,/ играя, навзничь на песок./ То был пустыни вечный гость/ могучий барс./ Сырую кость/ он грыз и весело визжал»

Мцыри видел в нем достойного соперника и злобного врага, как и он жаждущего свободы. Поединок, состоявшийся между ними, был поединком физической силы и силы духа. Пусть герой слаб и изможден болезнью, но им движет огромная воля к победе, поэтому в этой битве зверь и человек равны.

Битва Мцыри с разъяренным барсом – это кульминация трех его вольных дней, до предела символичная. Барс олицетворяет злую мощь и волю природы, которая отвернулась от героя. Мотив «дружбы-вражды» героя с природой в этом эпизоде достигает апофеоза.

И в этой смертельной схватке Мцыри проявляет высшую форму героизма – душевный героизм. Всё, что угрожает его свободе, должно быть сломлено и повержено. И он смело расправляется со всеми роковыми обстоятельствами, которые мешают ему быть свободным, а в данном случае их олицетворяет барс.

Дремавшие ранее инстинкты просыпаются, и всю нерастраченную энергию Мцыри вкладывает в борьбу. Его движения молниеносны, глаз точен, и рука не дрогнула. Побеждая разъяренного зверя, он берет верх и над всеми остальными, зримыми и незримыми врагами.

35. А.С. Пушкин известен нам как великий поэт, но среди его произведений есть не только стихи, но и проза. Одним из таких произведений является роман «Капитанская дочка». Идея написать его возникает у Пушкина ещё во время работы над «Дубровским» в тысяча восемьсот тридцать втором году. И уже на следующий год писатель едет в Симбирск и Оренбург, где посещает места боёв и встречается с современниками событий. Во многом «Капитанская дочка» основывается на «Истории пугачёвского бунта». Но у этих произведений есть существенное различие. В «Истории пугачёвского бунта» Пушкина интересовала прежде всего «пугачёвщина», то есть само восстание, а не его инициаторы, вожди и вдохновители. Они обрисованы Пугачёвым скупо, тогда как в «Капитанской дочке» портреты Пугачёва, Хлопуши и других очень выразительны. Например, портрет Пугачёва: «Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары». Пугачёв был предводителем восстания, взрыва возмущенной народной стихии. Пугачёв держится статно и важно. Он всем своим видом показывает своё царское величие. Этот человек чересчур самоуверен. Но в принципе, он похож скорее на доброго царь-батюшку из русских сказок, чем на деспотичного монарха. Многие решения, принятые им, свидетельствуют о его доброте. Пугачёв нашёл общий язык с Гринёвым. Это говорит о том, что эти два человека стремятся достичь одну цель разными путями: сделать мир более совершенным и прекрасным.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 254; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!