Мастерство Толстого-романиста: глубина анализа внутреннего мира героев (диалектика души).

Билет№11

Поэма-эпопея Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Многообразие народных типов.

В своей поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасов показывает обширную панораму народной жизни, характеров и судеб. Мотив странствия семерых крестьян, задавшихся целью выяснить, кому же «вольготно, весело живётся на Руси», автор ввёл в поэму не случайно. Ведь в пути странники встречаются с самыми разными людьми. Образы путешествующих мужиков прорисованы не столь тщательно, как портреты тех, с кем они знакомятся в дороге. Однако нужно отметить, что образ странника также взят Некрасовым из жизни. Культура странничества была весьма развита в русском народе. Путешествия могли совершаться с торговой целью или иметь характер паломничества по святым местам. Нужно отметить, что существовала особая социальная группа странников – юродивые, убогие, а также полноценные физически и душевно люди, которые переходили от одного святого места к другому. В народе такие люди пользовались большим уважением: странник мог рассчитывать на радушный приём не только в крестьянской избе, но и во многих богатых купеческих и дворянских семьях. Некрасов, стремясь правдиво показать народную жизнь, конечно, не мог обойти молчанием такое явление, как странничество. Некоторые странники были своего рода «ходячими книгами»: в семьях, где они останавливались, эти люди рассказывали немало историй – и о том, что видели сами, и то, что слышали от других.Приблизительно такова же в поэме и роль семерых мужиков, отправившихся искать счастливых людей. Ведь истории, которые рассказывают странникам их случайные знакомые, соединяются в одно большое поэтическое полотно. Некрасов показывает благородные, цельные характеры, которые встречаются среди простых людей. Например, ЕрмилГирин, который честным трудом добился и богатства, и уважения своих односельчан. В юности Ермил служил писарем в конторе при управляющем поместьем князя Юрлова. Должность, конечно, самая маленькая, влияния на ход дел Ермил оказывать не мог, но все-таки он старался по мере сил помочь крестьянам. Бесплатно составлял для них нужные бумаги, помогал советом.Зная, насколько честен Ермил, крестьяне ему безоговорочно доверяют: избирают его бурмистром, дают ему взаймы деньги на приобретение мельницы. Лишь один раз поступил этот человек против совести: вместо своего брата сдал в солдаты другого крестьянина. Никто, кроме матери злополучного рекрута, не осуждал Ермила. Но сам он не вынес мук совести и добровольно покаялся перед всем народом, исправил последствия своего проступка и отказался от должности бурмистра, считая себя недостойным народного доверия.Влас не может идти против совести. Он отказался от должности бурмистра, чтобы не пресмыкаться перед выжившим из ума князем Утятиным.

О народе, озабитой «вахлачине» болеет душой и Гриша Добросклонов, сын сельского дьячка. Гриша жадно тянется к знаниям – «порывается в Москву, в новорситет», не довольствуясь тем образованием, которое он получил в семинарии. Однако юноша не стал относиться к своим землякам свысока, как к людям малограмотным. Гриша искренне уважает простых тружеников, старается по мере сил помочь им своими познаниями. Гриша, его отец и брат ничуть не богаче большинства крестьян, трудятся наравне с ними. Крестьяне в свою очередь очень доброжелательно относятся и к дьячку, и к его сыновьям, делятся с ними своими запасами.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов показал и высокие достоинства русской женщины – терпение, верность, трудолюбие. Эти качества присущи и Домне, покойной матери Гриши, и крестьянке Матрёне Тимофеевне, судьбе которой в поэме отводится значительное место. Многое приходилось безропотно выносить простой крестьянке: тяжёлый труд, враждебное отношение родственников мужа, многочисленные роды и смерть детей... Нелегко было Матрёне отстоять своё человеческое достоинство. «Ты – крепостная женщина!» – так объяснил ей суть её бесправного положения Савелий, дед её мужа. Но Матрена — человек смелый и решительный: она бесстрашно отвергает домогательства управляющего Ситникова, идёт искать справедливости у губернатора, чтобы вернуть мужа, которого не по закону сдали в рекруты. Матрёне пришлось пережить гибель любимого сына, которого она вспоминает и через много лет. Эта женщина способна на глубокие, сильные чувства: она с нежностью вспоминает родителей, любит мужа и детей. Однако Некрасов, рисуя портреты людей из народа, показывает читателю и другие характеры. Образ пройдохи и плута, который встречается в народном творчестве, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» воплотился в личности Клима Лавина, пьяницы, хвастуна и лентяя. Внешне Клим, однако, производит самое благоприятное впечатление на тех, кто не знаком с ним.

Клим охотно дурачит выжившего из ума Утятина. Для хитрого плута это и развлечение, и возможность ощутить собственную значимость. Некрасов устами Власа характеризует Клима как «последнего человека», однако на самом деле Клим обладает многими ценными качествами. Он грамотен, красноречив, предприимчив, остроумен.

Но ещё хуже холопов, забывших о человеческом достоинстве, предатели интересов народа. Таким оказался староста Глеб, который ради денег сжёг завещание своего барина, в котором тот освобождал всех своих крестьян из крепостной зависимости. А ведь сам Глеб из простого народа, в памяти которого он и остаётся вечным преступником.

Некрасов стремился показать в поэме «Кому на Руси жить хорошо» все многообразие человеческих характеров, которые встречаются среди простого народа. Конечно, не все из них способны вызвать симпатию. Но в целом поэт верил, что в народе сохранились самые светлые, самые достойные черты:

Сила народная,

Сила могучая –

Совесть спокойная,

Правда живучая!

Мастерство Толстого-романиста: глубина анализа внутреннего мира героев (диалектика души).

Произведения великого русского писателя Льва Толстого насыщены интересными, сложными и порой противоречивыми героями.

Писатель старается не просто определённым моментом показать их, он хочет раскрыть их судьбы и личности полноценно, поэтому именно в контексте его знаменитых произведений говорят о «диалектике души» в литературе.

Ведь диалектика души представляет собой постоянное описание внутреннего мира героев, их развитие и движение.

Толстой создавал интересные образы героев и, показывая их внутреннее восприятие происходящего – обращал внимание читателя на их нравственность и ценности.

Герои близки ему самому, потому что он тоже стремился к нравственным и духовным поискам, он желал совершенствоваться и двигаться вперёд.

Самобытный психологизм Толстого

Критики и литераторы отмечают оригинальность писателя в выборе средств изобразительного психологизма.

То, как он желал продемонстрировать характеры героев в движении, было отчасти новаторским решением для русской литературы той эпохи, но даже сейчас его углублённый анализ личностей и влияние событий на их движение вперёд или нравственное падение вызывает восхищение.

Таким образом, Толстой не просто показывал героев читателям, он также выражал своё мнение и выражал оценку изображаемого. И эта оценка была нравственной, потому что предпочтительнее всего для Толстого было смотреть на вещи с этой позиции.

Используя внутренний монолог героя, Толстой создавал иллюзию «подслушанных мыслей», например – размышления князя Андрея под небом Аустерлица. Он подробно анализировал поведение и мышление героев, тем самым, предоставляя от автора уже готовую психологическую оценку.

Путём изображения различных и порой неожиданных событий в жизни героев, он раз за разом раскрывал глубины их душ и создавал впечатление того, что читатели вместе с персонажами проходят этот путь развития и переосмысления действительности.

Толстой использовал сны, чтобы преподнести подсознательный ментальный план Пьера, детализированные впечатления персонажей от мира, чтобы показать, на чем конкретно заостряется их психика, и тем самым определить их внутренний психологический процесс мышления – Наташа Ростова на балу.

Истории душ в романах Толстого, духовные искания героев.

Зачастую отмечают, что на многочисленных страницах книг Толстого души главных героев проходят через сложные и многогранные процессы перевоплощения. Это относится к понятию «диалектика души», ведь наблюдая за душевным ростом или падением героя, мы осознаем, что послужило этому или воспрепятствовало.

Личности героев меняются и вырастают – через борьбу и страдания, через тяжести и радости, через жизненные взлёты и падения. Идеал человека Толстой видел в подлинности его личности, он старался раскрывать душевную суть и глубину героя через моменты, когда человек меньше всего управляет собой и своим поведением.

Толстой создавал переломные моменты в кажущейся спокойной жизни героев (Наташа, Анна Каренина, Андрей Болконский, Пьер), чтобы избавить их от искусственного, чужого.

Показывая истинное лицо героев, их искренние побуждения и переживания, писатель показывал своё личное отношение к людям и к тому, каким должен быть настоящий человек.

Его герои находились в постоянном, усложнённом поиске самих себя и искренней жизни, им приходилось бороться за это право не только с окружающими, но и с собственной противоречивой психикой. Через разрушения, борьбу и потери, Толстой избавлял их от наносного и пустого, таким образом показывая, как протекала история становления их душ.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 1603; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!