Билет 9. В.1.История искусства Западной Европы: романский стиль (11-12 вв.)

IIIкласс Iполугодие

Билет 7 В.1.Средневековье(с 5 по 15 вв.).Византия (Восточная Римская империя)

Искусство Средневековья в целом - новая ступень художественного развития человечества, основанная на идее единства христианского мира.Периодизация искусства Византии:

1. Раннехристианское искусство (2 - 4 вв. н. э.)2. Ранневизантийский период (5-7вв)

3. Иконоборческий период (8-нч 9 вв) 4. Период Македонского Возрождения (9 – 11 вв)

5.Комниновский период (12 в). 6.Палеологовский период (13-15 вв).    
Названия соответствуют времени правления династий: Македонской, Палеологов, Комнинов

1. Раннехристианское искусство. В Древнем Риме катакомбы Рима: первые изображения христианских символов на фресках –образ Богоматери «Мадонна Катакомб» (1). Эдикт императора Константина о признании христианской религии, выход из катакомб (313 г). Основание Константинополя (330 г). Указ императора Феодосия о признании христианства государственной религией с запретом язычества (392 г). В конце 4 века распад единой Римской империи на Восточную (395-1453 гг., просуществовала 1 тысячу лет) и Западную (395 – 476гг., просуществовала 80 лет). Распад Западной Римской империи, эпоха «великого переселения народов» (конец IV-V вв.).

Античные истоки раннехристианского искусства: фрески, скульптура. Образ Христа как «Доброго пастыря»: прообраз – греческий «Мосхофор»(2,3,4); образ христианского «спасения» - виноградная лоза (5,6): прообраз – лоза греческого бога Диониса и т.д.

Образование Восточной Римской империи – Византии (занимала Балканский п-ов, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет, часть Месопотамии и Армении, Кипр, Крит, Родос и др. острова Эгейского моря, Южный берег Крыма, ряд городов на Западном Кавказе, часть Аравии). Этносы Византии: греки, сирийцы, армяне, грузины, евреи, копты, иллирийцы, фракийцы и др. Греки господствовали, языком межэтнической коммуникации был греческий язык. Романизация имела поверхностный характер, но жители Византии считали себя римлянами, империю называли Ромейским царством; т.е. Римской империей, а столицу Константинополь - Новым Римом.Новое содержание рельефов саркофагов –«спасение во Христе»(5,6), рисунков тканей народности коптовиз Египта: образ души –голубь (7).

1 2 3 4 5

6 7

Два типа раннехристианской культовой архитектуры: базиликальный и центрический, имели античные корни: базилика: общественное здание рынка или суда – христианский храм;центрический баптистерий: светский бассейн для плавания – религиозное (христианское) здание с купелью для обряда крещения; центрический мавзолей: героонМавзола, храм героя с усыпальницей – христианская часовня с усыпальницей. Отличие организации христианской базилики от античного храма (разные принципы: для общественного массового использования внутри – для почитания снаружи). До нашего времени сохранилась Базилика Санта Мария Маджоре4 века в Риме, с мозаиками(1,2). Основные части базилики: нефы, трансепт, нартекс, апсида. И центрический Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне (3), с его известными мозаиками «Добрый пастырь» (4), Баптистерий Православных в Равенне (для обряда крещения) (5). Мозаики баптистерия Православных (подкупольная(6,7), материал: смальта, так называемый «византийский стиль», получил затем распространение в Византии, три цикла мозаик: над арками первого яруса строения (растительный орнамент на синем фоне, фигуры пророков), между арками второго яруса (канделябры, престолы, епископские седалища) и подкупольная мозаика. Подкупольная мозаика - сюжетв центре на медальонекрещения Иисуса Христа Иоанном Крестителем, третья фигура - река Иордан в образе мужчины, с полотенцем в руках. Вокруг медальона помещены фигуры двенадцати апостолов, на которых нисходит благодатная энергия, изображённая радиальными лучами.Фигуры апостолов выполнены в полный рост и показаны в движении. Одежда апостолов напоминает хитоны римских патрициев и выполнена только в двух цветах: белом (символизирует свет земной) и золотом (символизирует свет небесный). Лица апостолов обладают ярко выраженной индивидуальностью.Символизм - новыйхуд. принцип средневекового искусства на основе христианской идеологии.

1 2 3 4

5 6  7

2.Ранневизантийский период (5-7 вв.) - «золотой век» императора Юстиниана I (527-565). Константинополь(на Руси его называли Царь Градом, совр. Стамбул в Турции) - центр культурной жизни Византии в период правления Юстиниана. Ведущая роль церкви в феодальном обществе. Архитектура: сближение базилики и центрического храма, базиликально-центрический храм Св. Софии в Константинополе532 – 537гг.; зодчие Анфимий из Тралл и Исидор из Милета– не сохранился, реконструкция (1), поздняя (9-10вв) мозаика донаторский портрет императора Константина (2). Храмы Равенны V-VII веков: Церковь Св. Аполлинария (Сант-Аполлинаре-Нуово) с уникальными мозаиками(3,4,5), оттуда же мозаика с портретом Юстиниана I.(6)Монументально-декоративная живопись (мозаики Равенны, фрески).Сложение системы византийского крестово-купольного храма: первые такие храмы Собор монастыря Св.Луки в Фокиде, церковь Успения Богоматери в Дафни (Греция), Собор Св. Софии в Киеве (5). Тонкий кирпич – плинфа.

1 2 3 4

5   6 7

Ранневизантийская иконопись 5-7 веков – отталкивалась от традиции Фаюмского портрета в технике энкаустики, существовавшего в Римском Египте I—III веков. Ранневизантийские иконы 5-7 вв в технике энкаустики – писали расплавленным воском с красочными пигментами): Свв. Сергий и Вакх. VI век. Киев. Музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенко (1), Апостол Петр. Энкаустическая икона. 6 век. Монастырь святой Екатерины на Синае (2), Спас Вседержитель, 6 в., Синай. Иллюстрирование рукописей:иллюминированная рукопись сочинения Диоскорида «О лекарственных веществах» (лат. Demateriamedica), созданная в начале 6 века в Константинополе (4). «Пурпурные» кодексы: Евангелие из Росано - манускрипт 6 века на греческом языке, содержащий текст Евангелия от Матфея и Евангелия от Марка. Название рукописи происходит от города, в котором рукопись была найдена.Принцип размещения иллюстраций в виде фриза над столбцами текста характерен для сирийской школы миниатюры 6 в. (Россанское Евангелие).В 2015 году был включен ЮНЕСКО в реестр «Память мира» (5).

1 2 3 4.  5.

Декоративно-прикладное искусство 5-7 вв. (резьба из слоновой кости, ткачество, предметы церковного культа, ювелирное искусство) (1,2)Ватиканский крест Юстиниана II, 2-я пол. 6 в. Рим (3)Изображение процессии с реликварием. Слоновая кость. Византия. 6 век. (4).

1 2 3 4

3. Иконоборческий период (8-нч 9 вв): император Лев III, основатель Исаврийской династии, издал указ о запрещении икон. Периоды иконоборчества и иконопочитания (VIII-IХ) и их отражение в искусстве Византии.«Никейский ангел» - мозаика из Анатолии (1), в которой иконоборцы усмотрели земную красоту, и поэтому вызывавшая критику(VII век, восстановлена после разрушения).Хлу́довскаяпсалты́рь — манускрипт на греческом языке, созданный в Византии около 850 г., предположительно, в константинопольском Студийском монастыре. Одна из старейших сохранившихся псалтырей и одна из трех, оставшихся с IX века. Миниатюра из Хлудовской псалтири: аллегорическое изображение иконоборчества (2).Характерное для иконоборческого периода украшение храмов: Церковь Святой Ирины в Константинополе (3).

4.Период Македонского Возрождения (867-1056 гг., 9 – 11 вв): классический периодвизантийского искусства, расцвет приходится на 11 век.    Формирование крестово-купольного храма и его главенствующее значение в византийской церковной архитектуре. Купольные центрические постройки в Константинополе: восстановление собора Св.Софии Константинопольской(4).  Сложение системы изображений крестово-купольного храма, мозаики св. Софии в Константинополе: Христос Патократор (5), Иовн Златоуст (6). Памятники иконописи IX—XII веков: иконы «Святой Пантелеймон» (7) и «Владимирская Богоматерь» (8). Книжная миниатюра IX-XII веков: «Хлудовская псалтырь», «Парижская псалтырь» (9), «Менология» Василия II.

1 2 3 4 5 6. 7

8. 9

6.Период Палеологовского Возрождения (1261- 1453 гг., 12-15 вв): очень значимый период!!! восстановление Византии и Константинополя после разграбления 1204 года крестоносцами в ходе Четвертого крестового похода. Возрождение эллинистических традиций, расцвет мировоззрения исихазма (внутреннего молчания, постижения внутреннего божественного света). Различия в православной и католической церквях в толковании символики Фаворского света (согласно текстам Нового Завета, таинственный Божественный свет в момент Преображения Иисуса Христа). Исихазм – что это внутренний свет просиял. Католики – что это снаружи божественный свет снизошел от Бога. Подъем византийского искусства и культуры палеологовскоговремени (1261-1453), его связь с борьбой за национальную самобытность.   Развитиекультового зодчества: перестройка церкви монастыря Христа Спасителя (совр. Стамбул, храм КахриеДжами) (1). Монументальная живопись XIII—XV вв. Мозаики и фрески КахриеДжами — выдающийся памятник ранней палеологовской живописи (2), сцена «Бегство в Египет» (3). Уникальные византийские мозаики базилики Сан-Марко в Венеции (4,5).

1 2 3 4. 5

Иконопись XIII—XV вв.: икона «Двенадцать апостолов» (1), мозаичные иконы (2,3). Движение исихазма и его влияние на художественный язык византийского искусства. Икона «Христос Пантократор» (4). Вклад византийской худ. культуры в искусство средневековой Европы, Ближнего Востока и Закавказья, в развитие искусства и культуры Древней Руси.

1 .2 3 4

Билет 8.В.1.История искусства «варварских» государств империи франков 5-10 вв.Периодизация:1.Эпоха «великого переселения народов» (конец 4-5 вв.). 2. 395 г (4 в.) – распад единой Римской империи на Восточную - Византию (395-1453 гг., просуществовала 1 тысячу лет). и Западную (просуществовала 80 лет). 3.Падение Западной Римской империи в 5 веке и образование «варварских» государств империи франков: эпоха Меровингов (5-8 вв), 4. Империя франков эпохи Каролингов (8-9вв), 5. Оттоновское возрождение (кц 10 в) в Германии.

Эпоха Меровингов. Взаимодействие римской городской культуры с искусством и верованиями кочевых народов. Принятие христианства и его ведущая роль в формировании искусства западноевропейского средневековья.Архитектура: крипта (подземная усыпальница) в Жуарре (1), гробница остготского короля Теодориха в Равенне 6 в. (2). Скульптура. Рунические камни 7-11 вв. в Скандинавских странах, Ирландии, Британии: мраморная «Плита Зигуальда» 8в.(3).Орнаментально-декоративный характер плоского рельефа. Характерные мотивы: плетения из лент и жгутов, изображения виноградных лоз, декоративных крестов, венков с монограммой Христа, птиц.Распространение «звериного» стиля (6-8 вв.), орнамента «варварская плетенка» (4).

1 2 3 4

Распространение резьбы по дереву: предметы из Осеберга -кургана эпохи викингов (9 в.) на юге Норвегии, женское погребение в корабле-драккаре (1) с богатым инвентарём, деревянными предметами, покрытыми резьбой в зверином стиле(2,3,4).Драккар викингов в Средневолжье: «Заморские гости» НиколаяРериха 1901, Третьяковская галерея (5).

1 2 3 4 5

Развитие книжной миниатюры меровингов. Скриптории – мастерские для создания рукописей при монастырях:Луксейль, Флер и Корби. Характерные черты: орнаментальный характер, «ковровые страницы», зооморфические инициалы – «Геллонскийсакраментарий» (1); ирландская миниатюра, ее характерные особенности: абстрактность изображений, линеарно-плоскостная трактовка форм: «Книга из Дурроу»стр с символом Иоанна (2), Книга из Келлса или Келлское Евангелие; конец 8 – начало 9 в.(3,4,5) «Евангелие из Эхтернаха» 8 в. стр со львом Святого Марка (6)

1 2 3. 4 5 6

Декоративно-прикладное искусствокочевников Евразии в хунно-сарматскую эпоху: «филигранный» и «полихромный» стили. Филигрань: ювелирная техника создания изделия в виде узорчатой сетки из тонкой кручёной проволоки -распространение мотива плетения(1). Полихромный стиль – дополнение золотых и серебряных украшений вставками из цветных камней.Характерное сочетание золота или золоченой меди с гранатами и рубиново - красным стеклом: фибулы из Чезены в Италии (2). Фибула - металлическая застёжка для одежды, одновременно служащая украшением.Мотив пчел – в искусстве Меровингов (3). Позолоченная курочка г.Монца в Италии, 6 в. Предметы культа: чаши, кресты, оклады церковных книг,вотивные (символические, приносимые в дар Богу) короны (корона Рецесвинта – символ признания правителем власти Бога над собой и народом).

1 2 3. 4  5

Эпоха Каролингов(последняя четверть 8 – первая половина 9 в.) - искусство периода империи франков, основанной Карлом Великим (768 – 814), объединившим земли совр.Франции, Германии, Италии, Испании (1).«Каролингское» Возрождение: культ образованности и рукописных книг, обращение к античной и раннехристианской традиции, подражание античности и одновременно смешение восточных, византийских и «варварских» влияний и традиций в искусстве.Монастыри и церкви - культурные центры эпохи.

Архитектура. Новый тип сооружений: бург– укрепленный военный лагерь, прообраз будущего замка; монастырского комплекса: сторожевая башня 8 в. в Нормандии (2). Базилика свыраженным движением с запада на восток, от входа к абсиде. Вестверк -это монументальный западный фасад церквей, расположенный перпендикулярно главному нефу. Вестверки характерны для церквей эпохи Каролингов, Оттонидов и церквей, построенных в романском стиле. Вестверк состоит из основной башни и двух примыкающих башен. Обычно вестверк имеет вид мощного крепостного сооружения. Если восток (место восхода Солнца) ассоциируется с Христом, то запад (место заката) ассоциируется с силами зла, которым нужно противостоять. Часто в вестверке располагается алтарь Архангела Михаила — борца с силами зла.Старейший вестверк в Германии - в аббатстве Корвей (3). «Дворцовая капелла в Аахене в Германии (мастер Эйд из Меца, 805г.; место захоронения Карла Великого) (4) и «Ворота монастыря в Лорше» ок. 800 г.(5) - уникальные нетипичные сооружения.Монументальная живопись. Мозаика в оратории Теодульфа Орлеанского в Жерминьи-де-Пре в совр. Франции- одна из немногих сохранившихся времени Каролингов. На ней два ангела с распростертыми крыльями указывают на Ковчег Завета (6).

1 2 3. 4 5 6

       Аахен –столица империи Карла Великого -славился циклом исторической живописи, которая не дошла до нас. Известно, что позже частные покои императорского Дворца в Ингельхайме на Рейне Людовика Благочестивого (сына Карла Великого) были украшены сценами из мировой истории.

Возникновение церковных росписей как «Библии для неграмотных». Расположение сюжетов в церкви: Христос Пантократор (Вседержитель). Фрески церкви св. Иоанна в Мюстайре в Швейцарии (1,2). Мозаики греческих мастеров абсид базилик Санта-Мария - ин – Доминика: мадонна с платком (2), Базилика Св.Пракседы с мозаикой «Райский сад», обе 817 – 824; Рим (3), подземной церкви Сан-Клементе (847-855; Рим). Фрески среднего яруса Базилики с надписями на итальянском (4).

1 2 3 4. 5

Расцвет книжнойминиатюры. Слово «минюра» (от латинского названия киновари – красной краски (minium), которой было принято выделять начало текста). Сочетание декоративного и иллюстративного принципов. Возникновение центров изготовления рукописных книг при монастырях (скрипториев) в Ахене, Реймсе, Туре и др. «Евангелие Годескалька»781 – 789 гг., Ахен (1). «Утрехтская Псалтирь» 9 в. (2) – новое – изобразительное повествование, состоящее из сцен битв и охот, пиров и сельскохозяйственных работ. Евангелие Эббона: изображения евангелистов (3)Библия императора Карла II Лысого (846 – 851, Тур): сюжет поднесения книги императору - одно из первых изображений реального события (4).

1 2 3 4.

       Декоративно-прикладное искусство и пластика. Литургический гребень(1) со сценой «Распятия» (9-10-вв.), изделия из серебра: Палиото (2) базилики Амброджио в Милане (835). Палиото-облицовка стенок алтаря с применением серебра, золота, скульптурных и чеканных рельефов, эмалей, поделочных и драгоценных камней. Выполнялась мастерами-ювелирами, чеканщиками.Культ священных реликвий, связанных с жизнью Христа. Богоматери, апостолов.Статуарная пластика: реликварии -фигура св. Веры в аббатстве Конк конец X в.(3), конная статуэтка музея Клюни (или Карла Великого; Париж). Реликварий из Аахенской капеллы с бюстом Карла Великого. Ювелирное искусство, предметы христианского культа: корона Карла Великого. Бронзовая и деревянная пластика малых форм. Распад империи Карла Великого. Образование феодальных государств на территории Франции, Германии и Италии.

1 2 3 4 5 6.

Оттоновское возрождение-краткий период (в конце Х в.) подъёма культурной жизни в Германии при императорах-франках из Саксонии—Оттонах. При дворе Оттона I возродилась Академия, переписывались рукописи, предпринимались попытки распространения знания классической латыни и римской литературы. При дворе и соборах возникли школы.

 - разработана оттоновская каллиграфия. Возрождение Римской империи

Искусство Каролингов стало прологом романского периода в искусстве.

Билет 9. В.1.История искусства Западной Европы: романский стиль (11-12 вв.)

Возрождение Римской империи. Ведущая роль церкви в политической и общественной жизни эпохи.В «оттоновское возрождение» 10 в. восстановлена Римская империя (с 1512 года-Священная Римская империя германской нации), просуществовавшая с 962 по 1806 годы (с 10 по 19 век) и объединявшая ряд территорий Европы: Германиястала её ядром, + северная и центральная Италия, Чехия, часть Франции. Империя рассматривалась как продолжение античной Римской империи и франкской империи Карла Великого, но была децентрализованной со сложной феодальной иерархической структурой, объединявшей несколько сотен территориально-государственных образований. Во главе стоял император. Этот титул не был наследственным, а присваивался по итогам избрания коллегией курфюрстов. Власть императора никогда не была абсолютной и ограничивалась высшей аристократией Германии, а с конца 15 века — рейхстагом, представлявшим интересы сословий империи. Священная Римская империя существовала до 1806 года и была ликвидирована в ходе наполеоновских войн, когда был сформирован Рейнский союз, а последний император Франц II Габсбург отрёкся от престола.

11-12 века: романский стиль.Расцвет феодальных государств Европы, средневековых городов, формирование городской культуры. Термин «романский» возник в 19 веке, когда была установлена связь архитектуры 11-12 вв. с древнеримской архитектурой (круглые арки, бочкообразные своды, апсиды, аканты и т.д.), что связано с возрождением Римской империи при франкских правителях Оттонах в Германии в 10 веке. Ведущая роль архитектуры и еесинтез со скульптурой и живописью.Христианская культовая и светская архитектура–массивная, основательная, имела дополнительно оборонительное значение. Монастыри-крепости и замки-крепости были каменными сооружениями и служили убежищем крестьянам деревень в дни войн. 3 типа романских храмов:основной –базилика,+купольный, зальный.Базилика – существовала в римскую эпоху для светских нужд, была переосмыслена. В романской архитектуре базилика вытянута по оси запад-восток, восточная часть – алтарь, западная – основной вход. Основной вектор: горизонталь, в плане крест (символ крестного пути). План базилики усложнился по сравнению с античной эпохой за счет прибавления трансепта (поперечного нефа) и башен. + каменные свободы вместо пожароопасных деревянных. Внутри ряды колонн делят пространство на нефы. Центральный неф на востоке завершается полукруглой апсидой с алтарём. В восточной же части перед апсидой нефы пересекаются трансептом. Над пересечением нефов и трансепта – средокрестии – стоитглавная башня-призма. Западная часть базилики – вестверк, это наследие каролингов. Небольшие окна–внутри сумрачно. Трансепт по краям также оформлен башнями, которые часто украшеныопоясывающими ихаркатурными поясами из маленьких арок. Монастырские храмы – хранилища реликвий. Начались массовые паломничества в Иерусалим к месту воскрешения Христа и с целью поклонения священным реликвиям по пути во время остановок в крупных монастырях, способных вместить паломников. Так возникли паломнические церкви-базилики, с нововведениями романского стиля: они отличались наличием в восточной части хора с венцом капелл-хранилищ реликвий + появление на западном фасаде трех входов – порталов. На смену плоским деревянным потолкам с балочными перекрытиямипришел цилиндрический свод и крестовый свод (пересечение цилиндрических).Как и сама базилика такой свод уже был в Древнем Риме (в романском стиле возвращение к римским архитектурным элементам).  Возникли крупные городские Кафедральные соборы, с кафедрой архиепископа, где проходили и светские церемонии – свадьбы, приемы послов с его участием, а также с участием герцога, или короляКафедральный собор в г.Пиза, Италия (1). Зальный храм -однонефный храм без трансепта (проповедническая церковь, церковь нищенствующих орденов): соборНотр-Дам ла Гранд в Пуатье, Франция(2). Купольный храм – храм с купольным перекрытием, центрическая постройка, восходящая к древнеримской архитектуре. Пример: Кафедральный собор Св.Петра в Ангулеме, Франция(3). Все эти три типа романских храмов получили развитие в рамках трех соответствующих архитектурных школ.

1 2 3

Светская архитектура: замок – жилище и крепость феодала (бург), средневековые города.

Скульптура: на порталахбазилик со сценами Страшного суда и спасения души и резные капители колонн – повествовательные капители. (в соборе Сен-Лазар в Отёне изображения на темы Библии и басен древнегреческого поэта Эзопа). Романский рельеф восходит к орнаменту периода «варварских государств» -варварская плетенка, но если раньше фигуры были частью орнамента, то в романском стиле они выходят на первый план. Считалось, что творец всего сущего один – Бог, поэтому имена архитекторов этой эпохи до нас не дошли.

Романский стиль Германии.Архитектурные школы: саксонская: базиликаСв.Михаила в Хильдесхайме(1), базилика Св.Кириака в Гернроде (2); хирсауская: базилика в Гурке(3), рейнская(Кафедральные соборы в Шпейере, Майнце, имперская базиликаСв.Петра вВормсе (4), Бонне, хор Страсбургского собора, аббатство с базиликойСв.Мариив Лаахе(5), вестфальская-кёльнская: купольная церковь Св. Марии на Капитолии в Кёльне(6).

1 2 3

4 5 6

Бюргерское строительство в городе.Развитие скульптуры, обилие скульптурного декора на фасадах храмов (Вормс: рельеф со сценой рождественского вертепа (1), скульптура «лев нападает на ранних христиан» (2), листья аканта(со времен греков, исп. в капители коринфского ордера 3).«повествовательные капители» (4,5)

1 2 3 4 5

Романский стиль Франции.Цилиндрическкая базилика Сен-Сернен в Тулузе(1). Купольная церковь Сен Фрон в Перигё (2). Зальная церковьНотр-Дам-ла-Гранд в Пуатье(3). Экспрессивный характер декора порталов церкви Св.Петра в Муассаке (4), тимпан портала собораСв.Лазаря в Отёне (5), главная реликвия собора по преданию– мощи Лазаря, воскрешенного Христом. Скульптуры порталов церквей вМуассаке, Шартре, Отене.

1 2 3

4 5

Романские замки и крепостные сооружения: крепость Каркассон (1,2). Монументальная и миниатюрная живопись: Каркассон(3). Замок Сюлли (4)

1 2 3 4

Романский стиль вИталии. Античные и раннехристианские традиции.«Инкрустационный» стиль Флоренции:базилика Сан Миньято аль Монте (1), флорентийский баптистерий (2). Декорировка фасадов храма и башен архитектурными поясами: Пизанский ансамбль (3). Живопись: византийские и западные элементы: фреска Битва архангела Михаила с драконом, Сен-Савенсюр Гартан.Пуату,12 в. (4).

1 2 3 4

Англия: книжная миниатюра: «Три волхва» из псалтыря Св. Олбана, Англия, 12 век. (5)

Винчестерская библия (Нью-Йорк, коллекция Моргана), 12 в.: фризовая композиции. «История царя Давида»(6), инициалы (7).

5 6 7

 

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 464; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!