Символика в белорусском национальном костюме



Исследовательская часть

Белорусский костюм — это комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался белорусамив повседневном и праздничном обиходе.Он ярко отражает характер народа, уровень его духовной и материальной жизни в разные исторические периоды. На формирование белорусского народного костюма оказали влияние многие факторы: природно-географические условия, основные занятия населения, особенности исторического и социально-экономического развития края, формы вероисповедания, торговые и культурные связи с соседями — русскими, украинцами, литовцами, латышами, поляками.

Характерные черты народного мировоззрения, традиционно сложившиеся этнические и эстетические нормы, также повлияли на образ костюма, его композиционное, орнаментальное и колористическое решение.

Самобытность белорусского костюма определяют виртуозная разработка деталей, композиционная завершённость, сочетание декоративности и продуманной практичности. Художественный образ костюма усложняли обязательные орнаментальные украшения на рукавах, вороте, фартуке, головных уборах. Белорусский костюм отличается богатством техник оформления. Это и вышивка, и узорное ткачество, и кружево, и аппликация.

Являясь этноопределяющим признаком для всей Беларуси, костюм в разных регионах страны имел определённые особенности, создающие неповторимые колориты. Это архаичность и чистота линий на Западном Полесье, живописность на Восточном Полесье, гармоничная уравновешенность в Центральной Беларуси, некоторая торжественность в Наддвинье, динамичный силуэт в Понеманье, необычайное разнообразие и богатство декора в Поднепровье.

Для белорусского костюма характерно сохранение многих архаических черт, которые прослеживаются в древних формах одежды, в прямолинейном их крое, бело-красном колорите, полосатом и ромбо-геометрическом декоре, использовании древних технологий изготовления тканей.

Поскольку люди в те далекие времена были гораздо ближе к природе, нежели сейчас, то и для создания одежды они использовали натуральные природные материалы. Ткани создавались из шерсти, конопли, крапивы и, конечно же, изо льна, благодаря которому получали буквально все: от грубых серых мешков до тончайших белоснежных сорочек. Привозили в Беларусь для вельмож и заморские ткани с Востока и Запада: узорчатые, набивные, шелковые.

Крестьяне же обходились тканями собственного производства, благо в те времена умели ткать самые разные полотна со сложнейшими плетениями. Они сами умели окрашивать ткани с помощью коры и почек деревьев, полевых цветов, корней растений, трав и ягод, и в каждом регионе были свои способы окраски. Уже тогда умели получать синий, фиолетовый, малиновый, ярко-жёлтый цвета и всевозможные их оттенки. Из привозных красок использовались выжимки из сандала, индиго, бразильского дерева.

 

Мужской костюм.

До начала 20 в. сохранились традиционные комплексы мужской и женской одежды. Мужской костюм состоял из рубахи, брюк, жилета. Костюм дополняли разнообразные головные уборы (магерки, брыли и др.), а также обувь: кожаные постолы, лапти, сапоги. Обязательной деталью костюма, несущей большую семантическую нагрузку, был пояс, который использовался при исполнении самых разных обрядов. Законченность ансамблю придавала кожаная сумочка, которую носили через плечо или подвешивали к поясу.

Женский костюм.

Наиболее ярко самобытность традиционного костюма белорусов выразилась в женской одежде, состоящей из искусно украшенной сорочки, юбки, фартука. Дополняли костюм постолы, лапти или черные хромовые чаравики (ботиночки). Особой оригинальностью и разнообразием отличаются женские головные уборы, которые определяли семейное положение, возраст особы. У девушек это разнообразные венки, повязки. У женщин это древняя намитка - одна из самых характерных для белорусок деталей костюма, а также платки, коптуровые (чепцовые) и рогатистые головные уборы.

Завершенность и праздничность женскому костюму придавали головные уборы. Девушки заплетали косы, вплетали в них ленты, носили венки, а также своеобразные уборы в виде узкого сложенного полотнища, которые не закрывали макушку. Замужние женщины обязаны были прятать волосы, ведь волосы ассоциировались с культом растительности, с идеей урожайности, плодовитости, а значит, с магической силой, способной воздействовать добром или несчастьем на окружающую действительность. Пряча волосы под намитку, община как бы предостерегалась от опасности и одновременно подчиняла женщину и мужу, и роду. Вот почему головной убор женщины — это символ ее замужества и, тем самым, ее зависимого положения. Снять головной убор — значило едва не нарушить брак.

 

Символика в белорусском национальном костюме

Стиль формировался постепенно, вместе со становлением народности в целом. Основной цвет — белый.

Существует мнение, что название «Беларусь» произошло именно потому, что излюбленным цветом нации является белый. Светлые оттенки являются базовыми в женской одежде, но это не означает, что стиль безликий. Многогранности и яркости добавляют вышивка, отделка золотой тесьмой, лентами.Черный цвет начали применять с конца позапрошлого века, но в мизерных количествах.

Во-первых, очень сложно было изготовить домотканое полотно, а уж вышивать по такой ткани было еще сложнее. Неспроста эти уборы хранились долго и, зачастую, передавались из поколения в поколение. Если белоруска вышивала парадный, как правило, свадебныйкостюм, он становился настоящим достоянием семьи.Украшать – не главная роль вышивки. Исконным значением было оберегать. Именно поэтому определенный орнамент наносился на одежду в строго условленных местах: воротник, манжеты, низ подола. Наши предки верили, что так они закрывают от сглаза и порчи доступ к телу, а красным узором на фартуке женщины оберегают зону вынашивания ребенка.Далеко не случаен и главный цвет – красный. Символ жизни, символ солнца – он считался мощной защитой.

Кстати, о солнце. Именно знаменитый коловрат – древнеславянская свастика – знак обережной вышивки. Попутно он был и основным в вышивке мужской рубахи – символ хозяина в доме. Тогда как главным в женской вышивке в некоторых наших регионах был всем знакомый и любимый василек.

Кроме защиты вышивка рассматривалась как залог успеха и всех благ. Ромбы обозначают поле, дополненные лучами – засеянное поле. У настоящего хозяина есть надел земли, он засеян, значит будет урожай, а семья – сыта. Программа на долгую, счастливую и богатую семейную жизнь особенно четко видна на свадебных рушниках (подобный орнамент затем мог дублироваться и на одежду). Птички, смотрящие друг на друга – знак любви, дерево между ними – знак семьи. А весь рисунок – семья, живущая в любви.

Кстати, о птичках – по ним можно было прочитать всю историю любви пары: следуют друг за другом – рушник вышивался в период ухаживаний, смотрят в разные стороны – ссора или расставание. Вышивали раньше много. Долгими зимними вечерами нужно было что-то делать.

Ручная отделка — обязательный атрибут этно или фолк-стиля, независимо от того, к какой народности он имеет самое прямое отношение. Именно с ее помощью одежда приобретает настоящий характер и некую изящную манерность.

Отличительной особенностью являлось то, что перед замужеством девушка собственноручно вышивала для всей своей семьи рубашки, пояса, полотенца, чтобы доказать, что она мастерица и рукодельница. Поэтому вышивка, чаще всего, ручная, обязательно используется в современной одежде, как ценное наследие белорусского национального костюма.

Здесь следует искать и корни обряда, когда невеста въезжала в дом мужа на сундуке с приданым.Девушка как бы показывала, что она входит в дом не с пустыми руками, но полноценной хозяйкой – вот сколько наткала, вышила!А чтобы проверить, своими ли руками молодая жена все это сделала, существовала хитрая проверка: запустить прялку. Большинство современных девушек с такой задачей не справится. И дело не в физической силе или габаритах. Навык – вот главный нюанс. Чтобы колесо прялки раскрутилось, нужно ловко синхронизировать движение руки на колесе и ноги на педали.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 3188; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!