ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦА ЕВДОКИЯ ПАВЛОВА



Память 7 / 20 апреля, в Соборе Кемеровских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских

Родилась 1 / 14 августа 1876 года в Москве.

В одиннадцать лет, вместе с сестрой Пелагией, которая была на два года младше, отдана на воспитание в Московский Страстной монастырь.

Впоследствии сестры были приняты в монастырь послушницами и подвизались в нем до его закрытия.

После закрытия обители некоторые монахини и послушницы сняли полуподвальное помещение на Тихвинской улице, привели его в порядок и поселились в нем, зарабатывая себе на жизнь рукоделием – шитьем одеял. Вместе с Евдокией жила ее сестра Пелагия, послушницы прмц. Вера Морозова, Мария Носова и прмц. София Селиверстова. Все они, как и в монастыре, исполняли молитвенные правила, иногда приглашали для служения молебнов священников.

Послушницу Евдокию арестовали 25 октября 1937 года и, заключив в Бутырскую тюрьму, в тот же день допросили.

Следователь спросил послушницу, был ли кто из ее родственников арестован советской властью и кому она оказывала помощь из находящихся в заключении. Послушница ответила, что посылала посылку в лагерь племяннику, а также находящемуся в узах священнику.

Следствие располагает данными, – заявил ей следователь, – что вы среди окружающих вели антисоветские разговоры, дайте по этому вопросу правдивые показания.

Я никогда антисоветских разговоров не вела, – ответила послушница.

На этом допросы были закончены, и стали вызываться свидетели.

Был вызван сосед послушниц по дому. Он показал, что никаких антисоветских разговоров от монашек не слышал, – лишь однажды, проходя мимо, услышал, что они промеж себя говорили, что им, старухам, негде теперь помолиться; видел также, что приходил к ним несколько раз священник. Во время его рассказа следователь что-то писал в протоколе допроса – как предположил свидетель, записывал то, что он говорил, а затем попросил расписаться. Свидетель поставил подпись, не читая протокола допроса, в котором следователь написал будто бы послушницы вели антисоветскую и контрреволюционную деятельность.

Затем в качестве свидетельницы была вызвана соседка послушниц, работавшая надзирательницей в Бутырской тюрьме. Она показала, что проживающие в их доме послушницы ведут контрреволюционную агитацию, часто их квартиру посещают социально чуждые люди: попы, дьячки и другие служители культа, с соответствующими разговорами на политические темы.

16 ноября 1937 года один из следователей, начальник Свердловского районного отдела УГБ НКВД по Московской области С.К. Белышев, ведший дело монахинь и послушниц, составляя обвинительное заключение, написал:

«После ликвидации Страстного монастыря... группа монашек поселилась в одной квартире, в которой организовывали нелегальные моления. Будучи враждебно настроены к советской власти, среди окружающих вели систематическую контрреволюционную агитацию, в процессе которой распространяли клеветнические измышления о жизни трудящихся, всячески дискредитировали отдельные мероприятия партии и правительства»[49].

19 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила послушницу Евдокию к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере.

27 декабря 1937 года она вместе с этапом прибыла в Мариинский распределитель Сиблага.

Скончалась 20 апреля 1939 года в исправительно-трудовом лагере НКВД в Новосибирской области. Погребена в безвестной могиле.

В 1940 году одна из арестованных послушниц потребовала пересмотра дела, и тогда снова были допрошены свидетели. Вместо надзирательницы Бутырской тюрьмы пришла ее сестра, жившая в том же доме, которая показала, что ее сестра на допрос «сама явиться не может, так как она осуждена за клевету... к двум годам лишения свободы...» «Я... знала жильцов нашего дома, бывших монашек... – сказала она. – Плохого я о них ничего не знаю, антисоветских разговоров никогда от них не слышала. Они были очень трудолюбивые...»[50].

Несмотря на оправдывающие свидетельские показания, приговор не был отменен, на том основании, что арестованные долгое время находились в монастыре и поэтому принадлежат к социально опасным элементам.

Причислена к лику святых новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода от 27 декабря 2005 года для общецерковного почитания[51].

Литература и архивные материалы

  • Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Дополнительный том IV. / Сост. игум. Дамаскин (Орловский). - Тверь, 2006. С. 85-87.
  • ГАРФ. Ф. 10035, д. П-18155.
  • ИЦ ГУВД Новосибирской обл. Ф. 34, д. 26375.

Использованные материалы

  • Дамаскин (Орловский), игум. «Преподобномученица Евдокия (Павлова)» («Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Апрель». Тверь. 2006. С. 123-125) сайт Регионального Общественного Фонда "Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви":
    • http://www.fond.ru/index.php?menu_id=370&menu_parent_id=0&pe...372
  • БД ПСТГУ Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX веке.:
    • http://kuz1.pstbi.ccas.ru/cgi-htm/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHox...B**

О дне сем.

Чтения литургии. Отрывок из книги Деяний Апостольских: 1Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение, 2утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов.

3Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?

4Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу.

5Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это.

6И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили.

7Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся.

8Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько.

9Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут.

10Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее.

11И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это.

12Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом.

13Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их.

В прошлой главе упоминалось, что христиане, делая все свое имущество общим, распродавали свои имения и деньги давали апостолам, которые распределяли их на нужды Церкви. Теперь упоминается некая супружеская пара, тоже решившая сделать это. Но им вдруг жалко стало полученных от продажи имущества денег, и они удержали часть этих денег. При этом они не просто не дали всех денег от продажи, но еще и солгали апостолам, будто действительно отдали все. Именно за это апостол Петр их обоих и обличает. Святитель Иоанн Златоуст, впрочем, толкуя этот текст, замечает, что грех Анании и его жены не только во лжи, а и в том, что решившись продать свое имущество, а деньги раздать на нужды Церкви, они еще и пообещали перед апостолами сделать это, и не сделали. Так, апостол обличает ложь, а Бог изымает души этих людей из мира живых. Здесь святитель Иоанн Златоуст замечает: «Нет, он (Анания) не исправился бы, потому что, кто видел такие (чудеса) и не получил от них пользы, тот тем более не получил бы пользы от чего‑нибудь другого. Итак, нельзя было оставить это дело без внимания, но надлежало отсечь (виновного), как гнилой член, чтобы не заразилось все тело»[52]. Если бы он не давал таких обещаний, а просто пользовался бы своим имуществом или сразу бы сказал, что выделяет не все свое имение, а какую-то часть, то не согрешил бы. А так, он лжет пред Церковью….. Такова ложь. Ложь же есть свойство диавольское.

Евангелие (от Иоанна): 1После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.

2Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда*, при которой было пять крытых ходов.

3В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, 4ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.

5Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.

6Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?

7Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.

8Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.

9И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний.

10Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.

11Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.

12Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?

13Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.

14Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.

15Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.

16И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу.

17Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю.

18И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу.

19На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также.

20Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь.

21Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет.

22Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, 23дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его.

24Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.

25Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут.

26Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.

27И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий.

28Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; 29и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения.

30Я ничего не могу творить Сам от Себя. || Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.

31Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно.

32Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне.

33Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине.

34Впрочем Я не от человека принимаю свидетельство, но говорю это для того, чтобы вы спаслись.

35Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его.

36Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня.

37И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели; 38и не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал.

39Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.

40Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь.

41Не принимаю славы от человеков, 42но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу.

43Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете.

44Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?

45Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете.

46Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне.

47Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?

Глава 6.

1После сего пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского, в окрестности Тивериады.

2За Ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными.

3Иисус взошел на гору и там сидел с учениками Своими.

Господь завершает бесполезный разговор с ожесточенной толпой и уходит. Господь же здесь говорит о делах, которыми сам Отец свидетельствует о том, что Христос есть Сын, посланный от Отца. Речь же идет об уже высказанной мысли: «….когда не верьте Мне, верьте самым делам Моим, чтобы познать, что Я в Отце и Отец во Мне…». Разумного человека такие чудеса могли бы вразумить. В самом деле, речь идет не о фокусах, внешних знамениях, которые часто творят бесы, прельщая людей, а об исцелениях, когда явно творится добро. И если вор приходит только, чтобы украсть, убить и погубить, то ПАСТЫРЬ приходит, чтобы привести на путь жизни. Так и Господь творит лишь то, что служит спасению человека. Но иудеи не верят. даже видя эти чудеса. Потому Господь обличает их в неверии, полнейшей глухоте и к совершаемым Им чудесам, и к Священному Писанию, которое они регулярно читают и даже учат наизусть. Но Писание мало читать. Его еще надо и разуметь, а не всякий, пытающийся его понимать, разумеет правильно. Вот, и иудеи искали во Христе не Спасителя от греха, а земного вождя, который бы дал им земное благополучие. Потому, когда Христос действительно пришел, Его не узнали. Человек склонен ко греху и грех становится для него приятен, когда же некто обличает человека в грехе, то он может возненавидеть обличителя и даже ополчиться против него. Именно так иудеи ополчились против Христа. Правда, на сей раз желание иудеев убить Христа не удается и Он благополучно уходит….

Суббота 21 апреля.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 332; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!