ИНСТРУМЕНТЫ СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА



Экзамен по музлитературе. Теоретические вопросы с 7 по 12.

 

7. Что такое симфония, как она строится. Назови композиторов, писавших симфонии.

Симфония (от греч. «созвучие») — произведение для симфонического оркестра из 4-х частей. 1 часть обычно пишется в сонатной форме. Симфония обрела свой окончательный вид в эпоху классицизма в творчестве Гайдна 104 и Моцарта ок50.  Вершиной жанра стали симфонии Бетховена 9.
  Классическая симфония – это цикл из 4 частей, разных по характеру. 1-я часть -  быстрая, пишется в сонатной форме;  2-я -  медленная, это картины природы или размышление;  3-я —менуэт или скерцо, в трёхчастной форме; 4-я  - быстрый финал, итог развития, в сонатной форме,   рондо или рондо-соната.

Симфония – это масштабное произведение, предназначенное для большой аудитории. В симфонии можно выразить многие события и разные образы в развитии. Симфонию можно сравнить с повестью или романом. Симфонии писали Шуберт 9, Бородин 2, Чайковский 6, Скрябин, Рахманинов, Прокофьев 7, Шостакович 15.

 

 8. Что такое сюита и старинная танцевальная сюита? Назови композиторов, писавших сюиты.

СЮИТА – (череда, ряд, последование) произведение, состоящее из нескольких разнохарактерных частей, объединённых замыслом композитора (то же, что и ЦИКЛ).

       В 17 веке СТАРИННАЯ ТАНЦЕВАЛЬНАЯ сюита состояла из разных танцев – умеренная немецкая АЛЛЕМАНДА 4/4, быстрая французская куранта ¾, медленная испанская САРАБАНДА 3/2, завершение – стремительная английская ЖИГА 3/8. Позже в сюиты стали включать не только танцы, но и разные пьесы изобразительного характера. Оркестровые сюиты – Григ «Пер Гюнт» , Сен-Санс «Карнавал животных», Римский-Корсаков «Шехеразада».Фортепианные сюиты –Мусоргский «Картинки с выставки», Чайковский «Детский альбом», «Времена года».

 

9. Что такое полифония? Назови композиторов, писавших полифонические пьесы.

Полифоническая музыка существовала задолго до Баха. Большинство произведений Баха имеет полифонический склад. В его творчестве полифония достигла своего художественного совершенства.

 Полифония (греч.) – многоголосие, в котором все голоса равноправны, нет разделения на главный и аккомпанирующий голоса (как в гомофонной музыке). Количество голосов – 2, 3, 4, 5 и т.д.       

В полифонии – свои правила и законы развития. Имитация (подражание) – это поочерёдное проведение в разных голосах основной мелодии – темы. Благодаря имитации полифоническая музыка - текучая, непрерывная, нет общих пауз во всех голосах. Тема полифонического произведения должна быть короткой и выразительной. Из темы, как из зерна, вырастает всё полифоническое произведение.

Противосложение –это мелодия, которая сопровождает проведение темы в другом голосе.

Интермедия –эпизод, в которомтемане звучит ни в одном из голосов. Наибольшее развитие полифония получили в ЭПОХУ БАРОККО (16-17 век). Самый сложный жанр в полифонии – ФУГА. Бах и Гендель – великие мастера полифонии. Наиболее значительные сочинения Баха - Токката и фуга ре минор,   ХТК, прелюдии и фуги для ограна, клавира, инвенции. В ХХ мастерами полифонии были Стравинский и Шостакович.

 

10. Кто такие венские классики? Что общего было в их творчестве?

  ВЕНСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА  –музыкальное направление эпохи классицизма.

Венскими классиками называют Гайдна, Моцарта и Бетховена. Они жили в эпоху КЛАССИЦИЗМА (середина 18 века) в Вене, которая была в то время музыкальным центром Европы. Творчество венских классиков объединяют общие принципы: главные жанры творчества - симфония, соната, квартет, концерт. В этих произведениях показаны все стороны окружающей жизни в развитии, показан итог, результат этого развития. Венские классики создали высокий тип инструментальной музыки, в котором все богатство образного содержания воплощено в совершенную художественную форму.

Однако, каждый из композиторов неповторим и индивидуален. В музыке Гайдна - народно-жанровые образы, картинки народных празднеств, юмор, шутка. Моцарт – олицетворение солнечного света, совершенства в музыке и  многообразия лирических переживаний. Бетховен показал героические образы, борьбу и победу над судьбой. Его музыка обращена не к кучке аристократов, а ко всему ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ!

 

 

11. Что такое романтизм? Назови композиторов-романтиков и их сочинения.

РОМАНТИЗМ- идейное и художественное направление в европейской культуре конца 18 - начала 19 веков. Пришёл на смену КЛАССИЦИЗМУ, стал результатом  разочарования в окружающей действительности, общественных порядках (крушение идей Великой французской революции и эпохи Просвещения). В своих произведениях романтики показывали несоответствие мечты и действительности, разочарование в жизни, желание творческой свободы, бунт против серого прозябания,  противопоставление творца и обычного мелочного обывателя. Герой произведения часто – одинокий скиталец, не понятый окружающими. Главное в произведении – лирические переживания, а не РЕЗУЛЬТАТ, как было в КЛАССИЦИЗМЕ. Часто романтики обращаются к народным преданиям, истории, фантастике (Шуберт. Баллада «Лесной царь» на стихи Гёте.) Новые жанры выходят на первый план – ПЕСНЯ, МИНИАТЮРА (прелюдия, ноктюрн, экспромт), ЦИКЛ МИНИАТЮР (Шопен 24 прелюдии, Шуберт, песенные циклы, Шуман цикл пьес «Карнавал»)

  Сначала романтизм появился в литературе (Гофман, Байрон).

 

12. Что такое цикл? Приведи примеры разных циклов.    ЦИКЛ – произведение, состоящее из самостоятельных частей, объединённых замыслом композитора в единое целое. Цикл составляют контрастные пьесы, дополняющие друг друга. Иногда их объединяет общая тональность, общие интонации.  Виды циклов – ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ (прелюдия и фуга, токката и фуга, это произведения Баха), СЮИТНЫЙ – старинная танцевальная сюита (английские и французские сюиты Баха для клавира), ПРОГРАММНАЯ СЮИТА (Римский-Корсаков «Шехеразада»),

 СОНАТНО-СИМФОНИЧЕСКИЙ ЦИКЛ (соната, симфония, концерт, квартет. Первые части этих произведений пишутся в сонатной форме),

ВОКАЛЬНЫЙ ЦИКЛ (Шуберт «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь»).

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ЭПОХИ  в  ИСТОРИИ

Средневековье   (476—1400) -

Ренессанс (1400—1600)

Барокко   (1600—1750)

Классицизм (1750—1820)

Романтизм (1820—1900)

Модернизм (1890—1930)

XX век     (1901—2000)

XXI век    (2001 — н. в.)

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ИНСТРУМЕНТЫ СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА

          СТРУННЫЕ                             ДУХОВЫЕ                                                УДАРНЫЕ

СМЫЧКОВЫЕ     ЩИПКОВЫЕ      ДЕРЕВЯННЫЕ МЕДНЫЕ         С ОПРЕДЕЛЁННОЙ         БЕЗ ОПРЕДЕЛЁННОЙ

                                                                                                                              ВЫСОТОЙ ЗВУКА               ВЫСОТЫ ЗВУКА


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 181; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!