Конец ознакомительного фрагмента.

Аннотация

Сцены 1 действия

Из оперы «Хованщина»

М. П. Мусоргского

Содержание

1. Общие сведения о произведении и его авторах………………………..3

2. Музыкально-теоретический анализ……………………………………..8

3. Вокально-хоровой анализ………………………………………………..16

4. Исполнительский анализ………………………………………………...20

Список использованных источников……………………………………23

 

 

Общие сведения о произведении и его авторах

 

Опера (народная музыкальная драма) «Хованщина» Модеста Петровича Мусоргского написана в пяти действиях на либретто композитора.

 «Хованщина» была задумана Мусоргским в 1872 году. Он писал её (с перерывами) до самых последних дней своей жизни, но так и не довёл до конца. Недописанной осталась музыка 2-го действия и 5-го действия. Некоторая часть автографов утеряна, в том числе «Любовное отпевание Марфы», которым Мусоргский особенно гордился.

Всю оперу оркестровал впервые Николай Андреевич Римский-Корсаков, предпочитавший называть свою работу не оркестровкой, а обработкой. Исходя из собственных профессиональных убеждений и учитывая требования времени, он значительно сократил оперу, дописал необходимые связки, изменил голосоведение и гармонию Мусоргского. Партитура Римского-Корсакова была издана в 1883 г. В 1931 г. опера была оркестрована Борисом Владимировичем Асафьевым В 1958 г. Дмитрий Шостакович по авторскому клавиру, изданному П. Ламмом (1932) сделал новую оркестровку. Именно этот вариант использован в фильме-опере «Хованщина» (1959 г., режиссёр Вера Строева, сценарист и редактор-аранжировщик Д. Д. Шостакович). В 1960 году опера в данной редакции была поставлена в Ленинграде в Кировском (Мариинском) театре. Партитура Шостаковича издана в 1963 году.

 

Действующие лица:

Князь Иван Хованский, начальник стрельцов (бас)

Князь Андрей Хованский, его сын (тенор)

Князь Василий Голицын (тенор)

Шакловитый, 6оярин (баритон)                              

Досифей, глава раскольников (бас)

Марфа, раскольница (меццо-сопрано)

Сусанна, старая раскольница (сопрано)

Подьячий (тенор)

Эмма, девушка из Немецкой слободы (сопрано)

Пастор (баритон)

Варсонофьев, приниженный Голицына (бас)

Кузька, стрелец (баритон)

1-й стрелец (бас)

2-й стрелец (баритон)

3-й стрелец (тенор)

Клеврет князя Голицына (тенор)

Московские пришлые люди, стрельцы, раскольники, сенные девушки и персидские рабыни князя Ивана Хованского, Петровские «потешные», народ.

Время действия: 1682 год.

Место действия: Москва и ее окрестности.

Первое исполнение: Санкт-Петербург, 9 (21) февраля 1886 года.

 

Весной 1870 года Мусоргский заинтересовался русской историей конца XVII века, периодом, связанным с движением стрельцов и раскольников. Через два года, по совету В. В. Стасова, он решил писать оперу об исторических событиях. В отличие от других произведений Мусоргского либретто "Хованщины" не имеет какого-либо литературного первоисточника. Материал для сюжета оперы композитор черпал в различных. исторических исследованиях и подлинных документах XVII века. Живое, деятельное участие в работе принимал В. В. Стасов, которому Мусоргский посвятил свое творение. Смерть помешала композитору довести сочинение до конца. Н. А. Римский-Корсаков привел в порядок оставшиеся материалы, дописал последний акт, инструментовал оперу и в 1883 году предложил ее дирекции императорских театров. Однако предложение было отклонено. "Хованщина" впервые прозвучала на частной петербургской сцене 9 (21) февраля 1886 года.

В опере показаны судьбы русского народа в период, непосредственно предшествовавший царствованию Петра I. Воссоздавая эпизоды борьбы реакционных сил старой феодальной России против прогрессивных стремлений юного Петра, композитор связал ее с заговором главаря стрельцов Ивана Хованского, которого поддерживали раскольники. Идея оперы глубоко трагична. Как чуткий художник, Мусоргский чувствовал неизбежность гибели старого порядка, но видел, что и петровские реформы не принесли народу облегчения. Широкий социальный фон, правдивый колорит эпохи, яркие характеристики исторических личностей и различных слоев народа делают "Хованщину" выдающимся произведением искусства.

«Хованщина» была создана М. Мусоргским, как песенная опера. Опера изобилует плавными мелодиями, зачастую близкими к протяжным русским народным песням. Мусоргский показывает народ не как единое целое, но выделяет различные социальные группы, которые и получают особую музыкальную обрисовку, причем характеристика каждой группы дана в развитии. Большое место занимают хоровые сцены, рисующие различные группы народа — стрельцов, раскольников, московский люд. С ними контрастируют остро индивидуальные характеристики главных действующих лиц. Сложные взаимоотношения различных слоев народа символизируются определенными музыкальными частями. Эпизоды быстро сменяют друг друга, создавая атмосферу беспокойства, тревоги. Эти разные мотивы сливаются, переходят друг в друга, создавая атмосферу многоплановости действия. Тут и старообрядческие напевы, и крестьянские, и стрелецкие военные, и безысходно-печальные тона народных песен, и зловещие и мистически-таинственные гадания Марфы (заклинание «Силы потайные» и пророчество «Тебе угрожает опала»).

 Особое внимание композитор уделял естественности речи поющих персонажей: «Звуки человеческой речи как наружное проявление мысли и

Конец ознакомительного фрагмента.

 

Купить и скачать эту аннотацию целиком можно несколькими способами:

 

 - нигредо.рф;

- написать в группу вк «Musicalsupport»

- написать автору в вк

 

Безопасно оплатить аннотацию можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

 

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 163; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!