Забытые простонародные игрушки

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ДОМ ДЕТСТВА И ЮНОШЕСТВА «РАДУГА»

 

Классификация и конструктивные особенности народной куклы

 

Методическое пособие

 

 

2017 г.

Введение

 

Изучение народного творчества чрезвычайно важно для выявления того ценного, что вкладывает каждый народ в мировую культуру. Изучая народное творчество, передавая свои знания детям, педагог помогает  возрождению и дальнейшему развитию народного творчества, занимается эстетическим воспитанием и чем больше будет участников педагогического процесса,  тем будет эффективнее его определяющее воздействие на подрастающее поколение. Безусловно и наши прославленные педагоги не обошли эту тему своим вниманием.

Василий Александрович Сухомлинский был одним из образованнейших педагогов своего времени. Он полагал, что духовное богатство личности, это прежде всего часть духовного богатства нации. Сухомлинский решительным образом требовал самого бережного отношения к духовным сокровищам народа, решающими из которых он считал традиции воспитания подрастающих поколений.

В последних книгах Сухомлинского, во всех его последних статьях красной нитью проходит мысль о необходимости возрождения прогрессивных педагогических традиций народа, о широком внедрении их в семью и школу.

Великий русский педагог К.Д.Ушинский считал народную педагогику одним из важнейших факторов, под влиянием которой складывалась отечественная педагогическая наука, что система воспитания порождается историей народа, его потребностями и бытом, его материальной и духовной культурой.  Он высказал самое главное и самое важное для всей педагогической науки: «Народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания... Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития». Не последнее место в народном воспитании занимала кукла.

На протяжении многих веков философы, археологи, этнографы, искусствоведы и специалисты различных творческих областей обращали внимание на значение куклы в жизни человека и в воспитании детей в частности.

В начале своего существования  кукла носила культовый характер, изображала божество, выступала в роли искупительной жертвы, «ловушки» для злых духов, оберега, талисмана. Не важно, была ли кукла реалистична, т.е. создана по образу и подобию человека, выполнена гротескно или очень условно, но она являлась изображением бога или человека.

Характеризуя куклу как культурный объект, известный философ и культуролог Ю.М. Лотман, в 70-х годах ХХ в. поделил кукол на две группы, соответствующие обрядовому и индивидуальному типу мышления. Первая разновидность куклы, кроме детской игры, использовались в народной обрядовой жизни. Ее качества – схематизм, оживление в обрядовом сознании через игровой процесс, активность в получении информации сосредоточена в адресате. Вторая разновидность куклы – её скульптурное изображение – становилась произведением искусства, сосредотачивая активность на себе самой, становясь посредником между творцом и зрителем.

Исходя из выше сказанного следует: I группа – кукла-ловушка (первичное значение) – обереговая, лечебная и кукла-игрушка (для игры, театральные и обрядовые) и II группа – кукла-модель для упражнений, украшений, интерьерная, сувенирная, пугало, коллекционная и музейная.

Рассматривая  I группу Ю.М.Лотман обращал внимание на то, что  народная кукла может быть предельно упрощенной, она повод для смыслопорождающей игры, требующей фантазии, напряженной работы воображения. Более того, чем она более схематичнее, тем больше значений может ввести в нее ребенок, вовлекая в игру.

       Куклы также различались по конструкции, материалу, из которого они изготавливались, и по тщательности проработки образа.

        

 

Классификация кукол

по многогранности значений:

- искусствоведческое

- философское

- культурологическое

- этническое

- этнографическое

- историческое

- педагогическое

- коллекционное;

по материалам:

- дерево (полено, чурка, щепа, палочка, рогулька)

 

 - береста

 

- лыко

 

 - трава

 - солома

- зола

- глина

- ткань, ветошь

- льняные очесы

- веревки

Используя природные материалы наши предки мастерили сезонные игрушки, обрядовые предметы. Щепные погремушки, мячи из шерсти, ткани, бересты, глиняные свистульки, птички из теста, соломенные фонари и ,конечно, куклы из лоскутов, травы, соломы, бересты, лыка, льняных очесов и дерева.

По функциональности:

·  Обережные(защитные) – предназначены для оберегания дома и своих хозяев, а так же для помощи в делах.

· Продуцирующие(родовые) – помогающие в вопросах продолжения рода: зачатии и рождении детей. Если девушка делала такую куклу, то в семье непременно будет прибавление.

· Обрядовые– соответственно используются при проведении обрядов, в том числе и очистительных.

· Двойники(вольты) – их «подбрасывали» злым духам с целью спасения живых. Например, кукла «Кувадка» — служила «приманкой» злых духов во время родов.

· Заместители– куклы, дублирующие какого-то конкретного человека. Обычно их делали, когда Мужчины семейства уходили в ратный поход. Если с куклой случалось что-то нехорошее (порвалась или потерялась) – семья готовилась к худшему.

· Целительские(лечебные и обережные от болезней).

· Игровые - изготавливались для детей. Такие куклы имели ознакомительное назначение. Им разрешалось придавать черты лица и добавлять детали одежды, что способствовало развитию воображения и моторики.

 

по конструкции:

Традиционная тряпичная кукла, на первый взгляд — простейшее изображение женской фигуры. В ней нет ничего лишнего, она почти символ. Основу куклы составляет кусок ткани, свернутый в скалку, грудь из туго набитых шариков, коса, пестрый наряд.

 Русская тряпичная кукла включает в себя несколько архетипов сформированных традицией:

 

 

- столбушки (столбец, полено, чурка)

              

         

 

                   

- крестушки или крестец

 

 

- жгутиковые

 

- узелковые (узловые)

 

 

- мешочек (набивные) 

Для их изготовления шили небольшой мешочек, который плотно набивали тряпками, шерстью («волной»), очесами («охлопками»), куделью, реже использовали стружки, опилки песок, зерно – для обрядовой куклы Зерновушка, Крупеничка, зола – для Зольной куклы.

 

 

- скрутка (скалка, закрутка, скатка)

 

 

- на палочке (архаичная)

 

Исследователи обратили внимание на то, что куклы разных регионов при всем их внешнем образном различии близки по способу изготовления внутренней первоосновы. Заметили общую для кукол столбообразную основу тулова, которую свертывали так плотно, что получалась, будто скульптурка из твердого материала. До сих пор на Русском Севере сохраняется традиция наряжать в костюм деревянную палочку – явный отголосок связи куклы с древней столбообразной культовой скульптурой из дерева.

 

- пеленашки

 

По размерам

Все игрушки делались «на глазок», размеры определялись величиной руки, ладони, пальцев, горсти, руки до локтя, до плеча.

Локтевая – от кончиков пальцев до локтя;                                                                                                                 Ладонная – легко помещалась на ладони;                                                                                                   Пальчиковая – надевалась на палец.         

 

Возрастные рамки

Ко всему прочему, у каждого возраста была своя кукла.                                                                             Младенческие – до 3 лет.                                                                                                                                      Это куклы, которые будущие матери делают для своего ребёночка. Причём, ещё до его появления на свет. Зачастую это были куклы «Пеленашки».                                                                                                            Раннее детство – до 6 лет.                                                                                                                                Время, когда малыши сами делали свои первые куклы. Обычно простейшим методом и при помощи мамы.                                                                                                                         Старшенькие — до 9 лет.                                                                                                                             Девочки учились делать более сложные куклы, разного способа изготовления – скрутка, кукла-крестец, набивная и т.д.                                                                                                                                         Подростковые – до 13 лет.                                                                                                                               Куклы у детей этого возраста уже имели волосы, сложные костюмы и расшитые аксессуары (пояс, передник, накосник, лакомник, украшения).                                                                                                                                         Девичьи– до замужества.                                                                                                                                          В этом возрасте, девушки уже мастерили кукол на «выхвалку» — то есть попросту хвастаться.
Девушки собирались на гуляньях и демонстрировали мастерство и знания в рукоделии.

* Если кукла получалась «корявая», считалось, что девушка ещё «не наигралась» и ей рано вставать в свадебный хоровод.

* Если же кукла была красивой и аккуратно сделанной, это было знаком женихам и сватам.

                                                                                                         

Куклы при всей своей схожести всегда оставались индивидуальны, неповторимы. Их изготовление являлось не механической работой, но творчеством и с каждой новой игрушкой ребенок узнавал частичку окружающей среды, посредством использования природных материалов, историю своего края, традиционную культуру своего народа.

Изучение и воспроизведение народной рукотворной игрушки позволяет использовать ценнейший опыт воспитания передачи культурных традиций от старших поколений = младшим.

 

 

Забытые простонародные игрушки

ТАРАХТУШКИ, то есть погремушки, делали из различного материала: из дерева в виде точеного шарика; на деревянной ножке, а внутрь помещали горох или мелкие камушки. Из березовой коры в виде 6- или 8-угольных коробочек; рог от козы или коровы, затянутый пузырем с горохом внутри. Пузыри домашних животных промывали, клали несколько горошин, надували, завязывали и сушили - тарахтушка готова.СОЛОВЕЙ. Это глиняный горшочек, величиной с яблоко. Имеет носик, как у чайника, и несколько отверстий, наполняется водой и при вдувании образует мелодию, которая отвлекает и забавляет ребенка.

РЕВУНЫ. Получались из плодов акации и соломинок. Крепко натягивая листочек пырея, ленточку, листочек бересты, коры, стебельков, можно произвести пронзительный звук пищания.

КУБАРЬ. Небольшой деревянный шар или цилиндр на коротенькой ножке, похожий на волчок, пускали по полу, земле или по льду. При игре дети подхлестывали его кнутиком и этим заставляли вертеться его без конца. Иногда дети спорили, кто дальше угонит кубарь или перегонит его через песок, лужу или грязь.

ДЗЫК. Берут обыкновенную пуговицу, вставляют в дырочку тоненькую палочку, один конец которой заостряют, а за другой берут пальцами и приводят в движение - происходит легкое жужжание.

ФУРЧАЛКА. Берется тоненький кружочек или пластинка из дерева, свинца, кости; посередине делают две дырочки и протягивают две ниточки. Закрутив нитки, начинают быстро дергать их руками, то натягивая, то ослабляя. От этого происходит быстрое вращение и особый шум фурчания.

ТРЕЩОТКИ. Бывают двух видов: деревянный валик с рукояткой и трещотка из 10-15 дощечек.

Трещотка, кроме забавы, имела распространенное применение при охране фруктовых садов от птиц, а в дальнейшем как шумовой инструмент при исполнении песен.

ПИЛЬЩИК. Это довольно остроумная игрушка, напоминающая собой качание маятника. Была популярна в Туле, Нижнем Новгороде. Пильщика ставят на край стола, а нитку с камнем опускают вниз. Дают легкий толчок по его голове, и он качается довольно долго, натягивая нитку о край стола.

СОЛДАТ С САБЛЕЙ. В плечо деревянного солдатика вставляли валик. К валику прикрепляли деревянную саблю или куриное перо. Ставят куда-нибудь на ветер, и когда он подует, солдатик делает движение саблей. Распространена в Вятской губернии.

ПЛЯСУНЫ. Из дерева вырезают двух человечков, у которых руки и ноги слабо привязаны нитками. Плясуны нанизываются на конский волос, который еле-еле заметен. При подергивании плясуны смешно двигаются, кажется, без видимой причины

КУЗНЕЦЫ. Два деревянных бруска кладут один на другой, на них верхом усаживают две фигуры с молотками в руках, а в середине - наковальня. Затем бруски начинают разводить в разные стороны, и куклы двигаются, создавая эффект работы в кузне.

КОЗЮЛЬКА. В деревянный ящик величиною с портсигар укрепляют спирально вырезанную деталь, к ней приделывается иголка-жало и прикрепляется нитка. Нитка расположена в коробочке по лабиринту спирали, и, когда играющий дергает за конец, который торчит из коробочки, высовывается "козюлька" с игольчатым жалом.

МЕЛЕНКИ. Делают два или четыре крыла на подобие мельничных крыльев. Эти крылья надевают на валик, а валик - на палочку и выставляют против ветра. От ветра они свободно крутятся и приносят детям большое удовольствие.

ЦЫКАЛКА. Похожа на современный шприц, только дети изготовляли ее из твердого стебля дикого морковника, борца и тому подобное. В нее набирали воду и стреляли водой довольно далеко.

ГЛИНЯНЫЕ ИГРУШКИ В ВИДЕ ХЛЕБОВ. В старой Рязани были найдены детские игрушки в виде хлебов. По этим игрушкам можно представить, каким был хлеб в то время. Дети, играющие с глиной, с большим реализмом передали Хорошо поднявшийся хлеб. Верхняя часть хлеба покрыта шахматными нарезками. Такими нарезками, должно быть, покрывались "чистые хлеба" для лучшего вкуса корки и для красоты.

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. М. 1981 Легкая пищевая промышленность – 192 с.

2. Дайн Г.Л. и М.Б. Русская тряпичная кукла. М. 2007 – 120 с.

3. Измайлов А.Э.Народная педагогика. Глава II. Народная педагогика – совокупное педагогическое знание и воспитательный опыт работы. 22 с.

4. Лотман Ю.М. Кукла как феномен культуры. ДПИ СССР 1972 № 2.

5. Морозов И.А. Феномен куклы в традиционной и современной культуре. Издательство «Индрик» 2011 – 412 с.

6. Ковычева Е.И. Народная игрушка. М. 2010 Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС – 159 с.

7. Комарова С, Катушкин М. Кукольные люди. Спб. Абрис.1999 – 128 с.

8. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. СПб. «Паритет» 2003 – 240 с.

9. Орлова Л. Куклы и люди. Киев Изд.дом «Стилос» 2011 – 222 с.

10. Сборник статей под редакцией Н.Д.Бартрам и др. Игрушка. Ее история и значение. М. Типография Т-ва И.Д.Сытина. 1912 – 250 с.

 

 

Работа методиста ГБОУ ДО

ПО «ДДЮ»Радуга»

Ивановой Г.И.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 888; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!