Принципы отбора литературных произведений для чтения и рассказывания детям.
Проблема отбора книг для чтения и рассказывания дошкольникам раскрывается в работах О. И. Соловьевой, В. М. Федяевской, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других. [8]
Принципы отбора приведены в схеме 1.
Схема 1 – Принципы отбора художественной литературы [7]
При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и. нравственные функции, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.
5. Особенности восприятия детьми художественной литературы во второй младшей группе [11].
В младшем дошкольном возрасте восприятие художественного текста ребенком этого возраста характеризуется наивностью и яркой эмоциональностью. В центре внимания ребенка находится главный герой, его внешность, действия, а понимание переживаний и мотивов поступков героя затруднены. [12, стр 58-59]
Цель диагностики - изучить особенности восприятия детьми художественной литературы
Для диагностики взят рассказ немецкой художницы Ротраут Сюзанне Бернер «Карлхен отправляется за покупками». История о Карлхене входит в каталог "100 новых книг для детей и подростков - 2011", как книга, рекомендованная родителям и детям Центральной детской библиотекой им А. П. Гайдара.[13]
Принципы отбора произведения: не знакомое детям, соответствует возрасту (2+), занимательное, имеет одну сюжетную линию, имеет связь со знакомой детям реальной действительностью (поход за покупками), иллюстрации отличаются яркостью красок, точностью и вниманием к мельчайшим деталям.
|
|
Ротраут Сюзанне Бернер
«Карлхен отправляется за покупками»
(текст)
Каждую субботу после завтрака Карлхен и папа отправляются за покупками. В магазин они едут на велосипеде. Каждую субботу мама говорит:
- Ну, счастливого пути! Ничего не забыли?
- Нет, - гордо отвечают Карлхен и папа, направляясь к двери.
- А как же это? - спрашивает мама и выносит два велосипедных шлема. - Надеюсь, больше ничего не забыли?
- Нет, - отвечают папа и Карлхен.
- Ой, а вот это? - спрашивает мама, показывая им список покупок, - Может, что-нибудь ещё забыли?
- Нет, - отвечают Карлхен и папа, выкатывая велосипед из гаража.
- Подождите, а это?
Мама догоняет папу и Карлхена, чтобы отдать корзинку для продуктов.
- Ну, теперь-то уж вы всё взяли?
- Да, - отвечают Карлхен и папа.
В магазине папа и Карлхен встречают соседских зайчиков - братьев Вильгельма и Фридриха. Они тоже пришли за покупками.
Карлхен едет в тележке, в которой уже лежат все продукты, точно по списку. Папа подкатывает тележку к кассе и встаёт в длинную очередь.
|
|
- С вас двадцать четыре тридцать, - говорит симпатичный кассир улыбаясь.
Папа рассеянно ищет кошелек.
В корзинке он находит зелёную перчатку, в кармане пиджака - свою курительную трубку, в кармане брюк оказывается почему-то только носок, а в велосипедном шлеме совсем ничего нет. Пока папа искал кошелек, за ним выстроилась длинная очередь.
Все в магазине очень недовольны. Папа заглядывает в рюкзак Карлхена, потом ищет кошелек на полу.
Карлхен сидит в тележке и ждёт. Все ждут.
- А вот это? Я так и знала, что вы опять что-нибудь за будете! - вдруг кричит мама, подбежав с кошельком к кассе.
Теперь радуются и улыбаются все: и симпатичный кассир, и Фридрих с Вильгельмом, и всё, кто ждал в длинной очереди, но больше всех радуются Карлхен и папа.
- Ну вот, вы забыли купить морковку, - говорит мама, разбирая корзинку с продуктами.
- А это? - хитро улыбается Карлхен и достаёт из своего рюкзачка пакет с морковкой.
Анализ текста:
· Замысел: Каждую субботу после завтрака Карлхен и папа отправляются за покупками. И каждый раз мама спрашивает, ничего ли они не забыли. "Нет", - говорят Карлхен и папа. Но так ли это на самом деле? Они забыли взять с собой все, что только можно. Кстати, на первом развороте нарисованы все вещи, которые им следовало взять с собой. Попробуйте это все отыскать.
|
|
· Характеристика героев:
- Карлхен и папа - рассеянные, забывчивые, спокойные при полной уверенности что ничего не забыли (не паникуют, не перепроверяют); у обоих нарушение способностей концентрироваться на конкретных материальных объектах.
- Карлхен – забывчивость у него, как и у папы, связана с нарушением внимания, а не памяти (в других рассказах на этом качестве акцента нет).
- Папа – причиной невнимательности может быть усталость после трудовой недели. Не смотря на забывчивость, не купил ничего лишнего – всё «строго по списку».
- Мама – заботливая, тоже немного невнимательная (могла бы всё заметить сразу, но отдавала по одной вещи)
· Особенности языка: простые предложения с бытовой лексикой, разговорная, упрощенная речь, лексический повтор.
Ход работы:
· Рассказ прочитан без пояснений и комментариев группе детей после прогулки перед обедом во вторник 10.02.2018 (тема недели «Папа»)
· В течение трёх дней проведены индивидуальные беседы (с рассматриванием картинок) с детьми по вопросам диагностической таблицы.
· 20 и 22 февраля детям предложено пересказать произведение. Ответы зафиксированы в таблицах 3 и 4.
|
|
Вопросы:
1. Вопросы, позволяющие узнать эмоциональное отношение к событиям и героям: «Кто больше понравился?», «Что чувствовали Карлхен и папа, когда не нашли кошелёк», «Что чувствовали те, кто стоял в очереди?» «Что подумала (почувствовала) мама, когда нашла дома кошелёк?»
2. Вопросы, направленные на выявление смысла произведения, его проблематики: «Почему у кассы образовалась длинная очередь?»
3. Вопросы, направленные на выяснение мотива поступков: «Почему мама пришла в магазин?»
4. Вопросы, обращающие внимание на языковые средства выразительности: «Какие (какой) герои (папа, Карлхен, мама, кассир, покупатели)?», «Как и что они делали (говорили)?»
5. Вопросы, направленные на воспроизведение содержания: «Что было сначала?», «Куда собирались Карлхен и папа?», «Что они забыли?», «Кого встретили в магазине?», «Из-за чего образовалась очередь?», «Как закончилась история?»
6. Вопросы, подводящие к выводам: «Почему писатель так назвал свой рассказ?», «Зачем он рассказал нам эту историю?»
7. Вопросы, связывающие содержание истории с личным опытом детей: «Ходишь ли ты с папой (мамой) в магазин?», «Стоял ли ты в очереди в магазине?» «Что возят в тележке? Носят в корзине?» «Зачем нужен кошелёк?» «Как можно добраться до магазина?» (дойти, доехать)
· На основании анализа, дети были разбиты на три группы в соответствии с уровнем восприятия художественной литературы (схема 2).
· Рекомендации по изменению уровня восприятия детьми художественных произведений приведены в таблице 5.
Таблица 3 – Ответы детей
№ | Ребенок | Ответы ребенка (обобщенное описание) | |
Имя Ф. | Возраст | ||
1 | Алина С. | 3г 8м | Восприятие носило активный характер. Ярко выразила эмоциональное отношение к прочитанному: грустила при описании момента, когда «все в магазине были очень недовольны». |
2 | Артём О. | 3г 9м | Восприятие носило активный характер. Понимание переживаний и мотивов поступков героя было затруд-нено. На вопрос «Почему мама пришла за Карлхеном в магазин?» ответил «Потому что я не буду говорить» |
3 | Даша Р. | 3г 10м | В центре внимания находился главный герой. Пони-мание переживаний и мотивов героев было затруднено. |
4 | Демид Г. | 3г 8м | Восприятие носило активный характер. В центре внимания находитлся главный герой и его родители, их внешность. На вопрос «Почему Карлхен с папой забыли кошелёк?» ответил «Потому что у них не было еды». |
5 | Ира П. | 3г 11м | Однословно отвечала на вопросы. В центре внимания находился главный герой. Среди ответов были «не знаю» и молчание. |
6 | Милана Ф. | 3г 10м | Восприятие носило активный характер. При описании использовала слова «растеряха», «забываха», «мама-находяха», «курочка-клювочка» |
7 | Миша Л. | 3г 8м | Однословно отвечал на вопросы. На большую часть вопросов ответил «Не знаю». |
8 | Павлик Р. | 3г 8м | Плохо (практически не) говорящий ребёнок. При слуша-нии в группе быстро отвлёкся, сменил деятельность. При индивидуальном чтении был недостаточно сосре-доточен, проявил общее оживление, щупал книгу, тро-гал иллюстрации, гладил страницы. При наводящих воп-росах и подсказках-ответах не всегда «к месту» повто-рял «папа», «мама», «да», «нет», эмоционально жести-кулировал. При вопросах «Где папа-заяц? (мама-заяц?)» показал главных героев. Не понял смысла текста. |
9 | Ричард Ж, | 3г 10м | Восприятие носило активный характер. В центре внимания были главные герои, их внешность. |
10 | Соня В. | 3г 9м | Однословно отвечала на вопросы. Среди ответов были «не знаю». |
Таблица 4 – Диагностика.
№ | Ребенок | Вопросы взрослого и ответы | Словесное рисование | Пересказ | Уровень восприятия | Средний балл | |||||||
Имя Ф. | Возраст, (лет и месяцев) | 1. эмоции | 2. смысл | 3. мотив | 4. язык | 5. содержание | 6. вывод | 7. опыт | |||||
1 | Алина С. | 3г 8м | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2,6 |
2 | Артём О. | 3г 9м | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1,7 |
3 | Даша Р. | 3г 10м | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1,7 |
4 | Демид Г. | 3г 8м | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1,7 |
5 | Ира П. | 3г 11м | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | 2 | 1 | 2 | 1,7 |
6 | Милана Ф. | 3г 10м | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 |
7 | Миша Л. | 3г 8м | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1,5 |
8 | Павлик Р. | 3г 8м | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
9 | Ричард Ж, | 3г 10м | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 |
10 | Соня В. | 3г 9м | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 3 | 1 | 2 | 2 | 1,7 |
Средний балл | 1,9 | 1,4 | 1,5 | 1,8 | 1,6 | 1,4 | 2,4 | 1,8 | 1,8 | 2 | 1,8 |
1 балл – критерий слабо выражен или полностью отсутствует
2 балла – удовлетворительная выраженность критерия
3 балла – оптимальная выраженность признака (показателя)
Схема 2 – Диаграммы уровня восприятия художественной литературы.
Таблица 5 – Рекомендации по изменению уровня восприятия детьми художественных произведений
Уровень восприятия художественной литературы | Особенности восприятия | Задачи | Примеры произведений | |
Высокий | Восприятие носит активный харак-тер. Ребёнок охотно отзывается на предложение прослушать книгу. Внимательно слушает. Отвечает на вопросы по содержанию произведе-ния. Узнаёт на иллюстрациях эпизо-ды и героев. Ярко выражает эмоцииональное отношение к прочитанному (радуется, грустит). | проводить заключительную беседу для осмысления причинно-следственной зависимости | К. Чуковский «Айболит», «Кра-деное солнце», «Мойдодыр» С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», «Уса-тый-полосатый | |
Средний | Недостаточно сосредоточен при восприятии. Отклик на прослу-шанное выражен неярко. Запоминает отдельные строчки, слова. Устанавливает простейшие (последовательные) связи в содержании. | проводить за-ключитель-ную беседу для выяснения степени усвое-ния произве-дения | Л. Толстой «Была у Насти кукла», «Пошла Катя поутру», «Деду скучно было», «Спала кошка на крыше» | |
низкий | Иногда отказывается от пред-ложения слушать сказку, книгу. Нет понимания идейного содержа-ния. Не просит повторить прочи-танное. Не проявляет выраженного удовольствия от восприятия худо-жественного произведения. Быстро отвлекается при слушании, слабо запоминает содержание произведе-ния. Отказывается от разговора по содержанию произведения или однословно отвечает на вопросы. Затрудняется при пересказывании, может только договаривать отдель-ные фразы. | беседовать о событиях из жизни людей близких к содержанию литератур-ных произве-дений, под-бирать иллю-страции, кар-тинки к про-изведениям, делать маке-ты; организо-вывать дра-матизации, инсцениров-ки | Малые формы фольклора, А. Барто «Бычок», «Лошадка», «Слон», «Зайка» С. Маршак «Детки в клетке» | |
Выводы:
· У половины детей рассматриваемой группы отмечается средний уровень освоения программы. У них сформировалась способность активно слушать произведения художественной литературы.
· Миша и Павлик нуждаются в дополнительной помощи для правильного восприятия литературного текста.
· Уровень восприятия Павлика вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей.
· Часть детей нуждается в помощи, направленной на повышение интереса к восприятию художественного слова.
· У детей второй младшей группы понимание литературного произведения тесно связано с непосредственным личным опытом.
· Сюжет дети воспринимают фрагментарно.
· Младшие дошкольники устанавливают наиболее простые связи, прежде всего последовательность событий.
· Герой и его внешность (не мотивы и сюжетные связи) располагаются в центре восприятия литературного произведения.
· Действия, поступки, переживания и скрытые мотивы поступков младшим дошкольникам не видны.
· Дети этого возраста не могут воссоздать образ героя в воображении самостоятельно, поэтому им нужны иллюстрации.
Заключение
В данной работе были определены основные понятия «восприятие художественной литературы» и «принципы отбора художественной литературы»
Восприятие художественной литературы – активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя "событий", в мысленном действии, в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия.
Знание возрастных особенностей восприятия детьми дошкольного возраста литературного произведения позволит воспитателю дошкольного образовательного учреждения качественно разработать содержание литературного образования и на этой основе реализовать задачи образовательной области «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста». [5]
Список литературы
1. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. — М.: Мозаика — Синтез, 2012. — 72 с.
2. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.; под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович: изд. 3-е переработанное. – 244 с. – СПб.: Детство-Пресс, 2008 ISBN 5-89814-076-Х, Д38, ББК 74.102, УДК 373.21
3. Значимость художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста Кадырова Д. http://www.maam.ru/detskijsad/znachimost-hudozhestvenoi-literatury-v-razviti-rechi-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
4. Кондратьева С. Ю. Ознакомление с художественной литературой детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. — № 12. — 2013. — С. 13–19.
5. Любаев А. В. Восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 707-709. — URL https://moluch.ru/archive/101/22975/
6. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 4-е изд., перераб. – М.: Мозаика-синтез, 2016. – 352 с. ISBN 5-89814-076-Х, Д38, ББК 74.102, УДК 373.21
7. Принципы отбора литературных произведений http://900igr.net/ prezentacija/okruzhajuschij-mir/knizhnyj-ugolok-v-detskom-sadu-74284/printsipy-otbora-literaturnykh-proizvedenij-5.html
8. Принципы отбора художественных произведений для использования на индивидуальных и фронтальных занятиях с детьми, имеющими трудности в обучении https://studfiles.net/preview/5862282/page:4/
9. Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста Слуцкая Н. В. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2017/10/31/rol-hudozhestvennoy-literatury-v-razvitii-rechi
10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya
11. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова А.И. Ребенок и книга Книга для воспитателей детского сада. Под ред. Логиновой В. И. — М.: Детство-пресс, изд. 3-е, 2004 — 128 с. ISBN: 5-89814-027-1 Г 955, ББК 74.102
12. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.; под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович: изд. 3-е переработанное. – 244 с. – СПб.: Детство-Пресс, 2008 ISBN 5-89814-076-Х, Д38, ББК 74.102, УДК 373.21
13. Ротраут Бернер: Карлхен отправляется за покупками https://www.labirint.ru/books/338193/
Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 2645; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!