Соотношение понятий «норма», «креативность», «девиация»
СОЦИАЛЬНАЯ НОРМА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ
Вопросы
Понятие «социальная норма».
Нормы в психологии.
Виды социальных норм и механизмы их функционирования.
Социальные отклонения.
1. Понятие «социальная норма»
Понятие нормы является исходным для изучения любых девиаций. Поскольку, по определению, отклоняющееся поведение — это поведение, отклоняющееся от социальных норм, то последние заслуживают специального рассмотрения.
Одним из основных условий существования любой системы выступает ее способность поддерживать состояние некоего равновесия.
История человечества приводит убедительные примеры того, что беспорядок неизбежно переходит в разрушение, и, напротив, стремление к упорядочиванию и согласованию может быть гарантией существования общества и жизни вообще. Нормы являются тем механизмом, который удерживает общественную систему в состоянии жизнеспособного равновесия в условиях неизбежных перемен. В обществе одновременно сосуществуют различные нормативные субкультуры — от научных до криминальных.
В целом понятие нормы является достаточно дискуссионным. В переводе с латинского языка «норма» — правило, образец, предписание. В естественных и общественных науках норма понимается как предел, мера допустимого для сохранения и изменения систем. Социальные нормы являются одним их видов существующих норм (наряду с техническими, биологическими, эстетическими, медицинскими и др.). Специфической особенностью социальных норм является то, что они регулируют сферу взаимодействия людей. Социальная норма — совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений [7, с. 29].
|
|
Социальная норма закрепляет исторически сложившийся в конкретном обществе интервал дозволенного или обязательного поведения людей, а также социальных групп и организаций. В отличие от естественно-научной социальная норма может соответствовать и не соответствовать объективным законам развития. В последнем случае аномальна сама норма (как, например, законы тоталитарного общества) и нормальны отклонения от нее. Вследствие этого социальные отклонения могут быть не только негативными, нарушающими функционирование системы, но и позитивными, стимулирующими ее прогрессивное развитие, например в форме научного и художественного творчества.
При всем многообразии проявлений социальные нормы имеют следующие основные свойства: объективность, историчность, универсальность, схематичность, безусловность. Данные свойства означают, что норма является исторически выработанным, / обобщенным социальным предписанием, обязательным для выполнения со стороны всех людей и в любой ситуации.
|
|
Особую трудность представляет такое свойство социальной нормы, как ее относительность и динамичность. История изобилует примерами различных культурных предписаний для одного и того же явления. Так, требования к внешнему облику человека, наиболее ярко выраженные в моде, меняются буквально на наших глазах. Другой яркий пример — радикальные изменения в полоролевом поведении женщин в ряде стран. Установки на сексуальное поведение также изменяются подчас на противоположные. Например, в истории европейских государств мы можем проследить следующие метаморфозы: от полигамии и оргазстической культуры Древнего мира — через жесткие запреты Нового времени — к сексуальной революции последних десятилетий, вплоть до полной свободы в интимных отношениях и узаконивания гомосексуальных браков.
Перечисленные свойства социальных норм нередко порождают в индивидуальном сознании негативные чувства — от простого непонимания до открытого протеста. Конфликт между интересами личности и репрессивной природой норм несколько сглаживается процессами гуманизации. В современных развитых государствах отмечается тенденция усиления лояльности общества к проявлениям индивидуальности.
|
|
В целом, несмотря на относительность и внутреннюю противоречивость, социальные нормы играют неоценимую регулятивную роль в жизни любого общества. Они создают нормативно-одобряемое поле деяний, желательных для данного общества в данное время, тем самым ориентируя личность в ее поведении. Они выполняют функцию контроля со стороны общества, служат образцом, информируют, позволяют оценивать поведение, прогнозировать его. Как бы ни относились к ним люди, нормы существуют и непрерывно действуют.
2. Нормы в психологии
Социальные нормы могут образовываться стихийно (например, в виде традиций) или целенаправленно (например, в форме законов, официальных предписаний или запретов). Существует еще один путь — научного определения нормы.
В психологии для научного определения понятия «норма» используются различные способы. Наиболее простой и распространенный — негативный подход. В соответствии с ним нормальный (или здоровый) человек тот, у кого отсутствуют аномалии. По справедливому замечанию Б. С. Братуся, «тем самым мы едва лишь очерчиваем границу круга, в котором следует искать специфику нормы, однако на эту специфику никак не указывая» [3, с. 10].
|
|
Позитивный подход, напротив, нацелен на выявление образца с желательными качествами. Для получения эталона (условной группы людей без аномалий) чаще всего применяют методы математической статистики. Статистическая норма выглядит как средний показатель. Это то, что присуще большинству (не менее чем половине) людей в популяции. При этом «усреднение» людей порождает немало казусов и проблем. Обыгрывая эту проблему, Ч.Ломброзо (не без доли черного юмора) описывал «нормального человека» как индивида, «обладающего хорошим аппетитом, порядочного работника, эгоиста, рутинера, как терпеливое, уважающее всякую власть домашнее животное» [3, с. 8].
Другая, критериальная, норма основана на социально-нормативном критерии. Она существует преимущественно в форме требований (задач) различной степени трудности. Например, «хорошим» гражданином может считаться человек, соблюдающий нормы закона, а «нормальным» работником является тот, кто хорошо справляется с профессионально-квалификационными требованиями. Другой вариант критериально-ориентированных норм — это школьная программа. В соответствии с образовательными стандартами (требованиями к знаниям и умениям) все учащиеся условно делятся на «справляющихся» с ней и «несправляющихся», т.е. неуспевающих.
Наконец, норма может быть идеальной — в виде обобщения положительных качеств выдающихся представителей человечества, обеспечивающих его прогрессивное развитие.
Соотношение понятий «норма», «креативность», «девиация»
Идеал - «образец, прообраз, понятие совершенства, высшая цель стремлений» [64, с. 169];«.. .то, что представляет собой высшую цель деятельности или совершенное воплощение чего-либо» [44, с. 236].
Идеальный - «образцовый, совершенный, соответствующий идеалу или стремящийся к нему» [64, с. 169].
Следовательно, идеальная поведенческая норма предполагает на внешнем уровне соответствие поведения индивида всем принятым видам норм; внутреннем - гармоническое согласие индивида с самим собой в сочетание с творческой реализацией своего потенциала.
Как мы видим, идеальная поведенческая норма включает в себя понятия «гармония» и «креативность».
Гармония - (harmonia) - связь, соразмерность, соответствующая эстетическим законам согласованность частей в расчлененном целом [64, с. 87].
Несмотря на отсутствие официально признанных в психологии определений «гармония», «гармонизация», «гармоничная личность» - тема гармонического соотношения частей и целого оказала сильное влияние на такие теории личности, как, например, аналитическая теория личности Юнга [80], гуманистические теории Фромма, Маслоу [36], основные положения Эрикеона [77] относительно природы человека, переплетаясь с такими понятиями, как «самоактуализация» и «самоактуализирующаяся личность».
Под самоактуализирующейся личностью принято понимать человека, вышедшего на уровень самоактуализации. Термин же «самоактуализация» трактуется как стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Отличительной чертой подобной самоактуализирующейся личности от других, по Маслоу [36], является ее вовлеченность в какое-либо дело, во что-то, находящееся вне нее самой, тем, что она будет определять как призвание, в библейско-проповедническом смысле слова.
В своей работе «Самоактуализация» Маслоу выделил восемь способов поведения, ведущих к самоактуализации, которые включают в себя:
1))полное, живое и бескорыстное переживание с полным сосредоточением и погруженностью;
2) представление жизни как процесса постоянного выбора;
3) наличие «Я», которое может самоактуализироваться;
4) быть честным, брать на себя ответственность;
5) быть нонконформистом;
6) реализовывать свои потенциальные возможности;
7) быть открытым высшим переживаниям;
8) разоблачать собственную психопатологию.
Как писал Пауэлл в 1992 году: «Быть во всем живым - значит быть открытым ко всей гамме человеческих переживаний» [50]. И в унисон идеям Маслоу он предлагает пять шагов, которые, как он считает, необходимо сделать, чтобы прийти к пот юте жизни:
1) принять себя,
2) быть собой,
3) забыть себя в любви,
4) верить,
5) принадлежать.
Но он делает одну очень существенную оговорку, а именно: каждый из этих шагов не только основан на успехе предыдущего, но каждый такой переход не является окончательным, сделанным раз и навсегда, и предполагает неоднократное возвращение к каждому из них. Таким образом, ничто и никогда не является законченным и окончательным, и впереди всегда есть идеал, к которому следует стремиться. А чтобы началось это восхождение (и в этом сходятся и представители экзистенциально-гуманистического направления [70, с. 105-246], трансперсонального [3, с. 106-126; 8], и эзотерического [49,75], оно должно начаться с того, что человек с чувством радости примет себя таким, каков он есть.
Таким образом, с точки зрения социальной психологии, понятие «гармонизации личности» можно рассматривать как возможность приспособления (адаптации) личности к социуму, где критерием адаптированности будет выступать успешность ее (личности) взаимодействия, с одной стороны, с группами (малыми и большими) и со второй - с другими личностями. С позиции когнитивно-бихевиорального подхода, в котором личность предстает как некая структура с набором когнитивных навыков, а понятие духовности исключается, гармонизация будет пониматься как усвоение индивидуумом успешных стратегий поведения. С позиции экзистенциально-гуманистического - критерием гармонической личности являются три основных параметра: жизнь в социуме, исходя из своих глубинных критериев и установок, в основе которых лежат общечеловеческие духовные ценности, следование своей миссии (предназначению), творческая реализация своего потенциала.
На основании вышесказанного под гармонизацией личности на пути ее экзистенциального развития необходимо понимать стремление личности к равновесному (гармоничному) состоянию себя с собой и миром, которое не является изначально ей данным, но к которому она стремится как к высшей точке развития (проявления) в результате своего существования в мире. И это стремление является изначально присущим природе человека, смыслообразующим стержнем в структуре человеческой жизни. И, таким образом, цель и смысл человеческой жизни возможно определить как непрерывный творческий процесс раскрытия Себя в себе и явления Себя миру.
Гармонизация личности рассматривается как одно из главных и необходимых условий дня развития творческого потенциала субъекта в процессе его транскультуральнои эволюции. Анализ современных подходов к проблеме гармонизации личности выявил их внутреннее единство. Данное единство заключается не только в понимании личностной гармонии в отношении к социуму, но также и во внутреннем единстве личности, устремленной на познание Абсолюта и себя в нем.
Проявление творческого потенциала личности происходит в творчестве, которое можно представить в виде формулы: «проблема-творческий процесс-результат», где возникновение и развитие творческого процесса обусловлено личностными особенностями, ведущим из которых является креативность.
В основе креативности лежит высокий уровень поисковой активности, которая имеет определенные биологические предпосылки. Данное «стремление к поиску» обнаруживается у животных, принадлежащих к разным видам и стоящих на разных ступенях развития, однако при анализе четко прослеживается следующая взаимосвязь: чем сложнее и совершеннее становится нервная система, тем интенсивнее идет развитие. Как полагают Ротенберг и Бондаренко в работе «Потребность в поиске и ее смысл» [58, с. 216-226], одним из механизмов, обеспечивающих подобную разноплановость, является поисковая активность. Для того чтобы это свойство успешно реализовалось в мире и не приводило к гибели, мозг должен обладать большими и разносторонними возможностями в усвоении, реорганизации и извлечении информации из памяти для регуляции усложняющегося поведения. Косвенное подтверждения подобного положения, на наш взгляд, представляют результаты исследований Л.В.Крушинского и П.В. Симонова, в которых показано, что выраженная исследовательская активность у животных сочетается с высокой способностью к экстраполяции и с хорошо развитым социальным поведением, которые проявляются прежде всего в том, что именно те животные, которые наиболее активно ведут себя в незнакомой обстановке, проявляют минимальную агрессивность по отношению к собратьям в условиях стресса и наиболее чувствительны к призывам о помощи, исходящим от других особей, демонстрируя готовность покинуть собственную зону комфорта.
На основе результатов данных исследований можно сделать предположение о том, что поисковая активность инициирует прежде всего адаптивное развитие нервной системы, а последняя, вследствие этого претерпевая качественные изменения, расширяет сферу для применения данной способности, что, в свою очередь стимулирует поиск. Как можно заметить из полученной спиралевидной схемы развития, общебиологическое значение потребности в поиске и ее биологическая природа не противоречат имеющимся фактам о несовпадении, степени развитости данной потребности у разных субъектов. Данный факт в полной мере можно объяснить тем, что при рождении индивид обладает только предпосылками к развитию данной потребности, как и любой другой, а окончательное ее формирование происходит в процессе индивидуального развития. С этой позиции стремление к поисковой активности возможно рассматривать как некую движущую силу саморазвития и самосовершенствования. Однако Роттенберг и Бондаренко придерживаются мнения о том, что потребность в поиске сильнее развита и имеет большее общебиологическое и социальное значение для совокупности индивидов, чем для индивидуального развития. Но данное утверждение находится в противоречии с социокультурной историей, где, с одной стороны, безусловно, поисковая активность в ее минимизированном количестве, необходимом для адаптации социуму, проявляет себя у "большинства индивидов, в то время как ее максимальное, творческое проявление, требующее кроме ее потенциального присутствия и условий для развития еще и определенных личностных свойств, встречается достаточно редко и социализированным большинством, как правило, не приветствуется. И в этой связи уместно вспомнить жизнь и трагический конец Джордано Бруно, Бетховена, долгое забвение творческого наследия Баха.
Ф.Фарли выделил особый тип личности, который назвал «Т-личность», определив ее как «искатель возбуждения». Люди данного типа, по его определению, могут либо проявлять высокую степень творческой активности, либо демонстрировать деструктивное, а в отдельных случаях и криминальное поведение.
Симонтон выделил семь базовых векторов творческой личности. Сопоставление данных векторов с особенностями поведения девиантов аддиктивного типа однозначно указывает на их сходство в некоторых аспектах.
Векторы творческой личности и девиантов аддиктивного типа [15]
№ | Творческие личности | Девианты аддиктивного типа |
1. | Независимость взглядов, некомформность суждений | Некомформность, нестандартность поведения и суждений вследствие скрытого комплекса неполноценности |
2. | Стремление «нарушать границы», оригинальность и нестандартность | «Жажда острых ощущений», необычных переживаний, склонность к риску и эпатажности |
3. | Открытость всему новому и необычному | Жажда новых и необычных удовольствий |
4. | Устойчивость к неопределенным ситуациям | Хорошая переносимость кризисных ситуаций сочетается с низким уровнем адаптивности к ситуациям обыденным |
5. | Конструктивная активность в предметной деятельности | Высокий уровень активности в сфере девиантных интересов |
№ | Творческие личности | Девианты аддиктивного типа |
6. | Сила «Я» связана с возможностью автономного функционирования и устойчивостью к давлению социума | Независимость в недевиантных сферах деятельности сочетается с зависимостью в сфере аддукции и стремлением обвинять окружающих в своих трудностях и неудачах |
7.
| Чувственность к красоте в широком смысле слова
| |
8.
| Внешняя социабильность сочетается со страхом перед стойкими контактами
| |
9.
| Стремление уходить от ответственности
| |
10.
| Стремление говорить неправду (сочетание лжи и фантазий)
| |
11. | Тревожность |
Доказательством сходства структур творческих и девиантных типов личностей служит всплеск творческой активности у бывших девиантов и их значимых близких.
С развитием техники периодически предпринимаются попытки моделировать процессы творчества на компьютере. Это обусловлено тем, что при правильной организации использования компьютера значительно расширяются возможности человеческого творчества в области постановки и решения новых задач. Передача техническим устройствам доступных формализации умственных операций резко повысила интерес к тем процессам творчества, которые невозможно формализовать. Зависимость от них научно-технического прогресса - открытий, изобретений—направила усилия психологов на разработку методов диагностики творческих способностей и стимуляцию творчества: [63, с. 65-78]. Г.С. Альтшуллер [61, с. 43-57] предложил для стимулирования научного творчества «брейнсторминг» («мозговой штурм»), метод, которому дал название «алгоритм изобретения». Существуют методики для инициирования творческого процесса при помощи сновидений. Кроме того, известны данные психологических исследований, результатом которых стало вьгавление прямой зависимости между способностью индивида видеть сны и его творческим потенциалом [61, с 85-97].
В творческом процессе особое место занимает творческое воображение. Кроме воображения, творческий процесс включает в себя интенсивную работу мышления, пронизанную эмоциональностью и направляемую волей. Но творчество, безусловно, не может быть сведено к какому-либо одному из этих свойств. Из неоднозначного их соединения (совокупности) и формируется многомерная структура творческого процесса.
Уоллес [62, с. 165-221] выделил четыре стадии процесса творчества: 1) подготовку, 2) созревание, 3) озарение и 4) проверку. Центральным, специфически творческим моментом он считал озарение - интуитивное «схватывание» искомого результата.
У. Маккштт отмечает пять этапов:
1) накопление знаний, умений, навыков для четкого формулирования проблемы;
2) «сосредоточение усилий», которое иногда приводит к решению проблемы, а иногда вызывает усталость и разочарование;
3) период инкубации;
4) 4) инсайт;
5) 5) верификация.
A.M. Селезнев выделяет в творческом процессе следующие фазы: 1) обнаружение научной проблемы, выбор предмета исследования, формирование цели и задачи исследования; 2) сбор информации и выбор методологии исследования; 3) поиск путей разрешения научной проблемы, «вынашивание» новой научной идеи; 4) научное открытие, «рождение» научной идеи, создание идеальной модели открытого ученым явления; 5) оформление полученных данных в логически стройную систему.
С точки зрения И. Тейлора {87], творческий процесс имеет следующие этапы: 1) формулирование проблемы; 2) трансформация проблемы с помощью метафоры, аналогии; 3) внедрение и использование результата творчества, а именно: преобразование некой части окружающей среды.
Гарднер Мерфи, замечательный исследователь в области психологии личности, построил одну из наиболее полезных, с нашей точки зрения, для понимания творческого процесса модель. (Грэхем Уоллес предлагал схожие формулировки в 1926 году.) Она заключается в следующем. Первое: для того чтобы творческий процесс мог начаться, восприимчивый ум готовится к долгому погружению в специфическую среду, такую, как цвет, тон, движение, пространство, время, язык или общественные отношения. У сновидящих этот процесс происходит перед засыпанием, по мере того как они собирают относящийся к делу материал, более избирательно сосредоточиваются на проблеме могут даже воспользоваться предваряющим засыпание внушением, чтобы вызвать во сне нужный сюжет. Вторая фаза творческого процесса протекает в форме организации в долговременной памяти своего рода «хранилищ», пополняемых за счет информации и переживаемого опыта, которые структурируются в виде паттернов, находящихся за пределами осознающего ума. Эти «хранилища» могут содержать в себе сочетания цветов, равно как и сочетания линий, которые изображают мир карандашом, пастелью и кистью. Они могут содержать паттерны пространственно-временных отношений, связанных с механикой и технологией. Это также могут быть и общественные взаимодействия, модели лидерства и организации. Как и в случае банков данных, информация из этих живых «хранилищ» не может быть единовременно извлечена в полном объеме, и потому они организованы в системы, находящиеся за пределами осознания, из которых люди могут черпать данные по мере необходимости. В творческих, разрешающих проблемы сновидениях эти данные вынашиваются, оставаясь при этом подвижными и легко адаптируемыми. Согласно Мерфи, третьей стадией творческого процесса является озарение, которое может происходить как на бессознательном, так и на сознательном уровнях. Однако в тех случаях, когда озарение происходите сновидении, ему, как правило, предшествует длительный период погружения в некую конкретную проблему. Можно предположить, что инсайтом творчество и завершается. Но, когда подготовка материала, его организация, озарение и проверка используются в единой последовательности, то преимущественно логические, объективные и словесные построения первой и третьей стадий уравновешиваются по большей части эмоциональными, субъективными и визуальными процессами второй и третьей стадий. Действуя согласованно, таким образом, они увеличивают вероятность успешного разрешения личных и профессиональных проблем. Однако, несмотря на эмоционально-структурный параллелизм, необходимо помнить о функциональном различии между творчеством и сновидениями. Поясним мысль: эмоционально-структурный параллелизм заключается в том,, что и творчество, и сновидения являются по своей сути глубоко эмоциональными явлениями, совпадающими по своей структуре в той мере, в какой любое проявление субъекта себя в мире является индивидуализированным актом. Что касается функциональных различий, то они определяются следующим: творчество - процесс, инициируемый поисковой активностью и направленный на разрешение некой проблемы.
Станиславский, выделяя специфику психической регуляции процесса творчества, выдвинул представление о сверхсознании как высшей концентрации духовных сил личности при порождении творческого продукта. В данном случае Сверхсознание надо понимать как надсознательное, то есть некую сферу, не поддающуюся индивидуальному сознательно-волевому контролю. В дальнейшем Симонов интерпретировал сверхсознание как компонент творческой интуиции, благодаря которому происходит рекомбинация прежних впечатлений, соответствие которой действительности устанавливается вторично. Применительно конкретно к процессам индивидуального научного творчества надсознательное представлено в их регуляции категориальным аппаратом познания, который не сознается самим творцом, но объективная логика, развития которого отражается в его гипотезах и идеях. Следовательно, для «расшифровки» смыслового текста, преподнесенного надсознательным, необходим, прежде всего, категориальный анализ.
Понятие надсознательного в данном случае позволяет нам разграничить формы неосознаваемой психической деятельности. Во-первых: бессознательное, детерминированное прошлым, зависит от уже запечатленной в мозге информации. Во-вторых, надсознательное, детерминированное устремленностью в будущее, зависит от устремленности на создание в нем того, чего еще не было ни в личном, ни в коллективном опыте. Мы думаем, что устремленность, нацеленность личностной активности на такое созидание происходит в результате взаимодействия личности с культурными ценностями, которые она не только усваивает, но и с которыми активно взаимодействует. И именно в результате данного взаимодействия происходит создание новых художественных образов, делаются научные открытия, создаются другие продукты творчества, в которых присутствует в качестве составного элемента не представленное в рефлексии породившего их субъекта, не осознаваемое им объективно значимое содержание, обусловленное работой мысли на уровне бессознательного. Бессознательное понимается нами с позиции глубинной психологи как некая психическая перводействительность, одновременно формирующая и являющаяся источником творчества и чувства ценности, которая не должна затрагиваться разумом, поскольку она является «высшей психической инстанцией личности, через которую она связана с миром сверхличных ценностей... и обладает характером данности. Характером данности сверху обладает и художественное вдохновение. Однако дело моей свободы дать сверхсознательным порывам целеустремленное выражение или замуровать их. Вдохновение зависит не от моего «я», но дело моего «я» — творчески использовать вдохновение» [30, с. 133].
Приведенные нами трактовки структуры творчества сходны в том, что определяют проблему как начальный этап творчества, расходясь в остальных моментах.
Однако, несмотря на внешнее их различие, возможно вывести некую общую схему творческого процесса. Но прежде чем перейти непосредственно к структуре, необходимо сделать акцент на терминологии. «В результате анализа исследований о творчестве в философии и психологии выявлено отсутствие единства терминологии, что выражается в смешении понятий «творчество» и «творческий процесс», употреблении их, в некоторых случаях, как синонимичных. С нашей точки зрения, является целесообразным разделить данные понятия, употребляя «творческий процесс» в значении «один из этапов творчества», а «творчество» — акт, состоящий из совокупности ряда этапов и процессов. Таким образом, структуру творчества мы считаем возможным представить следующим образом:
1) творческая личность;
2) пиковая эмоционально-насыщенная ситуация;
3) творческий процесс, включающий в себя три этапа:
а) постановка проблемы (формулирование цели);
б) накопление материала (работа над проблемой на сознаг
тельном и бессознательном уровнях);
в) инсайт;
4)результат творчества, главным критерием которого является создание принципиально нового;
5) анализ результата, который может производить сам автор, его ближнее окружение, современники, потомки.
Оценка результата на всех этих уровнях может не совпадать, а на некоторых кардинально отличаться.
Первый и второй этапы могут меняться местами в зависимости от уровня развития творческой личности. Мы имеем ввиду, что на высшем уровне, определяемом нами - «жизнь как вид искусства», сама творческая личность является инициатором эмоционально-насыщенного состояния, предшествующего возникновению творческого процесса, в то время как на более низких уровнях пиковое эмоциональное состояние предшествует пробуждению творческой активности личности. Иначе: на высоком уровне развития творчество является осознаваемой потребностью личности, на низком - возникновение творчества инициирует ситуация дисгармонии.
Мы выделили в отдельный элемент «результат творчества», поскольку не всегда результат совпадает с изначально сформулированной целью, что нельзя считать неудачей творческого процесса. Вероятно, данное несовпадение можно объяснить следующим образом: во-первых: непредсказуемостью и неуправляемостью самого творческого процесса; во-вторых: личностными изменениями, которые претерпевает индивид, творящий в процессе творчества. Проекции эмоционально переживаемой ситуации проецируются на результат творчества. Таким образом, любой продукт творческого процесса представляет собой искажение объективной реальности сквозь призму субъективности, эмоционально окрашенную спецификой данного момента. Следовательно, мы подходим к двойственности структуры самого творчества, состоящей из личностного и процессуального аспектов» [20]. В.В. Воровский сказал: «Творчество всякого талантливого автора обязательно отражает его личность, ибо в том-то и заключается художественное творчество, что внешний объективный материал перерабатывается вполне индивидуально, психикой человека».
Творчество может стимулироваться разными причинами, от социального заказа до стремления к самоутверждению. Но среди побудительных причин творческой активности всегда существовало И будет существовать и бескорыстное удовольствие, доставляемое самим процессом работы, поскольку, на наш взгляд, именно в творчестве проявляется уникальная человеческая потребность в поиске, и, одновременно, ее принципиальная ненасыщаемость, так как расширение творческих возможностей, по сути, является потребностью в постоянном изменении, совершенствовании самого себя.
Фрейд был убежден, что культура порождает болезнь, невроз. Однако культура -это, прежде всего, совокупность теоретических и практических инструментов, которыми располагает человечество, чтобы поддерживать свою жизнь в определенной среде. Она позволяет человеку развивать свои способности в физическом и умственном планах, использовать их для удовлетворения своих потребностей и в то же время налагает на него ту дисциплину, ту социальность, которая приучает его к совместному проживанию. Но все эти социокультурные условия не обладают непреодолимой силой. По существу они являются стимулами или условиями. Все зависит от того, как смотреть на вещи. И, следовательно, мы можем предположить, что влияние культуры на поведение человека, его состояния и неврозы опосредовано мышлением, а значит, происхождение черт личности можно объяснить, исходя из социального контекста.
Становление личности происходит в результате взаимодействия с социумом. Успех или неуспех в данном взаимодействии оказывает если не решающее, то в значительной мере формирующее значение в развитии личности. Здесь важно и то, что конкретно предпринял индивид на пути к достижению цели, и качество самой цели. Мы имеем в виду, что цели формируются потребностями. Квалификация индивидом чего-либо как «потребность» может зависеть от многих факторов. Основываясь на природе человека как биологического, социального и духовного существа, возможно выделить три основных направления формирования его потребностей: биологическое (потребность в голоде, жажде, сексе); социальное (власть, престиж, статус); духовное (морально-этическое развитие). Биологические и социальные потребности пересекаются, поскольку стремление к социально одобряемым ценностям при нарушении общечеловеческих норм обнажает животное в человеке. Кроме того, социальные потребности, в большинстве случаев, не являются действительно необходимыми человеку, и их истинная цель заключается в том, чтобы увести его с пути духовного развития. Понимание возникновения потребностей как результата внутреннего и внешнего воздействия свойственно В.Д. Небылицину [43, с. 248-260]. Оригинальны его взгляды на соотношение потребностей и эмоциональности: «Возникновение потребностей (внутренних и обусловленных внешними воздействиями) и ход их удовлетворения связывается с характерным модусом эмоционального реагирования. Например, состояние голода у одних индивидов вызывает неудовольствие пассивного характера, у других — острое раздражение, агрессивные реакции направленного вовне активного поиска. Точно такая же картина наблюдается при внешнем воздействии, угрожающем, например, существованию индивида, его здоровью. У одних при этом возникает страх, подавленность, тоска, выражающиеся в бегстве от опасностей. У других - острое удовольствие от предстоящей борьбы и реакция атаки» [43, с. 252.]. Согласно Салтвану [86], у индивида две ведущие потребности, одна из которых имеет биологическую природу, вторая - межличностную. Биологическая инициирует его стремление к ласке, нежности, межличностная - стремление к безопасности. Психологический смысл первой - ослабление физиологических потребностей, которые есть и у животных. Психологический смысл второй - снижение тревоги и неуверенности. Маслоу связывал формирование потребностей с мотивацией. Он полагал, что основной человеческой мотиваций является поиск и достижение личных целей, и именно это делает жизнь осмысленной. Маслоу описал человека как «желающее существо», которое редко достигает состояния полного удовлетворения. Это вызвано тем, что после удовлетворения одной потребности на первый план выходит, требуя удовлетворения, другая. Таким образом, жизнь человека характеризуется тем, что он почти всегда чего-либо желает. Предположив, что все потребности человека врожденные или инстинктивные, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования, Маслоу выстроил их в порядке очередности: физиологические потребности, потребности безопасности и защиты, потребности принадлежности и любви, потребности самоуважения, потребности самоактуализации или потребности личностного самосовершенствования.
В основе данной иерархической системы лежит допущение, что для того, чтобы возникли потребности более высокого плана, потребности базового плана – физиологические - должны быть удовлетворены. Ключевым моментом в концепции Маслоу является то, что потребности никогда не удовлетворяются по принципу «все или ничего». Они могут частично совпадать, и, таким образом, человек может быть ориентирован одновременно на удовлетворение двух и более потребностей. Кроме того, потребности возникают постепенно и не важно «...насколько высоко продвинулся человек в иерархии потребностей: если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там, пока эти потребности не будут в достаточной мере удовлетворены» [70, с. 489]. Маслоу сделал предположение, что потребность в самоактуализации - желание стать тем, кем ты можешь стать, достигнув вершины своего потенциала - является врожденной потребностью. Однако исследования в данном направлении привели его к заключению, что самоактуализирующихся личностей менее, чем один процент всего населения. Причина, по его мнению, заключается в препятствиях, которые имеют социокультурную природу. Во-первых, жесткие стереотипы поведения, которые приравниваются к нормам и которым необходимо подчиняться, чтобы быть принятым обществом (например, стереотипы мужественности и женственности). Во-вторых, отсутствие у большинства личностных качеств, наличие которых необходимо для процесса самосовершенствования: мужества, способности рисковать, готовности ошибаться и признавать свои ошибки. Это обусловлено первой группой, поскольку одна из базовых потребностей - потребность в безопасности - оказывается под угрозой, как только индивид пытается противоречить устоям общества. В результате, как правило, социокультурные ограничения, с одной стороны, и личностная импотенция, с другой, мешают не только развитию, ной осознанию своего потенциала. Таким образом, мы приходим к выводу, что людям необходимо «способствующее общество», каким в настоящем оно не является. Мы можем сказать также, что скорее в настоящий момент мы можем определить общество как «общество мешающее», навязывающее ложные приоритеты в виде статуса, престижа, материальных благ. Следовательно, возможно констатировать не тождественность потребностей, диктуемых социумом и необходимых самой личности. Иначе: существует разрыв между целями общества, средствами их достижения и нуждами, желаниями личности.
Таким образом, структураличности как вида ограничена биологическими потребностями, как социального существа - материальными и духовными. Творчество и девиации - разные возможные варианты проявления одного явления - поисковой активности, которая присуща каждому человеку как биологическому виду, и весь вопрос в том, в какое именно направление будет нацелена данная энергия.
Мнение, что позитивные идеалы в наибольшей степени, чем что-либо другое, обеспечивают духовное здоровье личности, уходит корнями в историю человечества. Еще выдающийся мыслитель античности Платон (427—347 гг. до Р.Х.) утверждал, что люди живут в мире идей, которые управляют их поведением. Идеи воплощают в себе неизменную сущность всех вещей. Идеи одновременно являются идеалами. В каждом человеке заложено страстное стремление (эрос) к постижению идей. Наивысшая идея — идея блага — отражает взаимосвязь других идей. В этике Платон исходит из того, что только деятельная, руководимая идеями жизнь осуществляет идею нравственности, т.е. добродетели. Добродетель представляет собой порядок и гармонию души. Платон различал четыре основные добродетели: мудрость, мужество (смелость), благоразумие (самообладание) и справедливость. Он подчеркивал, что не все люди способны достичь знания, т. е. добродетели, тогда их нужно направлять. В целом же идеалы, по Платону, — абсолютный и общезначимый фундамент норм [23].
Идея тесной связи «нормальности» человека с его добродетельностью пронизывает всю человеческую культуру. Эрих Фромм называл добродетелью ответственность человека по отношению к своему существованию, а пороком — безответственность. Цель человеческой жизни, по Э. Фромму, следует понимать как раскрытие всех своих сил в соответствии с законами своей природы [19, 20].
Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд считал, что нормальность и аномальность каждого человека формально определяются степенью преобладания в его личности того или иного идеального типа [21]. В данном случае термин «идеальный» имеет иное значение и подразумевает один из нескольких вариантов абстрактных типов личности, принятых в науке за ориентиры.
Таким образом, при специальном изучении норма как единый образец поведения для всех людей выглядит как некая абстрактная схема, слабо связанная с многообразием реальной психической жизни и временами доходящая до абсурда. Выдающийся отечественный клиницист П. Б. Ганнушкин называл гармонические натуры по большей части плодом воображения, замечая, что у каждого человека можно найти, например, психопатические черты [4]. Гениальный исследователь человеческой души Ф.М.Достоевский в романе «Идиот» раскрыл всю трагичность и нелепость «идеального человека — князя Мышкина», его несовместимость с реальным миром людей.
Современная психология — это прежде всего наука о личности, поэтому понятие психологической нормы связано с вопросом о нормальности личностного развития. Пожалуй, чаще всего благополучие личности связывается с такой социально-психологической ее характеристикой, как способность адаптироваться к социальной среде. Однако, с точки зрения ряда авторов, например Э. Фромма, адаптация к жизни в обществе не может являться надежным критерием нормы и аномалии личности, так как она может предполагать навязывание человеку чуждых ему ценностей и отказ от своей личности [19, с. 122].
В свою очередь В. Франкл основными признаками личностного здоровья называл духовность, свободу и ответственность. При этом «чем более специфичен человек, тем менее он соответствует норме — как в смысле средней, так и идеальной. Неповторимость человеческой личности обнаруживает свой внутренний смысл в той роли, которую она играет в целостном сообществе» [18, с. 197].
Благодаря вкладу гуманистической психологии, наши представления о развитии личности вышли за границы процесса социальной адаптации. Они существенно пополнились таким важным процессом, как индивидуация. Последняя включает познание, принятие, развитие и реализацию своей индивидуальности. По теории К. Роджерса у здоровой личности доминирует установка на процесс самоактуализации — актуализации врожденного стремления человека к росту и развитию своей личности в соответствии с тем, какой она является по своей природе и возможностям [15].
Следуя установкам гуманистической психологии, Б. С. Братусь описывает нормальное развитие человека как развитие, которое ведет его к обретению родовой человеческой сущности. Человеческая сущность проявляется в следующих характеристиках: отношении к другому человеку как самоценности, способности к любви и творчеству, целетворящем характере жизнедеятельности, потребности в позитивной свободе (не от чего-то, а для чего-то), способности к свободе волепроявления, внутренней ответственности перед собой и другими, обретении смысла жизни. Развитие с противоположными проявлениями будет аномальным [3].
Другой подход рассматривает успешное развитие сквозь призму интрапсихических характеристик. Например, К. Юнг описывал нормальную личность с точки зрения интегрированной самости, т. е. личности как целого. Интегрированная самость отличается равновесием между сознательным и бессознательным, адекватностью ценностей личности объективным условиям жизни, согласием с самим собой, самоосуществлением [22].
В психоанализе нормальное развитие предполагает достижение оптимального равновесия между Я, Оно, Сверх-Я и силами внешнего мира. Психологическое равновесие всегда нестабильно. И все же в норме # должно быть достаточно сильным, чтобы справляться с требованиями Оно, с жесткостью Сверх-Я, с жизненными фрустрациями и тревогой [21].
Мы видим, что возможны самые различные подходы к определению как психологической, так и социальной нормы вообще.
3. Виды социальных норм и механизмы их регулирования
Социальные нормы могут иметь разнообразные формы и содержание. Нормы могут быть формализованы — записаны в виде законов, правил, инструкций. Но гораздо чаще они существуют в таких формах общественного сознания, как народные традиции, социальные установки, общественное мнение. Различные виды норм тесно взаимосвязаны.
По сфере регулируемых отношений выделяют следующие о с-новные группы социальных норм: духовно-нравственные, морально-этические, правовые, политические, организационно-профессиональные.
Носителями нравственных (духовных) норм выступают сами люди, а также такие социальные институты, как семья, религиозные конфессии, общественные организации. Духовно-нравственные нормы существуют в различных формах. Это прежде всего общечеловеческие ценности, представленные в мировых религиях, художественной культуре и научной мысли. Также это народные традиции и обычаи, международные конвенции и декларации.
Мы можем рассмотреть социально-психологические механизмы действия нравственных норм на примере христианства. Человек приобщается к христианским ценностям через Образы — Бога, его сына, святых. Притчи, жизнеописания Христа и святых — достойные образцы для подражания верующих людей.
Другими важными способами воспитания нравственных чувств христианина являются понятия греха и добродетели. Идея греховности (беззакония) человека и необходимости противостоять ей для спасения души и человечества — все это становится темой для размышлений и художественного творчества уже в Средневековье. Знаменитое полотно нидерландского художника Босха (XV в.), изображающее семь смертных грехов в сегментах всевидящего Божьего ока, не потеряло актуальности и по сей день. Эти смертные грехи — чревоугодие, алчность, лень, зависть, гнев, гордыня, похоть. Христианство признает греховными и другие действия, например, такие, как клятвопреступление, осуждение ближнего, гадание и колдовство, пристрастие к курению, пьянство, принятие на себя чужих грехов.
Добродетель, напротив, определяется верой и следованием Божьим законам. Библейские заповеди не только раскрывают Божьи законы, но и являются прямыми предписаниями для поведения христиан. Поздний вариант Ветхозаветного декалога содержит 10 заповедей, ставших основой нравственного сознания миллионов людей. Эти заповеди: поклоняйся одному Богу; не сотвори себе кумира; не произноси имени Бога напрасно; соблюдай день субботний; почитай отца и мать; не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не произноси ложного свидетельства; не желай жены ближнего своего, ни дома его, ни поля [2, Исход, Гл. 20]. В Нагорной проповеди Иисус, обращаясь к ветхозаветным заповедям, наставляет людей ради их спасения: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас... Будьте совершенны, как совершенен отец ваш Небесный» [2, Евангелие от Матфея, Гл. 5].
Библейские заповеди стали частью культуры человеческих взаимоотношений в широком смысле. Следует заметить, что современные представления о духовности человека выходят за рамки религиозного сознания, хотя и не исключают последнего. Духовность в целом скорее связывается со способностью человека жить в соответствии с общечеловеческими ценностями: осмысленности существования; любви к себе и ближнему; оказания помощи людям; сотрудничества, созидания, самореализации в деятельности; содействия прогрессу.
В ряде случаев нравственные нормы сливаются в единое образование с этическими нормами. Морально-этические нормы представляют собой ожидания-предписания определенной социальной группы (реальной или номинальной) в отношении ее членов. Носителями морально-этических норм являются конкретные социальные объединения, их лидеры и руководители. Нормы данного вида обычно текстуально не закреплены. Хотя бывают и исключения, например русский Домострой. Этические нормы могут быть прямым следствием нравственных ценностей, но могут и противоречить им, что имеет место, например, в случаях корпоративной этики или законов асоциальных групп.
Групповые нормы нередко порождают стереотипы и предрассудки Групповые нормы нередко порождают стереотипы и предрассудки, например расовые или этнические. В случае стереотипов мышления представления человека могут быть устаревшими, застывшими или узкими. Стереотипы могут играть положительную роль, например способствуя экономичности мышления. Но гораздо чаще они препятствуют поведению, адекватному конкретной ситуации. Предрассудки и вовсе являются следствием искаженного восприятия, что существенно усугубляется присутствием выраженного аффективного компонента.
Правовые нормы, будучи разновидностью социальных норм, безусловно, более конкретны. Они закреплены в основных документах государства (конституция, уголовный кодекс, гражданский кодекс). Данные нормы регулируются всей государственной системой (законотворческие институты, правительство, правоохранительные органы). Противоправное поведение, по сути, направлено на дестабилизацию порядка — основы социальной жизни, а не только на ущемление интересов отдельного пострадавшего человека. Поэтому данный вид отклоняющегося поведения сегодня рассматривается как один из наиболее опасных для общества.
Политические нормы сформулированы в международных документах и межгосударственных соглашениях и регулируют отношения между странами (народами).
Организационно-профессиональные нормы регулируются должностными инструкциями, правилами внутреннего распорядка, профессиональными традициями.
Как отмечалось выше, в настоящее время можно говорить о появлении нового вида социальной нормы — индивидуальной. Индивидуальная норма, связанная с признанием ценности каждой личности, начинает играть все большую роль в жизни общества, что проявляется в гуманизации общественного сознания в целом.
Сегодня в ряде культур права личности, ее самоценность уравнены с общественными интересами.
Для психологии особенно важен вопрос о механизмах воздействия социальных норм на личность. Будучи социальными феноменами, социальные нормы интериоризируются во внутренний мир личности в течение всей жизни. Особенно интенсивно это происходит на ранних этапах развития ребенка в семье. В рамках глубинной психологии специально выделяется такая индивидуальная подструктура, как супер-Эго, содержащая множество внутренних предписаний, требований и ограничений.
В соответствии с общими психологическими представлениями нормы присутствуют в индивидуальном сознании в форме социально-психологических установок. Установка как «готовность, предрасположенность субъекта воспринимать или действовать определенным образом» [13, с. 419] имеет различные формы. Термин «социальная установка» («аттитюд» — в английском звучании) был введен У. Томасом и Ф. Знанецки в 20-е гг. прошлого столетия. Позднее М.Смит конкретизировал структуру аттитюд а, выделив три известных компонента:
когнитивный (представление, знание об объекте или явлении);
аффективный (эмоционально-оценочное отношение к объекту);
конативный или поведенческий (готовность личности реализовать определенное поведение по отношению к объекту) [16].
Социальные установки переживаются человеком как личное отношение к чему-либо, как значение объекта (явления) для данной личности — его личностный смысл. Установки отражают связь между объектом и его оценкой. Тем самым они формируют готовность человека к определенному виду социального поведения.
В диспозиционной концепции регуляции социального поведения В.А.Ядова [24] выделяются 4 уровня диспозиций (социальных установок):
1) простейшие ситуативные поведенческие установки;
2) социальные установки, действующие на уровне малых групп и в привычных ситуациях;
3) диспозиции, в которых фиксируется общая направленность интересов личности относительно конкретной сферы социальной активности;
4) система высших ценностных ориентации личности, регулирующих целостность ее социального поведения и деятельности.
На личностном уровне образуется субъективная иерархия социальных установок в соответствии с психологической значимостью объектов для конкретного человека. Личностный смысл может не совпадать с социальным значением. Например, для одного человека смыслом жизни и высшей ценностью является создание семьи и воспитание детей, а для другого главное — карьера. По концепции В. А.Ядова, такие диспозиции по критерию общественной значимости объектов относятся ко второму и третьему уровням, а по субъективным личностным критериям они оказываются высшими по своему значению для индивида [24].
В силу различий в ценностях люди существенно отличаются по мотивам и стилям поведения. Например, ценности могут быть ориентированы на выживание, следовательно, усилия людей будут направлены на обеспечение физической и материальной безопасности. Другим ориентиром в жизни человека может быть общественное мнение, что соответственно порождает стремление принадлежать к группе, подражать или добиваться успеха. Наконец, возможна ориентация на свои внутренние потребности, которая будет стимулировать активность в одной из следующих форм: поиск своих отличий от других людей, экспериментирование, увлечения, творчество, заинтересованность проблемами общества и служение ему.
Таким образом, социальные нормы создают установки личности, которые, в свою очередь, формируют диспозиционное поведение.
Мы дали общую характеристику социальных норм. Напомним, что под отклоняющимся понимают поведение, отклоняющееся не от всякой социальной нормы, а только от наиболее важной, невыполнение которой действительно угрожает благополучию человека или общества. Поэтому поведение конкретного человека зачастую трудно оценить с точки зрения его нормативности. Следует также заметить, что хотя социальные нормы и отражают интересы большинства людей, но в ряде случаев они могут использоваться в узких интересах отдельных групп (например, через СМИ), что само по себе отражает внутреннее противоречие между объективной природой социальной нормы и ее субъективностью.
4. Социальные отклонения
Термин «девиантное поведение» используется не только для обозначения действий конкретного человека, но и для описания определенных социальных явлений. Если в первом случае речь идет об «отклоняющемся поведении личности», то во втором — о «социальном отклонении». Данные термины нередко отождествляются, что вызывает необходимость их разграничения.
Социальные отклонения — это нарушения социальных норм, которые характеризуются определенной массовостью, устойчивостью и распространенностью [17]. Имеются в виду такие негативные массовые социальные явления, как пьянство, преступность, бюрократизм, религиозный и идейный фанатизм, тоталитаризм и др.
Следует заметить, что между двумя полюсами — «социально-одобряемые явления» и «социальные отклонения» — лежит широкий круг явлений, нерегулируемых социальными нормами. Это могут быть как позитивные процессы (например, творчество), так и явления с возможными негативными последствиями (например, массовое курение). В то же время разнообразие отклонений превышает разнообразие норм.
Вопрос о последствиях социальных отклонений неоднозначен. Объективный вред явления и его субъективная оценка в ряде случаев не совпадают. Например, высказывается мнение, что преступления без жертвы вообще следует декриминализировать, т. е. исключить из уголовного права. Особенно трудно оценить степень ущерба от «пограничных» форм асоциального поведения и легких форм зависимого поведения, например проституции, сексуальных аддикций, употребления легких наркотиков. В каждом обществе есть сторонники как легализации данных явлений, так и их запрета.
Социальные отклонения имеют следующие признаки: историческая детерминированность; негативные последствия для общества; относительно массовый и относительно устойчивый характер во времени. Социальные отклонения характеризуются направленностью и содержанием. Общество противопоставляет социальным отклонениям организованные способы борьбы с ними: правовые, экономические, моральные санкции.
В ряде случаев социальные отклонения носят преходящий характер. Примеры преходящих социальных отклонений: вещевая спекуляция, брак по расчету, диссидентство.
Параллельно с этим изменяются меры общественного воздействия в отношении социальных отклонений. Так, по законам дореволюционной России предусматривались и религиозно-нравственные, и правовые санкции против пьянства, наркомании, самоубийств. В случае самоубийства запрещался традиционный церковный обряд погребения, усопшего не хоронили на общем кладбище, его волеизъявление (завещание) признавалось юридически недействительным, в случае же неудачной попытки самоубийства суициденту грозило тюремное заключение.
В настоящее же время отношение общества к поведению его членов становится все более и более либеральным. Одним из подтверждений радикальных перемен является отмена смертной казни в некоторых государствах.
Социальные отклонения количественно и качественно характеризуются уровнем, структурой и динамикой.
Уровень (коэффициент) отклонения определяется как количество официально зарегистрированных проявлений данного отклонения относительно численности населения (чаще на 100 тыс. человек). Он существенно различается в различных странах и в разные годы, поскольку зависит от совокупности факторов: социально-экономического, политического, нравственного и т.п. Например, в 1998 г. коэффициент преступности в России (без учета латентной преступности, которая по подсчетам специалистов в 4 раза превышает уровень официально зарегистрированной) составил 1756 преступлений. Для сравнения, во всем бывшем Советском Союзе: в 1978 г. — 503; в 1985 г. — 700; в 1990 г. — 968 — с последующим постоянным ростом [9].
Структура отклонения отражает соотношение отдельных подвидов внутри явления. Так, в 1998 г. в структуре преступности в Российской Федерации корыстные преступления составили 65 % от общего числа зарегистрированных случаев, насильственные — 23 %, прочие —12%. Уровень латентной преступности по отдельным видам выглядит следующим образом: по убийствам — 2:1 (т. е. на каждые 2 преступления только одно регистрируется официально), по изнасилованиям — 6:1, по кражам — 73:1, по вымогательству (рэкет) — более 17000:1 [9]. Иными словами, преступления зачастую остаются полностью безнаказанными.
Динамика отклонения — это показатель изменения уровня и структуры всего массива изучаемого явления за определенное время. По мнению специалистов, в России в настоящее время наблюдаются следующие тенденции. Увеличилась доля тяжких и особо тяжких преступлений. Резко усилилась корыстная мотивация противоправного поведения. Растет подростковая преступность. Продолжается сращивание организованной преступности с легальным предпринимательством и с государственным аппаратом.
Наряду с уровнем и динамикой социальных отклонений широко обсуждается вопрос об их функциях. Например, организованная преступность может обеспечивать незаконным путем объективные потребности, не удовлетворяемые в должной мере официальными социальными институтами. В целом функциями социальных отклонений могут быть: интеграция группы; формирование морального кодекса общества; выражение социального протеста и выход агрессивных тенденций; бегство; сигнал о неизбежных социальных изменениях; способ самоидентификации и самореализации и др.
Несмотря на определенное сходство, социальные отклонения отличаются от отклоняющегося поведения личности. В первом случае имеет место социальный феномен, а во втором — психологический. Отметим, что некоторые социальные отклонения одновременно являются и отклоняющимся поведением личности: алкоголизм, самоубийство, преступное деяние и т.п. Другие социальные отклонения выступают в качестве только социального феномена — геноцид, коррупция, бюрократизм.
Таким образом, девиантное поведение выступает и как индивидуальный акт, и как элемент социального бытия.
Сопоставив классификации поведенческих девиаций, мы можем более четко сформулировать отличительные особенности различных поведенческих феноменов.
Основные варианты социального поведения.
1. Нормативное поведение («стандартное») – соответствует социальным нормам, характерно для большинства людей, вызывает одобрение окружающих и приводит к нормальной адаптации. В целом оно адекватно ситуации, продуктивно, хотя может быть лишено индивидуальности.
2. Маргинальное (пограничное) поведение – находится на самой крайней границе социальных норм, размывает и расширяет границы норм, вызывает напряжение окружающих людей.
3. Нестандартное («ненормативное») поведение – выходит за рамки принятых в данном обществе в настоящее время норм, присуще меньшему количеству людей. Проявляется в двух основных формах:
креативное (творческое) поведение – реализует новые идеи, самобытно, продуктивно, прогрессивно, может приводить к изменению самих норм, но в ряде случаев вызывает сопротивление окружающих;
девиантное (отклоняющееся) поведение – непродуктивно, деструктивно или аутодеструктивно, вызывает неодобрение окружающих и социальную дезадаптацию.
4. Патологическое поведение – отклоняется от медицинских норм, проявляется в форме конкретных симптомов, снижает продуктивность и работоспособность личности, вызывает сочувствие или страх окружающих. В ряде случаев патологическое поведение неадекватно ситуации, некритично и сопровождается социальной дезадаптацией.
Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 460; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!