Революционного движения первой половины XIX века

ДОНБАССКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

Дисциплина: ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

 

ЛЕКЦИЯ № 8

 

«ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ РОССИИ (КОНЕЦ XVIII – НАЧАЛА XX В.)»

 

направления подготовки 40.03.01 «юриспруденция»

образовательно-квалификационный уровень «магистр»

 

Утверждено на заседании кафедры ТИГП

                                             от 31.01.2017 протокол № 6

Донецк – 2017

План

Вступление.
Рекомендуемые учебники и учебные пособия.

1. Политико-правовые теории в России во второй половине XVIII – начале XIX века.
2. Политико-правовая концепция революционного движения первой половины XIX века.
3. Политико-правовые концепции в России конца XIX – начала ХХ века.

Выводы.

Вступление

 

К концу XVII в. Россия стала одним из крупнейших в мире государств. Это было уже государство имперского типа, однако в новых исторических условиях его политические и социальные институты оказывались недостаточно эффективными. Возникла необходимость в их модернизации. Поэтому далеко не случайно, что именно в это время в России получают распространение западноевропейские политические идеи, и прежде всего это – теория «естественного права», а позднее – идеи французского Просвещения.

Рекомендуемые учебники и учебные пособия

1. Демиденко Г.Г. История учений о праве и государстве. – Харьков: Факт, 2001. – С. 184-203, 251-264, 285-329, 135-148, 259-264, 330-343.

2. Демиденко Г.Г. Історія вчень про право і державу. – Харків: Консум, 2007. – С. 164-170, 203-224,279-288, 327-361, 148-163, 288-295, 337-384, 362-384.

3. История политических и правовых учений / Под ред. В.С. Нерсесянца. – М.: НОРМА, 2000. – С. 189-233, 325-368, 431-463, 554-619.

4. История политических и правовых учений: хрестоматия для юр. вузов и фак-тов. / Сост. и общ. ред. Г.Г. Демиденко. – Харьков: Факт, 1999. – С. 91-96, 324-350, 365-398, 660-694, 726-850, 270-364, 695-725, 851-895.

5. История политических и правовых учений. / Под ред. О.Э. Лейста. – М.: Зерцало, 1999. – С. 148-204, 266-290, 301-318, 364-386, 458-484, 538-577.

6. Крестовская Н.Н., Цвиркун А.Ф. История политических и правовых учений: Курс лекций. – Харьков: Одиссей, 2007. – С. 281-315, 316-329.

7. Кормич А.І. Історія вчень про державу і право: Навч. посібник / А.І. Кормич. – К.: Правова єдність, 2009. – С.252–267.

8. Мірошниченко М.І., Мірошниченко В.І. Історія вчень про державу і право. – К., 2001. – С. 143-160, 161-192.

9. Мироненко О.М., Історія вчень про державу і право: навч. посіб. / О.М. Мироненко, В.П. Горбатенко. – К.: ВЦ «Академія», 2010. – С. 314–338, 363 – 427.

10. Трофанчук Г.І. Історія вчень про державу і право: Навч. посіб. – К.: «Магістр – ХХІ сторіччя», 2005. – С. 123-148, 178-187, 157-177, 188-202.

Политико-правовые теории в России

Во второй половине XVIII – начале XIX века

 

В отличие от Франции, где идеи Просвещения способствовали революции, в России они воплотились в форме просвещенного абсолютизма, то есть исходили из идеи, разделяемой частью просветителей, что «просвещенный монарх» в состоянии преобразовать жизнь своего государства на разумных основах, ликвидировать некоторые, наиболее устаревшие, социальные институты. В определенной мере такое представление разделялось и самими правителями. В связи с этим они охотно вступали в переписку с виднейшими представителями Просвещения, поощряли распространение их произведений в своих странах и, наконец, действительно принимали отдельные меры, соответствующие духу Просвещения. Революционные события во Франции 1789 г. положили конец этому «заигрыванию» с просветителями.

Особенностью русского Просвещения было постоянное и пристальное внимание общественной мысли к крестьянскому вопросу. Оно было вызвано бесправием крепостного крестьянства, ростом движения против помещичьего произвола. Теоретическим инструментом борцов против крепостничества стала пришедшая из Западной Европы естественно-правовая теория с опорой на божественную волю (в рационально-деспотическом ее понимании). Общей для русских просветителей была характерна идея распространения образования и просвещение народа, в котором они видели путь, ведущий к улучшению состояния всего общества.

Идеи просвещения нашли свое отражение в произведениях Н. И. Новикова, Д. И. Фонвизина, А. Н. Радищева, С. Е. Десницкого и др.

Российские самодержавные правители начали осознавать, что дальше управлять страной старыми методами слишком сложно. Они понимали, что необходимо изобрести новые принципы, новую платформу управления страной, новые средства идеологического воздействия. Именно такой платформой и стал просвещенный абсолютизм, который особенно энергично насаждался в первые десятилетия правления Екатерины II (1762-1796 гг.). Екатерина II изучала политику, экономику, историю, читала труды Вольтера, Д. Дидро, Ш. Монтескье (с некоторыми из них вела переписку), оказывала французским энциклопедистам материальную поддержку. Укрепляя самодержавие, Екатерина II провела ряд крупных реформ в духе «просвещенного абсолютизма». Среди важнейших государственных актов правительства Екатерины: Учреждение для управления губерний(1775 г.), укрепившее аппарат власти на местах, и Жалованная грамота дворянству (1785 г.), оформившая сословные привилегии дворянства. Она также сократила перечень преступлений, караемых смертной казнью, приняла ряд мер к улучшению пенитенциарной системы (при ней началось строительство специальных тюремных зданий).

В исторической литературе существуют различные оценки времени правления Екатерины, результатов ее деятельности. Ученые, основывающиеся на концепции «просвещенного абсолютизма», обращают внимание на консервативный характер проводившейся политики, направленной на укрепление традиционных институтов самодержавия. Иная точка зрения у тех, кто видит во времени Екатерины попытку реализации политической модели, основанной на идеях Просвещения.

Кровавый опыт Французской революции способствовал разочарованию многих русских людей в пришедших с Запада идеях Просвещения. Стремясь найти «противоядие» разрушительной, и в итоге беспощадной революционной идеологии, русские мыслители все чаще стали обращаться к национальным корням. Ярким примером такого рода консерватизма стали произведения М.М.Щербатова.

Щербатов Михаил Михайлович(1733-1790 гг.). Наиболее крупные его произведения на политико-правовые темы: «Размышления о законодательстве вообще», «Разные рассуждения о правлении», «О повреждении нравов России».

По мнению Щербатова М.М., до образования государства люди находились в естественном состоянии. Но по причине разницы в личных качествах людей это состояние постепенно разрушалось и возникло неравенство. Люди пришли к решению заключить для общего блага договор между правителем и народом об образовании государства в целях обеспечения их безопасности, уступив ему часть (меньшую) своих прав. Остальные остались, как неотчуждаемые, естественные права.

Щербатов, как и многие его предшественники, выделял четыре варианта форм государства: правильные – монархию, аристократию, демократию и одну неправильную – деспотию. Однако он полагал, что в чистом виде ни одна из них никогда не существовала. Форму правления Щербатов ставил, так же как и Ш. Монтескье в зависимость от климата страны, размера территории, плодородия почвы, численности населения.

Классификация законов дана у Щербатова в духе традиций естественно-правовой школы. Все законы делятся на божественные, естественные и положительные. Последние должны соответствовать первым двум и также как форма государства зависеть от природных условий и численности населения данного государства.

В вопросах судопроизводства, М.М. Щербатов являлся сторонником идеи открытости и гласности процесса, участия защитников, точного соблюдения смысла закона, возможности обжалования судебных решений в определенные сроки. Он осуждал суровые санкции, настаивая на их смягчении.

Крупным просветителем XVIII в. в России был Семен Ефимович Десницкий(1740-1789 гг.). Он был первым русским профессором права, который читал лекции на русском языке. Его лекции имели огромное влияние на студентов. По его настоянию в число предметов, изучаемых в Московском университете, было включено русское право.Основные произведения:«Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции», «Юридическое рассуждение о вещах священных, святых и принятых в благочестие, с показанием прав, какими оные у разных народов защищаются», «Юридическое рассуждение о пользе знания отечественного законоискусства и о надобном возобновлении онаго в государственных училищах».

С. Е. Десницкий в то время, когда процветали отвлеченные идеи школы естественного права, выступил со своим самостоятельным и оригинальным учением.

Вместо господствовавшего в то время разделения истории на детство, юность и зрелость человеческого рода С.Е. Десницкий устанавливает следующие этапы его развития: первое состояние человеческого рода – охота и собирательство; затем идет скотоводство (пастушество); третьим, более высоким состоянием ученый считает хлебопашество (земледелие); последним и окончательным этапом развития человечества он считает «коммерческое состояние».

Ученый связывал происхождение государства с происхождением и развитием собственности, так как богатство, полагал он, является основой власти при всех формах правления.

Целью общественного союза и задачей государства С.Е. Десницкий считал достижение «общего блага». По его убеждению, государственная организация крепка только тогда, когда способствует всеобщему процветанию. Если то или иное государство представляет собой организацию, держащуюся лишь на насилии, оно недолговечно.

В основу науки государственного права С.Е. Десницкий положил учение о личных правах человека. Все права человека он делил на «природные», куда он относил право пользоваться жизнью, честью, здоровьем и собственностью, и «приобретенные», связанные с положением человека в обществе.

Ученый проектировал создание Сената из 600–800 лиц, избираемых сроком на пять лет из среды имущих классов населения. Быть избранными в Сенат могли лишь богатые люди, способные нести все расходы по пребыванию в столице в качестве сенаторов, так как содержания от государства им не полагалось.

Законодательная власть осуществляется монархом совместно с представительным органом. Без Сената монарх не может издать ни одного закона.

Сенат рассматривает также наиболее значительные по своему содержанию акты, издаваемые монархом как главой исполнительной власти, касающиеся введения налогов, объявления войны, заключения договоров с соседними державами. Он проверяет отчеты всех учреждений по расходованию ими средств.

Сенат является высшей судебной инстанцией и рассматривает все апелляции на судебные решения. Судьи должны быть несменяемыми и осуществлять судебное разбирательство в присутствии присяжных, выбираемых из лиц всех сословий, «публично», в присутствии посторонних лиц, и «гласно», при участии в судоговорении адвоката.

Распространение идей Просвещения и влияние Французской революции привели также к зарождению в России радикальной идеологии, наиболее ярким представителем которой был А.Н. Радищев.

Радищев Александр Николаевич (1749-1802 гг.). Основные произведения: «Путешествие из Петербурга в Москву», ода «Вольность», «Размышления о греческой истории». Был автором нескольких законопроектов: «О законоположении», «Проект о разделении Уложения Российского» и др.

Радищев считал, что причиной образования государства является природная социальность людей. В естественном состоянии все были равны, но с появлением частной собственности это равенство нарушилось. Как и Ж.-Ж. Руссо он связывал происхождение государства с появлением частной собственности. При заключении общественного договора народ оставляет суверенитет за собой, при этом он не мог согласиться на рабство, т.к. рабство – это противоестественное состояние. Государство есть результат молчаливого договора в целях обеспечения всем людям благой жизни, а также защиты слабых и угнетенных.

Монархию Радищев отвергал в любой форме, т.к. любое единоличное правление, по его мнению, есть деспотизм. Он считал, что нет и не может быть просвещенного монарха.

Радищев являлся сторонником теории естественного права. Он разделял естественное право (право на жизнь, собственность, безопасность, вольность, равенство перед законом) и положительное, основанное на естественном праве. В интересах общей пользы естественные права могут быть ограничены, но лишь в случаях, предусмотренных положительным законом, отражающим общие интересы граждан.

Радищев противопоставляет естественное право существующему положительному праву России и делает вывод, что оно противоречит общественному договору, поэтому народ, если его естественные права нарушаются, имеет право на восстание.

Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839 гг.) – государственный и политический деятель, советник императора Александра І. Под его руководством подготовлено и издано первое «Полное собрание законов российской империи» в 45 томах, а также «Свод законов Российской империи» в 15 томах.

М. Сперанский считал, что современная ему система правления России не способна гарантировать безопасность личности, собственности и чести каждого. Ее государственный строй – это не ограниченная никакими законами деспотия. Он предложил ввести правление в форме «истинной монархии», что будет отличаться от имеющегося полицейского государства, где нет места законности, прогрессу, народному просвещению, и будет основываться на таких важных буржуазных юридических принципах, как: законность, разделение власти, личная свобода, равенство общественных прав (личных и имущественных) для всех подданных. М. Сперанский подчеркивал, что конституционная монархия должна опираться на квалифицированный чиновничий аппарат, который будет обеспечивать ее функциональность. Он был убежден, что формы правления, которые гарантировали бы политическую и общественную свободу, могут быть созданы только при участии народа.

Политико-правовая концепция

революционного движения первой половины XIX века

Радикально-революционное направление государственно-политической мысли России в начале XIX века начали декабристы, которые в декабре 1825 г. восстали против самодержавия. Движение декабристов не было однородным и идейно целостным. Внутри него происходила борьба между радикально-демократическим крылом и крылом умеренных. Но всех их объединяло отрицание крепостничества, сословных привилегий и абсолютизма, признание необходимости революционного свержения самодержавия.

На формирование идеологии декабристов значительное влияние оказало несколько исторических факторов: прекращение реформаторской деятельности Александра I, Отечественная война 1812 г. и заграничные походы российской армии в 1813-1815 гг. Общей идейной основой движения была философия французского Просвещения (Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Ш. Монтескье). Объективно декабристы явились продолжателями демократического направления в русской общественной мысли (А.Н. Радищев).

В начале 1816 г. возникло первое тайное общество декабристов – «Союз спасения», в числе которого были молодые офицеры С.П. Трубецкой, братья Муравьевы-Апостолы, Н.М. Муравьев, П.И. Пестель, М.С. Лунин. «Союз спасения» просуществовал недолго, и на его основе в 1818 г. была создана новая организация - «Союз благоденствия», разногласия между членами которого привели к самороспуску «Союза» и в 1821 г. было основано «Южное общество» декабристов, программным документом которого стала написанная П.И. Пестелем «Русская правда» (работа над рукописью не была завершена). В том же году другие участники распавшегося «Союза благоденствия» образовали «Северное общество» во главе с Н.М. Муравьевым, который составил свой проект будущего устройства России – так называемую Конституцию.

Пестель Павел Иванович (1793-1826 гг.), глава «Южного общества» декабристов. П. Пестель различал государство и гражданское общество, полагая, что общество возникло в силу природного разделения людей на повинующихся и повелевающих, а государство – это приведенное в законный прядок общество, в котором повелевающие получили название правительства. Цель государства – всеобщее благо, если же оно заботится о немногих, то оно в своей основе порочно.

Все законы Пестель разделял на:

· духовные, содержащиеся в Священном Писании (они связывают «жизнь бренную с жизнью вечной»);

· естественные, происходящие из законов природы и «нужд естественных» (никто не может их «низвергнуть);

· гражданские, представляющие собой постановления государства, цель которых – общее благоденствие (издаются в соответствии с духовными и естественными законами).

Программа социальных и политических преобразований. В России в результате революции устанавливается президентская республика с разделением власти:

· законодательная власть принадлежит однопалатному Народному вече, которое избирается всеми лицами мужского пола, достигшими двадцатилетнего возраста (за исключением находящихся в личном услужении) сроком на пять лет. Вече принимает законы, имеет право объявления войны и заключения мира;

· исполнительную власть осуществляет державная Дума, состоящая из пяти человек, избираемых сроком на пять лет. Она «ведет войну и производит переговоры... Все министерства и вообще все правительствующие места состоят под ведомством и начальством державной Думы»;

· блюстительная власть, осуществляющая надзор за деятельностью первых двух ветвей власти, принадлежит Верховному собору, состоящему из 120 человек, которые назначаются пожизненно по предложению губерний. Верховный собор проводит экспертизу и утверждает законы, которые лишь после этой процедуры получают юридическую силу.

В проекте Россия представлена как унитарное государство с разделением на 10 областей. Каждая область, в свою очередь, состоит из пяти губерний, губернии из уездов, уезды из волостей.

Северное общество – тайная организация декабристов в 1821-1825 гг., идеологом которого был Н. Муравьев, автор принятой большинством членов Общества «Конституции». После поражения восстания 14 декабря 1825 г. организация прекратило свое существование.

Муравьев Никита Михайлович (1796-1843 гг.), глава «Северного общества» декабристов. Свои политико-правовые взгляды Н. Муравьев изложил в трех проектах Конституции, последний из которых (наиболее радикальный) он написал в 1826 г. в тюрьме по требованию следственного комитета.

Н. Муравьев, придерживаясь договорной теории происхождения государства, считал, что народ образует государство по договору, но при этом сохраняет свой суверенитет и не утрачивает естественные права, как неотчуждаемые.

Н. Муравьев считал, что все законы в государстве должны соответствовать неотчуждаемым правам человека. Всякие же иные законы «есть злоупотребление, основанное на силе».

План государственных преобразований. Государственное устройство – федерация с разделением на области, волости и уезды. В основе деления – исторические, экономические и географические факторы.

Наилучшая форма правления для России – конституционная монархия, основанная на принципе разделения власти.

Законодательная власть принадлежит Народному вече, состоящему из двух палат: Верховная дума, Палата представителей. Наличие второй палаты связано с тем, что будущее территориальное устройство России – федерация, поэтому каждому члену-федерату предоставляется место в законодательном органе.

Главой исполнительной власти является монарх, полномочия которого определены Конституцией: он назначает и смещает министров, главнокомандующих, представляет Россию на международных переговорах, имеет право созывать палаты Народного вече. Но вся его деятельность контролируется законодательным органом.

Судебная власть осуществляется довольно сложной системой судебных органов: в уездах создаются совестные суды (аналог мирового суда). Следующее звено судебной системы – областные суды (в этом суде есть коллегия присяжных заседателей). Высшим судебным органом является Верховное судилище, состоящее из пожизненно избранных Народным вече судей. В соответствии с проектом Н. Муравьева предусматривалось гласное и открытое рассмотрение дел в судах любого уровня.

На развитие политико-правовых концепций России второй половины XIX века значительное влияние оказала идеология революционного народничества, которая сформировалась как политическое течение в 60 – начале 70-х годов ХХ века среди интеллигенции. Концептуально система убеждений народничества содержала признание капитализма в России регрессом; признание самобытности русского экономического строя вообще и крестьянской общины в частности. С течением времени народничество раскололось на течении – пропагандистское (П. Лавров), якобинское (П. Ткачев) и анархизм (М. Бакунин). Фундаментом их учения были неприемлемости абсолютистского государства, самодержавно-бюрократического строя, помещичьего землевладения, убеждение в необходимости революционной борьбы против существующих порядков, преданность интересам крестьянства. Народники были носителями идей русского крестьянского социализма и считали, что процветающее будущее России – за «особым» некапиталистическим путем развития.

Пётр Лаврович Лавров (1823-1900 гг.) – российский философ, социолог и публицист. Он опирается на решающую роль критически настроенных лиц в историческом процессе. История такова, что массы не оказывали должного влияния на ход всех важных событий. Поэтому интеллигенция должна возродить и вызвать в народе стремление к борьбе и сознательному определению цели. Исходя из этого, основной задачей и методами деятельности интеллигентов-социалистов для устранения самодержавия является сближение с народом. Для этого необходимо «идти в массы», чтобы знать потребности, получить доверие, принести народу «накопленные знания», «разжечь революционную страсть» и добавить «его порывам целостности и организации». В единстве «интеллигенции и силы народных масс» П. Лавров видел одно из условий победы социальной революции в России. После победы революции фундаментом социалистического государства станет народная федерация русских революционных общин и артелей». Новый курс власти установит «общий труд для общей пользы», «оборону от внутренних и внешних врагов». П. Лавров считал, что на втором этапе социальной революции государство сохранится для построения рабочего социализма. При этом он не воспринимал насилия и принуждения.

Пётр Никитич Ткачёв (1844-1885 гг.) – российский публицист. В отличие от П. Лаврова, П. Ткачёв считал, что воспитательную работу следует проводить после переворота, пропаганда станет уместной, когда власть будет в руках революционной партии, что не останавливается перед диктаторскими средствами. Он считал, что незначительное количество народников может устранить самодержавие, захватить власть, совершить революцию. Тактика его пропаганды – организация заговоров, тайных обществ, которая практиковалась в Европе. Но в России для этого не хватало городского пролетариата, свободы печати, представительных учреждений, условий для законной пропаганды и других факторов. Поэтому стержнем революции в России должно выступить революционное меньшинство, которое освободит народ из-под гнета самодержавия. Орудием же захвата власти, по П. Ткачёву, следует считать подпольную организацию революционеров, а главным ее результатом – революционную державу, которая осуществит «социальную революцию с помощью реформ в области экономических, политических и юридических отношений общества». В переходный период он предлагал ввести учреждения, передать частную собственность в общее пользование, развить общественное самоуправление, после чего отменить принудительные функции государственной власти.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 178; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!